Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:27, реферат
На сегодняшний день особое внимание отводится тем социальным институтам, деятельность которых связанна с повышением уровня качества жизни отдельного человека и жизнеспособности общества в целом. К таким социальным институтам относится система здравоохранения, деятельность которой неразрывно и напрямую связанна с жизнью общества. В настоящее время ситуация с современной системой здравоохранения является сложной в связи с проводимой реформой административного управления. Трансформируются и изменяются все привычные организационные структуры, методы и механизмы управления, культура и способы управления. Целью данной работы является рассмотрение в отрасли системы развития трудовых ресурсов, базирующейся на экономических стимулах и социальных гарантиях, ориентированных на сближение интересов работника с интересами органов и учреждений здравоохранения в достижении высоких результатов труда по сохранению и охране здоровья человека и населения в целом.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день особое внимание отводится тем социальным институтам, деятельность которых связанна с повышением уровня качества жизни отдельного человека и жизнеспособности общества в целом. К таким социальным институтам относится система здравоохранения, деятельность которой неразрывно и напрямую связанна с жизнью общества. В настоящее время ситуация с современной системой здравоохранения является сложной в связи с проводимой реформой административного управления. Трансформируются и изменяются все привычные организационные структуры, методы и механизмы управления, культура и способы управления. Целью данной работы является рассмотрение в отрасли системы развития трудовых ресурсов, базирующейся на экономических стимулах и социальных гарантиях, ориентированных на сближение интересов работника с интересами органов и учреждений здравоохранения в достижении высоких результатов труда по сохранению и охране здоровья человека и населения в целом. Основополагающей идеей развития кадров, положенной в основу концепции, является интегрированное развитие кадров и служб здравоохранения. Основными задачами данной работы являются: 1) рассмотрение кадровой политики в системе здравоохранения; 2) выявление проблем связанных с разработкой кадровой политики; 3) разработать предложения по улучшению кадровой политики в здравоохранении. Главным и основным фактором конкурентоспособности современной организации является человеческий капитал. В условиях реформирования российской системы здравоохранения это положение остается недостаточно осмысленным, а существующая в медицинских учреждениях кадровая политика оказывается неадекватной требованиям сегодняшнего дня. Кадровая политика современной системы здравоохранения представляет собой многогранное, сложное и многоуровневое социокультурное явление. Это обусловлено пространством социальных взаимодействий внутри организации между её руководителем и персоналом. Эффективность взаимодействия руководителя и персонала зависит от ценностной системы, которая выступает основой кадровой политики. Кадровая политика обеспечивает адаптацию системы к требованиям социальной среды и повышает интеграцию элементов внутри системы. Культура кадровой политики состоит в определенном уровне осуществления процесса управления персоналом.
СУЩНОСТЬ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
Кадровая политика – система теоретических взглядов, идей, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы. Она определяет генеральное направление и основы работы с кадрами, общие, и специфические требования к ним и разрабатывается собственниками организации, высшим руководством, кадровыми службами. Определяющим субъектом кадровой политики в обществе является государство. Кадровая политика основывается на кадровой концепции организации, являющейся наряду с производственной, финансово-экономической, научно-технической, маркетинговой политикой элементом общей концепции ее развития. Кадровая политика организации определяется рядом факторов. Под внутренними факторами подразумевают цели и структуру организации, имеющийся морально-психологический климат в коллективе. Внешние факторы – это трудовое законодательство, перспективы развития рынка труда, взаимоотношения с профсоюзом. Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров, его развития в соответствии с потребностями организации, требованиями законодательства, состоянием рынка труда. В кадровой политике любой организации используется ряд понятий для обозначения объекта управления: человеческий фактор, человеческие ресурсы, трудовые ресурсы, рабочая сила, работники, персонал, кадры. Человеческий фактор - решение текущих и перспективных задач любого общества, связано, с определяющей ролью человеческого фактора, поскольку человек всегда был и остается решающим фактором общественного развития. Возрастающая роль таких факторов, как удовлетворенность трудом, необходимость постоянного повышения профессионального мастерства, и общеобразовательного уровня кадров, стремление к творческой работе, самоутверждению, потребовала изменения положения непосредственных производителей в организационной и социальной структурах производства, а также интенсивного поиска такой организации труда, и таких методов управления персоналом, которые позволили бы активнее стимулировать высокопроизводительную и высококачественную работу в новых условиях хозяйствования. В целом повышение роли человеческого фактора как социально-экономической категории означает не только оптимально организованное воспроизводство рабочей силы, но и эффективное ее функционирование, пропорциональное распределение трудовых ресурсов сферам занятости, отраслям производства и регионам страны. Речь идет о формировании высокопрофессионального кадрового потенциала, который и представляет собой человеческий фактор общественного развития, совокупность человеческих ресурсов современного производства. Человеческий фактор представляет собой главный компонент общественного развития, который образуется посредством участия людей в процессе создания материальных и духовных ценностей, оказания социально необходимых услуг. Население – это человеческие ресурсы, которые складываются естественно и исторически, непрерывно возобновляются в процессе производства и воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей. Одной из характеристик населения, как производителя духовных и материальных ценностей является трудовой (кадровый) потенциал, включающий в себя совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность. Трудовой потенциал - обобщающий, итоговый показатель человеческого фактора общественного развития. Разновидностью этого понятия является термин "человеческие ресурсы" ("кадровый потенциал"). При этом выделяются следующие основные аспекты изучения человеческих ресурсов: - индивидуально-психологический (уровень личности); - социально-психологический (уровень коллектива); - социологический или социально-экономический (уровень общества и его подструктур). Таким образом, человеческие ресурсы представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ, и являются обобщающим показателем человеческого фактора развития общественного производства. Рабочая сила - социально-экономическая категория, непосредственно соединена со средствами производства и воссоединена с личностью. Носителями единичной рабочей силы являются все трудоспособные члены общества, фактические или потенциальные работники производственной и непроизводственной сфер хозяйства всех категорий (рабочие, служащие, специалисты, руководители). При этом следует различать трудоспособность общую и профессиональную. Общая трудоспособность предполагает способность работника к труду, не требующему специальной подготовки. Профессиональная трудоспособность - это способность работника к конкретному труду в определенной отрасли профессиональной деятельности, которая предполагает специальную подготовку. Таким образом, рабочая сила представляет собой способность к труду, совокупность физических и духовных способностей человека, используемых в производственной деятельности. Основу рабочей силы составляет трудоспособность, т. е. состояние здоровья, знания, навыки и умения, позволяющие человеку выполнять работу определенного качества и объема. Трудовые ресурсы - это часть населения, имеющего необходимое физическое развитие, здоровье, образование, культуру, способности, квалификацию и обладающего профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности. Кадры - социально-экономическая категория, характеризующая человеческие ресурсы предприятия, региона, страны. В отличие от трудовых ресурсов, объединяющих все трудоспособное население страны (как занятых, так и потенциальных работников), понятие "кадры" включает в себя постоянный (штатный) состав работников, т.е. трудоспособных граждан, состоящих в трудовых отношениях с различными организациями. В этом смысле оно тождественно социально-экономической категории "рабочая сила", под которой понимают способность к труду, совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, необходимых ему для производства жизненных благ. Вместе с тем между этими понятиями существует различие. Рабочая сила - это общая способность к производительному труду, ее применение связано с производством материальных или духовных благ. Под кадрами обычно понимают штатных квалифицированных работников, прошедших предварительную профессиональную подготовку и обладающих специальными знаниями, трудовыми навыками или опытом работы в избранной сфере деятельности. Персонал - весь личный состав учреждения, предприятия, организации или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам (обслуживающий персонал). Основные характеристики, составляющие понятие "кадры" - постоянство и квалификация работников - для понятия "персонал" не являются обязательными. Персоналом называют постоянных и временных работников, представителей квалифицированного и неквалифицированного труда. Объект кадровой политики характеризуется различными понятиями и определениями, такими как: "человеческий фактор", "кадры", "человеческие ресурсы", "трудовые ресурсы", "рабочая сила", "персонал". Человеческие ресурсы являются обобщающим, итоговым показателем человеческого фактора, а кадры есть социально-экономическая категория, характеризующая человеческие ресурсы конкретного предприятия, региона, страны. Под объектом кадровой политики следует понимать именно человеческие ресурсы, которые представляют собой совокупность различных качеств людей, определяющих их общую трудоспособность к производству материальных и духовных благ. Кадры представляют собой и объект, и цель кадровой политики, реализация которой предполагает формирование, распределение и рациональное использование квалифицированных работников, занятых в производственных и непроизводственных отраслях общественного производства, т. е. собственно кадров. Кадры - понятие одновременно собирательное и многоуровневое. Собирательное потому, что объединяет работников различных отраслей деятельности, профессий, специальностей, видов труда (хозяйственные, научные, медицинские, преподавательские, военные). Принадлежность работника к той или иной отрасли дает лишь наиболее общее представление о его положении в общественном разделении труда, выполняемых функциях и профессиональных качествах. Многоуровневое означает, что состав кадров отражает, как структуру органов социального управления, так и иерархию работников внутри предприятий учреждений и организаций. С этой точки зрения различают такие категории работников, как руководители, специалисты, исполнители. Руководящий персонал можно ранжировать на руководителей высшего, среднего и низового звеньев; специалисты могут быть дифференцированы по уровню квалификации, категории, классности, исполнители по признаку подчиненности. Эта классификация касается и рабочих кадров, которые подразделяются на рабочих основного и вспомогательного производства и имеют различную квалификацию. Эта классификация носит детальный характер, отражает различия в содержании труда и имеет ярко выраженный социальный характер (различные социальные роли и статусы, степени квалификации, уровни доходов, условия труда). Формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, исходить из его реальных финансовых возможностей. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам. Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Управление
кадрами включает три взаимосвязанных
компонента: планирование, подготовку
и использование персонала. Первым условием
успешного управления кадрами является
взаимозависимое функционирование названных
компонентов: планирование развития кадров
- как количественное, так и качественное
- не будет иметь смысла, если система подготовки
и усовершенствования специалистов не
будет способна обеспечить оба этих аспекта.
Вместе с тем, подготовленные кадры должны
найти себе практическое применение, соответствующее
их профессиональной квалификации. В противном
случае ни планирование, ни подготовка
кадров не имеют смысла как ресурс развития
системы здравоохранения. Вторым непременным
условием эффективного управления кадрами
является реализация концепции интегрированного
развития медицинских кадров и самой системы
здравоохранения. Кадры необходимы для
развития данной системы и должны соответствовать
своему назначению. В понятие о системе
движения кадров вкладывается целый ряд
компонентов, обеспечивающих регулирование
поступления, распределения, динамику
профессионального развития персонала,
а также отток кадров из организации. Все
эти задачи решаются в интересах организации.
Однако очевидно, что их решение тесно
связано с реализацией системы вознаграждения
за труд. Эта система служит для привлечения,
поощрения и удержания кадров, необходимых
организации. Система вознаграждения,
основанная на принципах справедливости,
укрепляет мотивацию и направляет движение
кадров в русло, позволяющее совместить
индивидуальные интересы с интересами
организации. Система организации работы,
в свою очередь, тесно связана с первыми
двумя, ибо предполагает решение вопросов,
связанных с организационной структурой,
должностными инструкциями, информационными
потоками и т.д. Иначе говоря, это все то,
что составляет мотивационную основу
труда и делает его интересным и приятным.
Последнее очень важно, ибо, когда труд
- удовольствие, управление кадрами во
многом становится саморегулирующимся
высокоэффективным процессом. Уровень
экономической эффективности определяется
действующими в этой сфере рынками. Экономическая
модель перманентно конкурирующих рынков
в здравоохранении представляет собой
систему функционирования трех взаимосвязанных
рынков: 1) рынка служб здравоохранения,
определяющего количество различных видов
медицинских услуг, потребляемых населением,
и цены на них; 2) рынка кадров здравоохранения,
устанавливающего количество категорий
работающего персонала, и уровень его
заработной платы; 3) рынка медицинского
образования, предлагающего количество
выпускников каждого вида персонала и
стоимость образования. В рамках рынка
количество и цена устанавливаются в зависимости
от спроса и предложения. В свою очередь,
спрос и предложение определяются ценой.
В условиях постоянной рыночной конкуренции
ресурсы здравоохранения реализуются
через спрос и предложение, определяя
в каждом из трех рынков цену, служащую
механизмом уравновешивания. Все три рынка
функционируют в тесной взаимосвязи друг
с другом и находятся в динамическом процессе
развития. Изменения в спросе и предложении
на рынках находятся под влиянием политики
здравоохранения и экономики общества
в целом, изменений социальных и демографических
факторов. Изменения политики здравоохранения,
затрагивающие интересы одного рынка,
неминуемо влекут изменения в других рынках
- и не только в пределах сектора здравоохранения.
Поэтому при выработке политики развития
кадров здравоохранения необходимо предварительно
оценить все прямые и косвенные последствия
для системы от реализации этой политики.
Управление кадрами здравоохранения является
органической составной частью управления
системой здравоохранения в целом, подчиненной
тем же целям и направленной на их достижение
благодаря конкретной деятельности медицинского
персонала. Управление кадрами – это непрерывный
динамический процесс управления человеческими
ресурсами, целью которого является оптимальная
расстановка и использование сил на основе
более совершенного планирования, подбора,
усовершенствования, распределения кадров,
мотивации и регулярного объективного
контроля и оценки труда. Очевидно, что
цель управления персоналом состоит в
непрерывном поиске путей, способствующих
повышению эффективности труда. Эта цель
достигается за счет внедрения прогрессивных
форм организации труда и более рационального
использования имеющихся трудовых ресурсов.
В известной мере, последнее подразумевает
получение определенного экономического
эффекта, поскольку в этом случае на достижение
цели расходуется меньше материальных
средств, но больше организационных усилий
и управленческих способностей. Как всякий
управленческий процесс, управление персоналом
носит циклический характер. Практическую
основу этой деятельности составляют
регулярная и объективная информация
о составе и динамике кадров, описание
работ, подбор, расстановка и мотивация
персонала, формулировка целей непрерывного
обучения и его организация, планирование
и организация развития карьеры, регулярная
оценка эффективности выполняемых рабочих
функций. Все эти элементы перечислены
в последовательности, предполагающей
их взаимную обусловленность. Однако это
не абсолютное правило: следует учитывать
особенности каждого конкретного случая,
так или иначе, корректируя состав управленческой
деятельности. В последние годы в здравоохранении
предприняты существенные меры по сохранению
и развитию кадрового потенциала, повышению
его профессионального уровня, оптимизации
численности и состава, совершенствованию
технологии учебного процесса. Получила
дальнейшее развитие целевая контрактная
подготовка специалистов с высшим профессиональным
образованием, разработаны и утверждены
государственные образовательные стандарты,
значительно активизировалась работа
по охране труда специалистов в учреждениях
здравоохранения. Начата подготовка специалистов
новых специальностей с высшим ("Биотехнология",
"Экономика и управление здравоохранением",
"Клиническая психология", "Социальная
работа", "Сестринское дело") и
средним ("Медицинский технолог",
"Медицинский лабораторный техник")
профессиональным образованием. Основные
направления развития кадровой политики
в Кемеровской области: 1) оптимизация
управления здравоохранением на основе
рационального разграничения полномочий
и функций с целью эффективного использования
ресурсов отрасли; 2) развитие межмуниципального
и межсекторального подходов (с участием
государственного, ведомственного, частного
здравоохранения) к организации медицинской
помощи и охране здоровья населения; 3)
активизацию действий в повышении структурной
эффективности здравоохранения и внедрении
экономических методов управления ресурсами
отрасли, направленными на достижение
конечных результатов; 4) совершенствование
кадровой политики, основанной на увеличении
целевой подготовки специалистов по реальной
потребности через государственный заказ
и контрактные формы привлечения специалистов;
5) повышение социального статуса и престижа
профессии медицинского работника, в том
числе путем усиления мер их социальной
поддержки.
ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Современные
проблемы развития кадров здравоохранения
в своей основе многокомпонентны. Низок
престиж врачебной профессии. Слабы стимулы
для систематического повышения профессионального
уровня. Не всегда имеются полноценные
для этого возможности, особенно в сельской
местности. Серьезным недостатком в подготовке
врача в стенах медицинских университетов
является дефицит объема учебного времени
при перенасыщенном блоке социально-гуманитарных
дисциплин. Контрастно отличаются условия
для работы врача в городской и сельской
местности. Низка экономическая составляющая
оценки врачебного труда. Нивелированы
стандартами индивидуальные задатки личности
врача, оригинальность его профессионального
мышления применительно к каждому пациенту.
Стандарты в настоящий момент фактически
стали тормозом, парализующим врачебное
творчество и индивидуальный подход. Высок
уровень морально-психологического напряжения
в медицинских коллективах, особенно во
взаимоотношениях с пациентами. Нередки
случаи, когда пациент обращается в ЛПУ
не с просьбой оказать помощь в связи с
нарушенным здоровьем, а с необоснованным
требованием «назначить лечение по его
усмотрению». Разрастающаяся система
жалоб архаична по своей сути, хотя бы
потому, что если у человека что-то болит,
то нельзя искать виноватых в системе
здравоохранения. Боязнь врачей в отношении
санкций, практикуемых в настоящее время,
чаще всего экономических, сделали их
своеобразными заложниками пациентов.
Санкции парализуют инициативу в работе.
Додипломную подготовку врачей в системе
Минздравсоцразвития России проводят
47 медицинских вузов. Кроме того, врачей
готовят на 20 медицинских факультетах
госуниверситетов, в том числе технического
22 профиля, и в 15 негосударственных медицинских
образовательных учреждениях. И если качество
подготовки в медуниверситетах и академиях
контролируется непосредственно системой
здравоохранения, то в остальных учебных
учреждениях, упомянутых здесь, такой
контроль не осуществляется. Тем не менее,
проблема обеспечения медицинскими и
фармацевтическими кадрами учреждений
здравоохранения по-прежнему остается
одной из самых острых в отрасли. Это связано
с дефицитом персонала в первичном звене
и избытком специалистов узкого профиля,
чрезмерной концентрацией медработников
в крупных городах — по вполне понятным
причинам. Нарастает кризис в обеспечении
врачебным и особенно средним медицинским
персоналом в стационарах и поликлиниках
из-за возникших в последнее время диспропорций
в оплате труда. Серьезная проблема заключается
еще и в том, что в очень многих регионах
страны не находят должного профессионального
применения врачи общей практики. Развитие
здравоохранения предполагает наличие
кадровой политики, и цель ее, в конечном
счете, достаточно простая — удовлетворение
потребностей в профессионально подготовленном
врачебном и среднем персонале исключительно
для обеспечения сохранения и укрепления
здоровья граждан РФ. Главными элементами
кадровой политики являются: рациональное
планирование в подготовке и трудоустройстве
медицинских кадров, формирование госзаказа
на их подготовку, выравнивание региональных
диспропорций в распределении кадрового
потенциала в первичной, специализированной
и скорой медицинской помощи, определение
потребности в медицинских, научных и
педагогических кадрах с учетом среднесрочного
и долгосрочного развития отрасли, обновление
госстандартов обучения медицинских кадров,
реальное повышение эффективности аспирантуры
и докторантуры для увеличения научного
потенциала отрасли. Также нерешенными
остаются следующие проблемы в области
работы с кадрами: - несовершенство нормативно-правовой
базы, необходимость научно обоснованного
прогноза численности кадрового состава
и планирования подготовки специалистов
с высшим и средним медицинским образованием
на основе современных принципов планирования
потребности населения в медицинской
помощи; - отсутствие необходимых кадров
на приоритетных направлениях, сохранение
диспропорций между врачами общего профиля
и узкими специалистами, врачами и средними
медицинскими работниками, в медицинском
обслуживании городского и сельского
населения, в кадровом обеспечении различных
территорий страны; - несоответствие системы
подготовки специалистов потребностям
практического здравоохранения и задачам
структурной перестройки отрасли; - несовершенство
системы оплаты труда, соответствующей
нагрузке и ответственности, форм компенсации
за работу в сложных и опасных для здоровья
условиях труда; - усиление тенденции оттока
из отрасли специалистов; - несовершенство
организации и управления кадровой службой,
призванной осуществлять эффективную
кадровую политику, отражающую современные
подходы к управлению человеческими ресурсами;
- отсутствие должной профессиональной
подготовки и оптимальной системы отбора
руководителей, необходимость формирования
нового типа руководителя здравоохранения,
способного работать в новых экономических
условиях. Одной из главных проблем остается
отсутствие продуманной вертикали подготовки
организаторов здравоохранения. В академии
им. И. М. Сеченова существует единственный
в стране факультет, готовящий управленцев
для здравоохранения, ежегодный выпуск
которого составляет 30—40 человек. В совокупности
существует ослабление целостности системы
здравоохранения. Нехорошим сигналом
является ситуация, когда некоторые студенты
старших курсов медицинских университетов
уже разочаровались в своей будущей профессии.
Это притом, что о реальном положении дел
они судят только по чужому опыту, так
как их собственная практика впереди.
Такая же причина находится в основе оттока
кадров из системы здравоохранения в другие
отрасли народного хозяйства. Повсеместно
имеет место их неустойчивость и нехватка.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
В настоящее время меняется характер отношений
человека и организации, что находит отражение
в признании их взаимной заинтересованности
друг в друге. Нельзя игнорировать тот
факт, что в российском здравоохранении
идет активный процесс смены поколений,
когда в медицинское учреждение приходят
люди, имеющие иные ценностные установки
относительно своей профессиональной
деятельности, и процесс управления ими
требует переосмысления идейных основ
и практических моделей реализации кадровой
политики. Поэтому следует констатировать,
что в современных условиях необходимо
изменение кадровой политики в системе
здравоохранения, переведение ее в новое
качество. Одним из факторов модернизации
кадровой политики является управленческая
культура руководителя: создавая нормы
деятельности для других, руководитель
транслируют собственные ценностные установки,
понимание и видение процесса управления
персоналом. Так же можно выделить целый
ряд предложений, связанных с кадровой
политикой в здравоохранении: 1) совершенствование
кадровой политики, основанной на увеличении
целевой подготовки специалистов по реальной
потребности через государственный заказ
и контрактные формы привлечения специалистов;
2) повышение социального статуса и престижа
профессии медицинского работника, в том
числе путем усиления мер их социальной
поддержки; 3) необходимо создание в отрасли
системы развития трудовых ресурсов, базирующейся
на экономических стимулах и социальных
гарантиях, ориентированных на сближение
интересов работника с интересами органов
и учреждений здравоохранения в достижении
высоких результатов труда по сохранению
и охране здоровья человека и населения;
4) необходим системный подход к формированию
кадровой политики в здравоохранении,
который позволит более полно задействовать
человеческий фактор в решении стратегических
задач, стоящих перед отраслью, и обеспечить
дальнейшее повышение качества медицинской
помощи населению на основе рационального
использования ресурсов; 5) качественное
повышение интеллектуальной составляющей
менеджмента в здравоохранении – постепенный
переход от интуитивных, опытно-прагматических
методов управления отраслью в целом и
ее составляющих структур к действительно
научно-обоснованным методам и формам
классического менеджмента; 6) формирование
и использование в управлении отраслью
в современных условиях приоритета экономических
отношений в медицине, качественно нового
кадрового ресурса менеджеров здравоохранения;
7) необходимо привести систему формирования
и использования кадрового резерва в соответствие
с современными требованиями, обеспечить
высокую технологичность этого процесса,
исключить проявления необъективного
подхода к перспективным работникам, их
карьерным устремлениям. В этих целях
целесообразно: разработать и утвердить
Положение, на федеральном уровне устанавливающее
порядок организации работы, теоретически
обосновать необходимость института резерва
кадров из числа высококвалифицированных
специалистов для выдвижения на руководящие
должности во всех сферах общественной
жизни; 8) следует более четко определить
критерии подбора и расстановки руководящих
кадров, позволяющие объективизировать
характеристики кандидатов к выдвижению,
снижающие вероятность, ошибочность кадровых
назначений, выработать механизм ответственности
руководителей за кадровые ошибки; 9) максимальное
внедрение современных кадровых технологий
и компьютеризации процессов управления
персоналом; 10) гибкое, динамичное и постоянное
развитие системы управления персоналом,
отвечающее текущим интересам компании;
11) для того чтобы добиться существенных
изменений в отрасли, необходимо заняться
управленческим корпусом, потому что сейчас
нередко на должность руководителя департамента
здравоохранения территории назначается
человек, угодный губернатору, даже если
у того подчас нет опыта руководства отделением
в ЛПУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные проблемы развития кадров здравоохранения связаны с дефицитом персонала, оказывающего первичную медицинскую помощь, избытком специалистов узкого профиля и с чрезмерной концентрацией медицинских работников в крупных городах. Для развития кадровой политики в здравоохранении можно предложить 2 мероприятия. Первое — развитие системы управления кадрами, в том числе в области информации, эффективное использование медицинских кадров, включая их непрерывное обучение, развитие кадровой службы в здравоохранении. Второе — подготовка кадров здравоохранения, которая включает в себя развитие и совершенствование системы высшего и среднего специального медицинского образования и обеспечение выпуска необходимых учебных материалов и наглядных пособий, а также проведение научных исследований в кадровой политике. Управление кадрами охватывает все основные направления, касающиеся персонала здравоохранения, — вопросы найма, назначения на должность, определения места работы, продвижения по службе, повышения квалификации, выдачи лицензий, присуждения наград и введения надбавок, контроля за деятельностью, а также завершения трудовой деятельности и предоставления различных льгот и услуг работникам, вышедшим на пенсию. Чтобы удержать работников, особенно на административных должностях, необходимо продвижение по службе и предоставление возможности повышения квалификации на рабочем месте. Требуются глубокие научные исследования в области кадрового обеспечения здравоохранения, результаты которых могли бы лечь в основу процесса принятия решений. Как правило, при планировании медицинских кадров основной акцент продолжают делать на количественные потребности, когда учитывается лишь узкая профессия. Недостаточна координация между кадровой службой, системой подготовки и переподготовки кадров, а также практическим здравоохранением. Планы редко основываются на исследованиях профессиональных процессов, в ходе которых определяются задачи каждого медицинского работника. Основные мероприятия, связанные с подготовкой кадров в здравоохранении, осуществляются на основе принципов стратегии и политики развития здравоохранения и включают в себя следующие:
1.
Совершенствование управления
2. Развитие и совершенствование сети медицинских образовательных учреждений.
3.
Совершенствование учебно-
4.
Разработка и создание