Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:50, доклад
В настоящее время все больше внимания уделяется повышению эффективности и качества учебного процесса. В этой связи особую значимость приобретает оптимизация учебно-воспитательного процесса, то есть достижение наилучшего результата с наименьшей затратой времени. Я думаю, что этого можно достичь при помощи дифференциации образования и активизации познавательной деятельности учащихся.
1. Введение.
2. Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и внеклассных занятиях по математике:
а) Устные упражнения.
б) Дидактические игры.
в) Работа с учебником.
г) Самостоятельная работа.
д) Проблемные ситуации.
е) Зачет.
3. Заключение.
Доклад на тему
«Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по математике в 5 классе».
Подготовила учитель физики Благодарной средней школы Куспакова Р.Т. |
2012 – 2013 уч. г.
Содержание.
а) Устные упражнения.
б) Дидактические игры.
в) Работа с учебником.
г) Самостоятельная работа.
д) Проблемные ситуации.
е) Зачет.
3. Заключение.
Введение.
В настоящее время все больше внимания уделяется повышению эффективности и качества учебного процесса. В этой связи особую значимость приобретает оптимизация учебно-воспитательного процесса, то есть достижение наилучшего результата с наименьшей затратой времени. Я думаю, что этого можно достичь при помощи дифференциации образования и активизации познавательной деятельности учащихся.
Уменьшение
количества учебных часов,
Возникновение
интереса к математике у
Для активизации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы. Остановлюсь на тех приемах, которые я применяю чаще других и которые дают положительный эффект в обучении. Это устные упражнения, дидактические игры, работа с книгой, контролирующая самостоятельная работа, проблемные ситуации, зачеты, нетрадиционные уроки.
Устные упражнения.
Одним из средств, способствующих лучшему усвоению математики, являются устные упражнения. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности, повышают интерес к изучаемому материалу.
Проводимые в начале урока устные упражнения помогают учащимся быстро включаться в работу, в середине или конце урока служат своеобразной разрядкой после напряжения и усталости, вызванной письменной или практической работой. В ходе выполнения этих упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, получают возможность отвечать устно, причем они сразу проверяют правильность своего ответа. В отличие от письменных упражнений содержание устных таково, что решение их не требует большого числа рассуждений, преобразований, громоздких вычислений. Они дают возможность судить о готовности класса к изучению нового материала, и степени его усвоения, помогают выявить ошибки учащихся.
Дидактические игры.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
При закреплении изученной темы и повторении материала хорошо и удобно использовать математическое лото. Математическое лото удобно и для групповой, и для индивидуальной работы. В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Ученик достает из конверта карточку, решает упражнение и накрывает ею соответствующий ответ. Если все упражнения решены правильно, то после переворачивания лицевой стороной должен получиться рисунок. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы.
Приведу пример карточек математического лото по теме «Все действия с десятичными дробями».
0,8 5,6 5 |
28,53 0,8 + 1,47 0,8 |
4 1,75 |
34,47 0,9+5,53 0,9 |
7,86х – 2,86х, если х = 0,4. |
13,56х + 6,44х, если х=0,6. |
7 |
24 |
36 |
2 |
22,4 |
12 |
В курсе
математики, особенно геометрии,
много серьезных правил, определений
и теорем. Как добиться
Класс разбивается на группы по 5, 6 человек. Желательно, чтобы число игроков в каждой группе было одинаково. Теперь нужно снабдить каждую группу карточками с заданиями (карточки составляют сами учащиеся, вопросы записывают под диктовку учителя после прохождения каждой темы).
Эту игру
можно проводить в любой
Всевозможные
формы кодирования ответов
Пример.
Применяя приемы последовательного деления, найдите частные: 450:18 ; 315:15 ; 420:28 ; 360:8 ; 2100:15 ; 600:25 ; 425:25 ; 490:14. Заменив частные буквами, вы прочтете название птиц- метеорологов.
н |
м |
л |
и |
а |
о |
г |
ф |
24 |
45 |
21 |
140 |
15 |
35 |
17 |
25 |
Так же в своей работе я использую такие дидактические игры как «Математическая цепочка», «Соревнование-эстафета». Большой арсенал игр предлагает нам телевидение. Это и «Счастливый случай», и «Поле чудес», и «Звездный час», и «Слабое звено».
Для активизации
учебной деятельности школьнико
Игра – это творчество. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Среди всех видов учебной деятельности особое место занимает работа с учебником. Навыки работы с учебником необходимо прививать с младших классов. Для более глубокого изучения некоторых тем знакомлю учащихся с дополнительной литературой.
При работе с книгой использую следующие приемы:
Если тема
урока позволяет организовать
самостоятельную работу с
В своей
работе я практикую проведение
разнообразных самостоятельных
работ: обучающих, контролирующ
Пользуюсь следующими видами самостоятельных работ, которые занимают ведущую роль в моей практике.
1) Самостоятельная
работа с предварительным
2) Решение задач с последующей проверкой. (Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом учитель поэтапно выясняет осмысленность решения путем постановки соответствующих вопросов.)
3) Многовариантные
задания с готовыми ответами (тестами)
или перфокартами. Эти работы
помогают быстрому
4) Математические диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой.
5) Самостоятельная
работа с комментариями и
6) Работа
по заданному алгоритму
После прохождения
параграфа провожу проверочную
самостоятельную работу. Готовится
несколько комплектов
Проблемные ситуации.
Чтобы вызвать у учащихся интерес к своему предмету, формирование у учащихся убежденности в реальном происхождении математических понятий и важности математических методов решения практических задач, развития их познавательной активности, способностей, самостоятельности пользуюсь проблемным обучением.
Для меня
в процессе обучения главным
является постановка перед
Так как же создавать эти проблемные ситуации, какие существуют варианты их постановки?
Пример 1. В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они, обычно, слепо копируют его решение. При решении какой-либо задачи умышленно делаю ошибку: