Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:50, доклад
В настоящее время все больше внимания уделяется повышению эффективности и качества учебного процесса. В этой связи особую значимость приобретает оптимизация учебно-воспитательного процесса, то есть достижение наилучшего результата с наименьшей затратой времени. Я думаю, что этого можно достичь при помощи дифференциации образования и активизации познавательной деятельности учащихся.
1. Введение.
2. Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и внеклассных занятиях по математике:
а) Устные упражнения.
б) Дидактические игры.
в) Работа с учебником.
г) Самостоятельная работа.
д) Проблемные ситуации.
е) Зачет.
3. Заключение.
(3х+7)·2-3=17
(3х+7)·2=17-3 (умышленная ошибка)
(3х+7)·2=14
3х+7=14:2
3х=7-7
х=0.
Естественно при проверке ответ не сходится. Я удивляюсь, делаю вид, что не понимаю, в чем же тут дело. И даю задание: «Найдите мою ошибку». В результате все до единого увлеченно решают самостоятельно данный пример и с восторгом находят ошибку учителя. Они решили проблему, решили увлеченно и самостоятельно. Более того, многократные тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за мыслью и решением учителя и, естественно, за своими записями. Результат – внимательность и заинтересованность на уроках.
Пример 2. Даю на дом задачу и говорю, что у меня не получается. Если же и у вас не получается – прошу обращаться за помощью к любому, но главное - обязательно попытаться решить задачу. Естественно задача вполне решается, и на следующем уроке у всех радостные лица: масса вариантов решений, много логических подходов.
Пример 3. Я оставляю задачу или пример, решаемый на уроке, незавершенным. Ученики вынуждены самостоятельно решать до конца поставленную задачу.
Конечно, ученики постепенно начинают разгадывать хитрость учителя, но игра уже захватывает их самих. В результате математика превращается для них в увлекательную игру, в которой для победы требуются и ум,и смекалка, и смелость, следовательно,- систематичность в подготовке к урокам математики.
Зачеты.
В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями необходимо разнообразить формы контроля знаний учащихся. С этой целью практикую проведение зачетов. На зачет выношу основные теоретические вопросы и задачи, имеющие сравнительно большую образовательную ценность.
Каждый ученик на зачете получает карточку, в котором указаны два задания: теоретический вопрос (с доказательством) и задача. Учащиеся, первым сдавшие зачет, становятся ассистентами и принимают зачет у своих одноклассников.
Нетрадиционные уроки.
Хорошо известно, что устные упражнения – неотъемлемая часть урока математики. Учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность.
Хорошо развитые навыки устного счета – одно из условий успешного обучения учащихся в старших классах. Начинать развивать эти навыки необходимо, когда учащиеся приходят к нам из начальной школы. Именно в 5 классах закладываются основы обучения математики. Если не научить считать в этот период, в дальнейшем появятся трудности в работе.
Часто сталкиваешься
при устном счете с такой проблемой,
как охват всех учащихся. Как правило,
классы по силам неоднородны, сильные
ученики выполняют все
Хорошо с этой проблемой можно справиться при помощи математического диктанта.
Цель этого вида работы: во-первых, подготовить учащихся к продуктивной работе на всем протяжении урока, значит, среди этих упражнений должны быть задания на восстановление опорных заданий и умений. Во-вторых, первичная проверка знаний по теме. И, в-третьих, постоянно проводить работу по поддержанию и совершенствованию ранее сформулированных знаний и умений, в частности, вычислительных навыков.
Работу по подготовке проведения математического диктанта я провожу следующим образом: на доске по вариантам кратко выписываю условия к заданиям (числа, рисунки), сами же задания проговариваю устно. Пятое задание, как правило, общее, носит занимательный характер.
Очень удобно в 5 классах использовать при этом заранее подготовленные бланки, в которых дети записывают только ответы. Причем использовать их можно многократно. Такой вид проверочной работы позволяет учителю получить достаточно быструю и подробную информацию об уровне усвоения пройденного материала, как отдельными учениками, так и классом в целом. Так как задания к диктанту достаточно простые, в журнал выставляется итоговая оценка по результатам трех работ.
Фамилия ученика, класс, вариант | ||||||
Дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
оценка |