Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по математике в 5 классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:50, доклад

Краткое описание

В настоящее время все больше внимания уделяется повышению эффективности и качества учебного процесса. В этой связи особую значимость приобретает оптимизация учебно-воспитательного процесса, то есть достижение наилучшего результата с наименьшей затратой времени. Я думаю, что этого можно достичь при помощи дифференциации образования и активизации познавательной деятельности учащихся.

Оглавление

1. Введение.
2. Приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и внеклассных занятиях по математике:
а) Устные упражнения.
б) Дидактические игры.
в) Работа с учебником.
г) Самостоятельная работа.
д) Проблемные ситуации.
е) Зачет.
3. Заключение.

Файлы: 1 файл

Aktivizachia_poznovatelnoy_deatelnosti_i_yzawixsa_na_zanatiax_po_matematike.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

                           (3х+7)·2-3=17

                           (3х+7)·2=17-3 (умышленная ошибка)

                           (3х+7)·2=14

                            3х+7=14:2

                             3х=7-7

                               х=0.

Естественно при проверке ответ не сходится. Я удивляюсь, делаю вид, что не понимаю, в чем же тут дело. И даю задание: «Найдите мою ошибку». В результате все до единого увлеченно решают самостоятельно данный пример и с восторгом находят ошибку учителя. Они решили проблему, решили увлеченно и самостоятельно. Более того, многократные тренировки такого рода заставляют учеников очень внимательно следить за мыслью и решением учителя и, естественно, за своими записями. Результат – внимательность и заинтересованность на уроках.

     Пример 2. Даю на дом задачу и говорю, что у меня не получается. Если же и у вас не получается – прошу обращаться за помощью к любому, но главное -  обязательно попытаться решить задачу. Естественно задача вполне решается, и на следующем уроке у всех радостные лица: масса вариантов решений, много логических подходов.

     Пример 3. Я оставляю задачу или пример, решаемый на уроке, незавершенным. Ученики вынуждены самостоятельно решать до конца поставленную задачу.

     Конечно,  ученики постепенно начинают разгадывать хитрость учителя, но игра уже захватывает их самих. В результате математика превращается для них в увлекательную игру, в которой для победы требуются и ум,и  смекалка, и смелость, следовательно,- систематичность в подготовке к урокам математики. 

 

Зачеты.

     В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями необходимо разнообразить формы контроля знаний учащихся.  С этой целью практикую проведение зачетов. На зачет выношу основные теоретические вопросы и задачи, имеющие сравнительно большую образовательную ценность.

     Каждый  ученик на зачете получает  карточку, в котором указаны два  задания: теоретический вопрос (с  доказательством) и задача. Учащиеся, первым сдавшие зачет, становятся ассистентами и принимают зачет у своих одноклассников.

 

Нетрадиционные  уроки.

   Формирование  познавательной активности  возможно  при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему  интересна. Следовательно, высокая  познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен  предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы»          Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные уроки, считаю, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю уроки - путешествия, уроки - турниры, уроки - соревнования и интегрированные уроки, которые тоже проводятся в нетрадиционной форме. Такие уроки я применяю в 5- 8-ых классах, в основном, для обобщения тем. Все эти уроки – уроки-праздники, на которые можно пригласить родителей учащихся, учителей школы.

Математический диктант .

Хорошо известно, что  устные упражнения – неотъемлемая часть урока математики. Учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность.

Хорошо развитые навыки устного счета – одно из условий успешного обучения учащихся в старших классах. Начинать развивать эти навыки необходимо, когда учащиеся приходят к нам из начальной школы. Именно в 5 классах закладываются основы обучения математики. Если не научить считать в этот период, в дальнейшем появятся трудности в работе.

Часто сталкиваешься  при устном счете с такой проблемой, как охват всех учащихся. Как правило, классы по силам неоднородны, сильные  ученики выполняют все упражнения довольно быстро, это приводит к тому, что постоянно отвечают одни и те же, и им становится скучно. Другие же имеют возможность либо вообще отлынивать от устных упражнений, либо выполнять их от случая к случаю. Смысл же заданий устного счета в том, чтобы каждый ученик выполнил весь объем вычислений, а учитель имел возможность быстро и легко проверять работу учащихся.

Хорошо с этой проблемой  можно справиться при помощи математического диктанта.

Цель этого вида работы: во-первых, подготовить учащихся к  продуктивной работе на всем протяжении урока, значит, среди этих упражнений должны быть задания на восстановление опорных заданий и умений. Во-вторых, первичная проверка знаний по теме. И, в-третьих, постоянно проводить работу по поддержанию и совершенствованию ранее сформулированных знаний и умений, в частности, вычислительных навыков.

Работу по подготовке проведения математического диктанта я провожу следующим образом: на доске по вариантам кратко выписываю  условия к заданиям (числа, рисунки), сами же задания проговариваю устно. Пятое задание, как правило, общее, носит занимательный характер.

Очень удобно в 5 классах использовать при этом заранее подготовленные бланки, в которых дети записывают только ответы. Причем использовать их можно многократно. Такой вид проверочной работы позволяет учителю получить достаточно быструю и подробную информацию об уровне усвоения пройденного материала, как отдельными учениками, так и классом в целом. Так как задания к диктанту достаточно простые, в журнал выставляется итоговая оценка по результатам трех работ.

Фамилия ученика, класс, вариант

Дата

1

2

3

4

5

оценка

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях по математике в 5 классе