Проектно-исследовательская деятельность учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:01, практическая работа

Краткое описание

Цель - создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление.

Файлы: 1 файл

Проектно-исследовательская деятельность учащихся.ppt

— 247.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Проектно-исследовательская деятельность учащихся

 

 

 

 

Метод проектов

 

  • 1919 г. США – идеи Дьюи, Лая, Торндайка
  • 1925г. Россия – издание В.Х. Кил-патрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе»

 

 

 

 

Исходный лозунг : «Все из жизни, все для жизни»

 

  • Цель  -  создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление.

 

 

 

 

Исходные теоретические позиции метода проектов

 

  • В центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
  • Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности;
  • Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
  • Усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

 

 

 

 

 

Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе

 

Каждый учащийся выбирает себе подтему

 

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

 

1.2 Выделение подтем в темах проектах

 

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

 

Учитель отбирает и предлагает темы проекта

 

1.1 Выбор темы проекта

 

1. Разработка проектного задания

 

деятельность учащихся

 

 деятельность   учителя

 

   стадии

 

 

 

 

В группах и в классе обсуждают формы представления

 

Принимает участие в обсуждении

 

1.5Определение форм представления итогов

 

Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий

 

Если проект объемный, преподаватель заранее готовит задания для поисковой деятельности

 

1.4Подготовка материалов к исследовательской работе(вопросы, на которые нужно ответить)

 

Деятельность учащихся

 

Деятельность учителя

 

Стадии

 

Учащиеся определили свои подтемы и группируются в команды

 

Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся в группы

 

1.3 Формирование творческих групп

 

 

 

 

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки

 

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству

 

5.Рефлексия

 

Докладывают о результатах своей деятельности

 

Учитель организует экспертизу

 

4.Презентация

 

Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

 

Учитель консультирует, координирует работу учащихся

 

3.Оформление результатов

 

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

 

Учитель консультирует, координирует работу учащихся

 

2. Разработка проекта

 

 

 

 

Исследовательская деятельность обучающихся

 

  • Деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением;
  • Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы; изучение теории; подбор методик исследования; сбор собственного материала; анализ и обобщение; собственные выводы

 

 

 

 

Проектно-исследовательская деятельность

 

  • Деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов
  • Целью учебного исследования является развитие личности, а не получение объективно нового результата

 

 

 

 

Специфика реализации исследовательских задач в школе

 

   Требования возрастной психологии накладывают ограничения на:

             -тематику

             - характер

             - объем исследований

                                

                               

 

 

 

 

Классификация задач по сложности

 

  • Задачи практикума: служат для иллюстрации какого-либо явления, результат стабилен и не требует анализа
  • Исследовательские задачи: исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов
  • Научные задачи: присутствуют много факторов, влияние которых достаточно сложно( неприменимы в школе)

 

 

 

 

Классификация творческих работ учащихся  в области естественных и гуманитарных наук

 

  • Проблемно-реферативные: творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников предполагающие сопоставление разных источников и на основе этого собственную трактовку проблемы
  • Экспериментальные : творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат; носят скорее иллюстративный характер
  • Натуралистические или описательные: творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления; одной из разновидностей являются работы общественно-экологической направленности

 

 

 

 

  • Исследовательские : творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления; особенностью таких работ является непредсказуемость результата, который могут дать исследования.

 

 

 

 

В процессе работы над проектом формируются следующие элементы исследовательской деятельности

 

  • Мыследеятельностные: выдвижение идей, проблематизация, целеполагание, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или методики, самоанализ, рефлексия.
  • Презентационные: построение устного доклада, выбор способов и форм наглядной презентации, изготовление предметов наглядности.
  • Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
  • Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет.

 

 

 

 

  • Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, проведение собственного эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов
  • Информационные: структурирование информации, прием и передача информации, упорядоченное хранение и поиск.

 

 

 

 

 

Оценивание успешности обучаемого

 

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Можно оценивать:

  • Степень самостоятельности в работе над проектом;
  • Практическое использование предметных ЗУН;
  • Степень осмысления использованной информации;
  • Уровень сложности и степень владения методиками;
  • Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • Уровень организации и проведения презентации;
  • Владение рефлексией;
  • Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
  • Социальное и прикладное значение результатов.

 

 

 

 

  • Самое решающее звено этой новации – учитель. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию знаний и информации из различных источников.
  • Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в результативную созидательную  творческую работу.

                                           

 

 

 

 

 

 

                                   

                                        

 

 

Автор презентации:

заместитель директора по  учебной работе

Софронова И.Б.

МОУ Медвежьегорская СОШ № 2

 

 

 

                                     


Информация о работе Проектно-исследовательская деятельность учащихся