Проектно-исследовательская деятельность учащихся
Метод проектов
- 1919 г. США – идеи Дьюи, Лая, Торндайка
- 1925г. Россия – издание В.Х. Кил-патрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе»
Исходный лозунг : «Все из жизни, все для жизни»
- Цель
- создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции метода проектов
- В центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
- Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности;
- Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
- Усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе
Каждый учащийся выбирает себе подтему
Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора
1.2 Выделение подтем в темах проектах
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме
Учитель отбирает и предлагает темы проекта
1.1 Выбор темы проекта
1. Разработка проектного задания
деятельность учащихся
деятельность учителя
стадии
В группах и в классе обсуждают формы представления
Принимает участие в обсуждении
1.5Определение форм представления итогов
Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий
Если проект объемный, преподаватель заранее готовит задания для поисковой деятельности
1.4Подготовка материалов к исследовательской работе(вопросы, на которые нужно ответить)
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Стадии
Учащиеся определили свои подтемы и группируются в команды
Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся в группы
1.3 Формирование творческих групп
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству
5.Рефлексия
Докладывают о результатах своей деятельности
Учитель организует экспертизу
4.Презентация
Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
Учитель консультирует, координирует работу учащихся
3.Оформление результатов
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
Учитель консультирует, координирует работу учащихся
2. Разработка проекта
Исследовательская деятельность обучающихся
- Деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением;
- Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы; изучение теории; подбор методик исследования; сбор собственного материала; анализ и обобщение; собственные выводы
Проектно-исследовательская деятельность
- Деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов
- Целью учебного исследования является развитие личности, а не получение объективно нового результата
Специфика реализации исследовательских задач в школе
Требования возрастной психологии накладывают ограничения на:
-тематику
- характер
- объем исследований
Классификация задач по сложности
- Задачи практикума: служат для иллюстрации какого-либо явления, результат стабилен и не требует анализа
- Исследовательские задачи: исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов
- Научные задачи: присутствуют много факторов, влияние которых достаточно сложно( неприменимы в школе)
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук
- Проблемно-реферативные: творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников предполагающие сопоставление разных источников и на основе этого собственную трактовку проблемы
- Экспериментальные : творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат; носят скорее иллюстративный характер
- Натуралистические или описательные: творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления; одной из разновидностей являются работы общественно-экологической направленности
- Исследовательские : творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления; особенностью таких работ является непредсказуемость результата, который могут дать исследования.
В процессе работы над проектом формируются следующие элементы исследовательской деятельности
- Мыследеятельностные: выдвижение идей, проблематизация, целеполагание, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или методики, самоанализ, рефлексия.
- Презентационные: построение устного доклада, выбор способов и форм наглядной презентации, изготовление предметов наглядности.
- Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.
- Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет.
- Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, проведение собственного эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов
- Информационные: структурирование информации, прием и передача информации, упорядоченное хранение и поиск.
Оценивание успешности обучаемого
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Можно оценивать:
- Степень самостоятельности в работе над проектом;
- Практическое использование предметных ЗУН;
- Степень осмысления использованной информации;
- Уровень сложности и степень владения методиками;
- Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- Уровень организации и проведения презентации;
- Владение рефлексией;
- Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- Социальное и прикладное значение результатов.
- Самое решающее звено этой новации – учитель. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию знаний и информации из различных источников.
- Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.
Автор презентации:
заместитель директора по учебной работе
Софронова И.Б.
МОУ Медвежьегорская СОШ № 2