Роль семьи в познавательных интересов учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:21, дипломная работа

Краткое описание

Особая роль в формировании познавательной мотивации отводится семье. Одна из задач семьи, как института развития и воспитания ребенка - создать максимальные условия для его роста и развития. У.Бронфенбреннер резюмировал решающее значение семьи в развитии человека следующим образом: «Для того чтобы развиться - интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно - ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка, с одним или несколькими людьми, с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная иррациональная связь и которые обеспокоены благополучием и развитием ребенка, желательно на протяжении всей своей жизни».

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов в семье.
Сущность понятия познавательного интереса, его структура.
Пути и способы формирования познавательного интереса.
Особенности современной семьи и возможности формирования познавательных интересов у детей.
Глава 2. Развитие познавательных интересов у школьников в семье и взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахста1.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

                    Министерство образования и науки  Республики Казахстан

                    Аркалыкский государственный педагогический институт

                                                           им. Ы. Алтынсарина

 

 

 

« Допущена к защите»

Заведующий кафедрой

               П.А.Ахметова

 

 

 

                                                 КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

    На тему: «  Роль  семьи в познавательных  интересов  учащихся »

 

         по специальности  5В010300 – « Педагогика и психология»  

        

 

 

 

 

Выполнила                                                                   А.К. Абуова

 

Научный  руководитель

кпн,доцент                                                                   П.А. Ахметова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Аркалык 2012

 

 

 

 

Содержание

Введение

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов  в семье.

 

    1. Сущность понятия познавательного интереса, его структура.
    2. Пути и способы формирования познавательного интереса.
    3. Особенности современной семьи и возможности формирования познавательных интересов у детей.

Глава 2. Развитие познавательных интересов у школьников в семье  и взаимодействие семьи и школы  в развитии интереса к обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Познавательные интересы лежат в основе мотивов учения. Обучение становится потребностью человека только при условии наличия устойчивых познавательных интересов. Обучение может стимулироваться и другими мотивами, например стремлением к достижениям, к признанию, но в этом случае обучение не становится потребностью личности, а ведь в современном мире человеку необходимо учиться постоянно.

О необходимости развития познавательных интересов говорили классики педагогики и общественные деятели В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, К.Д.Ушинский. В советский период проблемой развития познавательных интересов у школьников занималась Г.И.Щукина .Она подчеркивала, что познавательный интерес и интерес к обучению это не одно и тоже: интерес к обучению вызывается из вне, а познавательный интерес – это внутреннее состояние личности. Таким образом, познавательный интерес должен возникнуть еще до начала школьного обучения. Здесь возникает проблема факторов формирования познавательных интересов и с очевидностью выступает вопрос о роли семьи в этом процессе. В семье начинается развитие человека, закладываются основы  положительных и отрицательных качеств. В семье смыкаются влияния наследственности и среды (микросреды) – двух важнейших факторов формирования личности. Многие современные педагоги определяют роль семьи в развитии школьника как решающую (Б.М.Бим-Бад, М.Мид, А.В.Мудрик, В.А.Сухомлинский).

Наблюдения на практике позволяют утверждать, что родители уделяют большое внимание успехам  детей в учебе, но это внимание далеко не всегда связано с развитием познавательных интересов. По мнению учителей-практиков,  чаще всего родители заботятся о положительных и высоких оценках, не всегда связывая их с реальными успехами, а также о подготовленности к поступлению в ВУЗ. Таким образом, огромный потенциал семьи в развитии познавательных интересов, основы успешного обучения, остается не использованным. Задача школы, на наш взгляд, помочь семье реализовать свои возможности в развитии у детей устойчивых интересов, связанных с познанием и обучением, научить родителей видеть в школьных успехах, прежде всего результат свободного самовыражения школьника, определить совместный путь,  который позволит семье и школе воспитать человека познающего и испытывающего радость познания.

Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере образования, предъявляются новые требования к обучению и воспитанию. На первое место в образовании выходит развитие активной личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Достижение данной цели невозможно при несформированности у детей познавательной мотивации к учебной деятельности, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.

Современное образование  должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение школьниками суммой знаний. Поэтому, уже начиная с младшего школьного возраста необходимо формировать такую познавательную мотивацию (познавательную активность), которая придавала бы учебе значимый для него смысл. Таким образом, необходимо развивать у детей познавательный интерес и повышать его уровень. Для того чтобы повысить уровень познавательного интереса, необходимо не только работа школы, но и сотрудничество школы и семьи.

Особая роль в формировании познавательной мотивации отводится семье. Одна из задач семьи, как института развития и воспитания ребенка - создать максимальные условия для его роста и развития. У.Бронфенбреннер резюмировал решающее значение семьи в развитии человека следующим образом: «Для того чтобы развиться - интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно - ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка, с одним или несколькими людьми, с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная иррациональная связь и которые обеспокоены благополучием и развитием ребенка, желательно на протяжении всей своей жизни» [23]. Подобные базовые условия для полноценного человеческого развития может создать только семья.

С момента прихода  ребенка в школу, семья продолжает, в определенной степени, оказывать  влияние на его учебную деятельность. Значительную часть времени ребенок  проводит в семье и, поэтому она  может взять на себя помощь в управлении процессом формирования мотивационной сферы (потребностей, целей и, конечно, интересов), которая является ядром личности, необходимым условием ее активности.

Таким образом, несомненна значительная роль семьи в воспитании познавательных интересов ребенка. Сотрудничая в этом вопросе, школа и семья способствуют созданию благоприятных условий для развития ребенка. Суть творческого сотрудничества педагогов и семьи школьника заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств его личности. Это помогает педагогам родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые ему необходимы для самоопределения и самореализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса в семье.

1.1. Сущность понятия  познавательного интереса, его структура

Одним из постоянных сильнодействующих  мотивов деятельности является интерес. Интерес (от лат. «interest» - имеет значение «важно») - это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.

Познавательный интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению этих явлений, познанию их существенных свойств. Это сложное отношение носит двусторонний характер. В нем в единстве выступает объект интереса, т. е. явление, предмет, научная и учебная область, которая несет в себе привлекающие стороны, и познавательная, избирательная направленность самой личности.

Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или  иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес школьника к предмету не может носить характера подлинно познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и очень поверхностным.

Физиологическим механизмом познавательного интереса как избирательной  направленности является определенная система нервных связей, которые образуются под воздействием ряда условий и зависят от состояния человека и его индивидуальности, от непосредственных впечатлений личности и ее многообразного прошлого опыта.

Любопытство, любознательность, познавательный интерес, специальная склонность, профессиональный интерес по-разному выражают меру избирательного отношения человека к предметному миру, к деятельности, его глубину, степень устойчивости. Сложная психологическая природа познавательного интереса обуславливает силу его влияния на развитие личности.

Познавательный интерес, как и интерес вообще, не представляют собой отдельного конкретного психического процесса, какими являются, например, мышление, восприятие, память. В этом сложном  отношении человека к предметному  миру в органическом единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Это и является основанием столь побуждающего влияния познавательного интереса на развитие различных психических процессов (памяти, воображения, внимания).

На уроках учителей, уделяющих большое внимание воспитанию и развитию познавательных интересов у учеников, хорошо виден эмоциональный подъем школьников. Возгласы удивления, восхищения, вызванные познанием нового, поражающего воображения, смех в ответ на шутку, глубокие переживания в коллективе, взволнованность, связанная с проникновением в область нравственных отношений, восхищение силой художественного образа, доставляющего эстетическое наслаждение, улыбка, чувство удовольствия и удовлетворения по поводу своего удачного ответа, чувство гордости, вызванное хорошим ответом товарища,- все это разные по своей значимости для личности и глубине проявления чувства, но все они разбужены познавательным интересом. На уроках, не согретых эмоциями познавательного интереса, нельзя обнаружить ничего подобного.

Аналогичную ситуацию можно  наблюдать и в семьях, уделяющих  внимание развитию познавательного  интереса. Дети в таких семьях, как  правило, всегда чем-то заняты: читают книги, что-то мастерят, занимаются своим  любимым делом и т.д. И это все вызывает у них положительные эмоции, радость, стремление «сделать» что-то новое, усовершенствовать «старое», достичь более высоких результатов и т.п. При подготовке домашнего задания увлеченные дети стремятся узнать еще что-то новое, неизвестное. Для того чтобы дети не останавливались на каком-то уровне, а продолжали двигаться дальше, нужна помощь родителей в поддержании и дальнейшем развитии познавательных интересов своих детей. А в семьях, где родители не уделяют внимание воспитанию интересов, дети, обычно, предоставлены сами себе. Они не «совершенствуют» свои знания, считая, что достаточно того, что дают в школе. В этом и кроется ошибка родителей.

Эмоциональная отзывчивость, увлеченность деятельностью, связанной  с интересом, возникают под влиянием внешних воздействий, которые физиологически представляют собой не что иное, как раздражители, вызывающие в коре головного мозга очаг оптимального возбуждения, которому подчиняются все остальные психические процессы.

Поскольку в очаг оптимального возбуждения в состоянии интереса включается не только кора головного мозга, но и подкорка, положительные чувства удовлетворенности, бодрости, радости от плодотворной деятельности способствуют более легкому возникновению связей, побуждают вновь и вновь осуществлять эту приятную работу, интересоваться предметом.

Характерной особенностью познавательного интереса является и его волевая направленность. На низших ступенях своего развития (любопытство, эпизодический, случайный интерес, возникший под влиянием определенной ситуации и затухающий с ее исчезновением) интерес может носить чисто созерцательный характер. Познавательный же интерес, как одна из высших стадий развития интереса, активен, он обязательно связан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности.

Познавательный интерес - это интерес, не только полный мыслей и чувств, это и интерес действия и активный, целенаправленный поиск  лучших путей в решении познавательной, а часто и практической задачи. Поэтому-то он является важным стимулом в развитии таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении цели, стремление к завершенности действия, к достижению намеченных результатов.

Познавательный интерес  обычно бывает связан с усилиями, необходимыми для преодоления препятствий  и трудностей на пути к познанию избранной области знаний. Наличие затруднения в процессе познания, необходимость преодоления его, самостоятельное и творческое решение многих вопросов привлекают к себе школьников возможностью попробовать свои силы в умственном труде, в практической деятельности. Эта особенность интереса, выражающаяся во взаимосвязи его с усилием, которое прилагает человек в процессе деятельности, доказывает, что познавательный интерес содействует развитию воли, подкрепляет волевые действия личности.

Познавательный интерес, в котором слиты воедино все  психические процессы, является в  то же время важнейшим мотивом  деятельности, который повышает значимость ее для человека. Благодаря этому  мотиву познавательная деятельность приобретает  особый, личностный смысл.

Под влиянием интереса развивается  мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими ребенок, например, обращается к родителям, к учителю, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание  и чтение книг в интересующей области, выбор определенного вида деятельности, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность ребенка.

Информация о работе Роль семьи в познавательных интересов учащихся