Роль семьи в познавательных интересов учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:21, дипломная работа

Краткое описание

Особая роль в формировании познавательной мотивации отводится семье. Одна из задач семьи, как института развития и воспитания ребенка - создать максимальные условия для его роста и развития. У.Бронфенбреннер резюмировал решающее значение семьи в развитии человека следующим образом: «Для того чтобы развиться - интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно - ребенок нуждается в участии в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребенка, с одним или несколькими людьми, с которыми у ребенка устанавливается сильная взаимная иррациональная связь и которые обеспокоены благополучием и развитием ребенка, желательно на протяжении всей своей жизни».

Оглавление

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов в семье.
Сущность понятия познавательного интереса, его структура.
Пути и способы формирования познавательного интереса.
Особенности современной семьи и возможности формирования познавательных интересов у детей.
Глава 2. Развитие познавательных интересов у школьников в семье и взаимодействие семьи и школы в развитии интереса к обучению.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахста1.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

Проведенное исследование привело нас к следующим выводам:

   - познавательный  интерес возникает как проявление любопытства, активности, направленной на познание окружающего мира со временем выражается в интересе к обучению, и лежат в основе мотивов учения. Поскольку познавательные интересы - это собственные, внутренние свойства человека, предшествующие учению, следовательно, они зарождаются за пределами школьной жизни и наверняка в их формировании существенную роль играет семья;

- современная семья  - сложное социальное явление,  претерпевающее существенные изменения  под влиянием современных общественных  процессов. Тем не менее, семье удается сохранить большинство своих функций, в частности, воспитания и  духовного развития ребенка;

- несмотря на многочисленные  претензии друг к другу, семья  и школа стремятся к сотруднидничеству  в развитии познавательных интересов детей: на основе познавательных интересов, которые рождаются и развиваются в семье, школа предполагает работать над развитием интереса к обучению;

-большинство родителей,  опираясь на свой прошлый опыт, признают, что школа развивает  познавательные интересы личности: они помнят свои успехи и любимые предметы, но не переносят своих детских увлечений в процесс общения со своими детьми;

- познавательные интересы  ребенка не всегда являются  ценностью для семьи. Большинство  опрошенных родителей видит в  школе очередную социальную ступень, позволяющую получить общественное признание уже сегодня и заложить фундамент будущей карьеры, а определенная часть родителей (42%) равнодушно к школьной жизни ребенка и его интересам;

- четвертая часть  опрошенных родителей придает большое значение познавательным интересам детей и имеет положительный опыт по их поддержанию и развитию;

   - необходимо искать  пути взаимодействия семьи и  школы по развитию познавательных  интересов детей.

Все поставленные в начале исследования задачи решены, что позволяет утверждать, что цель работы достигнута: определена роль семьи в развитии познавательных интересов у школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Аксюченко В. Н.  Развитие познавательной активности  в процессе формирования общих учебных умений у учащихся. – М., 1987

2.Бабанский Ю. К.  Педагогика. – М.: Просвещение, 1988

3.Возрастные возможности  усвоения знаний (младшие классы  школы) / под ред. Эльконина Д.  Б., Давыдова В. В. – М., 1996

4.Гуткина Л. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., 2002

5.Ильина Т. А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984

6.Ковалев С. В. Психология  современной семьи. – М.: Просвещение, 1988

7.Мудрик А. В. Социальная  педагогика. – М., 1999

8. Макшева В. А. Работа  с родителями: пособие для учителя. – М., 1980

9 Немов Р. С. Психология: Кн. 1: Общие основы психологии. –  М., 2003

10.Обучение и развитие / под.  Ред. Занкова Л.В. –  М., 1975

11.Подласый И. И.  Педагогика. – М., 1999

12. Петровский А. В.  Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1975

13.Рубинштейн С. Л.  Основы общей психологии. – М., 1946

14.Селиванов В. С.  Основы общей педагогики. – М., 2000

15.Симонов В. П. Диагностика  личности и профессионального  мастерства преподавателя. –  М.: Международная педагогическая академия, 1995

16.Садыкова Н. У.  Формирование познавательного интереса  учащихся в условиях совместной  учебной деятельности. – Волгоград, 1995

17.Спок Б. С. Разговор  с матерью. – М.: Лениздат, 1992

18.Стефановская Г. А.  Педагогика: наука и искусство. – М., 1998

19. Сухомлинский В.  А. Родительская педагогика// Избранные  педагогические сочинения. Том  3 – М., 1981

20.Сухомлинский В. А.  О воспитании. – М., 1979

21.Харламов И. Ф.  Педагогика. – Минск, 2000

22.Хрестоматия История  педагогики в России. – М., 2002

23.Щукина Г. И. Педагогические  проблемы формирования познавательных  интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988




Информация о работе Роль семьи в познавательных интересов учащихся