Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 12:09, курсовая работа
Целью работы является исследование влияния уровня доходов потребителей на выбор товаров и услуг.
Среди задач можно выделить:
1.проанализировать денежные доходы населения: сущность, образование, распределение, использование
2.исследовать влияние уровня доходов потребителей на выбор товара и услуги
3.просмотреть связь между предложениями рынка в зависимости от уровня доходов потребителей этого рынка.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………....…3
ГЛАВА 1 Денежные доходы населения: сущность, образование, распределение, использование…………………………………..........................5
1.1 Сущность понятия «доходы» …………………………………………5
1.2 Образование денежных доходов населения …..……………………..9
1.3 Использование, распределение денежных доходов………………...10
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ДОХОДОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ВЫБОР ТОВАРА/УСЛУГИ ...………………….…….17
ГЛАВА 3 ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………..…………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………...……….............29
Процесс
потребления предполагает обмен
денежных доходов на конкретные материальные
блага и услуги. Количество товаров
и услуг, которое может приобрести население
в обмен на полученный доход, определяется
величиной цен и тарифов, т.к. именно они
непосредственно влияют на товарное наполнение
конечных денежных доходов населения.
Это обстоятельство объясняет особую
роль цен при определении как уровня жизни
в целом, так и уровня доходов в частности.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ДОХОДОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ВЫБОР ТОВАРА/УСЛУГИ
Программа исследования:
Объект исследования: жители города Пенза
Предмет исследования: влияние уровня доходов на выбор товаров или услуг жителей города Пенза
Гипотезы:
Метод: опрос (анкетный)
Цель: исследовать влияние уровня доходов на выбор товаров или услуг жителей города Пенза
Задачи:
Выборка:
100 человек
Результаты исследования:
В результате исследования было выявлено, что уровень доходов потребителей – это один из самых значимых факторов при выборе товара или услуги. И если сам этот уровень невысок, то потребитель начинает испытывать трудности при совершении, как дорогостоящих покупок, так и товаров повседневного спроса. Выход из этой ситуации прост – взять кредит, как и поступает большинство опрошенный.
Анализ анкет:
Вопрос №1: Чем Вы руководствуетесь при выборе товара или услуги?
При ответе на данный вопрос, главным фактором, влияющим на выбор товара или услуги, респонденты г. Пенза указали качество - 71 %, затем цену – 22%. Среди самых немногочисленных оказались: известность марки – 6% и страна производитель – 1%.
Вопрос №2: Что больше всего влияет на Ваш выбор товара или услуги?
Если говорить о том, что же больше всего оказывает влияние на выбор респондентов, то здесь 56% опрошенных указали уровень доходов, на втором месте оказались советы близких – 19% прислушиваются к ним. Почти одинаковое предпочтение люди отдают рекламе и другим факторам – по 13% и 12% соответственно. Как и отмечалось выше, уровень доходов – это самый важный фактор при выборе товаров или услуг. В графическом виде результаты ответов на вопрос №2 представлены на рис.1.
Рис. 1 Факторы влияния на выбор товара или услуги
Вопрос №3: Может ли сумма Вашей единовременной покупки быть равна Вашей зарплате, стипендии или превысить ее?
57%
респондентов ответили на
Вопрос №4: Брали ли Вы кредит для совершения дорогостоящей покупки?
При ответе на этот вопрос свое согласие дали 60% респондентов и 40% ответили, что никогда не брали кредит. Интересно, что данные на вопрос 3 и 4 совпали, то есть те 57 человек, чьи покупки превышали зарплату и являются заемщиками в банке.
Вопрос №5: Часто ли Вы ограничиваете удовлетворение своих потребностей при выборе товаров или услуг из-за уровня ваших доходов?
Утвердительно на данный вопрос ответили 59% опрошенных и соответственно 41% сказали, что уровень доходов не является ограничителем для них. Как видно из ответов, все-таки доходы могут являться проблемой при выборе товаров, услуг для большинства опрошенных.
Вопрос №6: Как часто Вы ходите по магазинам с целью выбора товаров повседневного назначения?
При ответе на данный вопрос 35% опрошенных указали, что совершают покупки через день, 34% сказали, что делают это каждый день, далее раз в неделю в магазины заходят 19% респондентов, 8% - реже, чем раз в неделю и только 4% не ходят за покупками вообще. Графически результаты ответа на данный вопрос представлены на рис.2.
Рис.2 Частота посещения магазинов потребителями с целью приобретения товаров повседневного назначения.
Вопрос №7: Как часто вы обращаетесь в фирмы, предоставляющие услуги (туристические компании, салоны красоты, банки и прочее)?
Отвечая на этот вопрос, респонденты указали, что обращаются в фирмы, предоставляющие услуги не реже, чем раз в месяц – 28%, раз в полгода – 22%, раз в два месяца – 20%, реже, чем раз в полгода – 10% и соответственно 20% не обращаются вообще. Графически результаты ответа на данный вопрос представлены на рис.3.
Рис. 3 Частота обращений потребителями в фирмы, оказывающие услуги.
Вопрос №8: Считаете ли Вы себя обеспеченным человеком?
При ответе на данный вопрос, утвердительный ответ дали только 16% опрошенных, что указывает на низкий уровень жизни нашего населения. Отрицательно ответили большинство – 84% респондентов.
Вопрос №9: Испытываете ли Вы трудности при выборе товара/услуги из-за его высокой цены?
Утвердительный ответ на этот вопрос дали 81% опрошенных людей. Соответственно «нет» сказали 19% респондентов.
Интересно, что данные из 8 и 9 вопросов сошлись – те люди, которые испытывают трудности при выборе товаров или услуг из-за их высокой цены и считают себя необеспеченными.
Данные о респондентах:
Всего: 100 человек
Из них женщин – 88%, мужчин – 12%.
Возраст:
Возраст | Процент |
1. До 25 | 43,0 |
2. от25 до 35 | 21,0 |
3. от 36 до 45 | 29,0 |
4. от 46 до 55 | 7,0 |
Итого | 100,0 |
Образование:
Образование | Процент |
1. Среднее | 17,0 |
2. Среднее специальное | 33,0 |
3. Неполное высшее | 32,0 |
4. Высшее | 18,0 |
Итого | 100,0 |
Профессия:
Профессия | Процент |
1. работающий не по найму | 8,0 |
2. служащий банка или офиса | 3,0 |
5. государственный служащий | 2,0 |
6. работник культуры, образования, здравоохранения | 1,0 |
7. служащий частного бизнеса | 35,0 |
8. квалифицированный рабочий | 4,0 |
9. неквалифицированный рабочий | 14,0 |
10. военнослужащий | 2,0 |
11. студент | 30,0 |
12. домохозяйка | 1,0 |
Итого | 100,0 |
Доход семьи:
Доход | Процент |
1. от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. на одного человека в месяц | 68,0 |
2. от 11 тыс. руб. до 20 тыс. руб. на одного человека в меся | 27,0 |
3. от 21 тыс. руб. до 50 тыс. руб. на одного человека в меся | 4,0 |
4. более 50 тыс. руб. на одного человека в месяц | 1,0 |
Итого | 100,0 |
Исследование показало, что уровень доходов является наиболее значимым фактором, при выборе товаров или услуг. Если этот уровень не слишком высок, то потребителям приходиться прибегать к услугам банков, чтобы иметь возможность удовлетворить свои потребности. Средний доход семьи из расчета на одного человека не превышает 10 тыс. руб. и это у большинства опрошенных (68 человек из 100). Следовательно, очень низкий процент респондентов указал, что считают себя обеспеченными людьми. Следовательно, низкий уровень их доходов отрицательно сказывается на их покупательской способности – лишь 28% могут пользоваться услугами не реже, чем раз месяц.
Можно
отметить, что из поставленных в
ходе исследования подтвердились 2 гипотезы:
большинство респондентов считают уровень
доходов наиболее значимым фактором при
выборе товара или услуги; как минимум
30% респондентов ограничивают удовлетворение
своих потребностей при выборе товара/услуги
из-за уровня своих доходов. К услугам
кредитования, как оказалось, прибегает
меньшее число респондентов, а именно
60%.
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
Получив данные о том, что уровень доходов, как фактор влияния на потребительскую способность является одним из наиболее значимых. Стоит отметить, что при его низком уровне, каким бы качественным не были товар или услуга, и какую бы хорошую рекламу они не имели, их продажи будут низкими. В нашем исследовании мы так же получили данные о низком уровне жизни населения. Возможно, что это последствия кризиса, но для того, чтобы потребители продолжали совершать покупки товаров и услуг, на мой взгляд, необходимо стимулировать уровень дохода, повышать его.
На наш взгляд, для преодоления расслоения общества по уровню доходов, сокращения бедности и достижения большей социальной справедливости в контексте налогообложения физических лиц может быть рассмотрен и другой сценарий. Представляется, что настало время постепенно увеличивать размер совокупного дохода, с которого берется минимальный налог, снижая ставку подоходного налога применительно к менее обеспеченным группам населения, предусмотрев одновременно более высокий, чем действовавший до сих пор, уровень обложения сверхдоходов.
Выдвигаются предложения, направленные на повышение эластичности заработной платы на основе формирования доходов работников из двух источников: собственно заработной платы и участия в прибылях. Доход работников за счет прибыли может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от величины чистой прибыли. В случае спада производства общий доход работников будет понижаться, в случае экономического роста - повышаться. Предполагается также, что при снижении темпов прироста оплаты труда предприятия получат возможность привлекать дополнительных работников, увеличивая число рабочих мест.
У этих предложений, с нашей точки зрения, несколько слабых мест. Сегодня значительная часть отечественных предприятий убыточна, нередко они не в состоянии обеспечить даже своевременную выплату заработной платы. Большинство акционерных предприятий не выплачивает дивиденды по акциям. Когда же экономическая ситуация нормализуется, реализация предлагаемых подходов может стать тормозом технического и технологического перевооружения предприятий, так как будет инициироваться завышение расходов на оплату труда, консервируя устаревшие технологии с большей долей ручного труда, что не отвечает современным требованиям.
Информация о работе Влияние уровня доходов потребителей на выбор товара или услуги