Влияние уровня доходов потребителей на выбор товара или услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование влияния уровня доходов потребителей на выбор товаров и услуг.

Среди задач можно выделить:

1.проанализировать денежные доходы населения: сущность, образование, распределение, использование
2.исследовать влияние уровня доходов потребителей на выбор товара и услуги
3.просмотреть связь между предложениями рынка в зависимости от уровня доходов потребителей этого рынка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………....…3


ГЛАВА 1 Денежные доходы населения: сущность, образование, распределение, использование…………………………………..........................5

1.1 Сущность понятия «доходы» …………………………………………5

1.2 Образование денежных доходов населения …..……………………..9

1.3 Использование, распределение денежных доходов………………...10


ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ДОХОДОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ВЫБОР ТОВАРА/УСЛУГИ ...………………….…….17


ГЛАВА 3 ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………..…………………24


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………...……….............29

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

 ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 Кафедра «Коммуникационный менеджмент» 
 
 
 
 
 
 

 КУРСОВАЯ  РАБОТА

 по  дисциплине «Маркетинговые исследования 
в связях с общественностью»
 

    Тема: «Влияние уровня доходов потребителей на выбор товара или услуги» 
 
 

                                                                             Выполнил: студент гр. 06ЮЖ1

                                            Богатикова А.К.

                                            Проверил: Питерова А.Ю. 
 
 

ПЕНЗА 2009 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………………....…3 

ГЛАВА 1  Денежные доходы населения: сущность, образование, распределение, использование…………………………………..........................5

    1.1 Сущность  понятия «доходы» …………………………………………5

    1.2 Образование  денежных доходов населения …..……………………..9

     1.3 Использование, распределение денежных  доходов………………...10 

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ ДОХОДОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ВЫБОР ТОВАРА/УСЛУГИ ...………………….…….17 

ГЛАВА 3 ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ……………………………………………………..…………………24 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………...……….............29 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ 

    Экономический рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

    Рынок это, прежде всего, место встречи  продавцов и покупателей; между  ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т.д. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций. В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественно-полезная оценка реализуемых потребителям благ. Актуальность определяется тем, что, выявив показатель уровня доходов потребителя, мы сможем выявить, как сильно он влияет на уровень покупательской способности населения.

    В экономической литературе не существует однозначного определения категории уровень доходов и расходов населения, в связи, с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Весьма распространенным является метод, в соответствии с которым взаимосвязь этих категорий определяется прежде всего как совокупность товаров и услуг, которые может приобрести и использовать отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать товары, услуги и различные активы. Тенденции потребительских ожиданий в России, а так же уровень жизни населения можно отследить по данным Федеральной службы государственной статистики.

    Доходы  используются на финансирование потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни. К этим и другим проблемам в свою очередь обращаются Линдерт П.Х. в учебнике «Экономика» и Хайнц Ламперт в учебном пособии «Рыночная экономика».

    Что касается периодической печати, то в ней чаще всего даются объяснения причин появления того или иного показателя уровня доходов, способы его формирования и влияния на него.

      Объект курсовой работы – покупательское поведение.

    Предмет -  взаимосвязь уровня доходов потребителей с их выбором среди разнообразных товаров и услуг.

    Целью работы является исследование влияния уровня доходов потребителей на выбор товаров и услуг.

Среди задач  можно выделить:

    1. проанализировать денежные доходы населения: сущность, образование, распределение, использование
    2. исследовать влияние уровня доходов потребителей на выбор товара и услуги
    3. просмотреть связь между предложениями рынка в зависимости от уровня доходов потребителей этого рынка. 

     Таким образом, работа состоит из 3 частей. Первая – раскрывает теоретические основы заявленной проблемы.  В ней даются определения ключевым понятиям и терминам, а также освещаются результаты проводимых в данной области исследований и разработок. Вторая часть включает постановку проблемы, подготовку и проведение собственного исследования методом опроса. Часть третья содержит практические рекомендации, сделанные на основе  результатов проведенного исследования.

 

    ГЛАВА 1 ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

    Понятия "доход" и "доходы населения", а также относящиеся к ним статистические данные широко используются как в научной практике, так и в повседневной жизни. В последние годы они стали своеобразным показателем социально-экономической ситуации в стране и отражением деятельности Правительства в финансово-кредитной сфере. Постоянное применение этих теоретических категорий для описания происходящих процессов и решения многообразных по своим целям задач стало причиной их особой популярности, которая не только не способствовала выработке единого подхода к формулировке, но, напротив, породила большое количество определений, основывающихся на различных представлениях об исследуемом предмете.  

    1.1 Сущность понятия «доходы»

    В подтверждение сложности понятия  дохода и отсутствия общего его определения часто приводится точка зрения английского экономиста Дж. Хикса1, высказанная им в работе "Стоимость и капитал": "мы наблюдали, как знаменитые авторы приводили друг друга, да и самих себя, в замешательство, принимая различные определения Сбережения и Дохода, которые были довольно противоречивы и не вполне удовлетворительны", так как любое определение дохода всегда представляет собой лишь "известное приближение к действительности".

    Среди возможных формулировок дохода Дж. Хикс наиболее приемлемой считал ту, которая "преследует цель указать людям на практике, сколько они могут потребить, не делая себя при этом беднее". Впрочем, он дает и другое, более развернутое определение дохода: доход представляет собой «максимальное количество средств, которые можно потратить в течение некоторого периода времени при условии, что в соответствии с существующими ожиданиями, капитальная стоимость (в денежном выражении) будущих поступлений сохранится прежней».

    Приведенные формулировки легли в основу концепции доходов, принятой в Системе национальных счетов (СНС) по версии ООН 1993 г. Согласно указанной концепции, доход следует определять как максимальную сумму, которую можно израсходовать на потребление в течение некоторого периода и в то же время сохранить в конце этого периода капитал, который был вначале2. На наш взгляд, подобная трактовка дохода является универсальной и может применяться для характеристики результатов финансово-хозяйственной деятельности любых рыночных субъектов, однако изучение каждого конкретного дохода, в частности доходов населения, требует дальнейшего углубления и детализации.

    Как правило, при уточнении понятия  доходов населения исследователи  идут в двух направлениях: либо конкретизируют материально-вещественное содержание и источники доходов, либо прибегают к описанию связи рассматриваемой категории с одним из обобщающих показателей экономического развития страны, в котором отражаются результаты процесса воспроизводства.

    В первом случае доходы населения определяются как «совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период» и приводится развернутый перечень доходов в зависимости от источников их образования (от наемного труда, предпринимательства, от собственности, от личного подсобного хозяйства, ремесла, прочей самозанятости и т.д.).3

    Этот  подход отражает виды и структуру  доходов населения, но, к сожалению, не позволяет до конца раскрыть содержание данной социально-экономической категории. Кроме того, всякий раз при появлении или исчезновении хотя бы одного источника доходов это определение требует пересмотра и корректировки.

    При втором подходе доходы населения  рассматриваются как часть стоимости  произведенного общественного продукта (за вычетом материальных издержек), которая присвоена им за определенный период. 4Это определение лишено недостатков, присущих первому подходу, однако оно требует от исследователей выбора обобщающего показателя, отражающего результаты процесса воспроизводства.

    В СССР долгое время таким показателем был национальный доход, который рассматривался как вновь созданная стоимость в сфере материального производства или соответствующая ей часть годового совокупного общественного продукта. Доходы населения трактовались как часть произведенного национального дохода, которая получена им в результате конечного распределения и используется для удовлетворения своих потребностей и накопления.

    Подобный  способ раскрытия сущности доходов  населения в той или иной степени  и в различных сочетаниях использовался многими авторами. 5При этом большинство исследователей в зависимости от фаз движения национального дохода (создания, первичного распределения, перераспределения и использования) выделяли, соответственно, первичные, вторичные и конечные доходы, что позволяло уже на этапе определения выявить три основных фактора, оказывающих влияние на доходы населения: это объем произведенного национального дохода, особенности его распределения и перераспределения, условия и специфика использования.

    Образование первичных доходов населения связывалось с непосредственным участием населения в процессе производства и первичного распределения национального дохода на первой стадии его движения. Причем, в соответствии с существовавшей в СССР методологией определения национального дохода, было принято считать, что он создается только в сфере материального производства, а потому первичные доходы получают только работники производственной сферы. Исходя из такого представления о структуре национального дохода и непосредственных участниках его создания, к первичным доходам населения относили: заработную плату и все доходы типа зарплаты работников материального производства, все формы распределения по труду в колхозах и других производственных кооперативах, а также доходы от личного подсобного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности.

    Доходы  работников непроизводственной сферы  и прочего населения трактовались как результат перераспределительных  отношений, которые присущи второму  этапу движения национального дохода и состоят в перегруппировке доходов и смене собственников, позволяющей, с одной стороны, получить доходы тем, кто непосредственно не участвовал в первичном распределении, а, с другой стороны, изменяющей первоначальный размер полученных средств. Объем вторичных доходов, образовавшихся в ходе перераспределительных отношений, оказывается тем больше, чем интенсивнее шел процесс перераспределения и многократнее один и тот же доход переходил из рук в руки.

Информация о работе Влияние уровня доходов потребителей на выбор товара или услуги