Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:42, магистерская работа
Актуальность выбранной темы обусловлена проведением в стране политики построения открытой экономики рыночного типа. Рыночная система, в свою очередь, требует решения многоаспектных проблем, включающих задачи различной срочности (кратко-, средне-, долгосрочные либо их сочетания).
Одной из таких важнейших проблем объективно стало развитие социально-экономического потенциала регионов на основе маркетингового подхода. Данная проблема имеет как свои предпосылки, так и существенные последствия, отражающиеся, прежде всего, на благополучии проживающего на территории населения.
Введение…. …………………………………………………………………..…..4
Глава 1. Теоретико-методологические основы реализации маркетингового подхода в управлении развитием территории………….9
1.1 Регион как социально-экономическая система. Современные методы управления территорией ………………………………………………………...9
1.2 Программно-целевое управление, как основа эффективного социально-экономического развития территории…………………….…………………...27
1.3 Маркетинг территории как инструмент социально-экономического развития региона ………………………………………………………………..41
Глава 2. Формирование и реализация стратегий развития туристского региона на основе маркетингового подхода (на примере Хвалынского района Саратовской области)…………………………………………….…..57
2.1 Характеристика Хвалынского района как перспективного региона для развития туризма …………………………………..………………………...…57
2.2 Анализ туристического потенциала Хвалынского района ………………64
2.3 Концепция развития экологического туризма в Хвалынском районе …..71
Заключение………………………………………………………….…………..76
Библиографический список…………………………………………………..79
Приложения………………………………………
Выводы
Сравнение слабых сторон и угроз определяют ограничения развития туризма в Хвалынском районе, которые выражаются в недостаточной эффективности координации совместных усилий существующего турбизнеса и власти. Также в туристической отрасли Хвалынского района существуют проблемы, которые можно сгруппировать по трем блокам:
1-й блок проблем, связанных с туристской инфраструктурой:
Недостаточно развитая туристская инфраструктура (включая средства размещения, дороги, транспорт, общественное питание, торговое обслуживание туристов и др.).
Слабо развитая транспортная схема доставки туристов.
Неподготовленность населения области к работе с туристами.
Несоответствие цены и качества услуг.
Отсутствие зонирования, готовности объектов недвижимости к вовлечению в рыночный оборот.
2-й блок проблем, связанных с разработкой и продвижением на рынок конкурентоспособных туристских продуктов:
Слабая система продвижения турпродуктов Хвалынского района на внутреннем и международном рынках.
Отсутствие узнаваемости и привлекательности образа района в области, РФ и мире.
3-й блок проблем
Отсутствие регулирующего
Отсутствие отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития туризма.
Нехватка профессионально
Нужен орган координации совместных усилий государства и бизнеса по развитию туризма в районе, где необходимо сосредоточить решение принципиальных вопросов и политические вопросы. Также необходима более широкая система встреч и обсуждений, позволяющая детально обсуждать актуальную повестку дня развития туризма в области.
Отсутствие выстроенной
Анализ существующих проблем и угроз привел к выводу, что использование текущих резервов развития туризма в Хвалынске и рыночных возможностей, выявленных по результатам проведенного анализа, несмотря на безусловный положительный эффект, не сможет коренным образом изменить ситуацию. Нужна комплексная программа поэтапного решения проблем в туристской индустрии для активного развития туризма в Хвалынском районе.
2.3 Концепция развития экологического туризма в Хвалынском районе
Развитие любой территории как объекта, интересного для туризма, это комплексная задача, для решения которой необходимо задействовать органы власти, общественность, бизнес структуры.
Важнейшими факторами развития экотуристической отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет завоевывать серьезные позиции на туристическом рынке. Обязательное условие этого – проведение активной государственной политики в области развития туризма.
На мой взгляд, бесспорное преимущество экотуризма в том, что он может дать местному населению экономические стимулы к охране природы, наглядно показывая, что выгоднее сохранять заповедные уголки в первозданном виде. При рациональной организации, развитие экотуризма может стать эффективным средством экологического просвещения населения, дополнительным источником финансовой поддержки для деятельности ООПТ (особо охраняемые природные территории) и местных поселений, содействовать расширению научных, образовательных и культурных связей с другими странами. Развитие экотуризма способствует привлечению внимания общественности к проблемам охраны природы, изменению отношения местного населения к охраняемым территориям и налаживанию сотрудничества с ними. Таким образом, становление экотуризма может послужить весомым вкладом в устойчивое развитие этого региона.
Развитие экологически устойчивого туризма может внести существенный вклад в решение целого комплекса проблем района.
Создание в Хвалынском районе современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса связано с решением следующих задач:
Реализация Программы предполагает органичное сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования с преимущественным использованием последних. Принимая во внимание ограниченные возможности инвестирования развития материальной базы туризма за счет средств федерального бюджета, нужно предусмотреть использование различных форм стимулирования для привлечения в сферу экотуризма частных инвестиций.
Национальный парк «Хвалынский» является одним из факторов, привлекающих в регион экотуристов и играет центральную роль в развитии экологически устойчивого туризма в силу следующих причин:
Национальный парк «Хвалынский» способен взять на себя функции планирования, управления и мониторинга экотуристической деятельности. В настоящее время парк активно занимается экологическим просвещением, что позволяет привлечь внимание широкой общественности к вопросам охраны природы и усилить общественную поддержку охраняемой территории.
В Парке должен работать научный отдел, в функции которого входит постоянный мониторинг природных экосистем. Это обусловит высокую перспективность заповедника для организации научного туризма и летних полевых практик для студентов.
Национальный парк «Хвалынский» играет заметную роль в общественной и культурной жизни района. Экологические экскурсии и туристическая деятельность значительно усиливают роль Парка в этом процессе.
Развитие экологического туризма может вносить существенный вклад в развитие местной экономики, содействовать привлечению в регион международного внимания и инвестиций, а также созданию новых рабочих мест для местного населения.
Прежде всего, поток туристов в заповедник должен быть ограниченным и тщательно регулироваться. Это подразумевает тщательный выбор оптимальных категорий посетителей (например, развитие научного туризма). Вместо массовых видов туризма, для заповедника представляется более приемлемой организация длительных, специализированных (и более дорогих) туров для небольшого числа групп.
Во-вторых, для развития экотуризма большая часть экотуристических маршрутов может пролегать на сопредельных с Парком территориях и включать главные местные природные достопримечательности. В этом случае, Парк может получать доход, выступая в качестве организатора экотуристических программ (т.е. частично принимая на себя функции туроператоров), обеспечивая посетителей гидами, проводниками и научными консультантами из числа своих сотрудников и местных жителей, организуя экскурсионное обеспечение, транспортное обслуживание, продажу сувенирных изделий, и т.д.
В-третьих, в случае, если создание эколого-туристических маршрутов непосредственно на территории заповедника возможно, поскольку не противоречит целям его создания и связано с выполнением заповедником поставленных перед ним задач в области экологического просвещения населения, необходимо обеспечить такое планирование маршрутов на охраняемой территории, их обустройство и режим использования, которое обеспечит сохранность природных комплексов и контроль за их состоянием.
В-четвертых, развитие экотуризма не требует строительства новых гостиниц на охраняемой территории (хотя определенные усовершенствования уже существующих кордонов и хижин будут, безусловно, полезны). Размещение экотуристов следует организовывать не на охраняемых территориях, а в окружающих их населенных пунктах, либо гостиницах, а при отсутствии гостиниц возможно создать условия для проживания туристов в семьях. Эти мероприятия позволят свести к минимуму негативное воздействие экотуризма на охраняемую территорию.
Программой должен быть предусмотрен механизм, позволяющий по мере ее реализации вносить изменения и коррективы в перечень мероприятий и объектов, маневрировать финансовыми и материальными ресурсами. Выполнение программных задач в конечном итоге будет содействовать экономическому возрождению и политической стабильности региона.
Выводы
Таким образом, развитие в Хвалынском районе экологического туризма будет способствовать экономическому и социальному развитию региона и его позиционированию на рынке туристических услуг.
Выполнение Программы позволит создать условия для развития конкурентоспособной на российском уровне туристской отрасли в Саратовской области. На этой основе пополнить доходную часть бюджета, создать новые рабочие места, увеличить приток туристов в район, удовлетворить потребности населения области, российских и зарубежных граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, сохранить историческое наследие.
Заключение
В условиях экономического кризиса проблемы эффективного использования районного туристского потенциала приобретают статус первоочередных. При ограниченности доступных финансовых ресурсов, падении платежеспособного спроса, изменении сложившихся хозяйственных отношений научно-обоснованная, рациональная организация туристского производства позволяет регионам сохранять конкурентные позиции и экономическую устойчивость за счет нивелирования негативного влияния кризиса посредством получения экономических эффектов в виде позитивного влияния туризма на региональную экономику.
В заключение хотелось бы отметить, что все задачи, поставленные в начале работы, достигнуты, раскрыты, как и главная цель работы, так как на конкретном примере Хвалынского района было рассмотрено социально-экономическое развитие региона на основе маркетингового подхода.
В первой главе магистерской диссертации были рассмотрены теоретико-методологические основы реализации маркетингового подхода в управлении развитием территории. Из первой главы стало ясно, что в условиях большой конкуренции на рынке требуются различные методы решений региональных проблем.
Тенденции экономического развития Российской
Федерации требуют
Во второй главе была дана краткая характеристика Хвалынского района как перспективного региона для развития туризма, был проведен –SWOT-анализ региона и сделаны выводы о перспективах туристского развития района. В результате анализа стало ясно, что Большой потенциал роста имеет спортивный туризм и особенно зимний, реакционный туризм, событийный туризм и экологический туризм.
На основании сделанных
Одним из значимых показателей развитости социально-экономической системы региона выступают рекреационное обеспечение, наличие и состояние индустрии туризма, рынок сервисных услуг. Решая проблему эффективного включения в систему туристической деятельности, регион должен учитывать всю сложность данной сферы. Осознание рынка сервисных услуг и туризма как сферы достаточно острой конкурентной борьбы, позволяет утверждать, что войти в сервисный мир, можно только с помощью мощной региональной туристической инфраструктуры, способной на равных конкурировать как на национальном рынке сервисных услуг, так и на мировом. Туризм, развиваясь сам, обеспечивает развитие смежных отраслей, способствует созданию новых рабочих мест, совершенствованию технологий, становлению новых форм собственности и хозяйствования, повышению деловой активности, социальному развитию региона в целом.