Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:42, магистерская работа
Актуальность выбранной темы обусловлена проведением в стране политики построения открытой экономики рыночного типа. Рыночная система, в свою очередь, требует решения многоаспектных проблем, включающих задачи различной срочности (кратко-, средне-, долгосрочные либо их сочетания).
Одной из таких важнейших проблем объективно стало развитие социально-экономического потенциала регионов на основе маркетингового подхода. Данная проблема имеет как свои предпосылки, так и существенные последствия, отражающиеся, прежде всего, на благополучии проживающего на территории населения.
Введение…. …………………………………………………………………..…..4
Глава 1. Теоретико-методологические основы реализации маркетингового подхода в управлении развитием территории………….9
1.1 Регион как социально-экономическая система. Современные методы управления территорией ………………………………………………………...9
1.2 Программно-целевое управление, как основа эффективного социально-экономического развития территории…………………….…………………...27
1.3 Маркетинг территории как инструмент социально-экономического развития региона ………………………………………………………………..41
Глава 2. Формирование и реализация стратегий развития туристского региона на основе маркетингового подхода (на примере Хвалынского района Саратовской области)…………………………………………….…..57
2.1 Характеристика Хвалынского района как перспективного региона для развития туризма …………………………………..………………………...…57
2.2 Анализ туристического потенциала Хвалынского района ………………64
2.3 Концепция развития экологического туризма в Хвалынском районе …..71
Заключение………………………………………………………….…………..76
Библиографический список…………………………………………………..79
Приложения………………………………………
Конкретные действия и управленческие решения властных органов в отношении управления регионом осуществляются при помощи административных и экономических методов.
Административные методы в литературе
по менеджменту зачастую называют
организационно-
Реализация административных
или организационно-
В условиях рыночной экономики все более востребованными оказываются экономические методы управления. Это объясняется, прежде всего, тем, что совокупность многообразия целей и задач в условиях конкуренции и развития частного предпринимательства не возможно решать, опираясь на директивные методы. Участники рыночного хозяйствования и бизнес-структуры – независимые субъекты, а при сильном административном давлении велик риск того, что они просто уйдут с данной территории, что повлечет цепную негативную реакцию21. Сущность экономических инструментов заключается в опосредованном воздействии на социально-экономические интересы участников рыночной системы: потребителей (они же – население, работники), производителей (они же – работодатели, налогоплательщики). Серди наиболее востребованных инструментов экономического воздействия можно назвать: налоговая полтика, кредитно-денежная политика, минимальные социальные стандарты, государственные гарантии и др.
Специфика использования экономических методов управления территорией заключается в следующем:
1. в основе этих методов лежат
некие общеэкономические
2. экономические механизмы призва
3. использование экономических методов исходит из того, что субъект несет самостоятельную ответственность за последствия принимаемых решений (как финансово-экономическую, материальную, так и правовую), в то время как применение административных методов строится на ответственности органов власти должностных лиц;
4. использование экономический
инструментов способствует
Как считают В.И. Видяпин и М.В. Степанов, наиболее эффективными на данном этапе инструментами управления социально-экономического развития территории являются стратегическое планирование и территориальный маркетинг.
Стратегическое управление городами и их территориальными образованиями получило распространение в государствах Европы с средины 80-ых годов XX века. В нашей стране переход от ситуативного управления, основанного на постоянном реагировании на хаотично возникающие проблемы и риски, к стратегическому управлению связан с осуществлением целого спектра рыночных реформ и развитием системы местного самоуправления23.
Анализируя состояние
• Систематически недооцениваются
аспекты стратегического
• Часто анализ конкурентных преимуществ и целеполагание проводятся формально и непрофессионально;
• Зачастую конкретная аналитическая работа подменяется глобальными общефилософскими дискуссиями, оканчивающимися тривиальными и неконструктивными выводами;
• Иногда под видом стратегического планирования в современном понимании этого термина используется практикующееся прежде в СССР комплексное, излишне детальное планирование. Такая подмена способна полностью дискредитировать саму идею стратегического планирования24.
Анализируя существующие системы стратегического управления территориями, можно выделить целый ряд общих проблем, присущих как отечественной, так и зарубежной практике. Кроме того, изложим возможные пути решения этих проблем, чтобы обеспечить эффективную работу аппарата управления. Остановимся на наиболее значимых из этих проблем, а также путях их разрешения:
• Проблемы целеполагания. Цели это основа для управления, однако, руководство территориями осущетвляется зачастую достаточно формально и непрофессионально: цели формулируются либо философски, либо, наоборот, слишком детализировано.
Проблемы целеполагания могут решаться по ряду направлений:
— во-первых, необходимо организовать подготовку и переподготовку персонала администрации городов и территориальных образований, например, по таким направлениям как «Управление по целям», «Управление сфокусированное на стратегию» и т.п.;
— во-вторых, необходимо четко определить цели применительно к решаемым задачам и реализуемым процессам, а также установить, что должно быть на входе, а что на выходе, иначе непонятно, зачем реализуется то или иное действие или мероприятие;
— в-третьих, желательно, для каждой из целей установить количественный «измеритель» степени ее достижения, то есть показатель или индикатор; если это затруднительно, то можно ограничиться качественными показателями, выраженными баллами, шкалами или вербально.
• Проблемы информационного взаимодействия
Для решения данной проблемы необходимо построение системы информационного менеджмента, обеспечивающей своевременную, селективную, адресную и релевантную решаемым задачам поставку информации для управленцев. Если удается решить упоминаемую выше проблему целеполагания и, при этом, критерии результативности деятельности будут выражены количественно, то системы современного информационного менеджмента будут сознательно востребованы руководством города и его территориями.
• Проблемы внедрения. Процесс внедрения систем управления и результаты их применения на практике зачастую существенно отличаются от первоначального замысла.
Чтобы избежать этих проблем, необходимо реалистично оценивать финансовые и трудовые затраты, а также ставить реалистичные сроки внедрения. Кроме того, должна быть выбрана наиболее подходящая для сложившейся ситуации стратегия внедрения и соответствующие методы и инструменты26. Например, если в административном руководстве городом и его территориями имеется определенный опыт управления проектами, то целесообразно разрабатывать и внедрять систему целевого управления в рамках методологии проектного менеджмента. При отсутствии такового, приемлемой может стать стратегия внедрения по типу «медленной эволюции», то есть постепенное добавление новых функций и задач существующим подразделениям, с одновременным обучением новым методам управления.
• Проблемы политического характера. Решения в политической сфере ориентируются на критерии, которые по своему смыслу не относятся к рациональным с точки зрения аналитики и принятой логики. Они находятся под влиянием специфики политической рациональности, согласно которой принятие согласованных решений осуществляется либо посредством переговоров, либо на основании мнения большинства27.
Несмотря на то, что политические лидеры ориентированы, прежде всего, на решение политических проблем и конфликтов, у политиков также должен быть интерес, по-возможности, к наиболее рациональному и эффективному использованию ограниченных ресурсов. Наличие такого интереса может подвигнуть политических руководителей к участию в разработке и внедрению целостной и стратегически ориентированной системы управления городом и его территориями.
• Проблемы дезинтеграции. Необходимо интегрировать принятие экономических решений и распределение ресурсов в политико-административную систему управления территорией. Другими словами, организационная структура политико-административной системы управления не соответствует логике структуры реализуемых программ, то есть, политика, и экономика разобщены.
Эта проблема может быть решена посредством организации совместной работы политических и административных органов управления над выработкой как стратегических, так и оперативных целей, планов и бюджетов. Другими словами, проблему дезинтеграции следует решать в направлении реализации одного из важнейших принципов системы менеджмента качества: «Вовлеченность сотрудников в процесс управления»28.
Одним из направлений решения
Для того, чтобы создать целостную систему управления, необходимо решить целый ряд задач:
1. Интегрировать стратегический
и оперативный уровни
2. Согласовать стратегические
3. Создать единую систему учета
и отчетности. Для этого следует
обеспечить единство в
4. Сформировать единообразный
Целостная система управления территорией
лишь тогда будет успешно внедрена,
если она будет содержательно
интегрирована в политико-
Выводы.
Таким образом, в регионалистике до сих пор нет единого понимания термина «регион». Специфический характер развития регионов обязательно требует конкретизации. Органы власти управляют регионом с помощью административных и экономических методов. Сегодня наиболее востребованными стали экономические методы. Это результат, прежде всего, того, что в условиях конкуренции и развития частного предпринимательства не возможно решать возникающие вопросы только с помощью директивных методов.
1.2 Программно-целевое управление, как основа
социально-экономического развития территории
В современных условиях особую значимость
приобретает такая область
Политика государства в
В современной мировой