Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:42, магистерская работа
Актуальность выбранной темы обусловлена проведением в стране политики построения открытой экономики рыночного типа. Рыночная система, в свою очередь, требует решения многоаспектных проблем, включающих задачи различной срочности (кратко-, средне-, долгосрочные либо их сочетания).
Одной из таких важнейших проблем объективно стало развитие социально-экономического потенциала регионов на основе маркетингового подхода. Данная проблема имеет как свои предпосылки, так и существенные последствия, отражающиеся, прежде всего, на благополучии проживающего на территории населения.
Введение…. …………………………………………………………………..…..4
Глава 1. Теоретико-методологические основы реализации маркетингового подхода в управлении развитием территории………….9
1.1 Регион как социально-экономическая система. Современные методы управления территорией ………………………………………………………...9
1.2 Программно-целевое управление, как основа эффективного социально-экономического развития территории…………………….…………………...27
1.3 Маркетинг территории как инструмент социально-экономического развития региона ………………………………………………………………..41
Глава 2. Формирование и реализация стратегий развития туристского региона на основе маркетингового подхода (на примере Хвалынского района Саратовской области)…………………………………………….…..57
2.1 Характеристика Хвалынского района как перспективного региона для развития туризма …………………………………..………………………...…57
2.2 Анализ туристического потенциала Хвалынского района ………………64
2.3 Концепция развития экологического туризма в Хвалынском районе …..71
Заключение………………………………………………………….…………..76
Библиографический список…………………………………………………..79
Приложения………………………………………
Все же до конца XX в. исследования не шли далее так называемой «теории факторов», или их внешней рядоположенности. Это шаг вперед в сравнении с редукцией региона, но постижения искомой системности недоставало. На это обратил внимание академик РАН В. Алексеев, отметив, что регионы «до недавнего времени рассматривались преимущественно в трех ракурсах: экономическом, национальном и краеведческом, с чем никак нельзя согласиться... Они представляют собой тугой узел разнообразных проблем, однако у них есть одно общее свойство - неотлаженность механизма взаимодействия центра и периферии, государства в целом и составляющих его частей». И это лишь внутригосударственный аспект, неразрывно связанный с «неотлаженностью» регионального взаимодействия в нарастающем межгосударственном измерении.
Регион есть нечто соразмерное доступной человеку рефлексии и деятельности, следовательно, управлению. Это проявляется уже в привычных словоупотребленииях: «мой регион», «региональный субъект», «регион такого-то действия». В этом ракурсе региональные программы отличаются, например, от общегосударственных и тем более - транснациональных или международных по степени доступности, осмысленности и выполнимости.
Ключевые понятия «регион», «регионализация»,
«региональная политика», «региональное
и межрегиональное
Термин «регион» появился в научном
обороте значительно позже
Что же касается района, то это - «локализованная территория, обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность– объективное условие и закономерный результат развития данной территории»9.
На сегодняшний день российской экономической наукой выработано значительное количество определений и подходов к категории «регион». Так, например, B.C. Бильчак и В.Ф. Захаров комплексно характеризуют «регион» как «социально-экономическую пространственную целостность, характеризующуюся структурой производства всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющую местные органы управления своей территорией»10.
Профессор Н.Д. Найденов выдвигает на первый план в процессе регионализации промышленную специализацию территории: «регион – это совокупность предприятии различных отраслей, которая складывается в результате сочетания отраслевого и территориального разделения труда, развивается на основе ведущей специализации нескольких отраслей, потребляет имеющиеся ресурсы при наиболее полной переработке их до выпуска готовых изделий, использует общую производственную и социальную инфраструктуру, имеет свой управленческий аппарат и обеспечивает возможность достижения на этой основе максимального экономического эффекта»11.
Похожий подход к пониманию региона предлагает автор учебника «Маркетинг регионов» И.В. Арженовский. Согласно его определению, регион - это: «…выделившаяся в процессе общественного (территориального) разделения труда часть территории страны, которая характеризуется специализацией на производстве тех или иных товаров и услуг; общностью и специфическим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса; комплексностью и целостностью хозяйства; наличием органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач»12.
В то же время академик Н.Н. Некрасов
рассматривает регион сквозь призму
социально-экономического подхода, не
беря во внимание административно-
Необходимо отметить, что, несмотря на значительное количество разнообразных трактовок понятия «регион», все больше ученых-регионалистов признают, что в основе региона лежит территориальное деление страны, а значит подход, при котором регион практически отождествляется с субъектом (край, область, республика) Российской Федерации, вполне оправдан.
Регион как хозяйственная
Важным моментом является рассмотрение
региона как экономической категории.
Основными чертами региона являются: единство
и целостность экономики; комплексность
хозяйственных систем, размещенных на
конкретной территории; наличие населения,
обладающего некоторыми навыками производства,
образованием и квалификацией; специализация
территории в рамках региона; управляемость
как важная характеристика в свете административно-
Вышеизложенное означает, что ключевыми признаками региона, как социально-экономической системы являются:
- целостность, которая находит свое выражение в наличии устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных связей (в первую очередь произвоственно-экономического характера), взаимосвязь всех элементов системы: общество, административный аппарат, производственная и социальная сферы;
- комплексность, которая
- управляемость подразумевает
наличие политико-
- экономическая
Таким образом, рассмотренные в работе подходы к пониманию содержания категории «регион», позволяют сделать следующие выводы.
Под регионом необходимо понимать территорию, находящуюся в административных границах субъекта Российской Федерации, имеющую сходные природные и общественно-политические условия, относительную однородность социально-экономических показателей и характеризующуюся целостностью и постоянством своих границ, пространственной близостью к одному из центров, комплексным использованием всех видов имеющихся ресурсов, наличием отраслевой специализации предприятии и организаций, наличием структур для осуществления управленческой деятельности в масштабах всего региона и/или общих программ развития федерального (центрального) уровня.
Развернутое определение смысла и содержания регионализма, как теоретической рефлексии регионализации, представлено в бельгийско-российском исследовании «Основы теории и практики федерализма». Раздел VI «Определение регионализма и формы его проявления»: Как проявление идеологии, регионализм соотносится с понятием «регион»... Под регионализмом следует понимать различные формы социально-культурной и политической самоидентификации территориальных сообществ, проявляющие себя в идеях, настроениях, действиях, тактиках, направленных на сохранение самобытности региона и повышение его статуса в системе государств-наций. Регионализм в силу многообразных форм своего проявления может являться объектом исторического, политологического, социологического и даже литературно-художественного анализа Выделение социокультурных и политических процессов, как проявлений регионализма, подчеркивает сущностную связь последнего с формированием регионального сознания (самобытного духа населения региона).
Следует отметить, что современное развитие теории региональной экономики осуществляется в двух основных направлениях:
1) расширение и углубление содержания (предмета) исследований (дополнение классических теорий новыми факторами, изучение и осмысление новых процессов и явлений, выявление комплексных проблем, требующих междисциплинарного подхода);
2) усиление методологии исследований (в особенности применение математических методов и информатики)15.
В сфере теоретических
1. Новые парадигмы и концепции региона. Данное направление предполагает изучение региона не только как сосредоточения природных ресурсов и населения, производства и потребления товаров, сферы услуг (труды основоположников региональной экономики), но как субъекта экономических отношений, носителя особых экономических интересов. В современных теориях регион исследуется через призму многофункциональной и многоаспектной системы. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок (рыночный ареал), регион-социум.
2. Размещение деятельности. Дополнительно к теориям размещения сельскохозяйственного и промышленного производства и их последователей новыми объектами теории становятся размещение инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем, развитие реструктурируемых и конверсируемых промышленно-технологических комплексов. В новых теориях внимание перемещается с традиционных факторов размещения (транспортные, материальные, трудовые издержки) сначала на проблемы инфраструктурного обеспечения, структуризованного рынка труда, экологические ограничения, а в последние два десятилетия на нематериальные факторы размещения: интенсивность, разнообразие и качественный уровень культурной деятельности и рекреационных услуг; творческий климат, привязанность людей к своей местности и т. п.
3. Пространственная организация
экономики. Здесь широкое
В современной практике пространственного экономического развития идеи полюсов роста реализуются в создании свободных экономических зон, технополисов, технопарков.
4. Межрегиональные экономические взаимодействия. В последние годы в условиях перехода к рыночным отношениям возросла значимость регионализации экономики. Практически любая проблема, возникающая в процессе перестройки, тесно связана с воздействием тех или иных региональных факторов и условий17.
Майн Е.Р. большое внимание при разработке концепций управления и развития региона уделяет использованию соответствующих методов реализации концепции, которые включают:
1) организационно-
2) формирование новых рыночных нормативно-правовых отношений в регионе:
3) участие государства в наиболее эффективных региональных проектах;
4) целевые программы социально-экономического развития территорий;
5) поддержку наукоемких производств и развитие высоких технологий;
6) активизацию внешнеторговой деятельности;
7) формирование технополисов в наиболее благоприятных для этого районах18.
В современной науке и практике
регионально менеджмента
Что касается методов регионального управления, то они обусловлены состоянием и спецификой системы рыночного хозяйствования территории. Методы, в свою очередь, представляют собой совокупность средств и приемов воздействия на регион, как сообщество хозяйствующих субъектов. Все множество методов управления территорией можно разделить на методы прямого воздействия и методы опосредованного воздействия. В частности, методы прямого воздействия наиболее эффективны применительно к подведомственным объектам управления государственной (региональной) или муниципальной власти, в то время, как опосредованными методами органы власти имеют возможность воздействовать на бизнес-сообщество или гражданское общество (персонал, потребители, эксперты и т.д.).