Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:42, магистерская работа
Актуальность выбранной темы обусловлена проведением в стране политики построения открытой экономики рыночного типа. Рыночная система, в свою очередь, требует решения многоаспектных проблем, включающих задачи различной срочности (кратко-, средне-, долгосрочные либо их сочетания).
Одной из таких важнейших проблем объективно стало развитие социально-экономического потенциала регионов на основе маркетингового подхода. Данная проблема имеет как свои предпосылки, так и существенные последствия, отражающиеся, прежде всего, на благополучии проживающего на территории населения.
Введение…. …………………………………………………………………..…..4
Глава 1. Теоретико-методологические основы реализации маркетингового подхода в управлении развитием территории………….9
1.1 Регион как социально-экономическая система. Современные методы управления территорией ………………………………………………………...9
1.2 Программно-целевое управление, как основа эффективного социально-экономического развития территории…………………….…………………...27
1.3 Маркетинг территории как инструмент социально-экономического развития региона ………………………………………………………………..41
Глава 2. Формирование и реализация стратегий развития туристского региона на основе маркетингового подхода (на примере Хвалынского района Саратовской области)…………………………………………….…..57
2.1 Характеристика Хвалынского района как перспективного региона для развития туризма …………………………………..………………………...…57
2.2 Анализ туристического потенциала Хвалынского района ………………64
2.3 Концепция развития экологического туризма в Хвалынском районе …..71
Заключение………………………………………………………….…………..76
Библиографический список…………………………………………………..79
Приложения………………………………………
Экотропа проходит по хребту «Таши», где встречаются обнажения мела, песка, глины и д.р. осадочных пород, образовавшихся на дне древнего моря. Экскурсия включает в себя сведения об истории формирования территории нашего края и причине уникальности флоры и фауны края. Здесь можно прикоснуться к отпечаткам древних живых существ, живших сотни миллионов лет тому назад.
Экокотропа проходит у подножия гор «412 братцев» от места бывшего старообрядческого скита, внутри часовни которого и выбивал родник Святой до дачи купца Хренова, мецената этого скита. Экскурсия содержит в себе сведения об истории хвалынского старообрядчества и об особенностях гидрологии хвалынских родников. Здесь можно омыть свое тело и испить святой целительной влаги.
Экотропа проходит по каланчевскому хребту и горе Беленькой – самой высокой точке Приволжской возвышенности (379 м над уровнем моря), и дальше до археологических раскопок городищ, месте поселений древних угрофинов. Экскурсия включает в себя сведения по формированию ландшафтов края и заселению края. Здесь можно увидеть край глазами людей, живших тысячу лет до нашей эры.
Своего туристического агентства в г.Хвалынске нет. Привлечением туристов на территорию занимаются туристические агентства области и региона, Национальный парк, горнолыжный курорт «Хвалынский», Центр туризма и ремесел «Яблочко», дома отдыха.
К сожалению, все то, что было упомянуто, используется не полностью. На сегодняшний день нет единой туристической политики. Нет поддержки и понимания у тех, кто уже связан туризмом. И в основном туризм – не организованный. А все должны дополнять друг друга. И после экскурсии по своему, условно говоря, объекту, надо обязательно порекомендовать другой.
В городе явно недостаточно рекламных указателей. И если заехать со стороны Алексеевки, то и не узнаешь ни о Национальном парке, ни о вольерном хозяйстве, ни о «Святом источнике» и так далее. Также, находясь на горнолыжке зимой или летом, не встретишь буклетов о Национальном парке или музее.
Любой туризм предусматривает наличие инфраструктуры. В городе всего пара кафе-баров, и полулегальная торговля сувенирами в Национальном парке и во Дворце культуры. Только с проживанием вопросов нет. Нужны не только продуктивные, промтоварные магазины и вещевые рынки. Необходимы места досуга и отдыха. Это могут быть детские кафе, бильярд, боулинг, миниаквапарк, ресторан, пляж, качели – карусели, и т.п. Нужна сувенирная лавка или что-то подобное, то есть уже сейчас надо ориентироваться в этом направлении, так как спрос на это есть.
Что же сделала и делает администрация в плане развития туризма?
Для выявления положительных сторон и проблем развития туризма на территории района и определения комплекса мероприятий, направленных на позиционирование туризма на территории Хвалынского района, в 2010 году администрацией района была разработана муниципальная целевая программа «Развитие туризма в Хвалынском муниципальном районе на 2010 - 2015 годы». Предполагаемый общий объем финансирования Программы из различных источников – более 180 млн. рублей.
Конечно, нужно понимать, что район – сильно дотационный и заложить большие средства в бюджете на развитие туризма не получится ни в этом, ни в следующем году.
Тем не менее, за последние три года администрацией города Хвалынска были заасфальтированы основные улицы. В 2012 году открылся крытый круглогодичный каток со спортивной площадкой. Ведутся консультации о строительстве на набережной причала (пирса) для теплоходов в районе центра, продолжается реконструкция дома отдыха «Черемшаны-2».
Разрабатываются планы по проведению
в Хвалынске туристических
Этим занимается городская администрация. Например, фестиваль «Хвалынская волна». Трехдневный фестиваль музыки, кульминацией которого является организованный заплыв по Волге двух-трех десятков пловцов из с. Духовницкое (левый берег) в Хвалынск (правый берег). Дистанция – более 10 км.
Проводится большой турнир по стрельбе из лука. В прошлом году было 20 участников, а в этом – уже 60 спортсменов-лучников подтвердили свое участие.
Проводятся, ставшие уже традиционными, ежегодные чемпионаты по картингу и минифутболу.
Ведется разъяснительная, координационная работа со всеми, кто уже задействован в туристическом бизнесе. Проводятся рабочие встречи с предпринимателями.
Одним словом, необходимо сконцентрировать все усилия в едином направлении, тогда и туризм в районе будет развиваться.
Выводы
Таким образом, можно сказать, что при условии стабилизации политической обстановки, Хвалынский район может стать одним из наиболее перспективных регионов для развития туризма в России благодаря следующим факторам:
В настоящее время развитие туристической деятельности находит понимание у всех слоев населения региона.
2.2 Анализ туристического потенциала Хвалынского района
Для анализа туристического потенциала Хвалынского района проведем SWOT-анализ, который является одним из универсальных инструментов анализа ситуации в отрасли, и его можно эффективно использовать для разработки стратегии развития туристической отрасли региона.
Проведение SWOT-анализа предусматривает построение матрицы, в соответствующие ячейки которой заносятся сильные, слабые стороны отрасли, ее возможности и угрозы. Сильные стороны предусматривают те особенности, которые представляют дополнительные возможности (благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для развития отрасли), а слабые стороны (элементы, наступление которых может оказать негативное влияние на развитие туристического потенциала) представляют отсутствие чего-то необходимого для функционирования туризма в регионе или те элементы, которые оказывают на отрасль негативное влияние.
SWOT-анализ туристического потенциала Хвалынского района представлен в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализ туристского потенциала Хвалынского района
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Возможности |
Угрозы |
|
|
Сравнивая сильные стороны и возможности для туризма в Хвалынском районе, можно выделить основные виды туристических услуг, которые могут стать направлениями роста туриндустрии в регионе.
К таким видам в первую очередь
относится рекреационный
Наличие значительного историко-
Большой потенциал роста имеет
спортивный туризм и особенно зимний,
связанный с созданием специаль
Обладает большими перспективами экологический туризм. И хотя этот вид туризма является массовым и в основном носит неорганизованный характер, он в меньшей степени нуждается в сервисе и инфраструктуре высокого качества (гостиницы, кафе и рестораны, средства связи и транспортные услуги).
Сравнивая слабые стороны туристической отрасли и возможности, имеющиеся на рынке туристических услуг и в Хвалынском районе, можно сделать следующие выводы:
Существующая система
Поэтому для реализации имеющихся возможностей в Хвалынске администрации района нужно создать необходимые условия для развития туризма, а именно:
правовое упорядочение регулирования рынка туруслуг;
формирование образа Хвалынского района как территории, привлекательной для внутрирегионального и въездного туризма;
условия для взаимоотношений с другими регионами в туристической сфере;
обеспечение целевого финансирования и поддержки наиболее приоритетных направлений развития туризма:
В части развития туристских объектов:
Поддержка охраны памятников природы, культуры и истории в рамках региональных программ.
Принятие технологических
Расширение спектра
Создание ассоциации гостиниц района, ориентированной на решение общих проблем инфраструктуры размещения.
В части развития инфраструктуры:
Поддержка развития районных инфраструктурных схем (транспорта, связи, коммуникаций и т.д.)
В части развития рынка и конкуренции:
Стимулирование туристских организаций, наращивающих объемы въездного туризма.
Стимулирование развития малого бизнеса для оказания сопутствующих туризму сервисных услуг.
Стимулирование развития конкурентоспособных местных производителей и поставщиков услуг в сопутствующих туризму отраслях.
Стимулирование развития эффективной конкурентной среды в туристской отрасли.
Поддержка продвижения внутрирегиональных туристских продуктов в масштабе области, страны и за рубежом.
Проведение дифференцированной политики на внутреннем туристском рынке в отношении социальных групп.
Потенциальные стратегические преимущества туристской отрасли Хвалынского района.
Сравнивая сильные стороны и угрозы, можно оценить потенциал стратегических преимуществ туристской отрасли Хвалынского района и ее способность противостоять внешним угрозам. Несмотря на обострение конкуренции со стороны других туристских регионов, усиления выездного туризма в соседние регионы и заграницу в связи с низким уровнем предоставляемых услуг и высокими ценами ни них, значительный природно-экологический, историко-культурный и рекреационный потенциал, интерес к проведению выставок, семинаров и тематических конференций по нефтегазовой тематике в непосредственной близости от мест основных месторождений позволяет туристическому комплексу Хвалынского района области развивать ряд направлений туристической отрасли (рекреационный, историко-культурный, спортивный туризм, экологический. Событийный, сельский).
Для усиления конкурентоспособности Хвалынского района области необходимо продолжить реализовывать муниципальную целевую программу «Развитие туризма в Хвалынском муниципальном районе на 2010 - 2015 годы».