Управление социально-экономического развития Хвалынского района Саратовской области на основе маркетингового подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:42, магистерская работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена проведением в стране политики построения открытой экономики рыночного типа. Рыночная система, в свою очередь, требует решения многоаспектных проблем, включающих задачи различной срочности (кратко-, средне-, долгосрочные либо их сочетания).
Одной из таких важнейших проблем объективно стало развитие социально-экономического потенциала регионов на основе маркетингового подхода. Данная проблема имеет как свои предпосылки, так и существенные последствия, отражающиеся, прежде всего, на благополучии проживающего на территории населения.

Оглавление

Введение…. …………………………………………………………………..…..4
Глава 1. Теоретико-методологические основы реализации маркетингового подхода в управлении развитием территории………….9
1.1 Регион как социально-экономическая система. Современные методы управления территорией ………………………………………………………...9
1.2 Программно-целевое управление, как основа эффективного социально-экономического развития территории…………………….…………………...27
1.3 Маркетинг территории как инструмент социально-экономического развития региона ………………………………………………………………..41
Глава 2. Формирование и реализация стратегий развития туристского региона на основе маркетингового подхода (на примере Хвалынского района Саратовской области)…………………………………………….…..57
2.1 Характеристика Хвалынского района как перспективного региона для развития туризма …………………………………..………………………...…57
2.2 Анализ туристического потенциала Хвалынского района ………………64
2.3 Концепция развития экологического туризма в Хвалынском районе …..71
Заключение………………………………………………………….…………..76
Библиографический список…………………………………………………..79
Приложения………………………………………

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 535.00 Кб (Скачать)
  • «Путешествие по дну древнего моря».

Экотропа проходит по хребту «Таши», где встречаются обнажения мела, песка, глины и д.р. осадочных пород, образовавшихся на дне древнего моря. Экскурсия включает в себя сведения об истории формирования территории нашего края и причине уникальности флоры и фауны края. Здесь можно прикоснуться к отпечаткам древних живых существ, живших сотни миллионов лет тому назад.

  • «Родник Святой».

Экокотропа проходит у подножия гор «412 братцев» от места бывшего старообрядческого скита, внутри часовни которого и выбивал родник Святой до дачи купца Хренова, мецената этого скита. Экскурсия содержит в себе сведения об истории хвалынского старообрядчества и об особенностях гидрологии хвалынских родников. Здесь можно омыть свое тело и испить святой целительной влаги.

  • Гора «Беленькая».

Экотропа проходит по каланчевскому  хребту и горе Беленькой – самой высокой точке Приволжской возвышенности (379 м над уровнем моря), и дальше до археологических раскопок городищ, месте поселений древних угрофинов. Экскурсия включает в себя сведения по формированию ландшафтов края и заселению края. Здесь можно увидеть край глазами людей, живших тысячу лет до нашей эры.

Своего туристического агентства в г.Хвалынске нет. Привлечением туристов на территорию занимаются туристические агентства области и региона, Национальный парк, горнолыжный курорт «Хвалынский», Центр туризма и ремесел «Яблочко», дома отдыха.

К сожалению, все то, что было упомянуто, используется не полностью. На сегодняшний  день нет единой туристической политики. Нет поддержки и понимания у тех, кто уже связан туризмом. И в основном туризм – не организованный. А все должны дополнять друг друга. И после экскурсии по своему, условно говоря, объекту, надо обязательно порекомендовать другой.

В городе явно недостаточно рекламных указателей. И если заехать со стороны Алексеевки, то и не узнаешь ни о Национальном парке, ни о вольерном хозяйстве, ни о «Святом источнике» и так далее. Также, находясь на горнолыжке зимой или летом, не встретишь буклетов о Национальном парке или музее.

Любой туризм предусматривает наличие  инфраструктуры. В городе всего пара кафе-баров, и полулегальная торговля сувенирами в Национальном парке  и во Дворце культуры. Только с проживанием  вопросов нет. Нужны не только продуктивные, промтоварные магазины и вещевые рынки. Необходимы места досуга и отдыха. Это могут быть детские кафе, бильярд, боулинг, миниаквапарк, ресторан, пляж, качели – карусели, и т.п. Нужна сувенирная лавка или что-то подобное, то есть уже сейчас надо ориентироваться в этом направлении, так как спрос на это есть.

Что же сделала и делает администрация  в плане развития туризма?

Для выявления положительных сторон и проблем развития туризма на территории района и определения  комплекса мероприятий, направленных на позиционирование туризма на территории Хвалынского района, в 2010 году администрацией района была разработана муниципальная целевая программа «Развитие туризма в Хвалынском муниципальном районе на 2010 - 2015 годы». Предполагаемый общий объем финансирования Программы из различных источников – более 180 млн. рублей.

Конечно, нужно понимать, что район – сильно дотационный и заложить большие средства в бюджете на развитие туризма не получится ни в этом, ни в следующем году.

Тем не менее, за последние три года администрацией города Хвалынска были заасфальтированы основные улицы. В 2012 году открылся крытый круглогодичный каток со спортивной площадкой. Ведутся консультации о строительстве на набережной причала (пирса) для теплоходов в районе центра, продолжается реконструкция дома отдыха «Черемшаны-2».

Разрабатываются планы по проведению в Хвалынске туристических событийных мероприятий.

Этим занимается городская администрация. Например, фестиваль «Хвалынская волна». Трехдневный фестиваль музыки, кульминацией которого является организованный заплыв по Волге двух-трех десятков пловцов из с. Духовницкое (левый берег) в Хвалынск (правый берег). Дистанция – более 10 км.

Проводится большой турнир по стрельбе из лука. В прошлом году было 20 участников, а в этом – уже 60 спортсменов-лучников подтвердили свое участие.

Проводятся, ставшие уже традиционными, ежегодные чемпионаты по картингу и  минифутболу.

Ведется разъяснительная, координационная  работа со всеми, кто уже задействован в туристическом бизнесе. Проводятся рабочие встречи с предпринимателями.

Одним словом, необходимо сконцентрировать все усилия в едином направлении, тогда и туризм в районе будет  развиваться.

Выводы

Таким образом, можно сказать, что  при условии стабилизации политической обстановки, Хвалынский район может стать одним из наиболее перспективных регионов для развития туризма в России благодаря следующим факторам:

  • высокое разнообразие и эстетическая привлекательность природных ландшафтов;
  • богатые рекреационные ресурсы;
  • уникальная флора и фауна, наличие большого количества реликтовых и эндемичных видов, а также редких видов, внесенных в российскую и международную Красную книгу;
  • наличие уникальных экосистем;
  • благоприятные возможности для наблюдения диких животных;
  • удобное расположение, хорошо развитая транспортная сеть;
  • обширная туристическая инфраструктура (гостиницы, дома отдыха, турбазы, альплагеря и др.);
  • большая заинтересованность в развитии экотуристической индустрии и ее поддержка со стороны органов власти, охраняемых территорий, коммерческих структур и широкой общественности, которые связывают перспективы развития экономики в первую очередь с туризмом.

В настоящее время развитие туристической  деятельности находит понимание  у всех слоев населения региона.

 

2.2 Анализ туристического потенциала Хвалынского района

 

Для анализа туристического потенциала Хвалынского района проведем SWOT-анализ, который является одним из универсальных инструментов анализа ситуации в отрасли, и его можно эффективно использовать для разработки стратегии развития туристической отрасли региона.

Проведение SWOT-анализа предусматривает построение матрицы, в соответствующие ячейки которой заносятся сильные, слабые стороны отрасли, ее возможности и угрозы. Сильные стороны предусматривают те особенности, которые представляют дополнительные возможности (благоприятные обстоятельства, которые можно использовать для развития отрасли), а слабые стороны (элементы, наступление которых может оказать негативное влияние на развитие туристического потенциала) представляют отсутствие чего-то необходимого для функционирования туризма в регионе или те элементы, которые оказывают на отрасль негативное влияние.

SWOT-анализ туристического потенциала Хвалынского района представлен в таблице 1.

Таблица 1

 

SWOT-анализ туристского потенциала Хвалынского района

 

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Выгодное географическое расположение;
  2. Богатое природное, историческое и культурное наследие;
  3. Высокая транспортная доступность;
  4. Относительно стабильная политическая и социально-экономическая ситуация в регионе;
  5. Богатый туристский потенциал;
  6. Высокий рекреационный потенциал: хорошие природно-климатические условия, особенно привлекательные для жителей восточных и северных районов, уникальное разнообразие природного комплекса;
  7. Наличие культурных, спортивных, развлекательных мероприятий.
  1. Предприятия общественного питания развиты недостаточно, уровень сервиса и меню оставляет желать лучшего;
  2. Не достаточное благоустройство памятников в поселениях;
  3. Не достаточное благоустройство туристических маршрутов: слабая освещенность, плохое состояние пешеходных дорожек, отсутствие внешнего благоустройства; отсутствие стационарных или биотуалетов;
  4. Отсутствие указателей, карт маршрутов;
  5. Недостаточная оборудованность автостоянок для парковки туристического транспорта;
  6. Отсутствие единой политики в реализации сувенирной продукции. Не все ремесленники имеют возможность реализовать свою продукцию;
  7. Отсутствие разработанного сувенирного «бренда» территории;
  8. Существует необходимость в создании новых маршрутов;
  9. Отсутствие событийного туризма, фестивалей разного музыкального направления, фольклорных фестивалей;
  10. Неиспользование просторов водохранилища;
  11. Отсутствие инвестиций в туристскую индустрию;
  12. Отсутствие культурно-развлекательных центров.
  13. Туристические потоки более всего сконцентрированы в черте городского поселения. Малая развитость туризма в сельских территориях связана отчасти со следующими факторами:
  14. Удаленность некоторых территорий от центра района;
  15. Удаленность населенных пунктов от центральных автодорог;
  16. Отсутствие на территории многих поселений значительных историко-культурных объектов.
  17. Слабая информированность населения о туристском потенциале региона

Возможности

Угрозы

  1. Развитие туризма в Хвалынске на основе исторических, религиозных и природных достопримечательностей является потенциально крупным источником доходов для района и может существенно улучшить его репутацию;
  2. Развитие туризма может инициировать экономическое развитие района;
  3. Участие Хвалынского района в разнообразных проектах в сфере туризма на российском и международном уровнях;
  4. Участие Хвалынского района в конкурсах по организации и развитию отдельных перспективных для района видов туризма: культурно-познавательный, экологический, сельский, событийный т.д.;
  5. Участие в туристических выставках, ярмарках, мероприятиях на российском и международном уровнях;
  6. Проведение фестивалей, ярмарок, конференций и спортивных мероприятий;
  7. Привлечение инвестиций малого и среднего бизнеса в туристскую индустрию района;
  8. Развитие инфраструктуры и улучшение объектов показа района;
  9. Включение в областные программы и проекты.
  1. Высокий уровень конкуренции с  другими регионами Поволжья в предоставлении туристических услуг (Республики Башкортостан и Татарстан, Нижегородская, Самарская, Пензенская, Ульяновская области);
  2. Недостаток информации приводит к отвлечению внимания потенциальных туристов от региона;
  3. Недостаток собственных финансовых ресурсов, направляемых на поддержание, реконструкцию достопримечательностей;
  4. Разрушение исторического наследия;
  5. Изменения предпочтений потребителей (увеличение спроса на отдых за рубежом);
  6. Конкурентное преимущество других субъектов Российской Федерации в сфере развития туризма и в области привлечения федеральных средств на инвестиционные проекты;
  7. Экономическая и политическая дестабилизация;
  8. Непредсказуемость климатических условий.

 

Сравнивая сильные стороны и возможности для туризма в Хвалынском районе, можно выделить основные виды туристических услуг, которые могут стать направлениями роста туриндустрии в регионе.

К таким видам в первую очередь  относится рекреационный туризм, который в первую очередь представлен санаторно-курортным и профилакторным лечением, спортивно-оздоровительным отдыхом всех возрастных групп населения. 

Наличие значительного историко-культурного  потенциала в сочетании с возрастающим интересом к истории и культурному наследию позволяют развивать историко-культурный туризм. Государственная поддержка историко-культурных объектов (в части их реставрации) и привлечение частного капитала в создание соответствующей инфраструктуры, а также проведение фестивалей, ярмарок, конференций, фольклорных мероприятий, использующих природный и культурный потенциал района, позволят повысить привлекательность историко-культурного туризма.

Большой потенциал роста имеет  спортивный туризм и особенно зимний, связанный с созданием специальных спортивных сооружений (катков, лыжных трасс, трамплинов и др.). Природные условия с длительной и снежной зимой, ландшафтными возможностями в сочетании с высоким платежеспособным спросом населения позволяют рассчитывать на рост спортивного туризма в Хвалынской области.

Обладает большими перспективами экологический туризм. И хотя этот вид туризма является массовым и в основном носит неорганизованный характер, он в меньшей степени нуждается в сервисе и инфраструктуре высокого качества (гостиницы, кафе и рестораны, средства связи и транспортные услуги).

Сравнивая слабые стороны туристической  отрасли и возможности, имеющиеся  на рынке туристических услуг  и в Хвалынском районе, можно сделать следующие выводы:

Существующая система управления, законодательная база, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура туристической отрасли не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в Хвалынском районе. При существующем положении дел, сложившихся в туристической отрасли, Хвалынскому району сложно рассчитывать на активное развитие туризма.

Поэтому для реализации имеющихся  возможностей в Хвалынске администрации района нужно создать необходимые условия для развития туризма, а именно:

правовое упорядочение регулирования  рынка туруслуг;

формирование образа Хвалынского района как территории, привлекательной для внутрирегионального и въездного туризма;

условия для взаимоотношений с другими регионами в туристической сфере;

обеспечение целевого финансирования и поддержки наиболее приоритетных направлений развития туризма:

В части развития туристских объектов:

Поддержка охраны памятников природы, культуры и истории в рамках региональных программ.

Принятие технологических стандартов обслуживания туристов для ключевых туристских объектов на территории района.

Расширение спектра предложения  на рынке услуг (например, семейных отелей)

Создание ассоциации гостиниц района, ориентированной на решение общих проблем инфраструктуры размещения.

В части развития инфраструктуры:

Поддержка развития районных инфраструктурных схем (транспорта, связи, коммуникаций и т.д.)

В части развития рынка и конкуренции:

Стимулирование туристских организаций, наращивающих объемы въездного туризма.

Стимулирование развития малого бизнеса  для оказания сопутствующих туризму  сервисных услуг.

Стимулирование развития конкурентоспособных  местных производителей и поставщиков  услуг в сопутствующих туризму отраслях.

Стимулирование развития эффективной  конкурентной среды в туристской отрасли.

Поддержка продвижения внутрирегиональных туристских продуктов в масштабе области, страны и за рубежом.

Проведение дифференцированной политики на внутреннем туристском рынке в отношении социальных групп.

Потенциальные стратегические преимущества туристской отрасли Хвалынского района.

Сравнивая сильные стороны и угрозы, можно оценить потенциал стратегических преимуществ туристской отрасли Хвалынского района и ее способность противостоять внешним угрозам. Несмотря на обострение конкуренции со стороны других туристских регионов, усиления выездного туризма в соседние регионы и заграницу в связи с низким уровнем предоставляемых услуг и высокими ценами ни них, значительный природно-экологический, историко-культурный и рекреационный потенциал, интерес к проведению выставок, семинаров и тематических конференций по нефтегазовой тематике в непосредственной близости от мест основных месторождений позволяет туристическому комплексу Хвалынского района области развивать ряд направлений туристической отрасли (рекреационный, историко-культурный, спортивный туризм, экологический. Событийный, сельский).

Для усиления конкурентоспособности  Хвалынского района области необходимо продолжить реализовывать муниципальную целевую программу «Развитие туризма в Хвалынском муниципальном районе на 2010 - 2015 годы».

Информация о работе Управление социально-экономического развития Хвалынского района Саратовской области на основе маркетингового подхода