Управление социально-экономического развития Хвалынского района Саратовской области на основе маркетингового подхода

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 07:42, магистерская работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена проведением в стране политики построения открытой экономики рыночного типа. Рыночная система, в свою очередь, требует решения многоаспектных проблем, включающих задачи различной срочности (кратко-, средне-, долгосрочные либо их сочетания).
Одной из таких важнейших проблем объективно стало развитие социально-экономического потенциала регионов на основе маркетингового подхода. Данная проблема имеет как свои предпосылки, так и существенные последствия, отражающиеся, прежде всего, на благополучии проживающего на территории населения.

Оглавление

Введение…. …………………………………………………………………..…..4
Глава 1. Теоретико-методологические основы реализации маркетингового подхода в управлении развитием территории………….9
1.1 Регион как социально-экономическая система. Современные методы управления территорией ………………………………………………………...9
1.2 Программно-целевое управление, как основа эффективного социально-экономического развития территории…………………….…………………...27
1.3 Маркетинг территории как инструмент социально-экономического развития региона ………………………………………………………………..41
Глава 2. Формирование и реализация стратегий развития туристского региона на основе маркетингового подхода (на примере Хвалынского района Саратовской области)…………………………………………….…..57
2.1 Характеристика Хвалынского района как перспективного региона для развития туризма …………………………………..………………………...…57
2.2 Анализ туристического потенциала Хвалынского района ………………64
2.3 Концепция развития экологического туризма в Хвалынском районе …..71
Заключение………………………………………………………….…………..76
Библиографический список…………………………………………………..79
Приложения………………………………………

Файлы: 1 файл

Работа.doc

— 535.00 Кб (Скачать)

• Если общий маркетинг акцентирует внимание на выборе оптимальных каналов сбыта продукции, то подобный подход к территории невозможен. Коммуникативность в данном случае должна определяться не каналами товародвижения, а поисками, созданием и рекламированием таких привлекательных черт или преимуществ, которые могли бы заинтересовать потенциальную рабочую силу, инвесторов, акционеров с целью привлечения их внимания к данной территории.

• На любой ограниченной территории происходит пересечение и локализация экономических интересов как населения территории, так и субъектов, проживающих за пределами территории. Соблюдая общий принцип рыночной экономики, следует признать паритет (равенство) интересов всех субъектов-носителей экономических интересов. Однако ориентация на удовлетворение потребностей, прежде всего, коренного населения или лиц, постоянно проживающих на территории, требует первоочередного учёта их интересов, то есть приоритетности. На практике соблюдение такого подхода оказывается весьма затруднительным, так как интересы внешних субъектов зачастую подкрепляются сильными аргументами, например, в виде инвестиций, налоговых поступлений, или выступают в иных, нередко скрытых обличьях71. Такие ситуации ведут к рассогласованию интересов и могут лежать в основе противоречий, требующих специальных мер для своего разрешения.

• Конкурентные преимущества территории могут не иметь стоимостной формы выражения. Точнее, речь идёт о возможном отсутствии адекватной стоимостной формы выражения конкурентных преимуществ. Кроме того, опосредованность конкуренции территориальной протяжённостью может дополнительно приводить к её неявности и растянутости проявления во времени. Этим объясняется необходимость тщательной работы над имиджем территории, подчёркивания преимуществ путём формирования имиджа территории как особого товара.

• Получение преимуществ за счёт формирования имиджа территорий также имеет свои особенности. Здесь следует отметить важность сегментирования рынка по категориям потребителей, ориентацию на производство и предложение услуг (увидеть, услышать, поучаствовать можно только здесь и сейчас), привлечение к формированию имиджа производителей услуг и сопутствующих товаров.

• Получение преимуществ за счёт формирования имиджа территорий также  имеет свои особенности. Здесь следует  отметить важность сегментирования  рынка по категориям потребителей, ориентацию на производство и предложение услуг (увидеть, услышать, поучаствовать можно только здесь и сейчас), привлечение к формированию имиджа производителей услуг и сопутствующих товаров72.

Исходя из сказанного, мы определяем маркетинг территории как совокупность принципов управления территорией (муниципальным образованием) в целях достижения устойчивого экономического развития, наиболее полной реализации экономических интересов проживающего на ней населения и средств или способов создания возможностей и условий для привлечения потенциальных и реальных участников трансакций, совершаемых на данной территории или по поводу объектов данной территории.

Успех на рынке туристских продуктов  в сфере проявления экономических  отношений между производителями (туроператорами), органами госвласти,  турагентами и потребителями туристического обслуживания (туристами) зависит не только от правильно выбранной маркетинговой стратегии, но и от взаимодействия между участниками данного процесса, в частности, властными структурами и туроператорами.

В современных условиях выполняемый турфирмами маркетинг территориальных туристско-рекреационных ресурсов представляется основным инструментом поддержания и совершенствования внутреннего туризма, но оказывается важным и в плане их внешнеэкономической туристской деятельности, направленным на инноватизацию и повышение эффективности туристических обменов.

Сферу внутреннего туризма в  России считают слабо развитой по сравнению с выездным. Сходное  положение и с реализацией  на внешних рынках программ въездного  туризма: ежегодно прирост туристских прибытий в страну по программам деловых туров, речных круизов и по культурно-познавательным программам составляет 1,5–2%73.

Среди основных факторов, сдерживающих развитие въездного туризма в  Российской Федерации, можно выделить:

– созданный отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации образ неблагоприятной для туризма страны;

– усложнённый порядок выдачи виз  гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении;

– слабое развитие туристической инфраструктуры на территории привлекательных регионов;

– завышенные цены на услуги при несовершенном  качестве условий размещения в турах  и другие.

Перечисленные факторы, являясь в  определённой степени довлеющими, всё  же не полностью отражают слабости внутренней туристской индустрии, поскольку не учитывают планомерные инвестиции в туризм.

Вместе с тем, залогом экономического успеха современных компаний и, соответственно, национальных и региональных экономик, является спрос на «информационные  туристические продукты», предъявляемый как потребителями в собственной стране, так и производителями в стране возникшего туристического интереса.

Выводы.

Итак, территориальный маркетинг  — разновидность геомаркетинга или маркетинг, осуществляемый на территории и за ее пределами в целях воспроизводства спроса на ресурсы территории и привлечения дополнительных ресурсов на глобальном рынке геопродуктов за счет средств маркетинга, что в свою очередь позволяет воспроизводить территориальный потенциал. Реализуется территориальный маркетинг через процесс формирования конкурентных преимуществ территории в сознании ее стейкхолдеров и удовлетворения их потребностей, что и позволяет воспроизводить их спрос.

Анализ теоретических и практических особенностей предмета территориального маркетинга как составляющей парадигмы территориального управления позволяет заключить, что на современном этапе территориальный маркетинг востребован в процессах управления развитием территорий. Общеэкономические и специфические закономерности развития территорий, позволяют говорить как об исторической, так и организационной эволюции потребностей в маркетинге. По мере развития рыночных отношений, усиления конкуренции или проявления кризисных тенденций вектор потребностей в маркетинге бизнес-структурами переходит в зону потребностей населения, общественности. Тем самым обусловливается использование территориального маркетинга с целью гармонизации отношений элементов системы деловых коммуникаций территорий, а также выбора направления стратегического развития территориальной системы на основе принципов синергии и устойчивости как экономической, так и социально-политической и духовной подсистем.

 

Глава 2. Формирование и реализация стратегии развития туристского региона на основе маркетингового подхода

(на примере Хвалынского района Саратовской области)

 

2.1 Характеристика Хвалынского района  
как перспективного региона для развития туризма

 

На сегодняшний день в Хвалынском районе действуют: 

  • горнолыжная база (протяженность трассы 1200 метров, имеется 7 уровней сложности спуска, трасса оборудована канатно-буксировочным подъемником); 

В зимнее время на горнолыжном курорте  «Хвалынский» предлагается катание  на горных лыжах, сноубордах, тюбингах, коньках, беговых лыжах. Проводятся экскурсии на снегоходах по зимнему лесу.

Летом здесь также можно отдохнуть  в тишине, порыбачить, собирать грибы-ягоды, покататься на велосипедах. Есть возможность  совершить увлекательную прогулку на катере по р. Волга.

  • вольерное хозяйство клуба «Ястреб» Саратовского областного общества охотников и рыболовов (посетителям предлагается экскурсионная программа с демонстрацией различных хищных птиц, а также предоставляется услуга по организации «соколиной охоты»); 
  • два дома отдыха («Черемшаны-2» и «Ривьера»);
  • два санатория («Родник» и «Черемшаны-1»);
  • детский оздоровительный лагерь «Сосновый бор»;
  • центр реабилитации ветеранов и инвалидов МУП «Пещера монаха»; 
  • 3 музея:
  • краеведческий музей с его интересными археологическими, этнографическими, палеонтологическими коллекциями;
  • художественно-мемориальный музей имени К.С. Петрова-Водкина, является филиалом Саратовского художественного музея имени Радищева (коллекция музея уникальна: она представляет собой художественную провинциальную традицию от местной иконописи до творчества профессиональных хвалынских художников конца XIX – начала XX века),
  • музей «мордовская изба» (музей расположен в районном селе Лебежайка, на базе средней школы);
  • - около 60 зданий, имеющих архитектурную и историческую ценность;
  • насчитывается более 1000 памятников археологии. 

Силами краеведческого музея проводятся –

пешеходные экскурсии по городу:

    1. Городок на Волге – этот маршрут посвящен архитектуре и истории города конца 19 - начала 20 века.
    2. Один день в кампании с Хвалынским краеведческим музеем – маршрут знакомит туристов с достопримечательностями Хвалынска, включая посещение бывших Черемшанских монастырей и пожарной каланчи, постройки конца 19 века.

автобусные экскурсии по городу:

      1. автобусная экскурсия по городу с посещением художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина;
      2. автобусная обзорная экскурсия с посещением краеведческого музея;
      3. автобусная обзорная экскурсия с посещением картинной галереи.

Одной из главных природных достопримечательностей района и области в целом является Национальный парк «Хвалынский», вошедший в состав особо охраняемых природных территорий России. Национальный парк «Хвалынский» создан в августе 1994 года площадь – 25,5 тыс.га. (23 тысячи заняты лесами), на востоке парк примыкает к Саратовскому водохранилищу (от с. Алексеевки до города Хвалынска). Охватывает возвышенности Хвалынских меловых гор с абсолютными отметками до 379 м над уровнем моря. На востоке уступами круто спускается к Волге, на западе – пологими склонами до долины р. Терешки. Преобладает овражно-балочный рельеф. Сохраняются природные комплексы островного массива сосновых лесов лесостепной области Русской равнины. Сами же меловые горы сложились, еще в так называемый меловой период мезозойской эры, когда этот край покрывало древнее море, на дно которого падали мириады раковин морских моллюсков и водорослей, состоящие из того же вещества, что и мел. Вот они-то сложили целые меловые горы до нескольких десятков метров высотой. Самая высокая точка всей Приволжской возвышенности – гора Беленькая находится в окрестностях Хвалынска в составе Национального парка, ее высота составляет 379 метров над уровнем моря.

Хвалынские родники – единственное явление. Атмосферная вода, свободно проходя через осадочные породы, слагающие горы останавливается слоем водоупорной глины, подстилающей подножия гор, и, не находя другого выхода, выбивается на поверхность. В Хвалынском районе насчитывается до 300 родников.

Территория парка включает природные  комплексы и объекты, имеющие  особую экологическую, историческую и  эстетическую ценность.

Смысл и задачи создания парка –  сохранение его растительного и  животного мира, объектов неживой природы и памятников культуры, создание условий для туризма, разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях интенсивного использования их для человека.

В парке создано четыре функциональные зоны – заказниковая, оздоровительная, рекреационная и лесная экологическая.

Заказник предназначен для сохранения уникальных комплексов, к которым  относятся участки меловой сосны  на крутосклонах Хвалынских гор, прогалины  на склонах с эндемическими видами травянистой растительности.

В оздоровительной зоне размещены дома отдыха, санатории, туристические тропы и спортивно-игровые площадки.

В рекреационной созданы условия  для установки палаточных городков, кострищ, благоустроенных туристских троп.

Территория парка  характеризуется разнообразием географических, гидрологических, лесных, ботанических, исторических достопримечательностей. Проходя по маршрутам, туристы могут полностью охватить природную картинку парка, увидеть все имеющиеся типы лесных сообществ, скальные обнажения. Ознакомиться с многочисленными археологическими памятниками, с видовых площадок обозреть всю прилегающую к парку местность, Саратовское водохранилище, Заволжские дали.

Совокупность животных, обитающих  на территории парка, являясь одним  из основных компонентов биоэкологического комплекса, обеспечивает сохранение в нем экологического равновесия, повышение биологической устойчивости лесных сообществ и одновременно имеет важное декоративно-эстетическое значение. Наличие фауны в местах массового отдыха способствует также экологическому воспитанию населения. Это, вне всякого сомнения, оправдывает необходимость обеспечивать благоприятные условия обитания зверей и птиц, регулирование их численности и охрану. С создания национального парка на его территории была полностью запрещена охота на копытных животных – лося, оленя, косулю, кабана, а охота на пушного зверя и водоплавюущую дичь допускается по лицензиям за пределами лесных угодий в водоразделах рек. Приняты энергичные меры по охране природных богатств парка.

В национальном парке существуют автобусно-пешеходные маршруты с экологическими тропами:

  • «Заповедный край».

Экотропа проходит по горе Богданихе – местообитанию редчайших растений и животных. Экскурсия включает в себя сведения по истории изучения края и создания национального парка. Здесь воочию можно увидеть растения и животных, занесенных в красную книгу.

  • «Пещера Монаха».

Экотропа проходит по ущелью Черемшан – месту, где были старообрядческие монастыри, до самой пещеры на вершине высокой меловой горы. Экскурсия включает в себя рассказ о духовности края, истории, традициях и культуре. Пещера Монаха – место уединения отшельника заставит задуматься о смысле жизни и вечных истинах.

Информация о работе Управление социально-экономического развития Хвалынского района Саратовской области на основе маркетингового подхода