Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 21:27, контрольная работа
Цель: Формировать основные представления об агропромышленном комплексе России; рассмотреть состав, значение АПК.
Задачи: Формировать представление о роли агропромышленного комплекса в хозяйстве России; рассмотреть ведущие отрасли АПК, определить их главные черты и особенности. Показать значение АПК для жизнедеятельности человека.
Введение
Тема 1. Актуальные проблемы социально-экономического положения современной России
Тема 2. Региональные и федеральные стратегии развития
Заключение
Список литературы
Приложение
Список литературы
Социально-экономическое развитие современной России
Содержание
Введение …………………………………………………………………… |
3 |
Тема 1. Актуальные проблемы социально-экономического положения современной России ……………………………………………………… |
4 |
Тема 2. Региональные и федеральные стратегии развития …………….. |
9 |
Заключение ………………………………………………………………… |
18 |
Список литературы ………………………………………………………... |
19 |
Введение
Одной из актуальных проблем социально-экономического положения современной России является развитие агропромышленного комплекса. Агропромышленный комплекс (АПК) – совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя. Агропромышленный комплекс занимает особое место в жизни общества, так как обеспечивает людей продовольствием. Это – главная задача АПК. Для выполнения своей главной задачи АПК недостаточно только произвести сельскохозяйственную продукцию. Её нужно сохранить, качественно переработать и вовремя доставить населению.
Цель: Формировать основные представления об агропромышленном комплексе России; рассмотреть состав, значение АПК.
Задачи: Формировать представление о роли агропромышленного комплекса в хозяйстве России; рассмотреть ведущие отрасли АПК, определить их главные черты и особенности. Показать значение АПК для жизнедеятельности человека.
Тема 1. Актуальные проблемы социально-экономического положения современной России
Экономическая ситуация в 2014 году продолжала ухудшаться на фоне осложнения геополитической обстановки. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации,
в I квартале 2014 г. ВВП снизился на 0,5% (по отношению к предыдущему кварталу, с исключением сезонности), во II квартале падение прекратилось, однако рост экономики с исключением календарного и сезонного факторов остается на нулевой отметке.
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), динамика ВВП к соответствующему периоду предыдущего года замедлилась с 2%в IV квартале 2013 г. до 0,9% в I квартале и 0,8% во II квартале 2014 года1.
Темпы прироста основных макроэкономических показателей
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
2013 |
2014 | ||||||||||
I |
II |
III |
IV |
год |
I |
II |
III оцен-ка* |
IV оцен-ка* |
год оцен-ка* | ||
ВВП |
0,8 |
1,0 |
1,3 |
2,0 |
1,3 |
0,9 |
0,8 |
0,2 |
0,1 |
0,5 | |
Потребительские цены |
7,1 |
7,2 |
6,4 |
6,4 |
6,8 |
6,4 |
7,6 |
7,6 |
7,7 |
7,4 | |
Промышленное производство |
-1,2 |
0,8 |
0,6 |
1,4 |
0,4 |
1,1 |
1,8 |
1,5 |
2,2 |
1,7 | |
Инвестиции в основной капитал |
0,1 |
-1,2 |
-0,3 |
0,4 |
-0,2 |
-4,8 |
-1,4 |
-2,3 |
-2,2 |
-2,4 | |
Оборот розничной торговли |
4,0 |
3,8 |
4,0 |
3,6 |
3,9 |
3,6 |
1,9 |
1,5 |
1,1 |
1,9 | |
Реальная заработная плата |
4,5 |
6,2 |
6,4 |
3,9 |
4,8 |
4,4 |
2,4 |
0,7 |
0,3 |
1,5 | |
Экспорт, млрд. долл. США |
125 |
127 |
131 |
140 |
523 |
123 |
132 |
129 |
127 |
512 | |
Импорт, млрд. долл. США |
77 |
84 |
87 |
93 |
341 |
72 |
80 |
81 |
83 |
317 |
* оценка Минэкономразвития России
Со стороны внутреннего спроса тенденция замедления роста в наибольшей степени связана со снижением динамики инвестиционного спроса. Учитывая возрастающие геополитические риски, компании с осторожностью подходят к инвестированию. Динамика прибыли по итогам января-июля составила 9,8% против снижения на 20,2% за аналогичный период годом ранее. На улучшение ситуации по сравнению с прошлым годом прежде всего повлияло ослабление курса рубля, которое повысило доходность экспортных операций.
Вместе с тем, несмотря на ухудшение экономической ситуации, условия на рынке труда остаются достаточно жесткими. Безработица с исключением сезонного фактора в январе-августе 2014 г. сохраняется на уровне 5,1-5,2% против среднего уровня 5,7% в 2013 году. Несмотря на низкий уровень безработицы, рост реальной заработной платы существенно замедлился: с 4,4% в I квартале 2014 г. до 2,4% во II квартале. В целом за восемь месяцев реальная заработная плата выросла всего на 2,9%, что на 2,7 процентного пункта (п.п.) ниже темпов роста аналогичного периода 2013 года.
Потребительский спрос последние годы являлся одним из основных факторов, поддерживающих рост экономики. Вместе с тем замедление роста заработной платы и доходов населения все в большей степени сказывается на динамике розничных продаж. Если в I квартале потребительская активность поддерживалась снижением сбережений на фоне роста инфляционных ожиданий, то во II квартале действие этого фактора было исчерпано. Норма сбережений населения во II квартале увеличилась по сравнению с I кварталом с 6 до 8,9%, а рост оборота розничной торговли снизился с 3,6 до 1,9 процента. В январе - августе оборот розничной торговли вырос на 2,3%, что на 1,7 п. п. ниже аналогичного показателя за 2013 год.
Тенденции, сложившиеся на потребительском рынке, отразились и на динамике платных услуг населению. В январе - августе объем платных услуг населению увеличился на 1%, что на 1,3 п. п. ниже аналогичного показателя за 2013 год. Ожидаемый прирост объема платных услуг населению в 2014 году составит около 1 процента.
Сдерживание реального роста социальных показателей и потребительского спроса во многом связано с инфляцией, которая сохраняется на достаточно высоком уровне. В конце августа потребительские цены были на 7,6% выше, чем годом ранее, тогда как инфляция в начале года составляла 6,1 процента. Усиление инфляции за прошедший период 2014 года связано в основном с продовольственными товарами, рост цен на которые ускорился с 6,5% в начале года до 10,3% в августе. Основными факторами такого роста стало ослабление курса рубля, рост мировых цен на молочную продукцию и сахар-сырец, а также торговые ограничения на импорт свинины. Со второй половины августа продовольственная инфляция ускорилась после введения санкций, ограничивших рост импорта ряда продуктов, особенно продукции животноводства. Из-за разбалансированности рынков и снижения ценовой конкуренции рост цен продолжится на фоне сезонного сокращения предложения белковой продукции.
Внешнеторговый оборот в январе - июле 2014 г. составил 483,5 млрд. долларов США, уменьшившись на 0,8% относительно соответствующего периода 2013 года, при этом импорт сократился на 4,9%, а экспорт увеличился на 1,9 процента.
Промышленное производство в текущем году несколько ускорилось после паузы роста в 2013 году. По итогам восьми месяцев 2014 г. прирост промышленного производства к соответствующему периоду 2013 года составил 1,3% (в январе - августе 2013 г. - снижение на 0,1%) при росте добычи полезных ископаемых на 0,8%, обрабатывающих производств на 2,2% и снижении производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 1,9 процента. Из обрабатывающих производств высокие темпы прироста в январе - августе 2014 г. в связи с замещением импорта продемонстрировало производство транспортных средств и оборудования (11,8%), рост в текстильном и швейном производстве (2,6%) обеспечен за счет изменения потребительских предпочтений, в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (3,4%) перерабатывающие предприятия увеличили объемы производства за счет продолжающегося роста производства сырья. Кроме того, в связи с увеличением внешнего и внутреннего спроса в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности за восемь месяцев рост составил 4,2%, в производстве кокса и нефтепродуктов - 5,9 %, в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 3,9 процента.
Со стороны производства в 2014 году положительное влияние на общеэкономическую динамику оказывает сельское хозяйство. Прирост объема производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил в январе - августе 2014 г. 4,9% к уровню соответствующего периода прошлого года. Позитивные ожидания формирует хороший урожай зерна (98-100 млн. тонн, или на 6-8% выше уровня предыдущего года), рост производства которого связан с повышением урожайности в результате благоприятных агрометеорологических условий в основных зернопроизводящих регионах2.
Для дальнейшего развития АПК необходимы следующие меры:
Тема 2. Региональные и федеральные стратегии развития
В данной работе рассмотрена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (проект) в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы4.
Проводимая в последние годы государственная политика в отношении развития агропромышленного комплекса создала благоприятные условия, сформировавшие тенденции роста в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Таким образом, на фоне замедления общих темпов экономического роста страны и мировой политической напряженности в связи с событиями на Украине и присоединением Крыма к России, агропромышленный комплекс показывает стабильную динамику роста. Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2014 году, по оценке Минэкономразвития России, составит 103,5 %, пищевой промышленности – 103,5 процента.
В 2015 – 2017 гг. среднегодовой темп роста производства продукции сельского хозяйства ожидается на уровне 2,9–3,3 %, пищевой промышленности – 3,0–4,0 %.
Среди основных факторов, оказывающих влияние на динамику развития агропромышленного комплекса в среднесрочной перспективе, можно выделить:
Динамика производства основных видов продукции агропромышленного комплекса, %
Наименование |
2013 отчет |
2014 оценка |
2015 |
2016 |
2017 |
2017 к 2013, % | ||||
прогноз | ||||||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 | |||
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
106,2 |
103,5 |
102,7 |
103,1 |
102,6 |
103,0 |
103,0 |
103,5 |
112,3 |
113,7 |
Зерно (в весе после доработки) |
130,3 |
110,4 |
101,0 |
102,0 |
101,0 |
101,9 |
101,0 |
101,9 |
113,7 |
116,9 |
Сахарная свекла |
87,3 |
95,5 |
100,7 |
103,7 |
102,0 |
102,3 |
102,0 |
102,5 |
100,0 |
103,8 |
Подсолнечник |
132,0 |
92,7 |
99,5 |
101,1 |
102,3 |
102,5 |
100,5 |
100,8 |
94,9 |
96,8 |
Картофель |
102,3 |
102,0 |
101,3 |
102,3 |
101,3 |
101,9 |
101,3 |
101,6 |
106,0 |
108,0 |
Овощи |
100,4 |
100,4 |
100,7 |
101,4 |
101,7 |
102,3 |
101,3 |
101,3 |
104,2 |
105,5 |
Скот и птица (в живом весе) |
105,2 |
104,4 |
102,9 |
103,8 |
103,2 |
103,6 |
103,5 |
103,8 |
114,8 |
116,6 |
Молоко |
96,1 |
99,5 |
100,1 |
100,5 |
100,4 |
100,7 |
100,8 |
101,0 |
100,9 |
101,8 |
Яйца |
98,2 |
98,0 |
100,3 |
100,6 |
100,4 |
101,0 |
100,4 |
101,0 |
99,1 |
100,6 |
Индекс производства пищевой продукции, включая напитки и табак |
100,6 |
103,5 |
102,6 |
103,9 |
102,7 |
104,0 |
102,8 |
104,1 |
112,1 |
116,4 |
Сахар белый свекловичный в твердом состоянии |
91,1 |
98,7 |
101 |
102,6 |
101,3 |
102,4 |
101,6 |
102,6 |
102,7 |
106,4 |
Масла растительные нерафинированные |
93,1 |
120,5 |
96,4 |
98,6 |
100,4 |
100,9 |
101,1 |
102,1 |
117,9 |
122,4 |
Мясо и субпродукты - всего |
109,9 |
108,0 |
105,7 |
106,6 |
105,0 |
105,2 |
104,2 |
104,6 |
124,9 |
126,7 |
Сыры и продукты сырные |
95,1 |
108,5 |
101,1 |
102,2 |
101,1 |
102,1 |
101,1 |
102,1 |
112,0 |
115,5 |
Прошел год с момента реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы (далее – госпрограмма), которая предусматривала введение ряда новых мер поддержки, применимых в условиях вступления России в ВТО и Таможенного союза. По итогам 2013 года большая часть основных показателей (индикаторов) государственной программы превысила предусмотренные значения. Валовый сбор зерна превысил объемы, сложившиеся в предыдущем пятилетии. Существенно возросло производство семян масличных культур. Продолжалось развитие свиноводства и мясного птицеводства. Однако цели государственной программы в части конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках и повышения финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса еще не достигнуты.
Наряду с задачами импортозамещения и обеспечения конкурентного уровня предприятий одной из важных задач в прогнозный период, является реализация мер, направленных на развитие кадровой и социальной политики.
С 2014 года начала действовать новая федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года». В новой программе сохранены приоритетные мероприятия прежней ФЦП (жилищное строительство, развитие социальной и инженерной инфраструктуры), а также включены новые направления: грантовая поддержка местных инициатив сельских жителей, поощрение и популяризация достижений в сельском развитии.
Новой поворотной точкой в дальнейшем развитии агропромышленного комплекса стал Указ Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», устанавливающий запрет на один год на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия и Королевство Норвегия.
Приоритетным является развитие отечественного агропромышленного комплекса и обеспечение потребностей за счет собственных ресурсов, но в ближайшей перспективе частичное замещение выпавшего объема продукции предполагается осуществить за счет роста поставок из дружественных стран-торговых партнеров.
Ответная мера на санкции со стороны Запада потребовала тщательного анализа возможностей российского сельского хозяйства в решении задачи импортозамещения с учетом пересмотра текущих параметров и структуры мер Госпрограммы.
Объем бюджетных ассигнований, выделенных на поддержку сельского хозяйства, в 2014 году составляет 147,2 млрд. рублей (в 2013 г. – 176,2 млрд. рублей). В федеральном бюджете в 2015 году предусмотрено 146,4 млрд. рублей, в 2016 г. – 143,2 млрд. рублей, на 2017 год (планируется в рамках Госпрограммы) – 168,2 млрд. рублей.
Информация о работе Социально-экономическое развитие современной России