Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:17, курсовая работа
Целью данной работы выступает детальное рассмотрение поведения индивидов в организации.
Основные задачи работы заключаются в том, чтобы:
- определить факторы, влияющие на поведение личности в организации;
- раскрыть сущность поведения индивидов в организации;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Особенности поведения личности в организации
1.1. Личность в организации 5
1.2. Формирование поведения индивидов 11
1.3. Социализация личности в организации 13
ГЛАВА II. Исследование эффективного поведения личности на примере компании
2.1. Приоритеты компании «Сургутнефтегаз» 18
2.2. Управление персоналом 21
2.3. Учебная база ОАО «Сургутнефтегаз» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменский государственный
Институт менеджмента и бизнеса
Кафедра Маркетинга и муниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Управление персоналом»
на тему: «Управление поведением индивидов в организации»
Выполнил: ст. гр. ЭТ-08-2
Самчукова Н.Н.
Руководитель: к.с.н., доцент Иванова Л.Б.
2011
Тюмень
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Особенности поведения личности в организации
1.1. Личность в организации 5
1.2. Формирование поведения индивидов 11
1.3. Социализация личности в организации 13
ГЛАВА II. Исследование эффективного поведения личности на примере компании
2.1. Приоритеты компании «Сургутнефтегаз» 18
2.2. Управление персоналом 21
2.3. Учебная база ОАО «Сургутнефтегаз» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, существование на рынке какой-либо организации предполагает, постоянный поиск форм и методов укрепления своего положения. На деятельность организации оказывает влияние множество различных факторов, причем как внутренних, так и внешних. Так, к примеру, постоянно меняющиеся условия внешней среды, не всегда положительно влияют на жизнедеятельность организации. Поэтому организации – как системе приходится подстраиваться, приспосабливаться к внешней среде.
Однако не только факторы
внешней среды можно
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день люди являются основным ресурсом организации, который определяет ее конкурентоспособность и успешность на рынке. Знание личностных основ поведения человека поможет менеджерам более эффективно использовать потенциал своих сотрудников.
Объект исследования –
поведение индивидов в
Предмет исследования - проблема управления поведением индивидов в организации «Сургутнефтегаз».
Целью данной работы выступает детальное рассмотрение поведения индивидов в организации.
Основные задачи работы заключаются в том, чтобы:
- определить факторы,
влияющие на поведение
- раскрыть сущность поведения индивидов в организации;
- ознакомиться с методами
формирования поведения
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы поведения индивидов в организации.
Вторая глава содержит характеристику ОАО «Сургутнефтегаз», где представлены способы управления поведением персонала на примере этой организации.
Для данной работы мною был выбран метод сбора информации и ее анализа.
Источниками информации послужили базовая учебная литература, статьи в периодических изданиях, информационные ресурсы сети Интернет.
ГЛАВА I. Особенности поведения личности в организации.
1.1. Личность в организации
В основе процесса взаимодействия
личности и организации находятся
психологический и
При психологическом контакте происходит некий обмен ценностями. Когда человек нанимается на работу, такой обмен только ожидается. Вследствие работы его ожидания могут либо оправдаться, либо нет. В связи с этим руководителю целесообразно следить за взаимной удовлетворенностью друг в друге работника и организации. В случае, когда это происходит, можно говорить о балансе между затратами и вознаграждением. В этом случае, скорее всего от работника можно ожидать хорошее отношение к работе и организации. Однако такой баланс случается не всегда, и здесь следует ожидать совершенно противоположный результат. Так, к примеру, у людей, не оправдавших ожиданий от работы, может сформироваться отрицательное отношение к работе, они перестанут считать свою работу интересной. К сожалению, так часто и бывает, ожидания сотрудника и организации могут не совмещаться.
Организация требует, чтобы ее сотрудники во всем полагались на организационные цели и правила, следовали ее мисси, а также исполняли поставленные перед ними задачи.
Факторы организационного поведения
На поведение человека
в организации оказывают
Однако при всем разнообразии влияющих на поведение человека факторов, можно выделить некоторые общие детерминанты.
Поведение человека в организации определяется:
- его собственными (личностными) чертами;
- особенностями группы, в которую он включен;
- условиями совместной деятельности;
- своеобразием организации, в которой он работает.
Таким образом, возможности успешного включения человека в организацию зависят как от организационного окружения, так и от характеристик его личности.
Черты личности складываются, как под влиянием, природных свойств (физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности), психологических свойств личности (память, внимание, восприятие, воображение, эмоции, чувства и настроение), так и социальных факторов (образование, опыт, привычки, круг общения и др.)
Для любой личности характерно наличие следующих подструктур:
- биологической (пол, возраст,
расовая принадлежность, темперамент
как характеристика высшей
- психологической (психологические состояния, то есть стойкие психические явления, присущие человеку в течение определенного периода - характер, активность, апатия, депрессия и др.; психологические свойства, то есть способности - общие элементарные способности, общие сложные способности, специфические, простейшие и специфические сложные способности; психологические процессы – ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление, речь, эмоции, чувства и другое);
- социальной (социальный
опыт, направленность личности, как
ориентированность социальной
Несомненно, что на поведение человека оказывает влияние и система ценностей, разделенных человеком, как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни, принимая решения и осуществляя действия путем соответствующей оценки происходящих событий и окружающей его среде. Ценности обычно сформулированы в виде норм, принимаемых большинством людей.
К критериальной основе поведения человека относится также верования, которых придерживается человек (устойчивые представления о явлениях, процессах, людях), а также принципы, которым следует в своем поведении.
Однако необходимо помнить, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляется его поведение.
Также на поведение работников организации влияют следующие факторы:
- внешняя среда организации
как совокупность политических,
социокультурных, природно-
- внутренняя организационная среда, как совокупность организационных условий трудовой совместной деятельности человека. Наиболее существенным из них являются: организационная политика, организационная культура, система поощрений и санкций, организация труда, роли работника, организационный статус, рабочая группа, лидерство, ресурсы организации.
- рабочая группа или «круг общения», который может быть межличностным, включающим неформальные эмоциональные связи, и служебным, определяемым формальными отношениями, должностными обязанностями. Нормы поведения и ценностей этой группы обуславливают поведение человека. Человек, либо принимает эти нормы и ценности, адаптируясь к ним, либо отвергая их, демонстрируя нонконформистское поведение;
- роль, характеризующая совокупность
действий, ожидаемых от человека
в соответствии с его
- статус – оценка окружающими личности и исполняемой ею роли, определяющая ее реальное и ожидаемое место в системе социальных связей, ранг индивида, который бывает формальным или неформальным.
Поэтому можно сказать, что поведение человека – совокупность осознанных, социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией, статусом в организации.
Организация и организационное поведение
Поведение индивидов в значительной мере определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация. Поэтому, на мой взгляд, необходимо уделить некоторое внимание понятию «организация» и ее особенностям, влияющим на поведение работников.
Сегодня под организацией понимается сознательно координируемое образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей.
Выделим следующие признаки организации:
Очевидно, что какое-либо
существование организации
Любая организация
заинтересована в формировании
эффективного для нее
Согласно мнению А. Я. Кибанова, сотрудник вправе принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, ее ценности и философию. В зависимости от сочетания основополагающих составляющих поведения человека, можно выделить четыре типа поведения человека в организации
Первый тип поведения
(преданный и
Второй тип поведения («приспособленец»), склонен не разделять ценности организации, при этом соответствуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным работником, так как он может в любой момент совершить действия, противоречащие организации, но соответствующие своим интересам.
Третий тип поведения («оригинал») склонен разделять ценности организации, но при этом не соответствовать ее нормам поведения. В данном случае у сотрудника могут возникнуть трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством. Надо заметить, что в случае отказа организации от устоявшихся норм поведения, такие люди могут успешно приспособиться к организационному окружению.
Информация о работе Управление поведением индивидов в организации