Стратегическое планирование маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 11:55, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей дипломной работы является раскрытие понятия стратегического планирования производства и реализации продукции,а также разработка маркетинговой стратегии на предприятии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ МАРКЕТИНГА…………….5
Место и роль разработки функциональных стратегий в
процессе стратегического планирования………………………….5
Функциональные стратегии маркетинга…………………………..11
Методы стратегического планирования при разработке и
внедрении стратегий маркетинга…………………………………..23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ООО «ЧЗАП «ОСТ-АЛКО»……………………………………………..37
2.1. Краткая характеристика ООО ЧЗАП «ОСТ-АЛКО»………………..37
2.2. Характеристика маркетинговой службы в
ООО ЧЗАП «ОСТ-АЛКО»………………………………………….43
2.3. Анализ маркетинговой стратегии ООО «ЧЗАП «ОСТ-АЛКО»…...51
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА
ПРИ ВЫВОДЕ НА РЫНОК НОВОГО ПРОДУКТА…………………82
3.1. Выбор функциональной стратегии маркетинга на
ЧЗАП «ОСТ-АЛКО»…………………………………………………..82
3.2. Мероприятия по реализации стратегии маркетинга………………...88
Заключение………………………………………………………………….99
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование маркетинга .doc

— 658.00 Кб (Скачать)

      С одной стороны, известные некоторым  консерватизмом Законы РФ «О рекламе» и «Об обороте этилового спирта…» налагают запреты на территории РФ на прямую рекламу практически всей алкоголесодержащей продукции. Согласно этим запретам массовая реклама алкоголесодержащих продуктов не может сегодня влиять на выбор потребителя и воспитывать давно утерянную культуру потребления. Редкое исключение составляют специализированные издания,  где возможны статьи о продуктах алкогольного рынка, призванные помочь потребителю разобраться в обширной гамме алкогольных продуктов. Однако, эти журналы, как правило, нельзя назвать массовыми, а, соответственно «в массы» столь необходимая сегодня потребителю информация не попадает.  Места продаж на сегодняшний день также могут быть объектами размещения информации об алкогольных продуктах, однако, в силу их специфичности, они могут содержать лишь рекламную, но не просветительскую информацию.  Более того, элементарный мониторинг наружной рекламы позволит сделать вывод о том, что рекламодатель уже нашел возможность обходить существующие запреты. Негативной стороной данного факта является то, что официальные расценки на наружную рекламу увеличиваются за счет штрафов, налагаемых на рекламу алкоголя и включаемых в стоимость рекламы. Таким образом, число потенциальных рекламодателей  значительно ограничивается кругом крупных организаций, работающих в алкогольном рынке, основу которых в России составляют зарубежные компании или компании, имеющие завышенную рентабельность за счет качества производимой продукции занижения налогооблагаемых показателей производства. Таким образом,  ограничивается  возможность развития  «добропорядочных» предприятий отечественного алкогольного рынка.

      Этичная сторона маркетинговых коммуникаций в области алкогольного рынка является на сегодняшний день, по сути, тем фактором, который тормозит демократизацию рекламы алкоголя.

      Российский  потребитель в сложный период реформ нашел средство для снятия стресса, которое, в отличие от алкоголя, на сегодняшний день достаточно сложно даже обсуждать с точки зрения его этичности.

      Таким образом, на наш взгляд,  демократизация рекламы алкоголя – это лишь вопрос времени, ибо сегодня очевидна необходимость  в этом как с документальной, так и с этической точки зрения.

      Данный  параграф призван показать актуальность маркетинга в современных условиях алкогольного рынка. Перспективность  и актуальность маркетинговой деятельности на предприятии алкогольной отрасли, на наш взгляд,   уже не подлежит сомнению.

      Новые условия воспитали нового потребителя. Сегодняшний потребитель – знающий, готовый к выбору при наличии доступной информации о продукте. С ростом доходов него появляется возможность экспериментировать, пробовать, сравнивать.  Он в большинстве своем умеет читать этикетку, знает свои «права потребителя», у него развивается потребность в эстетике потребления продукта, для него важнейшим параметром при выборе становится качество  -  эти изменения коснулись не только алкогольного рынка.  Потребитель требует к себе внимания и уважения.

      Проблемные  стороны маркетинга в алкогольном  бизнесе  перекликаются с проблемами маркетинга в других областях. Эффективная работа маркетинговых структур на предприятиях любых отраслей осложнены многими факторами, самым существенным из которых, на наш взгляд, можно назвать отсутствие собственно маркетинговой школы и кадров, в частности. Пробел в маркетинговом образовании сложно заполнить не только потому, что не сложились в достаточном количестве образовательные институты. Проблема заключается в отсутствии отечественного маркетингового  опыта – дореволюционный сложно изучать в силу практически полного отсутствия документальных свидетельств предпринимательского опыта предков, а постперестроечный еще не сложился в той мере, чтобы можно было говорить о тенденциях.

      Одной из немаловажных проблем в деятельности маркетинговой службы на алкогольном предприятии является этический аспект. Употребление алкоголя всегда имело негативный оттенок в общественном восприятии. Это несколько видоизменяет одну из основных целей маркетинга «максимальное потребление» в «максимально качественное потребление». Это изменение цели легло в основу маркетинговой стратегии Группы предприятий «ОСТ».

      Введение  новой продукции в ассортимент предприятия обусловливают основные факторы:

      1.Необходимость  оградить предприятие от последствий  неизбежного процесса устаревания  существующей продукции, который  вызывается конкуренцией.

      2. Изменение структуры потребительского спроса.

      3. Необходимость расширять производство более быстрыми темпами, чем это возможно при узком ассортименте выпускаемой продукции, распределять коммерческий риск на более широкий спектр продукции, уменьшить влияние конкуренции на отдельно взятую сферу производства.

      4. Необходимость обеспечить более быстрое и более постепенное увеличение общей рентабельности предприятия, выражающейся отношением прибыли к вложенному капиталу, путём сохранения и увеличения конкурентоспособности, более рационального использования отходов производства, более полного использования производственных мощностей и возможностей персонала. И, как следствие, более равномерное распределение некоторых накладных расходов, уменьшения сезонных и циклических колебаний в уровне производства и сбыта.

      Таким образом, создать новую продукцию – значит увидеть нынешние и будущие потребности потребителей, найти эффективный способ их решения и предложить необходимые для этого средства.

      Риск, связанный с разработкой  новой продукцией.

      Какое бы огромное значение ни имело внедрение новой продукции для долгосрочного развития предприятия, оно остаётся крайне рискованным делом. Зарубежные специалисты подсчитали, что, в среднем, удельный вес неудачных нововведений в различных товарных группах колеблется между 50 и 90%.

      Однако, риск, связанный с новой продукцией, может быть снижен до приемлемого уровня:

      Во-первых, предприятие может добиться этого систематическим планированием ассортимента продукции, включающим все проверочные этапы - исследования рынка и рыночное тестирование, а так же решением всех вопросов, пока продукция ещё находится в стадии планирования. Действуя таким образом, оно обеспечивает себе гарантию того, что её решения будут основываться не на догадках, а на знании фактов при условии, что эти факты могут быть получены своевременно и ценой приемлемых издержек.

      Во-вторых, они могут сократить риск, анализируя опыт свой и других предприятий, обеспечивших успех внедрения новой продукции на рынок, выявляя закономерности успеха, где это возможно, и, используя знания этих закономерностей в своей работе.

      В любом случае, перед предприятием стоит задача повышения конкурентоспособности своей продукции. Она должна тщательно прорабатываться на стадии планирования продукции, в особенности при формировании перспективного ассортимента, быть опережающей и долговременной.

      Обычно  к категории новых, относятся принципиально новые, улучшенные или модифицированные товары. К категории последних, относятся также продукты улучшенного дизайна, имеющие более привлекательную упаковку и новую марку. Кроме того, к новым товарам относятся существующие товары, предлагаемые к реализации на новых рынках.

      Особенно  важным является выпуск товаров-новинок  для сильно конкурентных рынков, на которых добиться конкурентного преимущества иным путем представляет большие трудности.

      Опросы  менеджеров, занимающихся разработкой  новых продуктов, выявили следующие  основные факторы успеха нового продукта (табл.2.2. Цифры в таблице характеризуют процент опрошенных, отметивших важность данных факторов.

                                                                   Таблица 2.2.

                  Факторы успеха новой продукции 

      Факторы успеха       %
Адаптированность  продукта к требованиям рынка       85
Соответствие  продукта особым возможностям фирмы       62
Технологическое превосходство продукта       52
Поддержка новых продуктов руководством фирмы       45
Использование оценочных процедур при выборе новых моделей       33
Благоприятная конкурентная среда       31
Соответствие  организационной структуры задачам  разработки нового продукта       15
 

      Из  приведенных данных вытекает, что  главными факторами успеха являются, с одной стороны, соответствие продукта требованиям рынка, а с другой — возможности организации по его разработке и производству. Важно располагать превосходной технологией, опираться на поддержку руководства и адаптировать многостадийную разработку к процессу принятия товара рынком.

      Коэффициентом, характеризующим работу всех основных подразделений, служб и цехов предприятия, его парк оборудования, оснащенность различными технологиями, профессионализм рабочего коллектива, законы спроса и предложения, является коэффициент обновления ассортимента продукции - Ко.

      Ко  отражает способность быстро перестраиваться  на выпуск новых изделий, а значит, отвечать запросам рынка и обеспечивать его сильный конкурентный статус. Кроме того, Ко позволяет количественно оценить техническую гибкость предприятия и поэтому рассматривается как один из основных показателей его комплексной гибкости.  

            Количество новых  позиций ассортимента за отчетный период

      Ко = -----------------------------------------------------------------------------------

            Общее количество позиций  ассортимента за отчетный период 

      Количество  новых позиций ассортимента ООО  «ЧЗАП «ОСТ-АЛКО» за 2002 г. составляет 5 наименований продукции.

      Общее количество позиций ассортимента ООО  «ЧЗАП «ОСТ-АЛКО» за 2002 г. составляет 33 наименования продукции.

      Коэффициент обновления продукции ООО «ЧЗАП  «ОСТ-АЛКО» за 2002 г.:

      Ко = 5 / 33 = 0,15

      что говорит о недостаточном обновлении ассортимента, так как для высоко конкурентного рынка алкогольной  продукции нормативный Ко приближается к 0,3. 

      ВЫВОД: В связи с этим можно сделать вывод о необходимости  введения в ассортимент выпускаемой продукции на ЧЗАП «Ост-Алко» принципиально нового продукта.

2. Анализ рынков  сбыта

      Одним из основных направлений маркетинговой  службы предприятия  является анализ рынка сбыта путем его сегментации, позволяющий аккумулировать средства предприятия на определенном направлении своего бизнеса. К настоящему времени в экономической литературе достаточно четко обозначены понятия целевого рынка и целевого сегмента, выделение которых и является основной целью сегментации рынка. Целевой рынок – это потенциальный рынок фирмы, который определяется совокупностью людей со схожими потребностями в отношении конкретного товара или услуги, достаточными ресурсами, а также готовностью и возможностью покупать. Целевой сегмент – это однородная группа потребителей целевого рынка фирмы, обладающая схожими потребностями и покупательскими привычками по отношению к товару фирмы.  Таким образом, сегментация рынка – это деятельность по выявлению потенциальных групп потребителей конкретного товара предприятия.

       Ниже представлена методика сегментации рынка, применяемая на предприятии.

Рис. 2.7. Общая схема сегментации рынка

      Наиболее  распространенным методом сегментирования  рынка являются метод группировок по одному или нескольким признакам. Метод группировок состоит в последовательной разбивке совокупности объектов на группы по наиболее значимым признакам. Какой-либо признак выделяется в качестве системообразующего критерия (владелец товара, потребитель, намеревающийся приобрести товар), затем формируются подгруппы, в которых значимость этого критерия значительно выше, чем по всей совокупности потенциальных потребителей данного товара. Путем последовательных разбивок на части выборка делится на ряд подгрупп.

Информация о работе Стратегическое планирование маркетинга