Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:23, курсовая работа
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.
В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке.
1. Теоретическая часть……………………………………………………………..…..…6
1.1 Сущность понятий «конкуренция», «конкурентоспособность предприятия», «конкурентоспособность товара»…………………………………...….6
1.2 Факторы, влияющие на уровень конкуренции на рынке………………..…11
1.3 Этапы и методы оценки конкурентоспособности..………………..…...….12
1.4 Показатели конкурентоспособности товара и фирмы…………...….…..…19
1.5 Конкурентные стратегии. Стратегия ценообразования …….…………......23
1.6 Модель конкуренции по Портеру………………………………….…......…28
2. Практическая часть…………………………………………………………….…..…35
2.1 Характеристика предприятия «Adidas» ………………………………….…36
2.2 Оценка конкурентоспособности…………………………..……………..…..38
2.3 Ассортимент выпускаемых изделий …………………….……………..…..39
2.4 Форма и уровень конкуренции……………………………………………....41
2.5 Оценка конкурентной стратегии……………………………..……………...42
2.6 Выявление характеристик товара и фирмы. Определение доли рынка фирмы и предприятий конкурентов…….……………………………………………...43
2.7 Конкурентные преимущества и недостатки предприятия и фирм-конкурентов………………………………………………………………………..….…44
2.8 Каналы распространения и продвижения товаров на рынок………….…..46
2.9 Пути повышения конкурентоспособности продукции фирмы ……….…..47
Заключение …………………………………………………………………………..….48
Список использованных источников …………………………………………….……49
Приложения………………………………………………………………….…………..50
Продолжение таблицы 1
Вид конкурентной стратегии | Определение конкурентной стратегии | Направления конкурентных стратегий |
5. Продуктовая
специализация
6. Специализация
на индивидуальном 7. Специализация на определенном соотношении качества и цены 8. Специализация на обслуживании 9. Специализация на каналах распределения |
Стратегия ценообразования - это выбор предприятием определенной динамики исходной цены товара, направленной на получение наибольшей прибыли в рамках планируемого периода.
Охарактеризовать базовые направления стратегии ценообразования продавца в теоретическом аспекте можно в трех вариантах:
1. Цена устанавливается ниже экономической ценности товара, соотношение цена (Р) к ценности (С) меньше единицы (Р/С<1) .
2. Цена устанавливается на уровне экономической ценности товара, соотношение цена (Р) к ценности (С) равна единице (Р/С=1).
3. Цена устанавливается выше экономической ценности товара, соотношение цена (Р) к ценности (С) больше единицы (Р/С>1) .
Однако
понятие ценности товара достаточно
субъективное, зависящее от индивидуума
и человеческого фактора. Однозначно
при формировании стратегии ценообразования
свой весомый отпечаток накладывает конкурентная
среда, поэтому объективно актуально с
развитием рыночных отношений сочетание
ориентаций и на покупателя, и на конкурентов.
В некоторых случаях, например в развитом
рынке аналогичного ряда товаров в жесткой
конкурентной среде, понятие экономической
ценности тождественно цене конкурентов.
В экономической теории стратегии, основанные
на соотношении цены к экономической ценности
товара (или цены конкурентов), называют
конкурентными стратегиями (см. табл. 2).
Таблица 2 - Стратегии конкурентного ценообразования
№ п/п | Вид стратегии | Соотноше-ние
цена к ценности,
Р / С |
Условие эластич-ности спроса по цене | Условия успешной реализации стратегии | Обеспечение совокупного дохода, прибыли |
1 | Стратегия премиального
ценообразования
(стратегия
«снятия сливок», стратегия « |
Больше единицы (цена выше) | Низкая | - узкий сегмент
платежеспособных покупателей
- высокое качество и уникальность товара |
Высокая рентабельность продаж |
2 | Стратегия ценового
прорыва
(стратегия «защитных цен», стратегия проникновения / внедрения на рынок, стратегия «вытеснения конкурентов») |
Меньше единицы (цена ниже) | Высокая | - рынок монополистической
конкуренции
- большой объем товаров - низкая доля переменных затрат в цене товара - максимальный сегмент покупателей - свойства
товара можно сравнить до |
Объем продаж и
вытеснение конкурентов |
3 | Нейтральная стратегия (стратегия «следования за лидером») | Равен единице | Высокая | - рынки монополистической
или свободной конкуренции
- товары повседневного спроса |
Стабильность продаж |
Многогранность экономических ситуаций, условия хозяйствования продавца, покупательский спрос требуют дополнительной корректировки стратегий конкурентного ценообразования. Систематизация основных стратегий ценообразования представлена на рисунке 3.
Как
правило, только сочетание стратегий
конкурентного и
Рисунок
3. Система стратегий ценообразования
Установление
неодинаковых цен на одни и те же
товары происходит согласно стратегии
дифференцированного ценообразования,
которая, в свою очередь, классифицируется
на ряд отдельных стратегий (рис. 4). [6]
Рисунок 4. Классификация стратегии дифференцированного ценообразования
1.6 Модель конкуренции по Портеру
Наиболее известной и широко используемой моделью оценки привлекательности отрасли является модель пяти сил конкуренции Портера. В модели Портера предполагается, что существует пять основных сил, которые формируют структуру отрасли. Эти пять сил определяют границы цен, издержек, инвестиционных требований, которые являются основными факторами для определения прибыльности отрасли в долгосрочном периоде, и, следовательно, для привлекательности отрасли.
Основные факторы, определяющие уровень конкуренции в отрасли, объединенные в группы, а также признаки их проявления представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Факторы конкуренции на рынке отрасли
№ п/п | Факторы конкуренции | Признаки проявления факторов на рынке |
1. Ситуация в отрасли | ||
1.1 | Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке | Имеется группа равных по мощности фирм или имеется одна или более фирм, явно превосходящая исследуемую по мощности. |
1.2 | Изменение платежеспособного спроса | Платежеспособный спрос на товар падает, прогноз неблагоприятен. |
1.3 | Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке | Фирмы-конкуренты
не специализированы по видам товара.
Товар фирмы и товары- |
1.4 | Издержки переключения клиента с одного производителя на другого | Издержки переключения клиента с одного производителя на другого минимальны, т.е. вероятность ухода клиентов фирмы к конкурентам и наоборот велика. |
1.5 | Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли | Набор сервисных
услуг фирм-конкурентов |
1.6 | Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование) | Издержки ухода фирмы с рынка данного продукта велики (переподготовка персонала, потеря сбытовой сети, ликвидация основных фондов и др.). |
1.7 | Барьеры проникновения на рынок | Начальные затраты для развертывания работ на рынке данного товара невелики. Товар на рынке стандартизирован. |
1.8 | Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения) | Уровень конкуренции на смежных товарных рынках высок (например, для рынка мебели смежными являются рынки стройматериалов, домостроения и др.). |
1.9 | Стратегии конкурирующих фирм (поведение) | Отдельные фирмы осуществляют или готовы к осуществлению агрессивной политики укрепления своих позиций за счет других конкурентов. |
1.10 | Привлекательность рынка данного продукта | Имеется явно расширяющийся
спрос, большие потенциальные |
Продолжение таблицы 3
№ п/п | Факторы конкуренции | Признаки проявления факторов на рынке |
2. Влияние потенциальных конкурентов | ||
2.1 | Трудности входа на отраслевой рынок | Величина требуемого
капитала для входа на рынок отрасли
не высока. Эффективный масштаб |
2.2 | Доступ к каналам распределения | На рынке
отрасли большое число торговых
посредников, слабо связанных с
производителями. Создание собственной
сети распространения или |
2.3 | Отраслевые преимущества | Предприятия отрасли не обладают перед новыми конкурентами значительными преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, патентами и "ноу-хау", основным капиталом, удобными местами расположения предприятия и т.д. |
3. Влияние поставщиков | ||
3.1 | Уникальность канала поставок | Степень дифференциации
продукции поставщиков |
3.2 | Значимость покупателя | Предприятия отрасли не являются важными (основными) клиентами для фирм-поставщиков. |
3.3 | Доля отдельного поставщика | Доля одного поставщика в основном определяет затраты на поставки при производстве продукта (монопоставщик). |
4. Влияние покупателей | ||
4.1 | Статус покупателей | Покупателей в отрасли немного. В основном - это крупные покупатели, которые покупают товар большими партиями. Объем их потребления составляет значительный процент от всех продаж в отрасли. |
4.2 | Значимость товара у покупателя | Наш товар и аналогичные товары наших конкурентов не являются важной составляющей в номенклатуре закупок покупателя. |
4.3 | Стандартизация товара | Товар стандартизирован (низкая степень дифференцирования). Стоимость перехода покупателей к новому продавцу незначительна. |
5. Влияние товаров-заменителей | ||
5.1 | Цена | Более низкие цены
и доступность товаров- |
5.2 | Стоимость "переключения" | Стоимость "переключения" на товар-заменитель (затраты на переобучение персонала, коррекцию технологических процессов и др. у клиента при переходе от нашего товара к товару-заменителю) низка. |
5.3 | Качество основного товара | Поддержание требуемого качества нашего товара требует издержек более высоких, чем для товара-заменителя |
Таким образом, появляется возможность оценить значимость факторов по степени проявления их признаков на рынке исследуемого продукта и сделать заключение об общем уровне конкуренции на данном рынке.
Проанализируем характер влияющих факторов, входящих в группу “ситуация в отрасли”.
Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке, в наибольшей мере определяют уровень конкуренции. В принципе интенсивность конкуренции считается наибольшей, когда на рынке присутствует значительное число конкурентов приблизительно равной силы, причем совсем не обязательно, чтобы конкурирующие фирмы были особенно крупными. Вместе с тем это правило не является универсальным и всегда верным с позиции фирмы, проводящей исследования рынка. Так, для крупной фирмы, обладающей мощными ресурсами и многочисленными преимуществами, конкуренцию представляют, как правило, только фирмы близкого размера с аналогичными возможностями. Напротив, для средней и, тем более небольшой фирмы наличие даже одного крупного конкурента может оказаться существенным препятствием для успешного сбыта. Необходимо отметить, что число работающих на рынке фирм, свидетельствующее о высокой степени конкуренции, может значительно изменяться в зависимости от отрасли, и даже сферы деятельности.
Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли отражает возможности фирм расширять комплекс работ и услуг в данной сфере деятельности. Наличие на рынке большого числа конкурирующих фирм, имеющих высокую степень диверсификации услуг, свидетельствует о невозможности ухода в “нишу”, то есть ухода от конкурентной борьбы посредством специализации в каких-то работах или услугах. Таким образом, высокая степень унификации сервисных услуг по товару в отрасли действует в сторону понижения конкуренции на исследуемом рынке.
Изменение платежеспособного спроса на рынке усиливает или ослабляет действие первых двух факторов. Действительно, увеличение объема смягчает, а уменьшение, наоборот – обостряет конкуренцию на рынке.
Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке, действует в направлении обострения конкуренции. Действительно, когда каждый производитель предлагает свою модель изделия или свой комплекс услуг, предназначенные для одного сегмента рынка, конкуренция сводится к минимуму. И, напротив, при выпуске всеми производителями однородной продукции, предназначенной в равной степени для всех потребителей, конкуренция между ними высока. Конечно, это крайние случаи. На практике продукция на любом рынке в той или иной степени дифференцирована, что не отменяет конкуренцию, а лишь несколько снижает степень конкурентной борьбы.
Издержки переключения клиента с одного производителя на другого, особенно при значительных объемах послепродажного обслуживания, может в некоторой степени снизить уровень конкуренции, угрожающей фирме-поставщику. Действительно, заранее предусмотренные особенности поставляемого продукта могут сделать невыгодным или просто невозможным приглашение сторонней фирмы для послепродажного обслуживания.
Барьеры ухода с рынка работают в направлении повышения конкуренции на рынке. Если переключение на другой отраслевой рынок или выход из данной сферы бизнеса сопряжены со значительными издержками (ликвидация основных фондов, потеря сбытовой сети и др.), то естественно ожидать большего упорства вытесняемых с рынка фирм в борьбе за свои позиции.
Барьеры проникновения на рынок тесно связаны с предыдущим фактором и действуют в прямо противоположном направлении, то есть повышение барьеров способствует снижению конкуренции и наоборот. Это обусловлено потребностью в значительных инвестициях, необходимостью приобретения специальных знаний и квалификации и т.п. Барьеры проникновения тем выше, чем больше дифференциация по видам технологии, особенностям эксплуатационных характеристиках и другим факторам. В этом случае действующие фирмы имеют преимущества перед вновь появляющимися конкурентами в силу их ориентированности на конкретного заказчика, престижа и опыта.
Ситуация на смежных товарных рынках оказывает значительное влияние на конкурентную борьбу на данном рынке. Высокий уровень конкуренции на смежных товарных рынках, как правило, ведет к обострению борьбы на данном рынке.
Стратегии конкурирующих фирм, действующих на рынке, рассматриваются с целью выявить различия и общность стратегических установок конкурентов. Так, если большинство фирм придерживается одной и той же стратегии, то уровень конкуренции повышается. Напротив, если большинство фирм придерживается различных стратегий, уровень конкуренции относительно понижается.
Привлекательность рынка данного продукта значительно определяет уровень конкуренции. Например, резкое расширение спроса вызывает бурный приток конкурентов.
Теперь рассмотрим, каким образом сказывается на уровне конкуренции в отрасли влияние потенциальных конкурентов.
Серьезность этой угрозы зависит от величины барьеров, то есть тех трудностей и издержек, которые приходится преодолевать “новичку” по сравнению со “старожилами” отрасли.
Информация о работе Стратегическое планирование маркетинга на предприятии