Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:23, курсовая работа
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.
В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке.
1. Теоретическая часть……………………………………………………………..…..…6
1.1 Сущность понятий «конкуренция», «конкурентоспособность предприятия», «конкурентоспособность товара»…………………………………...….6
1.2 Факторы, влияющие на уровень конкуренции на рынке………………..…11
1.3 Этапы и методы оценки конкурентоспособности..………………..…...….12
1.4 Показатели конкурентоспособности товара и фирмы…………...….…..…19
1.5 Конкурентные стратегии. Стратегия ценообразования …….…………......23
1.6 Модель конкуренции по Портеру………………………………….…......…28
2. Практическая часть…………………………………………………………….…..…35
2.1 Характеристика предприятия «Adidas» ………………………………….…36
2.2 Оценка конкурентоспособности…………………………..……………..…..38
2.3 Ассортимент выпускаемых изделий …………………….……………..…..39
2.4 Форма и уровень конкуренции……………………………………………....41
2.5 Оценка конкурентной стратегии……………………………..……………...42
2.6 Выявление характеристик товара и фирмы. Определение доли рынка фирмы и предприятий конкурентов…….……………………………………………...43
2.7 Конкурентные преимущества и недостатки предприятия и фирм-конкурентов………………………………………………………………………..….…44
2.8 Каналы распространения и продвижения товаров на рынок………….…..46
2.9 Пути повышения конкурентоспособности продукции фирмы ……….…..47
Заключение …………………………………………………………………………..….48
Список использованных источников …………………………………………….……49
Приложения………………………………………………………………….…………..50
Данный
метод имеет следующие
Третий метод, метод многокритериальной оптимизации, базируется на решении многокритериальной задачи ранжирования: из N объектов с присущими им Sn признаками желательным является тот, который имеет набор признаков. Он является наилучшим.
Решают такую задачу одним из способов математического программирования.
Этот метод является одним из самых точных, но в то же время трудоемких, требующий достаточного навыка владения математическим аппаратом.
При
выборе образца конкурента необходимо,
чтобы он и оцениваемый продукт
были аналогичными по назначению и
условиям использования и
Важным направлением исследования конкурентоспособности продуктов является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество – цена. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
1.4 Показатели конкурентоспособности товара и фирмы
Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы:
К группе технических относятся параметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения. К ним относятся:
Параметры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления.
Параметры назначения подразделяются:
Эргономические параметры, характеризующие продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические, свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах);
Эстетические параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида), они моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными, они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции;
Нормативные параметры, характеризующие свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается сбывать (параметры патентной чистоты, характеризующие степень воплощения в продукции технических решений и не подпадающих под действие патентов, выданных в странах предполагаемого сбыта, экологические параметры, параметры безопасности, по которым для данного рынка установлены обязательные действующие требования международных, национальных стандартов, технических регламентов, норм, законодательства).
Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальном и международном стандартах.
Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется), стандартизируемый продукт, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.
Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.
В каждой стране существует своя система стандартизации товаров, соответствующая степени развития национальной экономики, науки, техники и технологии.
Вместе с тем по мере углубления интеграции национальной экономики в мировую экономику и расширения внешнеэкономического сотрудничества товаропроизводителей все большее значение приобретает развитие международной стандартизации товаров и достижение соответствия национальных стандартов международным требованиям качества товаров.
Международные
стандарты устраняют
Международный
координационный центр по стандартизации
- постоянно действующее
Качество товара - это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов аппаратов, реактивов и других технических средств.
Техническая конкурентоспособность товаров - показатель весьма гибкий и динамичный. Он перманентно меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых производителей той или иной продукции.
Экономические параметры представлены величиной полных затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление. Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Полные затраты потребителя в общем случае включают единовременные и текущие затраты.
Окончательное
решение по выбору номенклатуры параметров,
используемых при оценке конкурентоспособности
продукции, принимается экспертной комиссией
с учетом конкретных условий использования
этой продукции и целей оценки. Схема параметров
конкурентоспособности показана на рис.
2. [4]
Рисунок 2. Показатели конкурентоспособности
1.5 Конкурентные стратегии. Стратегия ценообразования
Конкурентная стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.
Чтобы достичь успеха в современной экономике, фирма должна ориентироваться на своих конкурентов, т.е. избегать их сильных сторон и искать их слабые места, чтобы затем начать маркетинговую атаку на эти слабые места. Фирма совсем не обязательно должна быть самой лучшей в каждой сфере своей деятельности. Можно сфокусировать свои усилия в нескольких сферах, достичь в них отличных результатов, и даже лидерствовать, а в остальных быть «на вторых ролях».
Выбор маркетологами компании конкурентной стратегии определяется взаимодействием трех факторов:
1.
Конкурентной позицией фирмы
(является ли она лидером
2.
Стратегической задачей (
3. Рыночной ситуацией (находится ли фирма на раннем этапе роста или в фазе поздней зрелости).
Рассмотрим конкурентные стратегии для самых разных ситуаций.
Филипп Котлер выделил четыре вида конкурентных стратегий, исходя из доли рынка, занимаемой фирмой:
1. стратегии лидера рынка
2.
стратегии претендента на
3. стратегии последователя
4. стратегии обитателя ниши (аутсайдеров)
Определения
конкурентных стратегий и их направления
представлены в таблице 1. [5]
Таблица 1 – Конкурентные стратегии
Вид конкурентной стратегии | Определение конкурентной стратегии | Направления конкурентных стратегий |
Стратегии лидера | Фирма-лидер - это фирма, которая занимает большую долю рынка определенного продукта, доминирует на нем, по сравнению с другими участниками рынка, причем это признают и ее конкуренты | 1. расширение
рынка
2. оборонительная стратегия - позиционная оборона - фланговая оборона - упреждающая оборона - контратака - мобильная оборона - сжимающая оборона 3. расширение доли рынка |
Стратегии претендентов на лидерство | Претенденты на лидерство- это агрессивно атакующая лидера и других конкурентов по фронту фирма, использующая все возможные и невозможные стратегии и атаки. | 1. наступательные
стратегии
- фронтальное наступление - фланговое наступление - попытка окружения - обходной маневр - партизанская война 2. атакующие стратегии - стратегия скидок -
стратегия более дешевых - стратегия престижных товаров - стратегия расширения ассортимента продукции - стратегия инноваций - стратегия повышения уровня обслуживания - стратегия инноваций в распределении - стратегия снижения издержек производства - интенсивная реклама |
Стратегии последователей | К ним относятся компании, которые стремятся сохранить свою долю на рынке и обойти все «подводные камни», при этом подражая конкретной «чужой» стратегии. Однако, последователи тоже могут придерживаться стратегий, направленных на поддержание и увеличение сегмента рынка. | 1. подражатель
2. двойник 3. имитатор 4. приспособленец |
Стратегии для обитателей ниш | Фирма обслуживает небольшие сегменты рынка, и не составляет особой конкуренции крупным фирмам. Ее особенность - это специализация на конкретном товаре или услуге. | 1. Специализация
по конечным пользователям
2. Специализация по вертикали 3. Специализация в зависимости от размеров и важности клиентов 4. Географическая специализация |
Информация о работе Стратегическое планирование маркетинга на предприятии