Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 00:33, дипломная работа
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) в современном понимании представляет собой совокупность существующих жилищного и коммунального секторов городского хозяйства, связанного с основными формами воспроизводственного процесса (капитальный ремонт, модернизация, реконструкция, реновация). Функционирование ЖКХ - это обеспечение сохранности и эффективного использования жилищного фонда (многоквартирных домов) и обеспечения его жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности человека, дальнейшего повышения уровня благоустройства и санитарного состояния территорий муниципальных образований, общего комфорта проживания.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 5
1.1 Понятие и элементы системы жилищно-коммунального хозяйства 5
1.2 Анализ состояния жилищно-коммунального комплекса Калининградской области 11
1.3 Основы деятельности управляющих компаний по содержанию многоквартирных домов 17
1.4 Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний в сфере ЖКХ 25
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ЖИЛСТРОЙ» 34
2.1 Общая характеристика и организационная структура предприятия 34
2.2 Анализ основных показателей деятельности ООО «Управляющая компания «Жилстрой» 40
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ЖИЛСТРОЙ» И ОПИСАНИЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОЙ УСЛУГИ ПРЕДПРИЯТИЯ 52
3.1 Основные проблемы деятельности предприятия и разработка рекомендаций для их решения 52
3.2 Описание концепции новой услуги ООО «Жилстрой» и оценка ее эффективности 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Различаются виды жилищного фонда: государственный, муниципальный, общественный и частный:
1)
частный жилищный фонд –
2)
государственный жилищный фонд
– совокупность жилых
3)
муниципальный жилищный фонд
– совокупность жилых
4) Общественный жилищный фонд включает жилые помещения, находящиеся в собственности общественных объединений. Общественные объединения - это вид некоммерческих организаций, созданных на добровольной основе по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения. В настоящее время общественный жилищный фонд можно отнести к частному жилищному фонду.
Первичным уровнем управления жилищным фондом является общее собрание собственников жилья, которое выбирает способ управления домом, условия содержания общего имущества и принимает окончательные решения. Правильную организацию информационного обеспечения проведения собраний, мотивацию участников, составление типовых повесток собраний и последующую защиту прав собственников целесообразно осуществлять под контролем муниципалитета. Своевременная и активная работа исполнительной власти в вопросах стимулирования активности населения, методической помощи – необходимый элемент успешного реформирования отрасли.
Второй уровень управления отображает различные формы управления жилищным фондом и их особенности, определенные в Жилищном кодексе Российской Федерации (ЖК РФ). На практике в настоящее время различают две основные формы: управляющая компания (УК) и товарищество собственников жилья (ТСЖ). УК – организация, профессионально занимающаяся управлением жилищным фондом, плюсы работы которой заключаются в профессиональном подходе к управлению, возможности аккумулировать денежные средства нескольких домов для проведения капитального ремонта, в наличии производственной базы. ТСЖ – объединение домовладельцев для совместного управления и, в установленных законом рамках, распоряжения недвижимым имуществом, – наиболее демократичный способ управления, когда собственники самостоятельно управляют своей и общедолевой собственностью. Характерной особенностью в управлении ЖКХ является возможность непосредственного управления жильцами своим имуществом, без организации, занимающейся профессиональным управлением. Однако сложности, возникающие при таком способе участия населения в управлении, перевешивают его плюсы. Каждая форма управления ЖФ имеет ряд особенностей, оказывающих влияние на эффективность этого управления в тех или иных условиях [23].
Третьим уровнем управления являются органы местного самоуправления, представленные разными типами муниципальных образований, главная задача которых – не оказание услуг по управлению жилищным фондом, а создание условий, позволяющих населению получать услуги в достаточном объеме и качестве. Основой преобразований в жилищной сфере является реорганизация системы управления отраслью, построенная на принципе сокращения степени участия органов местного самоуправления в управлении жилищным фондом и активном привлечении граждан к управлению собственностью в жилищной сфере.
Четвертый уровень управления включает региональные органы власти и ориентирован на поддержку развития муниципального самоуправления в системе жилищно-коммунального хозяйства, а также независимый контроль эффективности работы муниципалитетов.
Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство - это сложная социально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятий различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла.
Жилищный фонд в области составляет 17,4 млн. кв. м. общей площади жилья, в том числе: муниципальный жилищный фонд 6,2 млн. кв. м, государственный жилфонд 1,1 млн. кв. м, в собственности граждан 7,9 млн. кв. м общей площади жилья, в собственности жилищно-строительных кооперативов 0,6 млн. кв. м. При этом около 56 % жилых зданий построено в период до 1946 года, 22% - в период с 1946 по 1971 годы, 7 % - за последние десятилетия.
Прежнее кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства характеризовалось дотационостью отрасли и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды, других ресурсов. И сегодня необходимых собственных средств для надежной и устойчивой работы жилищно-коммунального комплекса в его настоящем виде нет по отдельности ни у одной из заинтересованных сторон: государства, местных властей, предприятий и населения. Поэтому для выхода жилищно-коммунального хозяйства из кризиса необходимо объединить средства всех заинтересованных сторон.
Система
жилищно-коммунального
Сегодня ЖКХ региона испытывает большие трудности и сильно отстает от современных требований. Одна из основных причин - нехватка средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, а также повсеместные неплатежи и несвоевременная оплата жилищно-коммунальных услуг населением. Да и инвестиционные ручейки обходят стороной этот остров неблагополучия. И все же наиглавнейшей, кризисообразующей проблемой была существовавшая до реформы структура управления ЖКХ. Даже в ходе модернизации и реформирования системы ЖКХ у отрасли остается огромное количество проблем. Отсутствие специалистов по менеджменту и маркетингу и конкурентной среды тормозит рыночные отношения. Сочетание этих двух факторов - нехватка средств и квалифицированных управленцев в сочетании с морально и физически устаревшей научно-технической и производственной базой приводит к большим издержкам и, как следствие, высокой стоимости услуг, что, в свою очередь, приводит к неплатежам.
Анализ
сложившегося положения жилищно-
коммунального хозяйства Российской Федерации, как отрасли, находящейся в состоянии реформирования при нестабильной экономике.
В начале периода экономических реформ большая часть государственной собственности в жилищно-коммунальной сфере (жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры) были переданы в муниципальную собственность. Муниципализация жилищно-коммунальной сферы произошла в тот период, когда эта сфера во все большей степени становилась дотационной, поскольку процесс либерализации цен не в полной мере отразился на изменении ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, вследствие чего не создавались механизмы, гарантирующие достаточность ресурсов муниципальных бюджетов по выполнению своих обязательств по дотированию предприятий жилищно-коммунального комплекса в части, не покрываемой платежами потребителей.
Однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить переход к покрытию стоимости жилищно-коммунальных услуг за счет средств потребителей, включая население.
Предметом особого внимания является водопроводно-канализационное хозяйство области. Водопроводы всех городов и поселков базируются на подземных водоисточниках, за исключением г. Калининграда, где из 4-х водопроводных станций три используют открытые независимые поверхностные водоисточники. При общей подаче в город 185 тыс.куб. метров/сутки, 150 тыс.куб. метров забираются из р. Преголя и искусственной системы озер и водохранилищ. Открытые водоисточники крайне ненадежны из-за периодических повторяющихся негативных метеорологических условий.
Вследствие низкого расположения русла и малых уклонов водной
поверхности р. Преголя подвержена воздействию сгонно-нагонных течений. В периоды нагонов со стороны Калининградского залива воды р.Преголя подвергаются значительному засоленнению морскими водами и сильному загрязнению от выпусков сточных вод предприятий, расположенных в черте города, и неочищенных хозбытовых городских стоков. В зависимости от силы и продолжительности, засоленность распространяется выше водозаборов южных водопроводных станций №1 и №2. При появлении обратного течения в р. Преголя забор воды станциями из реки прекращается и используются запасы воды из резервных водохранилищ с сокращением подачи воды в город до полной остановки станции.
Система водопитания центральной водопроводной станции - комплекс 16 водохранилищ, питьевых каналов и водоводов со сборной площадью водопитания 84 тыс.кв.км., обеспечивает только сезонное регулирование, полностью зависящее от водности года. Техническое состояние системы, в следствия давности эксплуатации (120 лет), характеризуется как неудовлетворительное.
В области функционируют 20 централизованных систем канализации. Однако только в 3-х городах курортной зоны (Светлогорске, Пионерском, Зеленоградске) и г.Краснознаменске сточные воды подвергаются полной биологической очистке. В остальных населенных пунктах области очистные канализационные сооружения довоенной постройки, физически и морально устаревшие, перегружены и не обеспечивают должной очистки.
Продолжает нарастать износ основных фондов предприятий коммунальной энергетики, до критической точки снижается надежность и устойчивость тепловых сетей. В неудовлетворительном состоянии находится 632 км. тепловых сетей, имеют место большие потери тепла и утечки теплоносителя (около25%). Для нормальной работы тепловых сетей необходимо заменить существующие трубопроводы на предварительно изолированные и проложить их безканально.
Ветшает и приходит в аварийное состояние жилищный фонд, продолжает нарастать износ основных фондов, снижается надежность и устойчивость систем инженерного обеспечения. В Калининградской области аварийного и ветхого жилищного фонда, подлежащего реконструкции - 319,8 тыс. кв. м. На реконструкцию жилищного фонда необходимы денежные средства в размере 1918,8 млн. руб.
Функционирование Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области.
Одним
из направлений деятельности Министерства
строительства и жилищно-
В
целях реализации государственной
политики в данной отрасли Министерство
строительства и жилищно-
Министерство
координирует работу по реализации мероприятий,
направленных на обеспечение финансового
оздоровления предприятий жилищно-
Для решения стоящих задач в сфере ЖКХ реализованы:
Информация о работе Совершенствование технологического процесса в сфере жкх