Совершенствование организации маркетинга на промышленном предприятии на примере ПО «Минский тракторный завод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Экономические отношения рынка прошли за полтора столетия огромный путь. На смену индустриальной эре, начало которой было положено промышленной революцией первой половины прошлого века, пришла информационная эра, переход к которой веду-щие страны Запада начали в 50 – 60-е г.г. по мере разветвления и углубления в НТР.
Индустриальная эра характеризовалась преимущественным развитием отраслей ма-териального производства, и в первую очередь промышленности.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

Объединение может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь и отвечающие целям, предусмотренным уставом.

Имущество ПО “МТЗ” составляют его основные фонды и оборотные средства, а также имущество входящих в него предприятий, отражаемое в консолидируемом балансе, и иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.

Источниками формирования имущества ПО “МТЗ” являются:

  • денежные и материальные взносы, доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности предприятий, входящих в Объединение;
  • доходы от ценных бумаг, приобретенных у других предприятий и организаций;
  • кредиты банков и других кредиторов; капитальные вложения и дотации из бюджетов; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и граждан;
  • иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.

Управление  предприятием осуществляется аппаратом управления головного предприятия – Минского тракторного завода в соответствии с действующим законодательством и уставом объединения на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества.

Объединение самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штаты и затраты на управление.

ПО “МТЗ” возглавляет  руководитель – генеральный директор. Найм руководителя объединения осуществляется собственником путем заключения с ним контракта, в котором определяются права, обязанности руководителя, условия его материального обеспечения и освобождения от занимаемой должности с учетом гарантий, предусмотренных действующим законодательством.

Заместители генерального директора, руководители подразделений, осуществляющих управление, назначаются на должность и освобождаются от должности генеральным директором, в том числе – заместители и гл. бухгалтер – по согласованию с Министерством промышленности.

Заместители директоров, руководители структурных подразделений (цехов, отделов, лабораторий, производств, участков), а также ст. мастера, мастера предприятий и организаций, входящих в объединение, назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем предприятия, организации.

Подразделением, которое  занимается внешнеторговыми операциями, является маркетинг-центр.

  1. Процесс создания Маркетинг-центра на МТЗ.

 

За последнее время  в структуре управления МТЗ наиболее существенные изменения произошли  в сфере управления сбытом продукции.

До конца 90-х годов  на заводе сбытом занималось 2 службы:

- отдел сбыта;

- внешнеторговая фирма.

Изменения экономической  ситуации в стране и переход от централизованной к рыночной экономике обусловило реорганизации существующей структуры сбыта продукции. В результате этого появилась другая структура. При этом образование маркетинг-центра на базе внешнеторговой фирмы, отдела сбыта и некоторых других подразделений означает не только перестройку деятельности сбытовых структур, но и кардинальное изменение общей философии от производственной, базирующейся на принципе: производить как можно больше единиц продукции и пытаться продать то, что производим, к философии маркетинговой: производить то, что можно продать и в количестве, которое можно продать. Иными словами, производить ту продукцию, потребительские качества которой полностью соответствуют представлению покупателя о том, что ему надо. 1996 год был первым годом в истории МТЗ, когда он в своей производственной деятельности следовал именно маркетинговой философии.

  1. Структура, задачи, функции Маркетинг–центра (МКЦ).

Опишем структуру, задачи и функции маркетинговой службы Минского тракторного завода (маркетинг-центра).

Маркетинг-центр – самостоятельное структурное подразделение ПО «МТЗ», подчиненное непосредственно генеральному директору.

Маркетинг-центр возглавляет  маркетинг-директор – 1-ый заместитель генерального директора.

В своей деятельности маркетинг-центр руководствуется  законодательством Республики Беларусь, приказами и распоряжениями генерального директора и положением о маркетинг-центре ПО “МТЗ”.

Задачи Маркетинг-центра:

  • долгосрочное (перспективное) планирование и прогнозирование, опирающееся на исследования рынка, товара и покупателей;
  • использование комплексных методов формирования спроса и стимулирования сбыта;
  • ориентация на производство и сбыт продукции, удовлетворяющей требованиям тщательно вычисленных потенциальных покупателей;
  • разработка совместного с конструкторскими подразделениями прогнозов по основным направлениям развития тракторной и другой продукции номенклатуры объединения на долгосрочный период;
  • выдача рекомендаций и требований по обеспечению высокого технического уровня и конкурентоспособности выпускаемой и проектируемой продукции;
  • выполнение обязанностей по внешнеэкономическим связям и планов научно- технического сотрудничества с зарубежными странами;
  • развитие и совершенствование транспортного хозяйства, организация выполнения внезаводских транспортных и экспедиторских работ по перевозкам отправляемых и поступаемых грузов;
  • совместное обеспечение ПО материалами, комплектующими, оборудованием по заявкам снабженческих, инженерных и других служб объединения, утвержденным генеральным директором;
  • разработка и внедрение прогрессивных нормативов оборотных средств остатков готовой продукции, выбор и осуществление форм сбыта продукции;
  • подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции в установленные сроки;
  • организация патентно-правового обеспечения выпускаемой продукции и др.

Функции маркетинг-центра:

    1. Изучение рынка – проведение анализа ситуации, емкости, динамики, структуры, изучение конкурентов, оценка положения ПО на рынках и т.п.;
    2. Прогнозирование рынка – определение кратко- и долгосрочных тенденций развития спроса и предложения, требований к продукции и т.п.;
    3. Оценка собственных сбытовых возможностей;
    4. Формирование целей и задач сбыта на близкую и далекую перспективу;
    5. Разработка стратегии сбыта – определение методов достижения поставленных целей; разработка ценовой, рекламной, научно-технической стратегий; их взаимоувязка;
    6. Разработка тактики сбыта – выбор средств для достижения поставленных целей на отдельных этапах и направлениях деятельности ПО;
    7. Формирование спроса и стимулирование сбыта – реклама; выставочная деятельность и др.;
    8. Анализ и контроль – оценка получаемых результатов, определение эффективности сбытовой работы, выработка предложений по коррективам деятельности объединения во всех ее аспектах;
    9. Импорт материалов, комплектующих, оборудования;
    10. Разработка перспективных и оперативных годовых, квартальных и месячных номенклатурных планов контрактации, производства, отгрузки и перевозок;
    11. Планирование производственно-хозяйственной деятельности подразделений маркетинг-центра, разработка и согласование с ПЭУ и УОТиЗ основных показателей маркетинг центра, потребности в трудовых ресурсах, фонде заработной платы, премиальном фонде;
    12. Осуществление постоянной связи с торговыми партнерами;
    13. Контроль исполнения приказов, распоряжений;
    14. Осуществление приема иностранных специалистов и делегаций;
    15. Организация и проведение доарбитражной работы по контрактам и соглашениям;
    16. Анализ претензий по качеству реализуемой продукции, выдача рекомендаций по мероприятиям, направленных на их устранение, контроль за их выполнением;
    17. Создание и развитие товаропроводящей сети, в том числе совместных предприятий, анализ и контроль ее деятельности;
    18. Организация сервисного обслуживания в гарантийный и послегарантийный период;
    19. Оформление документов на таможне (декларирование, растамаживание и др.);
    20. Ведение надзора и организация работ по обеспечению технически исправного транспортного парка.

Таблица 2.1

Взаимоотношения Маркетинг-центра с другими подразделениями завода

 

Маркетинг-центр:

Получает:

Выдает:

от ГСКБ и  ОКБ:

 

- мероприятия по повышению  качества и технического уровня;

- информационные листы  о конструкторских изменениях;

-заключения на закупаемые  узлы и детали;

- программы испытаний  и омологации продукции;

- технические отчеты  специалистов по загранкомандировкам;

- отчеты по полевым и стендовым испытаниям продукции МТЗ и зарубежных материалов и комплектующих.

 

от УОТиЗа:

 

- методические указания  и рекомендации по структуре подразделений маркетинг-центра;

- утвержденное штатное  расписание и штатные расстановки по всем категориям работающих;

- положения о премировании  работников и разрешение на выплату премий руководителям, специалистам, техническим исполнителям по результатам работы.

 

 

 

 

от ПЭУ:

 

- расчет себестоимости продукции ПО “МТЗ”;

- годовые и квартальные  объемы реализации и объемы поставок продукции;

- утвержденную смету на патентно-лицензионную работу, изобретательство, информационную работу, рекламу и др.;

- отчеты по итогам работы ПО за месяц, квартал, год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

от Финансового управления:

 

- письменную информацию о поступлении платежей за отгруженную продукцию и оказанные услуги;

- копии платежных поручений по производственным финансовым операциям;

- копии документов об оплатах и открытии аккредитива за получаемые заводом услуги и продукцию;

- акты сверки задолженности с торговыми партнерами;

- письменную информацию о дебиторской и кредиторской задолженности;

- решения Национального банка по зарубежным инвестициям.

 

 

от Бухгалтерии:

 

- квартальные итоговые данные о движении готовой продукции;

- итоги инвентаризации готовой продукции;

- остатки готовой продукции  в натуральном выражении;

- счет – платежные требования, отгрузочные спецификации, копии товарно-транспортных накладных на отгруженную продукцию для согласования.

 

от ПДУ:

 

- изменения, вносимые в планы выпускаемой продукции на основании изменений маркетинг-центра;

- спецификации для заключения договоров по кооперированным поставкам в соответствии с планом;

- отчеты о выполнении заданий на сдачу продукции в разрезе месяца, квартала, года.

ГСКБ и ОКБ:

 

- информацию о продукции  конкурентов;

- обобщенные сведения о рекламациях, претензиях и предположениях покупателей;

- запросы инопокупателей по  комплектации тракторов и требования местных рынков;

- предложения по повышению качества и технического уровня;

- информация о новых моделях тракторов и комплектующих;

- образцы, инструкций и каталогов  зарубежных фирм.

 

УОТиЗу:

 

- предложения по совершенствованию  структуры управления, об установлении должностных окладов и персональных надбавок к должностным окладам;

- проекты положений  о маркетинг-центре и его структурных подразделений и должностные инструкции на согласование;

- необходимые данные  и материалы для составления отчетов в органы статистики, вышестоящие организации.

 

 

ПЭУ:

 

- проекты контрактов  для согласования цен на импортную продукцию;

- материалы о работе маркетинг - центра для составления отчетов по итогам работы ПО;

- проекты планов поставок  на год, квартал по номенклатуре, а также месячные производственные задания;

- проекты планов поставок  по номенклатуре с указанием средневзвешенной контрактной и чистой цены по моделям поставляемых тракторов;

- предложения по снижению уровня себестоимости выпускаемой продукции, рассчитанному исходя из конкурентоспособной розничной цены на предполагаемых рынках продаж.

 

Финансовому управлению:

 

- поручение на выписку  счетов за реализуемые продукцию и услуги с завода с указанием р/с;

- документы, предоставляемые  в банк для получения в соответствии с условиями контракта платежей за реализуемые продукцию и услуги с завода;

- поручения на оплату  за полученные заводом продукцию и услуги;

- документы, необходимые для оплаты и открытия аккредитива за получаемые заводом услуги и продукцию;

- документы, необходимые для получения разрешения Национального банка на зарубежные инвестиции.

 

 

Бухгалтерии:

 

- документы, необходимые для бухгалтерского учета и контроля, на реализуемые заводом продукцию и услуги;

- согласованные счет – платежные требования на отгруженную продукцию с указанием контрактной цены;

- отчеты по командированию;

- документы на поступившие импортные товары по бартеру.

 

ПДУ:

 

- копии спецификаций договорных поставок по кооперации;

- заявки на дополнительную сдачу продукции;

- спецификации материалов, комплектующих, закупаемых по импорту с указанием срока поставки.

 


 

В настоящее время  на ПО «МТЗ» действует товарно-ориентированная схема управления маркетинг-центром. Как правило, она применяется в тех случаях, когда у предприятия много товаров или товарных групп, резко отличающихся друг от друга.

Преимущество  этой системы:

  • координация отдельными сотрудниками всего комплекса маркетинга по отдельным изделиям.

Недостатки  этой системы:

  • управляющие группы стремятся к независимости, и это приводит к дублированию исследовательских и сбытовых сетей в странах, где оперирует предприятия;
  • высокая стоимость управления маркетингом;
  • из-за плохой связи м<span class="dash04

Информация о работе Совершенствование организации маркетинга на промышленном предприятии на примере ПО «Минский тракторный завод»