Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа
Объектом исследования является рынок франчайзинга РФ.
Предметом исследования является анализ состояния рынка франчайзинга РФ.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Изучить что такое франчайзинг , экономическую сущность и виды франчайзинга.
Выделить недостатки и преимущеста данной системы бизнеса.
Выявить перспективы и возможности развития франчайзинга в РФ
Провести анализ развития франчайзинга в РФ
Провести расчет прогнозной модели объема рынка франчайзинга в России на 2012-2016 гг.
Введение 3
Глава 1 Механизм формирования системы франчайзинга 4
1.1 Экономическая сущность и виды франчайзинга, применяемая в современных условиях 4
1.2 Экономический механизм взаимоотношений в системе 8 франчайзинга
1.3 Современное состояние Франчайзинга в России 10
Глава 2 Анализ развития франчайзинга в РФ 11
2.1 Анализ франчайзинговой деятельности в МЭ по отраслям 11
2.2 Анализ франчайзингового дела в РФ 15
2.3 Анализ правого регулирования франчайзинговых операций в России 18
Глава 3 Перспективы развития франчайзинга в России 21
3.1 Расчет прогнозной модели объема рынка франчайзинга в России на 2012-2016 гг. 21
3.2 Направления и меры совершенствования франчайзинговой деятельности в России 29
Выводы и предложения 32
Список использованных источников
2. Выбрать франчайзера
После покупки франшизы, первоначального взноса специалисты головной компании обучают персонал и руководство франчайзиата, дают пошаговый план действий, необходимый для запуска бизнеса. 10Выезжает на место открытия точки, оказывает всестороннюю помощь в запуске бизнеса (проектирование, строительство, дизайн, кредитование, автоматизация и т. д.), а также в обязанности правообладателя входит предоставление пользователю технической, коммерческой и иной документации, необходимой для осуществления переданных по договору прав. Это может быть информация, связанная с совершенно различными аспектами деятельности организации, — от методик управления и ведения учета до рецептов приготовления фирменных блюд .11
Кроме того, правообладатель
должен в течение всего срока
действия договора
Вместе с тем правообладатель сам заинтересован в качестве производимых пользователем товаров и предоставляемых им услуг.С самого начала бизнес франчайзи находится под строгим контролем франчайзера, который внимательно следит за соблюдением всех стандартов, принятых в его компании. Но в качестве платы за все эти преимущества головная организация регулярно взимает со своего партнера роялти. 13
Франчайзи осуществляет в пользу франчайзера следующие виды платежей:14
Первоначальный (паушальный) платеж — дает возможность на право работать с франшизой, помощь в организации бизнеса, лицензию на использование торговой марки, операционной системы и рецептов и технологий бизнеса — по сути, покупка франшизы
Роялти — ежемесячные выплаты (от продаж или от прибыли)
Взносы в рекламный и маркетинговый бюджет франчайзера.
Взамен платежей франчайзер берет на себя обязательство поддерживать корпоративную связь между компаниями-франчайзи, проводить необходимое обучение, поставлять редкие ключевые ресурсы для бизнеса франчайзи, проводить рекламные акции, исследования рынка.15
Со своей стороны франчайзер должен сосредоточиться на поддержании и улучшении качества услуг и выполнить все взятые обязательства. Также важна поддержка исследований и разработок, обработка и оценка новых идей, что будет демонстрировать заботу франчайзера о конкурентоспособности бизнеса и, будет служить стимулом развития отношений.
1.3 Современное
состояние Франчайзинга в
По темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По данным РАФ, на территории страны работает более 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров. 16Для рынка франчайзинга в 2011 году характерен рост предприятий в ритейле (57%) и сфере общественного питания (16%). По видам деятельности франчайзоры – члены РАФ распределяются следующим образом. Почти половина (45 %) приходится на компании, представляющие розничную торговлю. Еще 22 %. – это предприятия питания. Компании, представляющие бытовое бслуживание, составляют 18 %, структуры, занимающиеся обслуживанием бизнеса, – 9 %. На производственные компании- члены РАФ приходится 6 %.17 (диаграмма 1 Приложение 2)
В 2011г. применение концепций франчайзинга в этом секторе стало популярным (диаграмма 1 Приложение 3)
Следует отметить, что в
нашей стране в ближайшее время
следует ожидать увеличения интереса
к рассматриваемой форме
Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франчайзи франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франчайзи растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз. 19
Развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга - российское законодательство, согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек, в России отсутствует даже закон о франчайзинге.
2 Анализ развития франчайзинга в РФ
2.1 Анализ франчайзинговой деятельности в МЭ по отраслям
Специфика франчайзингового бизнеса состоит в количественном и качественном расширении объемов и направлений деятельности. Поэтому практически всегда успешные торговые марки достигают такого этапа, когда происходит их появление и неизбежное распространение на международном рынке. Специфика же данного вида сотрудничества состоит в том, что он предполагает преодоление национальных границ и распространение на территории одною или более государств, а чаще - по всему миру. 20При этом происходит не просто продвижение товара или торговой марки, а продвижение именно франчайзингового метода развития бизнеса. Это обеспечивает экономию ресурсов, дает возможность быстрой адаптации к определенным национальным условиям при помощи местных франчайзи, способствует расширению объемов деятельности франчайзера при достаточно небольших вложениях.
В целом картина распространения франчайзинга по восемнадцати категориям, выделенным Международной Франчайзинговой Ассоциацией, представлена в таблица 1 Приложении 4. Данные расположены по степени возрастания удельного веса отдельной категории в общей совокупности.
Показательно то, что в соответствии с проведенным исследованием, в мире выделяют всего около 1226 крупных торговых марок, работающих по системе франчайзинга, большинство из которых широко распространены по всему миру. 21Категории, имеющие наиболее внушительные показатели развития международного франчайзинга, составляют всего 11% общей совокупности предприятий, занимающихся франчайзинговым бизнесом. При этом интересен такой факт: 74% всей совокупности франчайзинговых систем имеют не больше 10 собственных франчайзинговых компаний, из них 37% вообще не имеют таких компаний. И напротив, только 2% совокупности имеют более 501 собственной компаний - франчайзи, при этом 0,86% приходится на рестораны быстрого питания.22
По данным ВФС (Всемирного Франчайзингового Совета (WFC) мировой франчайзинг применяется в 75 сферах бизнеса. 20% всех франшиз (самый высокий показатель) продано в фаст-фуде, 15% - в розничной торговле, 13% - в сфере бытовых услуг. Остальные франшизы менее популярны и распределились по самым разным областям вплоть до юридических услуг и операций с недвижимостью.23
Вот почему франчайзинг процветает в торговле, общественном питании и сфере обслуживания. Можно выделить следующие 9 основных видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг. На рисунке 1 можно видеть, что из представленных 9-ти основных видов деятельности безусловным чемпионом является торговля, которая занимает почти половину доли рынка франчайзинга. Почти четверть рынка занимает общественное питание, затем идут бытовое обслуживание, сфера развлечений, путешествий и спорта. Увеличивающуюся нишу рынка занимает обслуживание бизнеса - сфера деятельности, включающая такие виды услуг, как уборка офисных и производственных помещений, заправка картриджей, бухгалтерское обслуживание и др. Для наглядности на диаграмме 1 Приложении 5 представлено распределение франчайзингового бизнеса по странам мира в 1995 г. и 2011 г.
Исходя из данных, представленных на диаграмме 2 Приложении 5, можно заключить, что наибольшее количество франчайзиноговых сделок зарегистрировано в США и за 20 лет они потеряли лишь 2 % по этому показателю. Значительно увеличилась доля Китая, что вполне объясняется резким подъемом его экономики за последние 20 лет. Россия занимает почетное 9 место, укрепив свои позиции на 0,9%.
Компания NeoAnalytics провела маркетинговые исследования мирового рынка франчайзинга, подвела итоги за 2011 год и составила прогноз на 2013/14 годы24. Выяснилось, что схема франчайзинга используется в более чем 75 отраслях бизнеса. Сюда входят самые разные сферы: от фаст-фуда до юридических услуг.
В прошлом году максимальное количество франшиз предлагалось и было востребовано заведениями быстрого питания. В этой сфере работало 26% всех франчайзеров в мире. В пятерку лидеров, также активно осваивающих франчайзинг, вошли:25
Наибольшей популярностью пользуются франшизы фаст-фуда. Среди мировых брендов быстрого питания, такие гиганты, как KFC, McDonald's, Subway, Dunkin'Donuts, Domino's Pizza. Также лидерами по количеству франшиз являются отельные сети, агентства недвижимости, предприятия, оказывающие коммунальные услуги, и продовольственный ритейл.
Сегодня франчайзинговый рынок демонстрирует устойчивый рост после экономического кризиса. В развитых странах 45% всех продаж в 2011 году осуществлялось через франчайзинговые точки. Франшизы для развития бизнеса используются в 80 странах. Здесь около 13-15% валового национального продукта создают именно франчайзинговые компании. По прогнозам агентства, в скором будущем половина всего оборота розничной торговли будет приходиться на франчайзинговые системы.26
Список десяти крупнейших компаний, занятых во франчайзинговом бизнесе, по данным Университета Святого Томаса, представлен в таблице 1 Приложении 6.
Международный франчайзинг, помимо общих тенденций развития, свойственных франчайзингу в целом, имеет и ряд особенностей:
Франчайзинговый бизнес опирается
преимущественно на сеть мелких предприятий,
которые достаточно быстро адаптируются
к изменяющимся потребностям общества.
По данным Международной Франчайзинговой
Ассоциации 95% всего франчайзингового
бизнеса составляют частные компании,
франчайзер у 3% компаний является общественной
организацией, 2% компаний имеют генеральных
франчайзи с организационно-
Итак, из этого видно, что масштабность - это основной лейтмотив международного бизнеса в настоящее время. Масштабность наблюдается не только при развитии сети франчайзинга, но и при непосредственном расширении самих аспектов и направлений деятельности компании, при проведении реорганизационных мероприятий и так далее.
2.2 Анализ франчайзингового дела в РФ
По состоянию с 2009 по 2012 год франчайзинг в России вырос на 98 %, что, по данным Европейской ассоциации франчайзинга, является самым высоким показателем среди стран Европы и США. По состоянию на 2010 год в стране существует 20731 франчайзинговый объект, 485 франчайзоров и 277480 занятых.28
Занимающая второе место по темпам роста Польша (47,5 %) имеет в настоящее время в два раза больше франчайзинговых объектов (41263), а также больше занятых и франчайзоров. За трехлетний период с 2009 по 2012 год отмечен большой рост франчайзинга во Франции и Финлядии (по 20 %) и в Турции (18,8 %). 29
С 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в среднем по 10 новых франшиз в год. С 2000 по 2001 год, за 2 года - количество франшиз почти удвоилось. А только за один 2002 год - появилось 29 новых франшиз. На графике 1 (Приложении 7) представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2011 год.
Следует отметить, что данные, приведенные на графике 1, носят оценочный характер. К регистрации договоров коммерческой концессии, по известным причинам (рост транснациональных издержек , что негативно воздействует на эффект масштаба) прибегают далеко не все предприниматели. Таким образом, можно дать только оценку количества франшиз. А такие оценки в России в разных источниках разбросаны от 300 до 900. Многие компании называют себя франшизными только потому, что просто планируют заняться франчайзингом, или слово иностранное понравилось. Характер кривой, представленной на графике 1, говорит, что увеличение количество франшиз в России происходит с некоторым ускорением год от года. По-видимому, это связано с большим объемом ненасыщенного рынка торговли и сферы обслуживания, в особенности в регионах.
Информация о работе Состояние , проблемы и перспективы развития франчайзинга в России