Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа
Объектом исследования является рынок франчайзинга РФ.
Предметом исследования является анализ состояния рынка франчайзинга РФ.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Изучить что такое франчайзинг , экономическую сущность и виды франчайзинга.
Выделить недостатки и преимущеста данной системы бизнеса.
Выявить перспективы и возможности развития франчайзинга в РФ
Провести анализ развития франчайзинга в РФ
Провести расчет прогнозной модели объема рынка франчайзинга в России на 2012-2016 гг.
Введение 3
Глава 1 Механизм формирования системы франчайзинга 4
1.1 Экономическая сущность и виды франчайзинга, применяемая в современных условиях 4
1.2 Экономический механизм взаимоотношений в системе 8 франчайзинга
1.3 Современное состояние Франчайзинга в России 10
Глава 2 Анализ развития франчайзинга в РФ 11
2.1 Анализ франчайзинговой деятельности в МЭ по отраслям 11
2.2 Анализ франчайзингового дела в РФ 15
2.3 Анализ правого регулирования франчайзинговых операций в России 18
Глава 3 Перспективы развития франчайзинга в России 21
3.1 Расчет прогнозной модели объема рынка франчайзинга в России на 2012-2016 гг. 21
3.2 Направления и меры совершенствования франчайзинговой деятельности в России 29
Выводы и предложения 32
Список использованных источников
Но особая важность франчайзинга в том, что, по данным американских экспертов, в течение первых 5 лет деятельности разоряются 85% малых бизнесов, а среди франчайзи только 14-15%. Это очень хороший ориентир для российских предпринимателей.30
Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на наличие определенных проблем, франчайзинг в России неуклонно развивается. Примером тому может служить стабильное развитие франчайзингового бизнеса у фирм, которые были перечислены выше. Кроме того, у всех этих фирм появляются новые партнеры-франчайзи. И все они продолжают успешно работать, преодолевая огромные трудности. Схема франчайзинга привлекает все больше фирм, хотя прирост новых франчайзоров еще очень незначительный.
Еще одним важным положительным моментом является наличие партнерских контактов с московским правительством, которое оказывает всестороннюю поддержку Российской ассоциации развития франчайзинга.
На диаграмме 1 (Приложении 8) представлено распределение количества франчайзинговых сетей в России в 2011 году. По этим данным очевидно, что ситуация с российским франчайзингом не особо отличается от мирового. Примерно половина (46%) сделок приходится на розничную торговлю. 22 % на предприятия питания. Меньше всего (1%) занимают строительные услуги.
В данной теме, так же, необходимо отразить сами фирмы, точнее название компаний, ведущих активную франчайзинговую деятельность в России. Данные представлены в таблице 1 Приложении 9.
По темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По данным РАФ, на территории страны работает более 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров. Для рынка франчайзинга в 2011 году характерен рост предприятий в ритейле (57%) и сфере общественного питания (16%). Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации.
2.3 Анализ правого регулирования франчайзинговых операций в России
По правовому регулированию отношений франчайзинга можно выделить 2 группы стран:31
1.Законодательно регламентируются административно-правовые отношения;
2. Детальная регламентация договора франчайзинга (в настоящее время к рассматриваемой группе стран можно отнести и Республику Беларусь).
Специальное законодательство по франчайзингу существует в США, Франции, Италии, Испании, Канаде, Бразилии, Румынии, Индонезии, Малайзии, Китае, Японии, Корее и в некоторых других странах. При этом законодательство каждой из них отличается своей спецификой. В некоторых государствах франчайзинг имеет самостоятельное правовое регулирование, при этом не исключается использование норм других законов и инструкций. Подробный анализ представлен в таблице 1 в Приложении 10.
Несмотря на стремительное развитие франчайзинга, в российском законодательстве понятия договора франчайзинга не существует. Отсутствуют и нормативные акты, описывающие франчайзинговые отношения.
Обязательства правообладателя
(франчайзера) и пользователя (франчайзи)
прописаны в Гражданском
При разработке соглашения франчайзинга необходимо также руководствоваться Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». 32
В гражданском законодательстве договору франчайзинга соответствует договор коммерческой концессии. Участниками договора франчайзинга могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
Во-первых, он устанавливает количественные ограничения по охвату рынка товаров и услуг, которые должны учитываться при формировании сети франчайзи.
Во-вторых, Закон содержит
важные положения о порядке заключения
хозяйствующих договоров, в том
числе франчайзинговых
В-третьих, Закон содержит
важные для отношений между
С 1 января 2008 г. вступила в действие IV часть ГК РФ. Одновременно вступили в действия изменения в 54 главу ГК РФ.
С введением в действие IV части ГК фирменное наименование может принадлежать только одному лицу и соответственно распоряжение исключительным правом не допускается. IV частью ГК установлены исключительные права на коммерческое обозначение и право правообладателя предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором коммерческой концессии. Двойная регистрация отменена, и договор подлежит регистрации только в компетентном федеральном органе исполнительной власти.33
Внесенные изменения, несмотря
на кажущуюся немногочисленность, являются
крайне серьезными как для конкретного
договора, так и для системы
отношений в форме
Основным и наиболее важным изменением является включение в комплекс передаваемого по договору права на товарный. Второе изменение - это исключение регистрации в налоговом органе, но обязательная регистрация договора в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Без такой регистрации договор считается ничтожным.34
Под фирменным наименованием подразумевает название организации, определенное в ее учредительных документах и включенное в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Поэтому значительное количество правообладателей использовали в практике два договора: коммерческой концессии и лицензионный. Лицензионный договор использовали те правообладатели, которые передавали конкретное охраняемое право. Порядок регистрации договоров утвержден приказами Минфина и Роспатента. По общему правилу документы должен представить правообладатель.
С введением новых норм договор коммерческой концессии является ничтожным до момента регистрации в Роспатенте, что ограничивает заинтересованность использования такого вида договора в практике. Сейчас коммерческая концессия отличается, по сути, от лицензионного договора только объемом передаваемых прав.35
В качестве общего вывода по главе можно отметить, что франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид предпринимательства: если в обычном бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге выживает не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.
Опыт зарубежных стран
свидетельствует о том, что успешное
развитие экономики в значительной
степени определяется интеграцией
крупных и малых компаний, которые
являются основными элементами системы
зарубежной экономики. Тем не менее,
несмотря на наличие отдельных тормозящих
факторов, франчайзинг в России уже
успешно развивается.
3 Перспективы развития франчайзинга в России
3.1. Расчет прогнозной модели объема рынка франчайзинга в России на 2012-2016 гг.
Для решения поставленной задачи будем использовать методы экономической статистики. На первом этапе анализа на основе однофакторной линейной модели необходимо составить прогноз объема рынка франчайзинга в России на перспективу на 5 лет. В качестве данных для анализа будем использовать показатели Российской ассоциации франчайзинга об объеме рынка франчайзинга в России за 2007-2011 гг.
Для вычисления необходимы следующие формулы:
y'(t) = a + b t
Где yt – объем рынка франчайзинга в России в млрд. долл. за 1 год.
t - период времени
а - свободный член уравнения
b - коэффициент регрессии
где неизвестные «a» и «b» находятся из системы:
n∙a + b∙ =
a∙ + b∙ =
Подставляя известные нам
5a+15b=10.38
15a+55b=31,59
Решив систему уравнений находим неизвестные a и b:
b = 1,92
a = 0,05
При этом выборочное уравнение линейной регрессии имеет вид:
0,05+1,92*t
Таблица 1(Приложении 11) Прогноз объема рынка франчайзинга в России 2012-2016 гг.
По данному графику 1 (Приложении 11) можно сделать вывод, что объем рынка франчайзинга в России в ближайшие 5 лет будет постепенно увеличиваться.
Затем по критерию Стьюдента определяем, с какой вероятностью мы можем утверждать, что решение верно.
Для анализа тесноты связи количественных признаков рассмотрим выборочный коэффициент корреляции.
2
Где и - выборочные дисперсии признаков. При это среднеквадратические отклонения соответственно равны:
Выборочный коэффициент корреляции может принимать значения в пределах от -1 до 1. Если признаки близки к линейной зависимости, то коэффициент по модулю близок к 1. В нашем случае связь относительно тесная, так как он равен 0,43.
Далее рассмотрим стандартную ошибку оценки Y.
,где n – количество лет.
Стандартные отклонения оценок
коэффициентов регрессии
5
Также рассмотрим критерий Стьюдента:
где находим из таблицы «критические точки распределения Стьюдента»
Значит выборочный коэффициент корреляции не значим. При этом,
Далее, рассмотрим дисперсию.
=0,0647
Коэффициент детерминации показывает качество регрессии. Чем он ближе к единице, тем лучше.
Далее, рассмотрим коэффициент Фишера:
F=S2
Т.к. F>0, следовательно, – такая величина коэффициента детерминации не могла появиться случайно и значит регрессия существует.
Теперь проведем анализ с использованием гиперболической функции.
Для вычисления необходимы следующие формулы:
Общий вид уравнения: ,
Произведем замену ,
В итоге уравнение будет иметь вид:
Для облегчения вычислений сведем все данные в систему нормальных уравнений:
n∙a + b∙ =
a∙ + b∙ =
Подставляя известные нам
5a+2,28b=10,38
2,28a+1,46b=4,1
Решив систему уравнений
b = -1,5
a = 2,76
При этом выборочное уравнение линейной регрессии имеет вид
Z=(u-)2
Таблица 1 (Приложении 12) Прогноз объема рынка франчайзинга в России на 2012-2016 гг.
По данному графику 1 (Приложении 12) можно сделать вывод, что объем рынка франчайзинга в России 2012-2016 гг. будет постепенно увеличиваться, но не достигнет отметки в 2,5 млрд. долл.
Для анализа тесноты связи количественных признаков рассмотрим выборочный коэффициент корреляции.
Где и - выборочные дисперсии признаков. При это среднеквадратические отклонения соответственно равны:
Выборочный коэффициент корреляции может принимать значения в пределах от -1 до 1. В данном случае связь отсутствует.
Далее рассмотрим стандартную ошибку оценки Y.
Стандартные отклонения оценок
коэффициентов регрессии
Также рассмотрим критерий Стьюдента:
Значит, выборочный коэффициент корреляции значим. При этом,
Далее, рассмотрим дисперсию.
=1,03
Коэффициент детерминации показывает качество регрессии.
Далее, рассмотрим коэффициент Фишера:
F = S2
Т.к. F>0, следовательно, такая величина коэффициента детерминации не могла появиться случайно и значит регрессия существует.
Третьей моделью рассмотрим экспоненциальную модель.
Общее уравнение имеет вид: . Прологарифмируем обе части и получим . Произведем замену функции . Тогда v=ln y(t) ln a=c
Для облегчения вычислений сведем все данные в систему нормальных уравнений:
n∙c +b∙=
c∙+b∙=∙
Подставляя известные нам
5c+15b=3,62
15c+55b=11,08
Решаем систему и получаем:
b=0,025
c=0,645
a=1,9
При этом выборочное уравнение линейной регрессии имеет вид:
Таблица 1(Приложении 13) Прогноз объема рынка франчайзинга в России 2012-2016 гг.
Информация о работе Состояние , проблемы и перспективы развития франчайзинга в России