Состояние , проблемы и перспективы развития франчайзинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является рынок франчайзинга РФ.
Предметом исследования является анализ состояния рынка франчайзинга РФ.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
Изучить что такое франчайзинг , экономическую сущность и виды франчайзинга.
Выделить недостатки и преимущеста данной системы бизнеса.
Выявить перспективы и возможности развития франчайзинга в РФ
Провести анализ развития франчайзинга в РФ
Провести расчет прогнозной модели объема рынка франчайзинга в России на 2012-2016 гг.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Механизм формирования системы франчайзинга 4
1.1 Экономическая сущность и виды франчайзинга, применяемая в современных условиях 4
1.2 Экономический механизм взаимоотношений в системе 8 франчайзинга
1.3 Современное состояние Франчайзинга в России 10
Глава 2 Анализ развития франчайзинга в РФ 11
2.1 Анализ франчайзинговой деятельности в МЭ по отраслям 11
2.2 Анализ франчайзингового дела в РФ 15
2.3 Анализ правого регулирования франчайзинговых операций в России 18

Глава 3 Перспективы развития франчайзинга в России 21
3.1 Расчет прогнозной модели объема рынка франчайзинга в России на 2012-2016 гг. 21
3.2 Направления и меры совершенствования франчайзинговой деятельности в России 29
Выводы и предложения 32
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Sostoyanie__problemy_i_perspektivy_razvitia_fra.docx

— 1.03 Мб (Скачать)

Но особая важность франчайзинга в том, что, по данным американских экспертов, в течение первых 5 лет деятельности разоряются 85% малых бизнесов, а среди  франчайзи только 14-15%. Это очень  хороший ориентир для российских предпринимателей.30

Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на наличие определенных проблем, франчайзинг в России неуклонно  развивается. Примером тому может служить  стабильное развитие франчайзингового бизнеса у фирм, которые были перечислены  выше. Кроме того, у всех этих фирм появляются новые партнеры-франчайзи. И все они продолжают успешно  работать, преодолевая огромные трудности. Схема франчайзинга привлекает все больше фирм, хотя прирост новых франчайзоров еще очень незначительный.

Еще одним важным положительным  моментом является наличие партнерских  контактов с московским правительством, которое оказывает всестороннюю поддержку Российской ассоциации развития франчайзинга.


На диаграмме 1 (Приложении 8) представлено распределение количества франчайзинговых сетей в России в 2011 году. По этим данным очевидно, что ситуация с российским франчайзингом не особо отличается от мирового. Примерно половина (46%) сделок приходится на розничную торговлю. 22 % на предприятия питания. Меньше всего (1%) занимают строительные услуги.

В данной теме, так же, необходимо отразить сами фирмы, точнее название компаний, ведущих активную франчайзинговую  деятельность в России. Данные представлены в таблице 1 Приложении 9.

По темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых  лидеров. По данным РАФ, на территории страны работает более 20 000 франчайзинговых  точек и около 485 франчайзеров. Для  рынка франчайзинга в 2011 году характерен рост предприятий в ритейле (57%) и  сфере общественного питания (16%). Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ правого  регулирования франчайзинговых  операций в России

По правовому регулированию  отношений франчайзинга можно выделить 2 группы стран:31

1.Законодательно регламентируются административно-правовые отношения;

2. Детальная регламентация договора франчайзинга (в настоящее время к рассматриваемой группе стран можно отнести и Республику Беларусь).

Специальное законодательство по франчайзингу существует в США, Франции, Италии, Испании, Канаде, Бразилии, Румынии, Индонезии, Малайзии, Китае, Японии, Корее  и в некоторых других странах. При этом законодательство каждой из них отличается своей спецификой. В некоторых государствах франчайзинг  имеет самостоятельное правовое регулирование, при этом не исключается  использование норм других законов  и инструкций. Подробный анализ представлен  в таблице 1 в Приложении 10.


Несмотря на стремительное  развитие франчайзинга, в российском законодательстве понятия договора франчайзинга не существует. Отсутствуют  и нормативные акты, описывающие  франчайзинговые отношения.

Обязательства правообладателя (франчайзера) и пользователя (франчайзи) прописаны в Гражданском кодексе  Российской Федерации.

При разработке соглашения франчайзинга необходимо также руководствоваться  Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров». 32

В гражданском законодательстве договору франчайзинга соответствует  договор коммерческой концессии. Участниками  договора франчайзинга могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Во-первых, он устанавливает  количественные ограничения по охвату рынка товаров и услуг, которые  должны учитываться при формировании сети франчайзи.

Во-вторых, Закон содержит важные положения о порядке заключения хозяйствующих договоров, в том  числе франчайзинговых соглашений.

В-третьих, Закон содержит важные для отношений между франчайзером и франчайзи положения о недобросовестной конкуренции, к которой относятся, в частности: потребительские свойства и качества товара; фирменного наименования или маркировки товара, а также  копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара и.т.д

С 1 января 2008 г. вступила в  действие IV часть ГК РФ. Одновременно вступили в действия изменения в 54 главу ГК РФ.


С введением в действие IV части ГК фирменное наименование может принадлежать только одному лицу и соответственно распоряжение исключительным правом  не допускается. IV частью ГК установлены исключительные права на коммерческое обозначение и право правообладателя предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором коммерческой концессии. Двойная регистрация отменена, и договор подлежит регистрации только в компетентном федеральном органе исполнительной власти.33

Внесенные изменения, несмотря на кажущуюся немногочисленность, являются крайне серьезными как для конкретного  договора, так и для системы  отношений в форме франчайзинга, а также для развития франчайзинга в принципе.

Основным и наиболее важным изменением является включение в  комплекс передаваемого по договору права на товарный. Второе изменение - это исключение регистрации в  налоговом органе, но обязательная регистрация договора в федеральном  органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Без такой регистрации договор считается ничтожным.34

Под фирменным наименованием  подразумевает название организации, определенное в ее учредительных  документах и включенное в Единый государственный реестр юридических  лиц (ЕГРЮЛ).

Поэтому значительное количество правообладателей использовали в практике два договора: коммерческой концессии  и лицензионный. Лицензионный договор  использовали те правообладатели, которые  передавали конкретное охраняемое право. Порядок регистрации договоров  утвержден приказами Минфина  и Роспатента. По общему правилу  документы должен представить правообладатель.


С введением новых норм договор коммерческой концессии  является ничтожным до момента регистрации  в Роспатенте, что ограничивает заинтересованность использования такого вида договора в практике. Сейчас коммерческая концессия отличается, по сути, от лицензионного договора только объемом передаваемых прав.35

В качестве общего вывода по главе можно отметить, что франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид предпринимательства: если в обычном бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге выживает не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.

Опыт зарубежных стран  свидетельствует о том, что успешное развитие экономики в значительной степени определяется интеграцией  крупных и малых компаний, которые  являются основными элементами системы  зарубежной экономики. Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже  успешно развивается.  


3 Перспективы развития франчайзинга в России

3.1. Расчет прогнозной  модели объема рынка франчайзинга в России на 2012-2016 гг.

Для решения поставленной задачи будем использовать методы экономической  статистики. На первом этапе анализа на основе однофакторной линейной модели необходимо составить прогноз объема рынка франчайзинга в России на перспективу на 5 лет. В качестве данных для анализа будем использовать показатели Российской ассоциации франчайзинга об объеме рынка франчайзинга в России за 2007-2011 гг.

Для вычисления необходимы следующие формулы:

y'(t) = a + b t

Где yt – объем рынка франчайзинга в России в млрд. долл. за 1 год.

t - период времени

а - свободный член уравнения

b - коэффициент регрессии

где неизвестные «a» и  «b» находятся из системы:


 n∙a + b∙ =

  a∙ + b∙ =

Подставляя известные нам данные, получаем систему уравнений:


5a+15b=10.38

15a+55b=31,59

Решив систему уравнений находим неизвестные a и b:


  b = 1,92

  a = 0,05

При этом выборочное уравнение  линейной регрессии имеет вид:

0,05+1,92*t

Таблица 1(Приложении 11) Прогноз объема рынка франчайзинга в России 2012-2016 гг.

По данному графику 1 (Приложении 11) можно сделать вывод, что объем рынка франчайзинга в России в ближайшие 5 лет будет постепенно увеличиваться.


Затем по критерию Стьюдента  определяем, с какой вероятностью мы можем утверждать, что решение  верно.

Для анализа тесноты связи  количественных признаков рассмотрим выборочный коэффициент корреляции.

   2 

Где и - выборочные дисперсии признаков. При это среднеквадратические отклонения соответственно равны:

 

Выборочный коэффициент  корреляции может принимать значения в пределах от -1 до 1. Если признаки близки к линейной зависимости, то коэффициент  по модулю близок к 1. В нашем случае связь относительно тесная, так как  он равен 0,43.

Далее рассмотрим стандартную  ошибку оценки Y.

,где    n – количество лет.

Стандартные отклонения оценок коэффициентов регрессии соответственно равны:

5

Также рассмотрим критерий Стьюдента:

 

где находим из таблицы «критические точки распределения Стьюдента»

Значит выборочный коэффициент  корреляции не значим. При этом,

 

Далее, рассмотрим дисперсию.

=0,0647       

            

Коэффициент детерминации показывает качество регрессии. Чем он ближе  к единице, тем лучше.

 

Далее, рассмотрим коэффициент  Фишера:

F=S2

Т.к. F>0, следовательно, – такая величина коэффициента детерминации не могла появиться случайно и значит регрессия существует.

Теперь проведем анализ с использованием гиперболической функции.

Для вычисления необходимы следующие формулы:

Общий вид уравнения: ,

Произведем замену ,

В итоге уравнение будет  иметь вид:


Для облегчения вычислений сведем все  данные в систему нормальных уравнений:


n∙a + b∙ =

a∙ + b∙ =

Подставляя известные нам данные, получаем систему уравнений:


5a+2,28b=10,38

2,28a+1,46b=4,1

 Решив систему уравнений находим  неизвестные a и b:


b = -1,5

a = 2,76

При этом выборочное уравнение  линейной регрессии имеет вид

                          Z=(u-)

        Таблица 1 (Приложении 12) Прогноз объема рынка франчайзинга в России на 2012-2016 гг.

По данному графику 1 (Приложении 12) можно сделать вывод, что объем рынка франчайзинга в России 2012-2016 гг. будет постепенно увеличиваться, но не достигнет отметки в 2,5 млрд. долл.

Для анализа тесноты связи  количественных признаков рассмотрим выборочный коэффициент корреляции.

                  

Где и - выборочные дисперсии признаков. При это среднеквадратические отклонения соответственно равны:

  


Выборочный коэффициент  корреляции может принимать значения в пределах от -1 до 1. В данном случае связь отсутствует.

Далее рассмотрим стандартную  ошибку оценки Y.

 

Стандартные отклонения оценок коэффициентов регрессии соответственно равны:

                  

Также рассмотрим критерий Стьюдента:

 

Значит, выборочный коэффициент  корреляции  значим.  При этом,

 

Далее, рассмотрим дисперсию.

=1,03

      

Коэффициент детерминации показывает качество регрессии.

 

Далее, рассмотрим коэффициент  Фишера:

F = S2

Т.к. F>0, следовательно, такая величина коэффициента детерминации не могла появиться случайно и значит регрессия существует.

Третьей моделью рассмотрим экспоненциальную модель.

Общее уравнение имеет  вид: . Прологарифмируем обе части и получим . Произведем замену функции . Тогда   v=ln y(t)  ln a=c

Для облегчения вычислений сведем все  данные в систему нормальных уравнений:


n∙c +b∙=

c∙+b∙=∙


Подставляя известные нам данные, получаем систему уравнений:


       5c+15b=3,62

       15c+55b=11,08 

Решаем  систему и получаем:


b=0,025

c=0,645

a=1,9

При этом выборочное уравнение  линейной регрессии имеет вид:

 

Таблица 1(Приложении 13) Прогноз объема рынка франчайзинга в России 2012-2016 гг.

Информация о работе Состояние , проблемы и перспективы развития франчайзинга в России