Социально-экономическая сущность и роль маркетинга в деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Цель контрольной работы – изучить социально-экономическую сущность маркетинга и охарактеризовать его роль в деятельности предприятия.
В первой главе данной контрольной работы рассмотрены вопросы социально-экономической сущности маркетинга, изучены его концепции, принципы, функции и подфункции. Также, был рассмотрен маркетинг, как рыночная концепция управления производством и реализацией товаров.
Во второй главе был проведен маркетинговый анализ экономического пространства предприятия на примере предприятия АОЗТ «Мастерица».

Оглавление

Введение
1. Социально-экономическая сущность и роль маркетинга в деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность маркетинга
1.2 Принципы маркетинга
1.3 Функции и подфункции маркетинга
1.4 Рынок, как объект маркетинга
2. Маркетинговый анализ экономического пространства предприятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по Маркетингу.docx

— 83.94 Кб (Скачать)

     Академия  труда и социальных отношений

     Уральский Социально-экономический институт 

     Факультет Финансы и кредит

     Специальность Финансовый менеджмент

     Кафедра Менеджмента 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

     По  дисциплине Маркетинг

     Тема Социально-экономическая сущность и роль маркетинга в деятельности предприятия 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Челябинск

     2010 

 

      Содержание 

Введение

1. Социально-экономическая  сущность и роль маркетинга  в деятельности предприятия

1.1 Понятие и сущность маркетинга

1.2 Принципы маркетинга

1.3 Функции и подфункции маркетинга

1.4 Рынок, как объект маркетинга

2. Маркетинговый  анализ экономического пространства  предприятия 

Заключение

Список литературы 

 

      Введение 

     Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни. Актуальность темы является в том, что в условиях рыночных отношений маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин. От того, насколько правильно построена система маркетинга, зависит эффективное функционирование каждого предприятия в частности и всего народного хозяйства в целом.

     Главное в маркетинге — двуединый и  взаимодополняющий подход. С одной  стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпускаемой продукции. С другой — активное воздействие на рынок  и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. В промышленно развитых странах  покупательские предпочтения являются главной движущей силой созидательного труда. Связать изготовителя и потребителя, помочь найти друг друга и тем  самым сделать труд первого по-настоящему производительным — в этом, собственно, и состоит основная цель любой  маркетинговой деятельности.

     Цель  контрольной работы – изучить  социально-экономическую сущность маркетинга и охарактеризовать его  роль в деятельности предприятия.

     Задачи:

  1. Раскрыть понятие и сущность маркетинга.
  2. Охарактеризовать принципы маркетинга.
  3. Изучить функции и подфункции маркетинга.
  4. Рассмотреть рынок, как объект маркетинга.
  5. Провести маркетинговый анализ экономического пространства предприятия.

     В первой главе данной контрольной  работы рассмотрены вопросы социально-экономической  сущности маркетинга, изучены его концепции, принципы, функции и подфункции. Также, был рассмотрен маркетинг, как рыночная концепция управления производством и реализацией товаров.

     Во  второй главе был проведен маркетинговый  анализ экономического пространства предприятия  на примере предприятия АОЗТ «Мастерица».

     маркетинг прибыль предприятие

 

      1. Социально-экономическая  сущность и роль  маркетинга в деятельности  предприятия 

     1.1 Понятие и сущность  маркетинга 

     Существует  много различных вариантов определения  маркетинга, которые раскрывают его  сущность.

     Маркетинг (от английского «marketing» - «рыночная  деятельность») - это любая деятельность в сфере рынка, направленная на продвижение  товаров (услуг, работ) от того, кто их производит, к тому, кто в них  нуждается, посредством обмена. [2]

     По  Котлеру: Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством  обмена.

     Согласно  Американской Ассоциации Маркетинга: Маркетинг - это процесс планирования и внедрения идей относительно ценообразования, продвижения и реализации товаров  и услуг путем обмена, который  удовлетворяет цели определенных лиц  и организации.

     Британский  институт управления трактует маркетинг  как один из видов творческой управленческой деятельности, который содействует  расширению производства и торговли путем выявления запросов потребителей и организации исследований для  удовлетворения этих запросов. [4]

     Маркетинг увязывает возможности производства с возможностями реализации товаров  и услуг, обосновывает характер, направления  и масштабы всей работы, необходимой  для получения прибыли в результате продажи максимального количества продукции конечному и промежуточному потребителю.

     Большинство исследователей сходятся во мнении, что  маркетинг - это процесс. Он начинается с исследования целевого сегмента рынка, для которого собирается работать компания. Маркетологи определяют спрос и  возможности, то есть пребывают в  постоянном поиске покупателей, потребности которых не удовлетворены в достаточной степени или испытывающих неявный интерес к определённым товарам или услугам. В процессе маркетинга производится сегментирование рынка и выбор тех его частей - целевых сегментов, которые компания способна обслужить наилучшим образом. [1]

     Маркетинг - это новая предпринимательская  философия, т. е. система взглядов на современное общество и общественное развитие производства, в основу которой  положены социально-этические и  моральные нормы делового общения, международные кодексы и правила  добросовестной коммерческой деятельности, интересы потребителей и общества в  целом.

     Этот  новый подход к предпринимательству  столкнулся со старой традиционной концепцией бизнеса, а именно: стремлением к  максимализации прибыли за счет массового  производства и интенсификации усилий по сбыту произведенной продукции.

     Таким образом, маркетинг - это социальный и управленческий процесс, посредством  которого отдельные люди и группы людей получают то, что им необходимо и то, что они хотят, через создание и обмен продуктами и ценностями с другими. [4]

     Существуют  пять альтернативных концепций, в соответствии с которыми организации проводят свою маркетинговую деятельность:

     1. Концепция совершенствования производства.

     Производственная  концепция предполагает, что потребители  предпочитают продукты, которые доступны и обладание которыми они могут  себе легко позволить, и управление, следовательно, должно быть сфокусировано  на совершенствовании производства и эффективности распределения. Данная концепция используется в  двух типах ситуаций:

     — спрос на продукцию превышает предложение - в этом случае руководство должно увеличить производство;

     — стоимость продукции слишком высока, и необходимо совершенствование производства, чтобы снизить ее.

     2. Концепция совершенствования товара.

     Данная  концепция предполагает, что потребители  предпочитают продукты (услуги), предполагающие наивысшее качество, производительность и новизну, и поэтому организация  должна приложить усилия к постоянному  совершенствованию продуктов (услуг).

     3. Концепция сбыта.

     Данная  концепция предполагает, что потребители  не будут приобретать в достаточном  объеме продукцию, произведенную организацией, если последняя не примет широкомасштабных действий для продажи и продвижения  продукции. Данная концепция обычно применяется к продуктам, не пользующимся повышенным спросом, о покупке которых  покупатели обычно не думают. Организации, производящие товары данного типа, должны уметь хорошо прослеживать перспективы  и демонстрировать достоинства  продаваемых товаров. Это также  практикуется в некоммерческой сфере.

     4. Концепция маркетинга.

     Маркетинговая концепция предполагает, что достижение организацией целей, стоящих пред ней, зависит от определения потребностей и желаний целевых рынков и  предоставления желаемого удовлетворения более эффективно, чем это делают конкуренты. Удивительно, но данная концепция  является сравнительно новой философией бизнеса.

     5. Концепция социально-этического  маркетинга.

     Концепция общественного маркетинга предполагает, что организации должны определить потребности, желания и интересы целевых рынков. Затем они должны предоставлять требуемые удовлетворения более эффективно, чем конкуренты, таким образом, чтобы поддерживалось или улучшалось благосостояние потребителей и общества.

     Концепция общественного маркетинга задает вопрос - адекватна ли концепция чистого  маркетинга в эпоху существования  проблем окружающей среды, нехватки ресурсов, быстрого роста населения, экономических проблем во всем мире и запущенности социальной сферы? Она спрашивает, всегда ли фирма, которая понимает, обслуживает и удовлетворяет индивидуальные потребности, делает то, что является наилучшим для потребителей и общества в целом в долгосрочной перспективе? Согласно общественной маркетинговой концепции, концепция чистого маркетинга не прослеживает возможные противоречия между краткосрочными потребностями потребителя и долгосрочным благосостоянием потребителя.[5]

     Исходные  идеи маркетинга: нужда (потребность), товар, рынок.

  • Потребность (нужда) - рождена чувством нехватки чего-либо. Потребности такие, как потребность жилья, безопасности, причастность к группе не создаются ни обществом, ни маркетингом - они присущи человеку.

     Потребности изучали следующие авторы - Мюррей, Маслоу, Рокич, Шет, Ньюман, Гросс.

     Мюррей  классифицирует потребности индивидуума  в соответствии с 4 аспектами:

     1. Первичные и вторичные (в зависимости  от того, имеют они физиологическое  или иное происхождение).

     2. Позитивные и негативные (в зависимости  от того, привлекает объект индивида  или отталкивает).

     3. Явные и латентные (скрытые)  потребности (в зависимости от  того, обуславливают потребности  явное или воображаемое поведение).

     4. Осознанные и неосознанные потребности.

     Иерархия  потребностей по Маслоу такова:

     1. Физиологические потребности - фундаментальны  и будучи удовлетворенными перестают  быть главными факторами мотивации  и более не влияют на поведение.

     2. Потребность самосохранения (потребность  в безопасности) - это физическая  безопасность, психологическая безопасность (консервация психической структуры  личности).

     3. Социальные потребности. Люди - существа  социальные и ощущают потребность  объединяться в группу, взаимодействовать  с себе подобными, ощущают потребность  любить и быть любимыми.

     4. Потребность в уважении (признании,  статусе) - важно, как нас оценивают  другие.

     5. Потребность в самоутверждении,  саморазвитии, самореализации.

  • Товары, разрабатываемые для удовлетворения потребностей, необходимо соответствующим образом планировать в соответствии с иерархией потребностей.

     В широком смысле товар соответствует  по своей сущности способности удовлетворить  потребности или желания. Чем  теснее товар связывают со здоровьем  и безопасностью, тем охотнее  его покупают.

  • Рынок - совокупность клиентов, способных и желающих произвести обмен, который позволит или удовлетворит нужду. Размер рынка зависит от численности людей, которые имеют желание приобрести товар, имеют необходимые ресурсы, чтобы его произвести и способны обменять эти ресурсы на товар.

Информация о работе Социально-экономическая сущность и роль маркетинга в деятельности предприятия