Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 17:11, курсовая работа
Целью работы является анализ социально-экономической сущности маркетинга.
Для реализации этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть научный подход к управлению маркетинговой деятельностью;
изучить цели и функции маркетинга;
определить роль и значение маркетинга в рыночной экономике;
рассмотреть концепцию социального маркетинга.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретический анализ маркетинговой деятельности предприятия…………5
1.1. Научный подход к управлению маркетинговой деятельностью…………5
1.2. Цели и функции маркетинга………………………………………………..11
2. Социальная и экономическая сущность маркетинга……………………….15
2.1. Роль и значение маркетинга в рыночной экономике……………………..15
2.2. Концепция социального маркетинга………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретический анализ
1.1. Научный подход к управлению
маркетинговой деятельностью………
1.2. Цели и функции маркетинга……………
2. Социальная и экономическая сущность маркетинга……………………….15
2.1.
Роль и значение маркетинга
в рыночной экономике……………………..
2.2. Концепция социального
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
С развитием рыночных отношений в России маркетинг находит все более широкое распространение и применение. На сегодняшний день он становится одной из самых действенных концепций рыночного управления.
В настоящее время, когда условием экономического развития предприятий является активная деятельность последних на рынке, жизненно важными становятся знание конечного потребителя, умение фирм и гибко реагировать на все его требования. Иначе не может быть обеспечена продажа товара, повышена доходность предприятия. Крайне необходимо изучать возможности и эффективность различных форм и методов продажи товаров, производить работу по формированию запросов населения, повышению престижа торговой фирмы. Повышение престижа торговой фирмы обычно ассоциируется с маркетингом.
В настоящее время маркетинг является системой организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров, предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли.
Постепенно концепция маркетинга входит в повседневную практику деятельности большинства российских предприятий. В условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности предприятий. Именно соотношение запросов рынка и возможностей предприятия должно быть положено в основу разработки направлений, целей и стратегий предпринимательской деятельности, а также маркетинговых программ и стратегических планов на микро и макроуровне.
В предпринимательской деятельности предприятия постоянно возникают проблемы, обусловленные целесообразностью более полного удовлетворения потребностей существующих и потенциальных покупателей в необходимых товарах и услугах. Проблема стратегического успеха предприятия, создания и удержания конкурентных преимуществ – одна их самых актуальных. Решению таких проблем и призван способствовать маркетинг, как основа повышения эффективности деятельности предприятия.
Целью работы является анализ социально-экономической сущности маркетинга.
Для реализации этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
Объект работы является маркетинг.
Предмет работы – социально-экономическая сущность маркетинга.
Информационную базу работы составили учебные пособия и монографии отечественных и зарубежных авторов, журналы периодической печати «Управление персоналом», «Маркетинг» и др.
1. Теоретический анализ маркетинговой деятельности предприятия
1.1. Научный подход
к управлению маркетинговой
Маркетинг (от англ. market — рынок) — это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирм и предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг.1
Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.
Маркетинг – это не навязывание и проталкивание произведенного на неизвестный рынок товара, а научно разработанная концепция анализа и учета требований покупателей, требований конкретного сегмента рынка и разработка в соответствии с выявленными требованиями нового товара. Это система организации продаж, включая меры по стимулированию и рекламе. Это также система сбытовой сети каналов движения товара (посредники, филиалы и др.)
Существует множество определений маркетинга, наиболее известное из которых сформулировано Американской ассоциацией маркетинга: «Маркетинг – это процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг с целью обеспечения обмена, удовлетворяющего потребности индивидуумов и организаций».
Вообще термин «маркетинг» происходит от английского слова “market” (рынок) и в буквальном смысле означает деятельность в сфере рынка и сбыта. Маркетинг-это не только образ мышления и направление экономической мысли, но и практическая деятельность в рамках отдельных фирм, отраслей, экономики в целом. Сравним, как трактуют понятие «маркетинг» ведущие американские маркетологи.
Ф. Котлер: «Маркетинг – это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей человека посредствам обмена».2
Итак, обобщая эти и другие понятия, можно сформулировать определение: Маркетинг - это система управления и организации по разработке, производству и сбыту товаров или услуг, базирующаяся на комплексном учете происходящих на рынке процессов, ориентированная на удовлетворение личных и производственных потребностей и обеспечивающая достижение целей фирмы.
К определению следует добавить, что маркетинг можно рассматривать как минимум в следующих четырех аспектах:
С одной стороны, это тщательное
изучение рынка, спроса и потребностей,
ориентация производства на
Маркетинг подсказывает пределы затрат на его применение в зависимости от качества товаров. При низком их качестве нет смысла тратить средства на маркетинг. Высокое качество товаров и соответствующий имидж фирмы обеспечивают высокую прибыль даже при относительно невысоких затратах на маркетинг (около 6% от оборота). Более того, нередко существенное увеличение этих затрат дает лишь малое увеличение прибыли. Обычно нерационально вкладывать в маркетинг в среднем более 11% затрат от общего объема сбыта.3
Российские хозяйственные руководители все еще явно недооценивают роль маркетинга в решении проблемы конкурентоспособности товаропроизводителя и его продуктов.
Конкурентоспособность — обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения использовать свой научно-технический, производственный, финансовый, кадровый и, разумеется, маркетинговый потенциал. Иначе говоря, конкурентоспособность — это отражение итогов работы практически всех подразделений фирмы, а также ее реакции на изменение внешних факторов воздействия.
Мировой и отечественный опыт маркетинговой деятельности товаропроизводителей позволяет сформулировать следующие важные положения:
Для наиболее полного раскрытия возможностей маркетинга необходимо выполнение следующих требований:
Сущность маркетинга, его концептуальные положения обусловливают основные принципы маркетинга (рис. 1.1).
Именно эти принципы раскрывают главные, наиболее характерные сущностные признаки маркетинга. Совокупность приводимых принципов может расширяться или сужаться, но основополагающий (исходный) принцип — твердая ориентация на потребителя — в любом их сочетании обязательно присутствует. Именно этот принцип в конечном счете определяет появление других принципов маркетинга, подчиненных ему, т.е. принципов «второго порядка». Причем ориентация на потребителя ни в коей мере не означает пассивное следование маркетинга за потребителем, за его нуждами, которые нередко носят неявный характер. С достаточным основанием можно утверждать, что маркетинг «создает», а точнее, формирует потребителя.
Рис. 1.1. Совокупность основных принципов маркетинга
На рисунке 1.2 показаны основные сферы применения маркетинга. В каждой из сфер могут быть выделены ее составляющие — к примеру, маркетинг потребительских товаров включает как отдельные однородные группы товаров (одежда, обувь, телевизоры, легковые автомобили), которые являются объектом воздействия маркетинга, направленного на постоянное взаимодействие «товар—покупатель», так и «побочные», и смежные области, где создается, производится, продвигается, обеспечивается товар, формируется его имидж.
Рис. 1.2. Виды основных моделей (областей применения) маркетинга
1.2. Цели и функции маркетинга
Цели маркетинга — формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы (предприятия), а также расширение объемов продаж, рыночной доли и прибылей.
Производить то, что продается,
а не продавать то, что производится,
— основной лозунг
Дихтль Е.А., говорит об этом так: «Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».4 Это вовсе не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряют свое значение. Речь скорее идет о том, что они становятся частью более масштабного «комплекса маркетинга», т.е. набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок.
Таким образом, определим более конкретно цели маркетинга:
Информация о работе Социально - экономическая сущность маркетинга