Социально - экономическая сущность маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ социально-экономической сущности маркетинга.
Для реализации этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть научный подход к управлению маркетинговой деятельностью;
изучить цели и функции маркетинга;
определить роль и значение маркетинга в рыночной экономике;
рассмотреть концепцию социального маркетинга.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретический анализ маркетинговой деятельности предприятия…………5
1.1. Научный подход к управлению маркетинговой деятельностью…………5
1.2. Цели и функции маркетинга………………………………………………..11
2. Социальная и экономическая сущность маркетинга……………………….15
2.1. Роль и значение маркетинга в рыночной экономике……………………..15
2.2. Концепция социального маркетинга………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Социально-экономическая сущность маркетинга.doc

— 192.50 Кб (Скачать)
  • Максимизация потребления, максимизирующая производство, уровень занятости, а следовательно, и благосостояние общества.
  • Максимизация степени удовлетворения потребителей. Здесь более важным является не увеличение потребления, а достижение роста степени удовлетворенности потребителей.
  • Следуя максимизации выбора потребителей, необходимо обеспечить такое разнообразие товаров, чтобы потребители могли иметь возможность найти: товары, в точности удовлетворяющие их потребности.

Максимизация качества жизни. Согласно этой цели, маркетинг должен обеспечить не только количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество культурной и физической среды обитания людей.

Цели маркетинга можно объединить в следующие группы:

  • рыночные, т.е. ориентированные на достижение рыночных результатов (увеличение доли рынка, освоение новых рынков, ослабление рыночных позиций конкурентов и др.);
  • собственно маркетинговые (формирование благоприятного имиджа фирмы, достижение высокой удовлетворенности потребителей, увеличение прибыльности маркетинговой деятельности и др.);
  • структурно-управленческие (придание организационной структуре большей гибкости и адаптивности, нацеленность на достижение новых, более сложных стратегических целей и др.);
  • обеспечивающие (стимулирующая, ценовая, сервисная политика и др.);
  • контролирующие (контроль текущей, стратегической, финансовой деятельности).

Эти цели должны быть:

  • достижимыми;
  • измеримыми, понятными (усвояемыми);
  • поддающимися ранжированию;
  • мобилизующими;
  • направленность.

Кроме того, цели маркетинга должны:

  • согласовываться с общефирменными целями и задачами;
  • контролироваться должностными лицами, ответственными за их достижение;
  • быть «привязаны» к определенным, точно обозначенным срокам;
  • предусматривать моральные и материальные стимулы за их достижение.

Основные субъекты маркетинга, которые прямо или косвенно участвуют в формировании маркетинговых целей и задач фирмы:

  • Производитель;
  • Организация-потребители;
  • Специалисты по маркетингу;
  • Розничная торговля;
  • Оптовая торговля;
  • Конечный потребитель (индивидуум).

Являясь генеральной хозяйственной функцией многих фирм, маркетинг, в свою очередь, выполняет ряд функций, раскрывающих его созидательный потенциал.

Комплекс из пяти приведенных функций в логической последовательности и причинно обусловленной взаимосвязи позволяет получить развернутое представление о «технологии» и направлениях маркетинговой деятельности.

Аналитическая функция маркетинга — это изучение и оценка внешней среды (в первую очередь рыночной) и внутренней среды фирмы.

Продуктово-производственная (созидательная) функция — это создание новых товаров, которые бы наиболее полно соответствовали требованиям потребителя. Маркетинг воздействует на производство, пытаясь сделать его достаточно гибким, способным производить конкурентоспобные товары, соответствующие технико-экономическим параметрам с относительно низкими издержками.

Сбытовая функция распространяется на три завершающих звена в цепи «производство —потребление» — «распределение—обмен—потребление».

Формирующая функция (функция убеждения и стимулирования) тесно связана с собственно сбытовой деятельностью, но имеет свою специфику. Целевая направленность этой функции — формирование спроса, его расширение и поддержание на высоком уровне, а также создание стимулирующего спроса у потребителей и заинтересованности в повышении результатов работы у посредников.

Функция управления и контроля — это сосредоточение всего комплекса взаимосвязанных вопросов маркетинговой политики и практики в руках одного из высших должностных лиц фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальная и экономическая  сущность маркетинга

2.1. Роль и значение маркетинга в рыночной экономике

 

В настоящее время, когда условием экономического развития предприятий является активная деятельность последних на рынке, жизненно важными становятся знание конечного потребителя, умение фирм и гибко реагировать на все его требования. Иначе не может быть обеспечена продажа товара, повышена доходность предприятия. Крайне необходимо изучать возможности и эффективность различных форм и методов продажи товаров, производить работу по формированию запросов населения, повышению престижа торговой фирмы. Повышение престижа торговой фирмы обычно ассоциируется с маркетингом.

Термин «маркетинг» возник в экономической литературе США на рубеже 19-20 столетий. Содержание и терминология маркетинга постоянно обновляются, но первоначально они были связаны с появлением     товарно-денежных отношений, развитием процессов обмена, форм сбыта и взаимодействием производителей с потребителями продукции, товаров и услуг.

В начале 20 века под маркетингом понимали метод сбыта, цель которого состояла в том, чтобы найти покупателя для продукции, которую производитель намерен выпускать.

С середины 20 века маркетинг рассматривается ведущая функция управления, определяющая рыночную и производственную стратегии предприятия, направленные на изучение потребительского спроса и его удовлетворение.5

В настоящее время маркетинг является системой организации деятельности предприятия по разработке, производству и сбыту товаров, предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли.

Базовый принцип современного маркетинга можно сформулировать следующим образом: выявление потребностей рынка, разработка и реализация маркетинговых стратегий, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей на более качественном уровне, чем у конкурентов.

Стратегия предприятия в условиях непрерывно меняющейся рыночной среды должна строится таким образом, чтобы предприятие могло сохранить или увеличить свою долю рынка за счет новых товаров, выхода на международные рынки, повышения качества и ассортимента товаров и услуг, обеспечение информационного обмена с потребителями при помощи рекламы и стимулирования сбыта.

Маркетинг является инструментом, позволяющим предприятию достичь желаемого результата.

В жизни организации в зависимости от ее специфики, а также особенностей ее функционирования маркетинг может играть различную роль (рис.1.1): являться одной из равных функций производственно-сбытовой деятельности (на рис. 1.1 эти функции представлены в виде четырех обобщенных функций: производство, финансы, персонал и маркетинг); если организация испытывает трудности сбыта, то маркетинг может постоянно или в течение определенного времени являться более важной функцией; если под углом зрения маркетинга рассматриваются все другие функции организации, то маркетинг является наиболее важной, центральной функцией; если считается, что все функции производственно-хозяйственной деятельности должны выполняться скоординированно, исходя из задач наиболее полного удовлетворения запросов потребителей, а последние выполняют в организации контролирующую функцию, то используется подход, изображенный на рис. 1.D; если маркетинг по отношению к другим функциям играет интегрирующую роль, а потребитель выполняет в компании контролирующую функцию, то используется подход, изображенный на рис. 1.Е. Первые две роли, скорее, характеризуют выпуск и сбыт продукции производственно-технического назначения и единичного применения (уникальные станки, суда), т. е. продукции, ориентированной на узкий круг потребителей, производство которой не начинается до заключения контракта. Последние роли характеризуют выпуск массовой продукции широкого ассортимента, ориентированной на массового потребителя (продукты питания, одежда и т. п.).

Рис. 1.1. Роль маркетинга в деятельности организации

Концепция маркетинга - это ориентация на нужды и потребности покупателей, подкрепленная согласованными действиями по маркетингу, нацеленная на создание удовлетворенности покупателей в качестве для достижения целей фирмы.

Существует ряд альтернативных концепций, на основе которых коммерческие и некоммерческие организации осуществляют свою деятельность:

  • концепция совершенствования производства;
  • концепция совершенствования товара;
  • концепция интенсификации коммерческих усилий;
  • концепция маркетинга;
  • концепция социально-этичного маркетинга.

Эти концепции характеризуют различные периоды и основные социальные, экономические и политические перемены, произошедшие в развитых странах. В качестве доминирующей тенденции произошедших изменений выступает перенос акцента с производства и товара на сбыт, а также на проблемы, которые стоят перед потребителями и обществом в целом. Использование каждой из них обязательно и, в первую очередь, ставит вопрос о том, каким должно быть соотношение интересов производителей, потребителей и общества в целом. Ведь довольно часто эти интересы вступают в противоречие друг с другом.

Концепция совершенствования производства. Согласно этой концепции потребитель ориентируется на доступные для себя товары, имеющие невысокую цену. Предприятия, придерживающиеся такой концепции, имеют преимущественно серийное или крупносерийное производство с высокой эффективностью и низкой себестоимостью, а продажа выпускаемых ими товаров производится с помощью многочисленных торговых предприятий.

К основным предпосылкам существования этой концепции управления маркетинговой деятельности можно отнести следующие:

  • большая часть реальных и потенциальных потребителей имеют невысокие доходы;
  • спрос равен или немного превышает предложение;
  • происходит быстрое снижение высоких производственных расходов (обычно по новой продукции), что приводит к завоеванию большей доли рынка.

Усилия предприятий, следующих этой концепции, как правило, должны быть нацелены на совершенствование процесса производства, а, следовательно, на снижение уровня издержек и повышение производительности труда и эффективности производства.

Производственной концепции придерживаются производители, которые четко ориентированы на отрасль с хорошими перспективами роста, имеют невысокую диверсификацию и действуют в условиях минимального политического и социального контроля.

В основе данной концепции лежат следующие предпосылки:

  • компания концентрирует внимание на снижении себестоимости (путем повышения производительности) с тем, чтобы производить товары по доступным ценам;
  • потребители заинтересованы в покупке товаров, производимых данной конкретной фирмой. В этом случае возможна ситуация превышения спроса на товар над его предложением, вследствие чего главной задачей фирмы становится поиск путей расширения производства;
  • потребители знают о наличии изделий-аналогов и осуществляют свой выбор на основе сравнения цен на аналогичные товары.

Концепция совершенствования товара. Это такая ориентация управления, которая предполагает, что потребитель будет благоприятно относиться к товару, поскольку он достаточно высокого качества и обладает лучшими эксплуатационными свойствами. В данном случае фирма (организация) должна сконцентрировать внимание на совершенствовании товара.

Основная идея этой концепции состоит в ориентации потребителей на те или иные товары или услуги, которые по техническим характеристикам и эксплуатационным качествам превосходят аналоги и тем самым приносят потребителям больше выгоды. Производители при этом направляют свои усилия на повышение качества своего товара, несмотря на более высокие издержки, а, следовательно, и цены.

К факторам, поддерживающим существование такой концепции, могут быть отнесены следующие:

  • общество нуждается не в количественных, а качественных характеристиках уровня жизни;
  • неустойчивость экономической конъюнктуры;
  • инфляция;
  • монополистические ограничения рынка;
  • быстрый моральный износ товаров.                                 

Концепция интенсификации коммерческих усилий. Это концепция также известна как «концепция сбыта». Она характеризует направление, которого придерживаются производители товаров в своем стремлении правильно организовать сбытовую деятельность.

Сбытовая концепция, или концепция интенсификации коммерческих усилий, предполагает, что потребители будут покупать предлагаемые товары в достаточном объеме лишь в том случае, если компанией приложены определенные усилия по продвижению товаров и увеличению их продаж.                             

Основные составляющие данной концепции следующие:

  • главная задача фирмы состоит в достижении определенного объема продажи своих товаров;
  • потребители не будут покупать товары, в объёме, желаемом фирмой, без определенного воздействия;
  • потребителей можно заставить купить данные товары с помощью различных методов стимулирования продажи;
  • покупатели будут делать повторные покупки или имеется достаточное количество потенциальных потребителей.

Информация о работе Социально - экономическая сущность маркетинга