Социально-экономическая сущность и роль маркетинга в деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Цель контрольной работы – изучить социально-экономическую сущность маркетинга и охарактеризовать его роль в деятельности предприятия.
В первой главе данной контрольной работы рассмотрены вопросы социально-экономической сущности маркетинга, изучены его концепции, принципы, функции и подфункции. Также, был рассмотрен маркетинг, как рыночная концепция управления производством и реализацией товаров.
Во второй главе был проведен маркетинговый анализ экономического пространства предприятия на примере предприятия АОЗТ «Мастерица».

Оглавление

Введение
1. Социально-экономическая сущность и роль маркетинга в деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность маркетинга
1.2 Принципы маркетинга
1.3 Функции и подфункции маркетинга
1.4 Рынок, как объект маркетинга
2. Маркетинговый анализ экономического пространства предприятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по Маркетингу.docx

— 83.94 Кб (Скачать)

     Изучение  фирм-посредников позволяет на основе объективных данных выбрать наиболее эффективного коммерческого посредника, который в состоянии обеспечить предприятию поддержку в коммерческой деятельности на выбранном рынке.

     Помимо  коммерческих посредников, которые  могут выступить в качестве коммерческого  агента, заметную пользу при подготовке выхода на рынок может принести изучение других посреднических фирм и организаций, образующих в совокупности рыночную инфраструктуру. Это вся система  банков и других финансовых институтов, транспортно-экспедиторские службы, рекламные  агентства, страховые компании, фирмы, занимающиеся консультационным и информационным обслуживанием участников рыночных отношений и т.п.

     Кроме фирменной структуры, важно изучить  нормативно-правовые акты государственных  и иных властных органов, определяющих режим ввоза в страну или регион, и правила эксплуатации интересующих нас товаров. Изучение таких в  основе своей неуправляемых факторов внешней среды часто оказывает  воздействие на коммерческие и технические  мероприятия, так как если предприятие  не в состоянии приспособить к  ним свое техническое и коммерческое предложение, то оно не может без  риска начинать поставку продукции.

  • Изучение товарной структуры рынка.

     Чтобы выяснить, как удовлетворяется потребность  в продукции, подобной той, которую  предполагает поставлять предприятие  на выбранном рынке, необходимо изучить товарную структуру рынка, технический уровень и качество обращающихся на рынке товаров, систему товародвижения и сервиса конкурентов, особые требования к товарам, действующие стандарты, нормы, правила технической безопасности. В конечном счете, надо прийти к заключению о том, какие изделия и примерно в каком объеме могут быть реализованы на выбранных рынках (сегментах). Добросовестно проведенное изучение товарной структуры рынка позволяет избежать значительных финансовых потерь при продвижении продукции, особенно на новые рынки.

  • Анализ внутренней среды предприятия.

     Такой анализ предполагает изучение организационной  структуры предприятия с точки  зрения ее конкурентоспособности на целевых рынках, оценку НИОКР и  их соответствия уровню НИОКР у конкурентов; анализ интеллектуального потенциала сотрудников, их способности быстро адаптироваться к изменениям во внешней  среде; анализ творческих возможностей коллектива, наличия «генераторов новых  идей», новаторов, оценку технологического уровня производства, сравнение с  возможностями конкурентов; изучение потребности рынка в высококачественных, экологически чистых и общественно  полезных товарах и технологиях. В конечном счете - это оценка конкурентоспособности  предприятия сегодня и на перспективу.

     Цели  исследования - выбор направлений  развития предприятия на основе социально-этических  принципов, выявление резервов, выработка  политики реновации и выживания  в условиях конкуренции, создание стратегических планов развития на основе прогнозных исследований рынков и товаров, адаптация  внутренних возможностей предприятия  к изменяющимся условиям внешней  среды.

     Методы  изучения внутренней среды - это ситуационный анализ, мозговая атака, экспертные оценки, внутреннее анкетирование, конференции, аналитическая работа с помощью  привлеченных со стороны экспертов  и специализированных организаций. [4]

  • Производственная (созидательная) функция маркетинга.
    • Организация производства новых товаров (товаров рыночной новизны).

     Последовательное  и комплексное исполнение руководством предприятия через оперативные  и функциональные подразделения  аналитической функции создает  нормальные условия для принятия решений о разработке и постановке на производство таких товаров, которые  будут приняты рынком, т.е. востребованы потребителями. При этом предприятие  ориентируется не только на выбранные  национальные рынки вообще, но и  выделенные на этих рынках сегменты покупателей (потребителей).

     Четко проведенная сегментация потребителей позволяет целенаправленно организовать производство конкурентоспособных (для  выбранного сегмента рынка) товаров  в требуемых рынком количествах  с соблюдением оптимального графика  отгрузок. Особое внимание обращается на организацию производства товаров  «рыночной новизны», которые либо открывают перед потребителями  возможности удовлетворения совершенно новой потребности (это так называемые пионерные товары), либо поднимают  на качественно новую ступень  удовлетворение уже известной потребности, либо позволяют значительно более  широкому кругу покупателей удовлетворять  на определенном уровне известную потребность. Производство товаров рыночной новизны - ключевой фактор коммерческого успеха еще и потому, что позволяет  предприятию занимать на рынке в  течение определенного периода  монопольное положение и получать более высокую, по сравнению со средней  по отрасли, норму и массу прибыли.

     Товар - сердцевина всей маркетинговой деятельности, и если он не в состоянии удовлетворить  пожелания потребителей, то никакие  усилия по его реализации не приведут к положительным коммерческим результатам. Наиболее эффективным методом оценки «продаваемости» товара являются пробные  продажи на выбранных рынках. В  первую очередь это относится  к товарам индивидуального потребления. Значительно реже пробные продажи  проходят товары производственного назначения в основном из-за сложности организации рыночного тестирования и высокой его стоимости. Новые товары производственного назначения, особенно машины, оборудование, приборы и т.п. рекомендуется передавать на безвозмездной основе для испытаний у потенциальных потребителей. Результаты таких испытаний дают бесценную информацию для предприятия-изготовителя, позволяющую довести новое изделие по техническому уровню и качеству до уровня самых строгих требований рынка.

     Полученные  в результате рыночного тестирования и пробной эксплуатации данные позволяют  до начала серийного производства товара внести в него необходимые улучшения  и приспособить к конкретным требованиям  рынка. В случае полного провала  пробных продаж, что случается  довольно часто, товар во избежание  финансовых потерь в серию не сдается.

  • Организация материально-технического снабжения.

     Известно, что материально-техническое снабжение - наиболее существенный элемент обеспечения  производства. Развитые рыночные отношения  практически исключают материально-техническое  снабжение через каналы распределения  из централизованных фондов. Исключение может составить только обеспечение  сырьем, материалами и комплектующими изделиями по твердым ценам при  исполнении государственных заказов. Во всех остальных случаях предприятие  обеспечивает свои потребности посредством  закупки необходимых материально-технических  ресурсов по прямым договорам купли-продажи, а также используя возможности  оптового рынка.

     Система материально-технического снабжения, которая в западной литературе часто  определяется понятием «закупочная  логистика», оказывает существенное воздействие на накладные расходы  и тем самым на себестоимость  готовой продукции. Идеальным представляется положение, когда предприятие вообще не имеет развитого складского хозяйства  и заготовительного производства. Избыточные запасы могут резко понизить скорость оборота капитала, ухудшить финансовое положение и конкурентные позиции компании.

  • Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

     В маркетинге следует понимать качество в таком контексте, который включает в себя и то, что обычно понимается под техническим уровнем выпускаемой  продукции. В свою очередь качество и технический уровень продукции - наиболее существенные элементы, определяющие конкурентоспособность, особенно машинотехнической  продукции. Что касается организационно-коммерческих параметров конкурентоспособности, то они в той или иной мере представлены как составляющие сбытовой функции  маркетинга (сервис, ценовая политика, оптимизация системы товародвижения и т.п.).

     Обусловленность и определенность потребности, которую  должен удовлетворять товар (услуга), приводит изготовителя продукции к  необходимости комплексного изучения предполагаемых рынков сбыта, их ранжирования и сегментации потребителей. Очевидно, что отвечать требованиям качества может только такой товар, который  уже в момент разработки (создания) ориентирован на конкретных потребителей. [6]

  • Сбытовая функция (функция продаж).
    • Организация системы товародвижения.

     Эта подфункция маркетинга включает в себя все то, что происходит с товаром  в промежутке времени после его  производства и до начала потребления. Система товародвижения обеспечивает предприятию (и потребителю) создание таких условий, чтобы товар был  там, где он нужен, в то время, когда  он нужен, в тех количествах, в  которых он востребован, и того качества (имеется в виду сохранность во время транспортировки), на которое  рассчитывает потребитель.

     В подфункцию товародвижения помимо транспортно-экспедиторских услуг входит организация оптимального складского хозяйства и создание реализационной сети как оптовой, так  и розничной.

     Товародвижение  может оказывать заметное воздействие  на размеры и структуру затрат, особенно на накладные расходы. Для  таких товаров, как металлы, химикаты, удобрения, некоторые нефтепродукты  расходы, связанные с организацией товародвижения, могут составлять до 25% выручки от экспорта, в пищевой  промышленности - до 30%. Хотя по машинам  и оборудованию затраты на товародвижение заметно ниже, но и они существенно  влияют на размеры получаемой прибыли.

  • Проведение целенаправленной товарной политики.

       Товарная политика, особенно на  региональных и внешних рынках, предполагает определенные целенаправленные  действия администрации предприятия,  построенные на таких принципах,  благодаря которым обеспечиваются  эффективное с коммерческой точки  зрения формирование номенклатуры  и ассортимента товаров и запланированные  объемы продаж.

     Разработка  и проведение товарной политики должны базироваться на хорошем знании рынков (внешней среды) и возможностей предприятия (внутренней среды), т.е. на материале, который  можно получить только в результате осуществления полномасштабной  аналитической функции маркетинга.

  • Организация сервиса.

     Сервисом  называют подфункцию маркетинга предприятия, которая обеспечивает комплекс услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией  машин, оборудования и другой промышленной продукции. В результате правильно  организованного сервиса, сопровождающего  товар на всем протяжении его жизненного цикла у потребителя, обеспечивается постоянная готовность техники к  высокоэффективной работе.

     Необходимость сервиса вытекает прежде всего из стремления производителя сформировать стабильный рынок для своего товара. Ведется эта деятельность по принципу: «Вы покупаете и используете наше изделие - мы делаем все остальное». Высококачественный сервис высококачественного товара непременно вызывает расширение спроса на любой товар, способствует коммерческому успеху предприятия, повышает его престиж.

     Предприятие должно быть заинтересовано в том, чтобы  товары, особенно машинотехнические  изделия, до полной амортизации у  потребителя не вызывали у последнего отрицательных эмоций, не приносили  ему финансовых потерь, убытков. В  противном случае предприятие теряет свое лицо на конкурентном рынке, не имеет  перспектив повторных продаж изделий, которые не смогли удовлетворить  конечного пользователя.

  • Проведение целенаправленной ценовой политики.

     Цены  и ценообразование на товарных рынках являются существенными элементами маркетингового комплекса. Через цены реализуются конечные коммерческие результаты, определяется эффективность  деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия, организации  его маркетинга. В конечном счете  цены, обеспечивающие предприятию запланированную  прибыль, свидетельствуют о конкурентоспособности  его товарной структуры, всего комплекса  товаров, услуг и сервиса в  пользу покупателей.

     Целенаправленная  ценовая политика в маркетинге состоит  в том, что предприятие устанавливает  на свои изделия такие цены и так  изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение запланированных краткосрочных  и долгосрочных целей (овладение  определенной долей рынка, получение  намеченного объема прибыли) и решение  оперативных задач, связанных с  реализацией товара в определенной фазе его жизненного цикла, деятельностью  конкурентов и т.п. [6]

  • Функция управления и контроля.
    • Подфункция планирования.

     Одна  из основных целей маркетинга - установление максимально возможной планомерности  и пропорциональности в деятельности предприятия, особенно в рамках его  долгосрочных стратегических целей. При  этом главная управленческая задача руководства предприятия состоит  в том, чтобы уменьшить степень  неопределенности и риска в хозяйственной  деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития. Реализация всех функций маркетинга практически  невозможна без продуманного и всеобъемлющего планирования.

Информация о работе Социально-экономическая сущность и роль маркетинга в деятельности предприятия