Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Маркетинг"
Деятель рынка должен ясно представлять себе, чем отличаются друг от друга по своему действию существующие марки, как их рекламируют, каковы их цены и т.п. Если «Элен Кертис» попытается предложить болеутоляющее точно такое же, как одно из имеющихся на рынке, у потребителей не будет никакого резона покупать его.
Любой товар — это набор воспринимаемых потребителем свойств. Марочный аспирин — экседрин — считают, к примеру, средством быстродействующим, но «жестким» для желудка, а тайленол — средством, которое действует медленнее, но зато «мягче» для желудка. Один из способов разобраться, почему потребители покупают этот товар, а не другой, — сравнить их основные свойства, определяющие выбор. Результаты сравнения можно представить в виде схемы позиционирования товара (см. рис. 10а)3.
Рис. 10. Схемы позиционирования товара и потребительских предпочтений
Глядя на нее, можно увидеть довольно много. Во-первых, из множества возможных свойств (например, высокая цена, рискованность использования и др.) на ней отражены всего два: мягкость и эффективность действия. Они были выбраны на том основании, что, но мнению потребителей, являются самыми важными.
Во-вторых, интенсивность этих свойств обозначена в виде числовых значений по пятибалльной шкале. Например, показатель эффективности экседрина равен 4 (хорошая эффективность), а показатель мягкости его действия — 1 (низкая мягкость).
В-третьих, позиции марок соответствуют скорее восприятию их потребителями, а не их действительным свойствам. Экседрин может обладать и недостаточно мягким действием, но главное не это, а то, как воспринимают его покупатели. (При желании можно составить еще одну схему на основе объективных характеристик марок.)
В-четвертых, чем ближе на схеме расположены друг к другу две марки, тем больше они выглядят в глазах потребителей как удовлетворяющие одну и ту же нужду. Так что вполне можно считать, что с байера на буфферин или наоборот будет переключаться больше людей, чем с экседрина на тайленол или обратно.
После этого фирма должна выяснить, чего именно с точки зрения основных свойств хотят от товара потребители. Их могут попросить описать уровень эффективности, мягкости, стоимости, быстроты действия и прочих характеристик, которые они хотели бы видеть в препарате и за которые они были бы готовы платить свои деньги. Мнение каждого потребителя об идеальном сочетании свойств можно изобразить в виде точки на схеме того же типа, о котором шла речь ранее. Только в этом случае она будет называться схемой потребительских предпочтений. На рис.106 показан возможный разброс предпочтений в отношении двух исследуемых свойств болеутоляющих.
Затем деятель рынка объединяет схемы позиционирования товара и потребительских предпочтений в сводную схему, представленную на рис. 10в. Из нее становится совершенно ясно, что многие потребители хотели бы и готовы покупать то болеутоляющее, которое сочетает в себе высокую мягкость с высокой эффективностью (правый верхний угол), хотя в настоящее время ни одну из марок не воспринимают как сочетающую оба эти свойства.
«Элен Кертис» может принять решение воспользоваться этой возможностью. Для достижения успеха нужны две вещи. Во-первых, компания должна быть в состоянии выпускать товар, который покупатели посчитают мягким и эффективным. Возможно, конкуренты не выпустили мягкого и эффективного болеутоляющего средства только потому, что не найден способ его производства. Во-вторых, компания должна быть в состоянии предложить этот товар по цене, которую рынок готов за него платить. Если расходы на производство окажутся непомерно большими, товар может не пойти на рынке из-за его высокой продажной цены. А вот при соблюдении обоих вышеназванных условий компания сможет хорошо обслуживать интересы рынка и получать прибыль. Она выявила участок неудовлетворенной покупательской потребности и попытается удовлетворить ее.
Предположим, «Элен Кертис» не в состоянии воспользоваться открывшейся возможностью, а принимает решение угнаться за тайленолом. Фирма может позиционировать свою марку как товар класса «Кадиллак», заявив, что его эффективность выше, чем у тайленола, и установив на него более высокую цену. Или же она может избрать в качестве основы для позиционирования своего товара любое из множества его свойств, которые, по мнению достаточно большого числа потребителей, являются важными, желанными и в недостаточной мере присутствуют в марках конкурентов.
Позиционирование на рынке — обеспечение товару не вызывающего сомнений, четко отличного от других, желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей.
Во время управ-я прод-й постоянно возникает ряд вопросов кот необх-оучитывать и рассмат-ьдля достиж-я желаемого результата маркет деятель-и п/п-получ-я макс приб-и.
При упр-и прод-й следует учитывать то,что плаирование новой прод-и или элимирование старой определ-т основными элементами рын.деят-и к-л фирмы.Требуется учитывать,что новая прод-я может нанести смертел-й удар торговле старой.В связи с этим след-т избегать большой схожести между сущест-й и новой продук-й,эфф-но размещ-ь новинки на рынке,можно также иполь-е »отсроченного» старения,т.е внесение техн усовер-втолько тогда,когда умень-я спрос на сущест-е продукты.
2.При управ-и прод
важно отметить то,чтослишком
большое разнообраз-е прод-и мо
3.Каждая фирма долж
ориент0я на покупат-й с
Имидж фир. треб-ся сохранять,поскольку переход к обслуж-ю покуп-й с низким и дох-и делает проблем-м возвращение на предыдущ позиции.
4.Высокий уров-ь риска.Необ-
При характеристике товарной политики различают понятия товарная единица, товарный ассортимент, товарная номенклатура, а при создании нового товара - товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением [8].
Товарная единица - это обособленная целостность, характеризуемая ценой, показателями объема, массы, качества (конкретный мужской костюм, женская кофточка определенных размеров, флакон духов с оговоренной ценой и т.д.).
Товарная единица входит в отдельную ассортиментную группу (костюм в ассортиментную группу - мужская одежда; кофточка - женская одежда; флакон духов - в ассортиментную группу - духи). Несколько групп товарного ассортимента выпускаемого предприятием составляют товарную номенклатуру предприятия. Товарная номенклатура – совокупность товаров, предложенных фирмой, состоящих из товарных групп, объединённые товарные единицы по признакам потребителей или технологической общности, по характеру сырья, отраслевому происхождению и т.д.
Товарная единица – min величина, на которую можно разделить товарную массу без потери её свойств.
Артикул – отличающая характеристика товарная единица.
Товарная номенклатура характеризуется:
— глубиной - это варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы;
— насыщенностью - это общее число составляющих отдельных товаров предприятия;
— гармоничностью - это степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, каналов распределения или иных показателей;
— широтой - общая численность ассортиментных групп товаров, выпускаемых предприятием.
Приведенные характеристики товарной номенклатуры определяют товарную политику предприятия. Оно может расширить свою деятельность четырьмя способами:
— расширить товарную номенклатуру за счет включения в нее новых ассортиментных групп товаров;
— увеличить насыщенность уже существующих ассортиментных групп товаров;
— углубить товарную номенклатуру за счет большего количества вариантов из уже имеющихся товаров;
— улучшить гармоничность между товарами различных ассортиментных групп.
Таким образом, товарная политика - это сфера деятельности предприятия по принятию решений в области товарной номенклатуры и товарного ассортимента. Она определяет, какие товары и в каком количестве следует производить, а также принятие решений о целесообразности разработки нового продукта.
Ассортимент – совокупность гаммы товаров, которую предприятие предлагает для продажи. Гамма (ассортиментная группа) – совокупность товаров, связанных одним способом функционирования, адресованных одним и тем же клиентам и часто продаваемых в магазинах одного типа. Ассортимент характеризуется широтой, глубиной и когерентностью. Широта – количество гамм (ассортиментных групп). Глубина – количество позиций в каждой гамме. Когерентность – схожесть товаров, относительно их конечного использования, требований к производству, каналов распределения.
Гармоничность – степень близости внутри ассортимента.
Насыщенность ассортимента – общее фактическое число разных товаров.
Ложная широта – выпуск одинаковых товаров под различными названиями, в разных упаковках.
Основной ассортимент – товары, приносящие большую часть прибыли.
Элимир-е-т.е снятие
застарелого продукта с рынка,
Для принятия решения относит снятия прод с рын польз-ся критериями:а)экон значимость прод-та для фирм(сумма поступл-й от реал-ции,рентаб-ь)б)положение прод на рын(доля рын,рын-й потенциал,стойкость против продуктов-конкур-в)в)уровень загруженности продук-м произ-х и склад-х мощностей фирмы г)перспективы прод в будущ-м.
На основании таких Крит-й определ-т оптималь-ю канди-ру для снятия из произ-ва и выведения из рынка.Но требует-я хорошо рассч-ь какой вклад прод-та в общем резуль-те фирмы,насколько он способ-т увелич объемов продажи.
Непосредственное снятие прод-та с рын мож осущ-ь след методами:
1.»сбор урожая»-постеп снижение затрат на произ-во и сбыт,
2.резкое сниж-е затрат на Марк-г,чтоб снизить общ зат-ы и сохран-ь приб-ь на конеч-х стадиях жизнен цикла прод
3.концентрация усилий-все усил Марк-га сосредото-ь на сильнейшем и прибыльнейшем сегменте рынс олноврем-м вывед-м из фаза сбыта всех др сегментов
4.Усиление линии продук-а-
5.Исключ-е линии прод-та—
Во время управ-я
прод-й постоянно возникает
1.Быстрое старение продукцииК-л прод-т через несколько лет уже не соот-т науч тех прогр или пожеланиям потреб-й.Такое старение может быть технич-м,физичным или стилевым(изменение вкусов потреб-й)Исходя из этого следует учитывать то,что плаирование новой прод-и или элимирование старой определ-т основными элементами рын.деят-и к-л фирмы.Требуется учитывать,что новая прод-я может нанести смертел-й удар торговле старой.В связи с этим след-т избегать большой схожести между сущест-й и новой продук-й,эфф-но размещ-ь новинки на рынке,можно также иполь-е »отсроченного» старения,т.е внесение техн усовер-втолько тогда,когда умень-я спрос на сущест-е продукты.
2.Нежелательное влияние большой,насыщенной,глубокой и гармоничной номенклатуры. Слишком большое разнообраз-е прод-и может привести к «распылению»усилий фир-ы,недостаточному вниманию к отдель-м товарным позициям.Кроме того,выпуск полного комплекта разработок также не всегда обеспеч-т успех,поскольку усиливает конкур-ю,создает трудности в сбытовой деят-и.Основными инструментами разрешения этой задачи явл исполь-е подходов и методов Марк-го стратег-го планирования.