Шпаргалка по "Маркетингу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:16, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 125 вопросов по дисциплине "Маркетинг".

Файлы: 1 файл

Маркетинг.doc

— 1.41 Мб (Скачать)

 

  1. Поисковые методы идей новых товаров: коллективные и индивидуальные экспертные оценки

Начнем с краткого описания индивидуальных и коллективных экспертных оценок. В основе этого метода лежит опрос (прямой, заочный, «зависимый» и «независимый» эксперименты) потребителей, посредников, руководителей самого предприятия. Для осуществления этих методов используют рейтинг-шкалы типа «хорошо - плохо» или выстраивание

товаров в ряд в  зависимости от их качества. При  этом создаются специальные системы стимулирования ценных предложений, активизации интеллектуальной деятельности респондентов. Эти методы имеют много недостатков, однако, они широко применяются на практике.

 

  1. Поисковые методы идей новых товаров: методы аналогий

Широко применяются  для генерирования новых идей также и методы аналогий (неживой и живой природы). Известно, что строение, функционирование и развитие товара подчиняется одновременно трем группам законов: законам природы, законам общества (рынка) и специфическим законам техники. Мы должны при этом учитывать сложные прямые и обратные связи с неживой, а часто и с живой природой, человеком и обществом.

Методы аналогии имеют  много разновидностей: репродукции, приспособляемости, копирования, прецедента, матрицы, реинтеграции (нитки Ариадны), псевдоморфизации, палеобионики, гидробионики (метод автора), биомеханики, биоархитектуры, биокибернетики, инверсии и т.д.

Так, например метод репродукции  воспроизводит специфические особенности отдельных предметов природной среды в объектах, что проектируются. Воспроизводятся внешние очертания, формы, пропорции и другие особенности объекта подражания.

Метод приспособлений предусматривает  несколько несложных операций, выполнение которых позволяет приспособить природные конструкции и вещества для потребительских целей. Это, например, декоративные украшения, простые орудия труда.

Непосредственно с воспроизведением связан метод копирования, который предусматривает использование стандартных приспособлений для копирования и многоразового использования аналогичных решений, найденных ранее. На этом принципе основано использование трафаретов, шаблонов, моделей и т.д.

В современной практике генерирования идей широко используется метод прецедента. Он предусматривает использование в новом товареоригинального и эффективного функционального принципа, примененного в предыдущих моделях. Например, торговые автоматы, кассы-автоматы.

Метод конструктивного  подобия (принцип матрицы) связан с проектированием товаров, которые являются геометрической (линейным, плоским, объемным) аналогией тех, что существуют. Например, ряд автомобилей, что построены на общей конструктивной базе. Серия электробытовых приборов.

Метод реинтеграции (метод  «нитки Ариадны») способствует созданию нового сложного товара по аналогии с относительно простым. Известно, что ракетный двигатель Ф. Цандлера был разработан по аналогии с паяльной лампой.

Для разработки товаров  потребительского назначения довольно чае-то используется метод псевдоморфизации. Используя этот метод создаются товары, по форме аналогичные существующим, однако имеют другое функциональное назначение. Например, авторучка в виде гвоздя, зажигалка-пистолет, радиоприемник-кошелек. Широко применяются для генерирования идей методы, что связаны с подражанием объектам живой природы. Например, метод палеобионики берет за прототипы для новых материалов силуэты землеройных животных (землеройный экскаватор). Метод биомеханики основывается на воспроизведении в разрабатываемых товарах принципов механики движения птиц (вертолет).

Метод гидробионики основывается на воспроизведении в разрабатываемых товарах (конструкциях) принципов создания органического мира в водной среде.

Метод биоархитектуры использует для новых товаров формы и  пропорции, свойственные объектам живой природы. Проектируемые товары, которые воспроизводят функции, свойственные людям, использует метод биокибернетики.

В последнее время в исследовательской практике широко используются методы бионики - науки, что изучает закономерности и принципы функционирования живого организма с целью создания искусственных механических систем. Гидробионика, аэробионика, грунтобионика являются составными частями бионики.

 

  1. Поисковые методы идей новых товаров: прогностические и статистические

Статистические методы включают прогнозную экстраполяцию  и регрессивный анализ. Они базируются на современном математическом аппарате с использованием функций для аналитического описания поведения объекта, который изучают.

Прогнозная экстраполяция  предусматривает аппроксимацию  полиномами, экстраполяцию стандартными функциями, экстраполяцию с огибающими кривыми. Все эти методы направлены на поиск наипростейших видов функций, которые максимально приближают к реальному развитию процессов, что анализируются.

Методы регрессивного  анализа используют авторегрессивные модели, многофакторные модели, парные регрессии. Главная задача применения статистического анализа в исследованиях прогнозирования заключается в построении многофакторных сравнительных регрессий для экстраполяции по ним прогнозируемых изменений.

 

  1. Поисковые методы идей новых товаров: коллективные (мозговой штурм, метод синектики, метод контрольных вопросов)

Коллективные методы (мозговой штурм, синектики, фокальных объектов, контрольных вопросов, фокус-группы и др.) базируются на двух общих механизмах - ассоциативном мышлении и заведомо случайном характере поиска. Они просты в использовании, но не связаны с сущностью объектов применения.

Метод «мозгового штурма»  впервые был предложен американским предпринимателем и изобретателем А. Осборном в 1953 г. Заметив, что одни изобретатели более склонны к генерированию идей, а другие - к их практическому анализу, А. Осборн предложил поручать поиск идей технических задач коллективу, состоящему из групп таких «генераторов» и «экспертов». Были разработаны следующие правила «мозгового штурма».

1.   Оптимальное  количество людей - 12-25 человек Одна половина из них генерирует идеи, другая - их анализирует. В группу «генераторов» включают людей с бурной фантазией, склонных к абстрактному мышлению, но не скептиков. Нельзя включать в эту группу одновременно руководителей и подчиненных, т.к. их присутствие будет стеснять друг друга. Желательно, чтобы в состав этой группы вошли специалисты-смежники и один-два человека со стороны, не имеющие отношения к решаемой задаче. В группу «экспертов» вводят людей с аналитическим, критическим складом ума. Руководит «сессией» ведущий, наиболее опытный участник «мозгового штурма».

2.   Основная задача  «генераторов» предложить максимальное  количество идей нового товара, продукции (фантастических, шутливых и т.д.). Идеи протоколируются или фиксируются с помощью магнитофона или видеозаписи. Задача «экспертов» состоит в отборе наиболее приемлемых идей. Ведущий без критических замечаний, задает вопросы, иногда подсказывает или уточняет высказывания участников дискуссии, следит, чтобы беседа не прерывалась.

3.   Продолжительность  «сессии» зависит от сложности решаемой задачи, и не должна превышать 30-50 мин.

4.   Между участниками  «мозгового штурма» должны быть  установлены свободные и доброжелательные отношения. При генерировании идей запрещается всякая критика, скептические улыбки, жесты и мимика Надо, чтобы идеи, выдвинутые одним участником, подхватывались и развивались другими. Анализ идей группой «экспертов» проводится очень внимательно. Без тщательного анализа не должны быть отвергнуты даже самые фантастические и абсурдные идеи. При этом учитывается мнение каждого «эксперта». Идеи оцениваются в десятибалльной системе. В случае расхождений в оценке проводят дополнительный анализ.

5. Если сессия окончилась  безуспешно и задача не решена, повторять ее с предыдущими участниками не имеет смысла. Нужно заменить состав группы или изменить формулировку задачи.

Дальнейшим развитием  «мозгового штурма» стал метод поиска новых идей, предложенный В. Дж. Гордоном и названный им синектикой. В переводе с греческого это слово означает «совмещение разнородных элементов».

В отличие от «мозгового штурма» для синектики формируют постоянные группы людей (оптимальный состав 5-7 человек) различных специальностей, с обязательным предварительным обучением.

Синектор в процессе обучения должен овладеть следующими качествами: умением абстрагироваться; мысленно отделяться от предмета обсуждения; склонностью к раздумьям, фантазиям; способностью переключаться, отходить от навязчивых идей; умением слушать других, терпимо относиться к чужим идеям; привычкой находить в обычном необьиное и в необычном обычное.

В работе синекторы широко используют четыре типа аналогий: прямую (как решаются задачи, похожие на данную); личную (отождествление себя с техническим объектом); символическую (дать буквально в двух словах суть задачи); фантастическую (ввести какие-нибудь фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи).

Организация «сессии» синекторов аналогична «мозговому штурму». Отличие  состоит лишь в том, что в группе синекторов используются некоторые приемы психологической настройки. Заседание руководитель начинает с обсуждения проблемы в общем виде. В ходе обсуждения он посредством вопросов сужает область проблемы и направляет обсуждение в нужное русло. Когда появляются первые решения (экспромты), в работу включается эксперт-помощник руководителя. Он должен быть хорошо знаком с основами синектики и ориентироваться в сути проблемы. Главная его задача - выявление, отбор рациональных идей.

В ходе анализа проблемы и первых попыток ее решения синекторы  переформулируют проблему в своем  понимании. Этот этап называют формулировкой «проблемы как ее понимают» (ПКП).

На следующем этапе начинается генерирование идей решения проблемы. При этом используются все виды аналогий: прямая, личная, символическая и фантастическая. Полученные идеи рассматривают и выявляют их возможности. Приемлемая идея развивается, конкретизируется и ведется поиск путей ее реализации.

Метод контрольных  вопросов (список) - это краткая памятка изобретателю. Некоторые списки содержат не вопросы, а рекомендации, в них есть и то, и другое. Иногда используют не один, а несколько списков, которые применяют в определенной последовательности.

В практике творческой деятельности широкое распространение получили универсальные вопросники, составленные А. Осборном, Т. Эйлоар-том, Д. Пирсоном, Д. Пойа, Г. Я. Бушем.

Одним из лучших считается  список, составленный английским изобретателем Т. Эйлоартом, который представляет собой программу его работы. Приведем список этих вопросов.

1.   Перечислить     все  качества  и определения  предполагаемого изобретения. Изменить  их.

2.   Сформулировать  задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.

3.   Перечислить    недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.

4.   Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.

5.   Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (они точнее выражают идею, чем аналогии).

6.   Попробовать  различные виды материалов и  энергии: газ, жидкость, твердое тело, пену, пасту и др.; тепло, магнитную энергию, свет, силу удара и т.п.; различные длины волн, поверхностные свойства и т.п., переходные состояния - замерзание, конденсацию, переход через точку Кюри и т.п.; эффекты Джоуля-Томпсона, Фарадея и др.

7.   Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.

8.   Узнать мнения  некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.

9.   Устроить групповые  обсуждения, выслушивая все и воспринимая каждую идею без критики.

10. Попробовать  «национальные»  решения:  хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и др.

11. Спать с проблемой,  идти на работу, гулять, принимать  душ, ехать, пить, есть, играть  в теннис — все с ней.

12. Бродить среди стимулирующей  обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), пробегать глазами журналы, комиксы.

13. Набросать таблицу  цен, величин, перемещений, типов материалов и т.п. разных решений проблемы или ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.

14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.

15. Видоизменить решение  проблемы с точки зрения времени  (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т.п.

16. В воображении залезть  внутрь механизма.

17. Определить альтернативные  проблемы и системы, которые изымают определенное звено из цепи и, таким образом, создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.

Информация о работе Шпаргалка по "Маркетингу"