Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:34, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка маркетинговой модели ЖКХ, актуальной для настоящего времени и рынка с его высокой конкуренцией и быстро меняющимися условиями внешней среды.
Исходя из поставленной цели, в работе были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть особенности деятельности ЖКХ в современных условиях хозяйствования и определить основные тенденции и проблемы;
проанализировать возможность и особенности применения маркетинговых инструментов на предприятиях городского хозяйства
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Маркетинговая модель и ее роль в деятельности предприятий городского хозяйства…………………………………………………………………..6
1.1 Характеристика современного городского хозяйства и ЖКХ г.Москвы: тенденции и проблемы………………………………………………………………6
1.2 Понятие маркетинга и роль маркетинговой деятельности для фирмы….12
1.3 Особенности применения маркетинговых инструментов на предприятиях городского хозяйства……………………………………………………………17
Глава 2. Характеристика МУП ЖКХ№11 и анализ его маркетинговой деятельности……………………………………………………………………………...24
2.1 Характеристика предприятия и анализ его деятельности………………...24
2.2 Анализ системы маркетинга на предприятии. SWOT-анализ……………30
2.3 Проблема разработки маркетинговой модели на предприятии………….33
Глава 3. Разработка маркетинговой модели деятельности предприятия……36
3.1 Разработки видения, целей и миссии фирмы……………………………..36
3.2 Создание отдела маркетинга на предприятии и его информационное обеспечение……………………………………………………………………………..36
3.3 Разработка маркетинговой модели предприятия и ее экономическое обоснование……………………………………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………54
Приложения………………………………………………………………………57
Переход на предоставление жилищных субсидий с использованием социальных счетов налагает на органы муниципальной власти серьезное бремя ответственности перед гражданами, исключает возможность не целевого направления бюджетных расходов.
Существенным моментом проводимых преобразований является реализация процессов демонополизации в ЖКХ.
Процессы демонополизации получили некоторое развитие в жилищной сфере. Это, прежде всего, связано с оптимальным разделением функций управления и хозяйствования путем создания служб заказчика и управляющих компаний, развитием частного управления многоквартирными домами и формированием реальных договорных отношений между субъектами производства и потребления жилищно-коммунальных услуг.
Обобщение опыта проведения реформы позволяет выделить несколько основных направлений совершенствования реформирования ЖКХ:
Есть еще ряд обстоятельств, которые влияют на формирование спроса. Прежде всего, это дотационность жилищно-коммунального хозяйства. Низкие тарифы на жилье не формируют конкурентную среду, поскольку платежеспособная, активная часть населения не озабочена поиском подрядчиков, которые обеспечили бы высокое качество услуг по более низким, чем действующие, ценам. Таким образом, практически отсутствует инициатива снизу, которая могла бы способствовать обоснованному нормированию поставок услуг и определению базовых тарифов. Данная группа населения , имея возможность устанавливать приборы, регулирующие и контролирующие потребление услуг не озабочена этим, поскольку оплачивает проживание по датируемым потребительским тарифам, расходуя на это ничтожно малую часть своего дохода.
Из всего этого следует, что существуют две крупные проблемы, препятствующие регулированию деятельности локальных монополий и развитию конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, видно, что проблем в комплексе ЖКХ много, но все они решаемы. Одним из важных инструментов повышения эффективности управления любого предприятия (в том числе и ЖКХ), является маркетинг, поэтому логичным продолжением работы будет рассмотрение вопросов и роли маркетинга.
1.2 Понятие
маркетинга и роль
Английское слово marketing не имеет аналогов в русском языке. Его можно приблизительно перевести как «процесс, связанный с рынком», Однако общеизвестно, что существует великое множество рыночных процессов - изучение конкурентов и покупателей, разработка и реализация товаров и услуг, установление цены, выбор посредников, рекламирование продукции и т. д. Следовательно, маркетинг должен включать в себя комплекс самых разнообразных видов деятельности, сопровождающих взаимодействие двух важнейших рыночных категорий - спроса и предложения. Сложность понятия «маркетинг» привела к необходимости рассмотрения его философских, экономических, управленческих и юридических аспектов.
Экономическая трактовка
маркетинга связана с рассмотрением
Наиболее емким и одновременно коротким, доступным и понятным является определение Рэндалла Нэпмена: «Маркетинг — прибыльное решение проблем клиентов».7
Имеются и другие толкования термина «маркетинг». Однако им всем присущи общие конституирующие черты сущности маркетинга:
1) маркетинг
не является механическим
2) маркетинг представляет
одну из форм разрешения
3) маркетинг есть историческое
явление, возникшее на
4) маркетинг представляет систему философских взглядов на ведение бизнеса в связи с превращением классического рынка свободной конкуренции в рынок олигополии, вынужденный функционировать параллельно с мелким и средним бизнесом.
Роль маркетинга как инструмента эффективности его деятельности определяется по следующим двум направлениям: первое состоит в том, что маркетинговые службы исследуют различные стороны рынка, с которыми соприкасается предприятие в процессе функционирования; второе направления состоит в разработке и осуществления тактики поведения фирмы на рынке.
Роль маркетинга в экономических операциях фирмы отражена на рисунке 2, на котором приведены основные финансовые связи между четырьмя главными функциями управления (исследованиями и разработками, производством, маркетингом и финансами).
Рисунок 2. Роль маркетинга в операциях фирмы8
Для повышения эффективности
Маркетинговая деятельность на предприятии представляет собой процесс анализа рыночных возможностей, отбора целевых рынков, разработки маркетингового комплекса и управления маркетинговыми мероприятиями.
Рассмотрим поэтапно организацию маркетинговой деятельности.
1 этап. Определение целевых потребителей. В настоящее время организации могут привлекать и удерживать потребителей на основании более высокой потребительской ценности, чем предлагаемая конкурентами, поэтому для того чтобы эта потребительская ценность была ценна для потребителя, организации необходимо понять нужды потребителя. В результате этого первым, базовым этапом является исследование потребителей и определение целевых потребителей, который делится на подпункты- сегментирование рынка и позиционирование товара.
2 этап. Разработка маркетингового комплекса
Маркетинговый комплекс представляет собой совокупность маркетинговых инструментов, которые используются организацией для получения желаемой реакции целевого рынка, при этом он включает все, что организация может сделать, чтобы повлиять на спрос на свой товар.
Структура маркетингового комплекса отражена на рисунке 3.
Набор маркетинговых инструментов в маркетинговом комплексе - товар, цена, методы распространения и продвижения товара, при этом эффективная маркетинговая программа объединяет все элементы маркетингового комплекса в согласованную программу, разработанную для достижения маркетинговых целей организации при предоставлении покупателям потребительской ценности.
Рисунок 3. Структура маркетингового комплекса9
На основе маркетингового комплекса строится маркетинговая политика- товарная, ценовая, коммуникационная и сбытовая.
Выбор направления товарной политики полностью основывается на целях маркетинга, которые, в свою очередь, базируются на миссии и цели деятельности предприятия.
Основной задачей в деятельности производителя в рамках товарной политики является управление разработкой и предложением потребителям товаров, которые удовлетворяют их потребности.
Основная задача ценовой политики - управление конкурентоспособностью товара. На уровне предприятия роль цены двояка:
Основная цель коммуникаций фирмы - добиться продвижения фирмы и понимания ее деятельности, убедить использовать ее продукцию посредством коммуникационных программ.
Коммуникационная программа - это конкретный план использования всех инструментов маркетинговых коммуникаций в соответствии с поставленными целями продвижения и определенным бюджетом.
Основной задачей деятельности предприятия в рамках сбытовой политики является управление конкурентоспособностью товара.
Для осознания основной задачи позволяет выделить два важнейших направления действий:
1) управление собственно
каналами сбыта (включающее
2) управление товародвижением (включающее планирование, организацию и контроль процессов хранения товара, грузовой обработки и транспортировки).
Итак, рассмотрев особенности маркетинговой деятельности на предприятиях, проанализируем специфику применения маркетинговых инструментов на предприятиях городского хозяйства, тем более что целью нашей работы является построение маркетинговой модели ЖКХ как части городского хозяйства.
1.3 Особенности применения маркетинговых инструментов на предприятиях городского хозяйства
Конечно, на предприятиях городского хозяйства, как и для предприятий различных сфер деятельности, существуют свои особенности построения маркетинговой деятельности и применения маркетинговых инструментов.
В целом, предприятия городского хозяйства относятся к некоммерческим структурам, поэтому к ним применим так называемый некоммерческий маркетинг.
Некоммерческая деятельность предприятий городского хозяйства направлена на достижение социального эффекта, т.е. признания обществом его полезности и ставит в основном задачи по пропаганде общественной значимости и полезности их деятельности, организации позитивного общественного мнения, что способствует расширению, дифференциации, улучшению такой деятельности.
Некоммерческий маркетинг требует точных и четких знаний целевой аудитории с ее предпочтениями, психологическим состоянием, вкусами, нуждами, потребностями10. Специалисты по маркетингу, создавая, поддерживая, изменяя общественное мнение о конкретной некоммерческой деятельности, используют все приемы и методы маркетинга. При помощи системы коммуникаций формируется соответствующий образ субъекта некоммерческой деятельности, разрабатываются и применяются в практике программы, совпадающие с интересами широких слоев общества, субъекты рынка могут осуществлять определенную предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы (реализация соответствующей литературы, атрибутики, предметов интеллектуальной собственности, ксерокопирование, безвозмездные концерты, спектакли, спортивные мероприятия и др.).
Маркетинг в городском хозяйстве - это деятельность некоммерческих субъектов рынка в конкурентной среде, основанная на принципах, методах, приемах классического маркетинга11.
Цель некоммерческого маркетинга в городском хозяйстве - максимизация социального эффекта при рациональном использовании необходимых ограниченных финансовых, материальных, людских (профессиональных), временных ресурсов общества.
Концепция некоммерческого маркетинга - предпринимательский подход к деятельности некоммерческого субъекта рынка, предполагающий, что залогом достижения социального эффекта является определение нужд потребителей и обеспечение их удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов, способами12.
На деятельность предприятий городского хозяйства существенное влияние оказывает маркетинговая среда, складывающаяся из совокупности факторов на макро- и микроуровнях.