Разработка маркетинговой модели деятельности предприятия городского хозяйства (на примере МУП ЖКХ№ 11)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:34, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка маркетинговой модели ЖКХ, актуальной для настоящего времени и рынка с его высокой конкуренцией и быстро меняющимися условиями внешней среды.
Исходя из поставленной цели, в работе были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть особенности деятельности ЖКХ в современных условиях хозяйствования и определить основные тенденции и проблемы;
проанализировать возможность и особенности применения маркетинговых инструментов на предприятиях городского хозяйства

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Маркетинговая модель и ее роль в деятельности предприятий городского хозяйства…………………………………………………………………..6
1.1 Характеристика современного городского хозяйства и ЖКХ г.Москвы: тенденции и проблемы………………………………………………………………6
1.2 Понятие маркетинга и роль маркетинговой деятельности для фирмы….12
1.3 Особенности применения маркетинговых инструментов на предприятиях городского хозяйства……………………………………………………………17

Глава 2. Характеристика МУП ЖКХ№11 и анализ его маркетинговой деятельности……………………………………………………………………………...24
2.1 Характеристика предприятия и анализ его деятельности………………...24
2.2 Анализ системы маркетинга на предприятии. SWOT-анализ……………30
2.3 Проблема разработки маркетинговой модели на предприятии………….33

Глава 3. Разработка маркетинговой модели деятельности предприятия……36
3.1 Разработки видения, целей и миссии фирмы……………………………..36
3.2 Создание отдела маркетинга на предприятии и его информационное обеспечение……………………………………………………………………………..36
3.3 Разработка маркетинговой модели предприятия и ее экономическое обоснование……………………………………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………………………54
Приложения………………………………………………………………………57

Файлы: 1 файл

Разработка маркетинговой модели деятельности предприятия ЖКХ.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

Макросреда включает в себя политические, экономические, социальные,             культурные, научно-технические факторы. Некоммерческая сфера отличается устойчивыми обратными связями со своей макросредой.

Микросреда, имеющая важное значение, в свою очередь, может быть             подразделена следующим образом:

1) внешняя среда - реальные  и потенциальные посетители, партнеры,             конкуренты, спонсоры, общественность в лице средств массовой информации, а также иные лица, формирующие общественное мнение как о работе некоммерческого субъекта рынка, так и о некоммерческой сфере в целом;

2) внутренняя среда  -лица, осуществляющие маркетинг  во внутренней             структуре некоммерческого субъекта рынка (например, в организациях             сферы культуры и искусства целесообразно иметь службу, которая планирует, разрабатывает и осуществляет маркетинговые программы отдельно для посетителей, друзей данной организации, спонсоров и  т.д.).13

Маркетинг не ограничивается только определением целевой группы, его             стратегии и анализом среды - не менее важным является сам комплекс маркетинга.

На предприятиях городского хозяйства в качестве продукта чаще всего            выступают различные услуги, предоставляемые  в соответствии с ее миссией.           Особенностью комплекса маркетинга некоммерческой организации является обязательное присутствие и участие потребителей, иначе вся деятельность организации оказывается по существу бессмысленной.

Ценовая политика некоммерческой организации определяется социальными целями ее деятельности, проявлением интересов общества к ее продукту. Кроме того, уровень цен зависит от доступности конкретной услуги для потенциальных потребителей. В связи с этим в стратегии маркетинга некоммерческой сферы ограничены возможности использования рыночной ценовой политики14.

На предприятиях городского хозяйства большой спрос на ту или иную продукцию или услугу не означает получение больших доходов, что характерно для коммерческих организаций. Это объясняется тем, что в большинстве своем некоммерческие организации не в состоянии покрывать расходы, которые требуются на одного потребителя, за счет доходов, полученных от него. Поэтому эти организации в силу выполнения функций, удовлетворяющих общественные потребности, не могут полностью находиться на самофинансировании, а ориентируются на внешние источники финансовой поддержки.

В некоммерческих организациях из элементов  комплекса продвижения             продукта обычно находят применение реклама, прямой маркетинг и паблик рилейшенз15.

В России в значительной степени тормозом в обеспечении действенности             аргументов городского маркетинга выступает традиционная  антимаркетинговая ориентация в организации, в том числе и предприятиях коммунального хозяйства. Как отмечают специалисты, потребитель коммунальных благ пользуется ими почти даром, когда дотации превышают прямые выплаты, не дифференцированно (качество услуги слабо зависит от ее оплаты), в фиксированном объеме (объем   трудно или невозможно изменить, нет  эффективных способов индивидуализации уровня потребления), бесконтрольно (услуга может долго поставляться без оплаты при отсутствии неизбежности лишения ее).

Антимаркетинговые подходы пока еще  сильны и в отношении             производителя к потребителю. Производитель  почти независим от потребителя, поскольку получает плату за производство коммунальных   услуг:

  • не от потребителя, а от городской администрации,
  • без эффективного контроля объема и качества блага, доставленного потребителю;
  • без экономической заинтересованности в снижении производительных затрат16.

Для преодоления такого положения  дел в правительстве Москвы, в             частности, находят поддержку рекомендации в адрес органов управления             сосредоточить усилия на предоставлении конечному потребителю  возможности индивидуального выбора уровня потребления и организации таких форм оплаты услуг, чтобы она строю соответствовала количеству и качеству услуг при неизбежности лишения услуги, если она не оплачивается.

Разработана поэтапная система  соответствующих мер с учетом сложности ее одновременного повсеместного внедрения - по отраслям, в порядке             убывания эффективности их работы. В частности, сначала инвестиции             могут пойти в водоснабжение и водосброс, затем в теплоснабжение и            уборку мусора

Первый критерий очередности преобразований - это степень перехода от             принудительно унифицированного потребления  услуги к возможности для             потребителя индивидуально выбирать качество и количество потребления            предоставляемой услуги. 

Второй критерий, важный с точки зрения городского управления, -             возможность получения услуги населением без соответствующей оплаты.

Этот критерий характеризует  как степень контролируемости потребления             со стороны городских служб, возможность успеха попытки несацкионированного доступа пользователя к услуге, так и степень освобождения индивидуального потребителя от оплаты при предоставлении услуга. Этот критерий также может быть упорядочен, но шкала измерений оказывается весьма грубой. Крайние случаи здесь -полная недоступность услуги без адекватной оплаты и полная доступность ее без оплаты .

В любом случае видно, что инструменты маркетинга (в  частности,             позиционирование товаров и услуг) могут существенно облегчить проблемы реформирования городского хозяйства. Но более четкое позиционирование коммунальных услуг по параметрам качества и цены может быть объективным только при условии налаживания действенной обратной связи с самим населением, потребителями этих услуг.

Социальный  эффект, как главный показатель оценки результатов деятельности предприятий городского хозяйства (некоммерческих предприятий), для них не менее важен, чем прибыль - для коммерческих предприятий. Поэтому объективности оценки социального эффекта должно придаваться соответствующее значение. Обычно такую оценку дают сами учредители и руководители некоммерческих.

Подводя итоги, роль маркетинга на предприятиях городского хозяйства как для некоммерческих предприятий можно представить  графически следующим образом (рис.4)

Рисунок 4. Роль маркетинга для предприятий городского хозяйства17

Применение  концепции некоммерческого маркетинга для предприятий городского хозяйства, дает возможность некоммерческим субъектам:

  • формировать оптимальную внутреннюю среду, адекватную декларируемой миссии;
  • создавать некоммерческие продукты, отвечающие предъявляемому спросу;
  • обеспечивать эффективный некоммерческий обмен и полноценное удовлетворение особо важных социальных потребностей общества:

изучать и формировать потребности и спрос потребителей;

  • воздействовать на потребителей, конкурентов и контактные аудитории средствами маркетинговых коммуникаций;
  • создавать и максимизировать в данных конкретных условиях социальный эффект;
  • побеждать в конкуренции (или выдерживать ее) за инвестиции и обеспечивать необходимое финансирование своей деятельности;
  • обеспечивать эффективное расходование ограниченных ресурсов общества18.

Отдельную проблему составляет сочетание некоммерческой и коммерческой составляющих деятельности  предприятий городского хозяйства, что влечет за собой изменение маркетинговых принципов, целей, инструментов и т.п.  Решение этой проблемы для каждого конкретного субъекта определяется особенностями направлений его деятельности, производимых продуктов, внутренней среды, размерами потенциала и другими факторами. Но в любом случае, это сочетание должно быть подчинено декларируемой корпоративной миссии и не быть в противоречии с реальными целями некоммерческой деятельности.

 

 

Глава 2. Характеристика МУП ЖКХ№11 и анализ его маркетинговой деятельности

2.1 Характеристика  предприятия и анализ его деятельности

Объектом анализа в  данной работе выступает Муниципальное  унитарное предприятие Жилищно-коммунального хозяйство №11 г. Москвы, учредителем которого выступает Комитет по управлению имуществом г. Москвы.  Предприятие имеет сокращенное фирменное название МУП ЖКХ №11 и находится по адресу: г. Москва, ул. Судакова, 11. Предприятие МУП ЖКХ действует на основании хозрасчета и дотаций из бюджета. Предмет деятельности предприятия - оказание жилищно-коммунальных услуг населению и организациям г. Москвы19.

Целями деятельности предприятия являются надлежащая эксплуатация жилищного фонда и объектов коммунального  хозяйства, включающая ремонт и реконструкцию жилищ, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание, производство строительных материалов, предоставление жилищно-коммунальных и транспортно-экспедиторских услуг надлежащего качества20.

Для реализации целей  деятельности предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

  • эксплуатация, капитальный и текущий ремонты жилого фонда;
  • механизированная уборка территорий города, озеленение, благоустройство;
  • санитарная очистка;
  • ремонтные работы;
  • размещение и утилизация твердых бытовых отходов;
  • выработка тепловой энергии;
  • обслуживание светофоров и дорожных знаков;
  • бытовые услуги для населения.

При планировании своей  деятельности и определении перспектив развития предприятие в первую очередь исходит из необходимости выполнения в полном объеме Муниципального заказа в соответствии с целями деятельности предприятия.

Цена и тарифы на жилищно-коммунальные услуги и продукцию разрабатываются МУП ЖКХ и утверждаются в соответствии с законодательством РФ.

Прибыль предприятие  использует для достижения целей деятельности, обеспечение производственного и  социального развития предприятия, повышение заработной платы его работников, уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей. Часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех обязательных платежей, перечисляется предприятием в местный бюджет.

Управление предприятия  осуществляется в соответствии с  действующим законодательством РФ и уставом предприятия. Высшим должностным лицом предприятия является директор, который назначается на должность и освобождается от должности собственником имущества предприятия.

В 2006 году в составе  структурных подразделений на балансе  МУП  ЖКХ находились следующие  объекты: участок «Благоустройство», жилой фонд, баня, полигон для размещения отходов, котельная ЦРБ, угольная котельная по ул. Судакова, гараж, с 1.04.2006 передана от механического завода котельная «Романовская» и магистральные тепловые сети.

Общая жилая площадь  МУП ЖКХ на 1.12.07 составляет 241,8 тыс.кв. м, в т.ч. жилого фонда – 234,6 кв.м., нежилого фонда – 7,2 тыс.кв.м; общая площадь ветхого и аварийного жилья составляет 2,3 тыс.кв.м или  0,95%.

Количество обслуживаемых  домов и квартир составляет 162 и 5136 соответственно. Общая численность населения обслуживаемого населения – 27500 чел.

Структура домов обслуживаемой  территории в зависимости от вида застройки рассмотрены в приложении 1.

 

Структура жилищного  фонда неоднородна (наряду с современным  кирпичными и благоустроенными панельными, блочными домами, продолжаются эксплуатироваться дома, построенные в довоенное и послевоенное время, а также и до революционное время (21,64%), имеются деревянные дома (39,5% из общего количества), жилье арочного типа. Основная часть постройки приходится на 7-80 годы.

Основным показателем, характеризующим производственную деятельность организации, осуществляющей регулируемую деятельность, является общий объем доходов от реализации по каждому виду услуг основной деятельности организации.

Анализ динамики и  выполнения плана оказания услуг  начинается с изучения динамики реализации услуг.

Согласно финансовому  плана МУП ЖКХ на 2006 год, объем  реализации услуг запланирован в  размере 57016,4 тыс. руб. в том числе:

  • по бюджетным отраслям – 39008,0 тыс. руб.
  • по хозрасчетным отраслям –18008,4 тыс. руб.

Фактически оказано услуг на сумму 49904,6 тыс. руб., в т.ч.:

  • по бюджетным отраслям – 31951,3 тыс. руб.
  • по хозрасчетным отраслям –17953,3 тыс. руб.

Процент выполнения плана  – 87,5%.

Фактический объем реализации услуг  по бюджетным отраслям составил 81,9%, что соответствует смете доходов (плановые сборы с населения плюс финансирование из бюджета), из них:

  1. участок «Благоустройство»: объем реализации – 2907, тыс. руб. (95% от плана);
  2. дорожно-мостовое хозяйство: объем реализации – 210,52 тыс. руб. (48,5% от плана);
  3. эксплуатация жилищного фонда – выполнено услуг на сумму 7976,5 тыс. руб.(67,5% от запланированного);
  4. оказано услуг населению по теплоснабжению на сумму 10360,6 тыс. руб. (90,7% от плана);
  5. по канализации – 2399,3 тыс. руб. (100,8% от плана);
  6. по холодному водоснабжению оказано услуг населению на сумму 1857,5 тыс. руб. (96,9% от плана);
  7. по горячему водоснабжению – 2965,0 тыс. руб. (88,8% от плана);
  8. по капитальному ремонту – на сумму 1127,0 тыс. руб.(44,3% от плана).
  9. Содержание Домов Ветеранов – оказано услуг на сумму 252,0 тыс. руб. (в финансовом плане на 2002  год субсидии из бюджета не предусмотрены);
  10. Установка приборов учета – не установлены.

Информация о работе Разработка маркетинговой модели деятельности предприятия городского хозяйства (на примере МУП ЖКХ№ 11)