Разработка и обоснование маркетинговой программы деятельности сельскохозяйственных предприятий Великолукского района Псковской област

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:56, курсовая работа

Краткое описание

Итак, целью данной работы является разработка программы маркетинга для сельскохозяйственных предприятий Великолукского района.
Также были выделены следующие задачи:
- обосновать необходимость маркетинговых программ на предприятиях
- проанализировать деятельность Великолукского района
- выяснить экономическую эффективность применения разработанной программы.

Файлы: 1 файл

marketing_Avtosokhranennyy.docx

— 84.66 Кб (Скачать)
 

     Составной частью маркетинга является реклама, которая  оказывает влияние на формирование спроса и вкусов потребителей. Реклама—это система мероприятий, направленных на доведение сжатой и художественно оформленной информации о товаре, услугах или предприятии до потенциального покупателя. Реклама имеет несколько целей: создать образ предприятия (долгосрочное влияние), увеличить текущий сбыт (краткосрочное влияние), помочь покупателям решить, что покупать, и объяснить им, почему они должны покупать это.

     В конечном счете, маркетинг позволяет  нам определить предполагаемые объемы реализации и цену. Ценовая политика оказывает существенное влияние  на продвижение продукции на рынке, формируется она под влиянием ряда факторов: издержек производства, степени полезности товара для потребителей, силы и слабости конкурентов, цели ценообразования  и т. д.

     Большое влияние на уровень цены оказывают  динамика, структура и величина издержек предприятия, поскольку для получения  прибыли мы должны иметь цену, превышающую  издержки. В зависимости от того, какие виды издержек преобладают  в структуре затрат — постоянные или переменные — по-разному будет  строиться ценовая политика. Если у нас преобладают постоянные издержки, то маленький сбыт и небольшие  цены могут привести нас к краху. Но если мы рассчитываем на то, что рост сбыта и производства приведет в  дальнейшем к снижению издержек, то первоначальные цены могут быть и  ниже издержек.

     Итак, как мы видим, на устойчивость дохода предприятия влияют самые разные факторы, которые связаны с функционированием  как микроэкономики, так и с  функционированием макроэкономики. Все эти факторы тесно взаимосвязаны  и взаимодействуют между собой. Но главная составляющая повышения  доходности предприятия — это  ориентация на рынок, на спрос, на удовлетворение интересов покупателей. Только повышая  конкурентоспособность своей продукции, предприятие сможет решить эти задачи.

     Сельское  хозяйство, как и все отрасли  народного хозяйства России, входит в рынок, принимая все атрибуты рыночной экономики, в том числе и маркетинг.

     Ядром, основой комплекса агробизнеса  в РФ является сельское хозяйство, которое  производит продукты питания для  населения и сырье для многих отраслей промышленности. Все остальные сферы обслуживают сельское хозяйство, хотя каждая из них имеет самостоятельное значение.

     Главными  факторами, воздействующими на развитие продовольственной системы являются:

- желание  и нужды потребителей;

- рыночные  стратегии сельскохозяйственных  производителей и фирм агробизнеса;

- сложившиеся  структуры рынков отдельных продовольственных  продуктов;

- наука  о питании.

Полезность  маркетинга в АПК для покупателей  определяется тем, что он увеличивает  ценность потребляемой ими пищи по четырем направлениям:

1 .Улучшает  полезность форм продовольствия.

2. Увеличивает полезность во времени потребления продовольствия.

3. Обеспечивает  полезность места потребления  продовольствия.

4. Создает  полезность обладания продовольствием.

     Ключевым  элементом маркетинга в АПК выступает  рынок. Наиболее важными последствиями  существования рынков являются: увеличение выпуска продукции, рост эффективности  производства и распределения и, как следствие, повышение дохода участников рынка; улучшение стандартов жизни потребителей.

    1. Экономическая эффективность мероприятий

      Маркетинг, как концепция управления разработкой, производством и реализацией  востребованных обществом товаров  и услуг несёт в себе системный  подход к решению проблем получения  максимального эффекта для производителя  и потребителя от продажи результатов  труда с минимальными коммерческими  рисками и является в этом качестве определенным источником поступления  платежных средств в фонд предприятия. Однако для того, чтобы реально  использовать маркетинг как надежный инструмент для достижения успеха в  деятельности предприятия, необходимо овладеть его современной методологией. Маркетинг на предприятии необходим, т.к. руководителям приходится принимать хозяйственные решения в условиях неопределённости последствий таких решений, как выгодные каналы сбыта продукции и другие. Необходимо в работе в условиях рынка учитывать факторы внешней среды: поведение потребителей, позиции конкурентов, правильный выбор партнеров, надежные источники получения информации и т.д.

     Когда-то для предприятий не существовало необходимости быть связанными с продовольственным маркетингом, т.к. высоко конкурентные условия гарантировали всем честные, или, по крайней мере, равные цены. Сегодня прямые цены с переработчиками или оптовиками, вертикальная интеграция, и конкретные отношения фактически выводят значительную часть продовольственных продуктов из-под действия рыночных сил и не обеспечивают больше гарантии в высоком уровне эффективности на продовольственных рынках. Поэтому, сельскохозяйственные производители должны быть более квалифицированными в своих маркетинговых решениях.

     Предприятия Великолукского района еще не имеют  маркетинговой службы, поэтому главной  рекомендацией будет ее создание. Это позволит установить оптимальный  объем производства продукции, при  котором будет реализовываться  практически все, что производится; расширить рынки сбыта; отказаться от производства неприбыльной продукции; сократить издержки производства и в конечном счете получить дополнительную прибыль – что является главной целью деятельности любого предприятия.

     Необходимо  наладить производство так, чтобы выпускаемый  товар находил устойчивый спрос  и был всё время в цене. Для  достижения этой цели необходимо создать  организационно – управленческую структуру  предприятий полностью ориентированную на маркетинги гибко реагирующую на состояние рынка. В данной структуре центральным звеном станет отдел сбыта и маркетинга, который возложит на себя всю работу по исследованию возможностей сбыта: его организацию и стимулирование с одной стороны, а также функции по корректировке и составлению производственных программ, планов в соответствии со спросом – с другой.

     Маркетинговая служба оказывает влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия.

     Отдел по исследованию рынков должен будет  изучать спрос на продукцию, закономерность поведения покупателей на рынке, конкурентоспособность товаров. В  ходе изучения коньюктуры рынка будет  проведена его сегментация и  дан прогноз продаж, определена емкость  рынков, их динамика и уровень монополизации.

     По  этой программе на основе анализа  проведенных исследований определяется план работы производственных подразделений  и других служб отдела маркетинга, т.е. исследовательский отдел предоставляет  всем необходимую, основную информацию.

     Отдел по управлению ассортимента и качеству продукции, используя такую информацию, должен давать прогноз движению товаров  по региональным каналам сбыта, постоянно  должен работать над расширением  ассортимента и планировать его  на будущее. При этом будет проводиться  аттестация и совершенствование  старых товаров по категориям качества, предусматриваться мероприятия  по поддержанию торговой марки, а  параллельно с этим нужно изучать  поведение покупателей на появление (выпуск) новых товаров. Кроме того, анализ товарного поведения проводимый здесь, позволит получить сведения о том, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры товара (упаковку, цену, сервис, удобность доставки и т.д.) он более всего ценит.

     Отдел сбыта должен заниматься исследованием  товародвижения и продаж, а именно, определять каналы реализации – наиболее эффективные пути, способы и средства быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации. Отдел должен проводить анализ функций  и особенностей деятельности различных  типов предприятий оптовой и  розничной торговли, выявлять и составлять планы товародвижения, товарооборота, осуществлять договорные отношения. Всё это позволяет определить возможности увеличения товарооборота и, следовательно, объёмов прибыли.

     Таким образом, очевидна необходимость создания на предприятиях Великолукского района службы маркетинга и разработки программ маркетинга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы  и предложения

     Маркетинговая программа – это стратегические рекомендации для составления директивного плана деятельности фирмы и основа принимаемых решений для ее высшего  звена управления с учетом запросов потребителей и требований рынка.

     Основное  содержание маркетинговых программ - это прогноз развития целевого рынка, основная цель и подцели будущего развития фирмы, стратегическая линия ее поведения на данном рынке, меры товарной, ценовой, сбытовой политики и политики продвижения.

     В данной курсовой работе была рассмотрена  деятельность предприятий Великолукского района.

     Оценивая  финансовые результаты можно сказать, что по трем рассмотренным годам  на предприятиях наблюдаются убыток, особенно он велик в отрасли растениеводства. Такие результаты свидетельствуют  о неэффективной деятельности района.

       На данный момент ни на одном  из предприятий нет достаточно  развитой службы маркетинга, поэтому,  в первую очередь необходимо  ее создание на каждом из  предприятий.

     При наличии на предприятиях службы маркетинга, программа маркетинга должна обеспечить  расширение рынков сбыта продукции; систематический и всесторонний учёт состояния и динамики потребностей, спроса, потребления; уточнение номенклатуры производимой продукции (отказ от плохореализуемой, увеличение объемов производства высоковостребованной продукции); оптимальный объем производства продукции, при котором будет реализовываться практически все, что производится; установить оптимальный размер цен; снизить себестоимость; отказаться от производства неприбыльной продукции; сократить издержки.

     Все эти меры позволят упрочить положение  предприятий на рынке, наладить сбыт продукции и в итоге значительно сократить убытки и даже получать прибыль.

 

Список  используемой литературы 

  1. Борисова  Н. А., Ильин Н. Б. Влияние маркетинга на эффективность деятельности потребительских обществ // АПК: экономика, управление. - 2006. - N8.-С.44-46.
  2. Борисова Н. Внебюджетная поддержка аграрного сектора// Экономика сельского хозяйства России. - 2006. - N1.-С.37-38.   
  3. Волкова О.А. Место маркетингового анализа в системе маркетинговых исследований и комплексного экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов / О. А. Волкова // Управленческий учет. - 2010. - №6.-С.44-50.
  4. Григорьев М.Н. Маркетинг: учеб. для студ. вузов по спец. "Экономика и упр. на предприятии" / Григорьев Михаил Николаевич. - М. : Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 448с
  5. Горяев И. В.  Маркетинговое управление инженерно - технической системой АПК / И. Горяев // АПК: экономика, управление. - 2007. - № 9.- С.33- 36.
  6. Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - №1.-С.3-18.
  7. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга: Учеб.пособие для вузов по товароведным,технолог.и экон.спец. / Дорошев Вячеслав Иванович. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 284с..
  8. Дурович А.П.Основы маркетинга: учеб. пособие / Дурович Александр Петрович. - М. : Новое знание, 2008. - 512с
  9. Китова О.В.Управление эффективностью маркетинга: методология и проектное моделирование / Китова Ольга Викторовна ; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 328с
  10. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Филип Котлер, К. Л. Келлер ; пер. с англ. под науч. ред. С.Г. Жильцова. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 480с.
  11. Кузьмина О.Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга: учеб. пособие / О. Г. Кузьмина. - М. : Дашков и К; Наука-Спектр, 2008. - 188с.
  12. Магомедов А.-Н.Теория и практика маркетинговой деятельности / Магомедов А.-Н. // АПК: экономика, управление. - 2010. - N11.- С.87-92.
  13. Магомедов А.Н. Формирование маркетинговых систем на продовольственном рынке России / А. Н. Магомедов, Н. Пролыгина // АПК: экономика, управление. - 2006. - №5.-С.24-31.
  14. Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: учеб. для бизнес-школ и системы повышения квалификации по спец. "Маркетинг" / Павлова Нина Николаевна. - М. : НОРМА, 2007. - 269с
  15. Прилепко В.В. Организация маркетингового управления в аграрном производстве / В. В. Прилепко // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. - 2007. - N8.-С.37-38.
  16. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг: Учеб.пособие для вузов по спец."Экономика и упр.на предприятии (по отраслям)" / Протасов Виталий Федорович. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 534с.
  17. Пьянкова К. Разработка и реализация предприятиями АПК маркетинговых стратегий / К. Пьянкова // Международный с.-х. журнал. - 2007. - N3.-С.32-34.
  18. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. для вузов по экон. направлениям и спец. / Савицкая Глафира Викентьевна. - 10-е изд., испр. - М. : Новое знание, 2008. - 640с.
  19. Семкин А.Г. Маркетинговые стратегии и механизм взаимоотношений России и Беларуси в реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия / А. Г. Семкин, Г. Е. Быков, А. И. Гулейчик // Вестник кадровой политики,аграрного образования и инноваций. - 2009. - №10.- С.18-21.
  20. Семкин А.Г.Маркетинговые стратегии сельскохозяйственных предприятий (вопросы теории и практики) / А. Г. Семкин, В. И. Кривопуск // Вестник кадровой политики,аграрного образования и инноваций. - 2006. - N6.-С.16-19.
  21. Сидоренко В. Развитие и регулирование маркетиноговой деятельности в аграрном секторе экономики / В. Сидоренко, Д. Агасаров // Международный с.-х. журнал. - 2007. - N1.-С.54-56.
  22. Чарыкова О.Г. Методические подходы к оценке маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий / О. Г. Чарыкова, А. Ю. Волкова // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. - 2009. - N2.-С.33-37.
  23. Черняховская Т.Н.Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов Черняховская Татьяна Николаевна. - М. : Высшее образование, 2008. - 538с. - (Основы наук). - Библиогр.: с.527-531.
  24. Шолух М. Организация маркетинговой деятельности на молокоперерабатывающем предприятии / М. Шолух // Международный с.-х. журнал. - 2008. - N4.-С.46-47.
  25. Фетюхина О.Н. Маркетинговые стратегии неценовой конкуренции в глобальной цепи поставок продукции АПК / О. Н. Фетюхина // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. - 2009. - N2.-С.58-61.
  26. http://ru.wikipedia.org
  27. http://www.step-by-step.ru/services/consulting/marketing-consulting/1336/

Информация о работе Разработка и обоснование маркетинговой программы деятельности сельскохозяйственных предприятий Великолукского района Псковской област