Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:56, курсовая работа
Итак, целью данной работы является разработка программы маркетинга для сельскохозяйственных предприятий Великолукского района.
Также были выделены следующие задачи:
- обосновать необходимость маркетинговых программ на предприятиях
- проанализировать деятельность Великолукского района
- выяснить экономическую эффективность применения разработанной программы.
Из таблицы видно, что произошло повышение производственных затрат в 2,3 раза такое изменение можно объяснить увеличением количества произведенной продукции и ростом цен на сырьё и материалы. Также произошли серьезные изменения в среднегодовой стоимости основных средств (в 3 раза) причиной этому явилось увеличение цен и рост объемов производства продукции. Рост выручки в (1,81 раза) связан с увеличением объемов реализации и повышением цен на реализуемую продукции. Площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 4,1 % - изменение обусловлено продажей предприятиями своих земель. Из-за сокращения площади земельных угодий произошло снижение по таким показателям как мощность энергетических средств (на 3,5%) и среднегодовая численность работников (на 5,8%).
Любое предприятие во время своей деятельности использует ресурсы.
Суть
производства продукции заключается
в преобразовании ресурсов при помощи
средств труда в готовую
Ресурсное
обеспечение предприятия
Ресурсы
предметов труда предприятия
– это необходимые для
Одним из важнейших ресурсов сельскохозяйственных предприятий являются земельные ресурсы. В отличие от других средств производства, которые по мере использования изнашиваются и в конце концов выходят из строя, земля может постоянно улучшатся, приобретать новые качества, повышать свое плодородие. Но для этого необходимо не только правильно обрабатывать и удобрять, но и защищать от водной и ветровой эрозии.
Таблица 2 – Состав земельных ресурсов
Наименование | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2010г. в % к 2007г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Общая
земельная площадь, га
в том числе: |
127002 | 156118 | 129085 | 119007 | 93,7 |
Сельскохозяйственные
угодья
из них: |
61289 | 71296 | 55530 | 58753 | 95,9 |
пашня | 23835 | 28000 | 20752 | 26951 | 113,1 |
Продолжение Таблицы 2 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
залежь | 10487 | 11367 | 9738 | 8751 | 83,4 |
сенокосы | 15395 | 18173 | 14839 | 12768 | 82,9 |
пастбища | 11568 | 13752 | 10197 | 10279 | 88,9 |
многолетние насаждения | 4 | 4 | 4 | 4 | 100 |
Леса | 28710 | 30724 | 25322 | 25599 | 89,2 |
Прочие угодья | 37003 | 54098 | 48233 | 34655 | 93,7 |
Исследовав
данные таблицы можно сказать, что
общая земельная площадь
продажей земельных угодий предприятиями района. Среди положительных изменений можно отметить увеличение площади пашни и сокращение площади залежных земель – это связано с улучшением использования земельных угодий и увеличением производства продукции. Сокращение площади лесов и прочих угодий на 10,8 % и 6,3% соответственно связано с переводом их в пашню.
Основные
средства представляют собой средства
труда, которые участвуют во многих
производственных циклах, служат длительное
время и переносят свою стоимость
на вновь создаваемую продукцию
по частям в виде амортизационных
отчислений, сохраняя длительное время
натуральную и стоимостную
Рассчитаем коэффициенты обновления и выбытия основных средств:
Коб = ОСвв / ОСна к.г., (1)
где ОСвв – введенные основные средства;
ОСна к.г. – остаток основных средств на конец года.
Коб 2007г.= 128061/ 516416 = 0,2
Кв = ОСв / ОСна н.г., (2)
где ОСв – выбывшие основные средства;
ОСна н.г.- наличие основных средств на начало года.
Кв 2007г.= 72950/ 461305 = 0,16
Результаты расчетов сгруппируем в таблице
Таблица 3 – Наличие основных средств на конец года тыс. руб.
Виды основных средств | 2007г | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2010г. в % к 2007г. |
Здания | 153846 | 147058 | 119164 | 117363 | 76,8 |
Сооружения и передаточные устройства | 114418 | 113886 | 103734 | 101192 | 88,4 |
Машины и оборудование | 152668 | 365046 | 419199 | 514251 | 3,4 раза |
Транспортные средства | 20317 | 25900 | 42697 | 51241 | 2,5 раза |
Производственный и хозяйственный инвентарь | 2357 | 2237 | 1750 | 1581 | 67,1 |
Рабочий скот | 474 | 398 | 342 | 342 | 72,2 |
Продуктивный скот | 51606 | 67927 | 167180 | 542249 | 10,5 раза |
Другие виды основных средств | 19854 | 19466 | 18351 | 20964 | 105,4 |
Земельные
участки и объекты |
876 | 3075 | 10411 | 631883 | 72,1 раза |
Всего основных средств | 516416 | 744993 | 882828 | 1979092 | 3,8 раза |
Поступило основных средств | 128061 | 268990 | 212793 | 1168787 | 9,1 раза |
Выбыло основных средств | 72950 | 38720 | 36947 | 68292 | 93,6 |
Коэффициент обновления | 0,2 | 0,4 | 0,2 | 0,6 | 3, раза |
Коэффициент выбытия | 0,16 | 0,1 | 0,05 | 0,1 | 62,5 |
Анализируя данные таблицы можно сказать, что в 2010 году в составе основных средств, преимущественно наблюдается увеличение, что свидетельствует о более эффективной деятельности предприятий. Так, например, наличие продуктивного скота в анализируемом году увеличилось в 10,5, такое изменение произошло благодаря приобретению хозяйствами животных и применению более современных технологий. Так же наблюдается рост в таких показателях как машины и оборудование (в 3, 4 раза) и транспортные средства (в 2,5 раза) увеличение произошло благодаря покупке предприятиями транспортных средств и оборудования.
Но
в таких показателях как
Наиболее высокий коэффициент обновления наблюдается в 2010 году, чему способствовало интенсивное поступление основных средств. Самый высокий коэффициент выбытия наблюдается в 2007г., так как в этот год выбыло больше основных средств по сравнению с другими годами.
Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия – это прибыль или убыток, которые определяются как разница между доходами и расходами. В рыночной экономике прибыль занимает центральное место, выражая разносторонние экономические связи в воспроизводственном процессе и выступая в качестве цели предпринимательской деятельности. На уровне предприятия формируется несколько видов прибыли: прибыль от реализации продукции, валовая прибыль, чистая прибыль. Финансовые результаты и рентабельность являются основными показателями характеризующими эффективность работы в условиях рынка.7
Финансовые результаты и рентабельность являются основными показателями, характеризующими эффективность работы предприятия в условиях рынка.
Прибыль = Выручка от реализации - Полная себестоимость (3)
Уровень рентабельности = Прибыль/ Полную себестоимость (4)
Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»
Таблица 4 – Финансовые результаты деятельности предприятия, тыс. руб.
Показатели |
2007г | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2010г. в % к 2008г. |
Выручка от реализации продукции | 346999 | 433897 | 401953 | 631048 | 1,81 раза |
Себестоимость проданной продукции | 353876 | 441308 | 444221 | 661894 | 1,87 раза |
Валовая прибыль | -6877 | -7411 | -42268 | -30846 | 4,5 раза |
Прибыль (убыток) от продаж | -16927 | -39002 | -72583 | -61370 | 3,6 раза |
Проценты к уплате | -8152 | -77359 | -190804 | -253676 | 31,1раза |
Прочие доходы | 35603 | 192047 | 228754 | 485013 | 13,6раза |
Прочие расходы | -22796 | -51039 | -33182 | -134212 | 5,9 раза |
Прибыль (убыток) до налогообложения | -11417 | 24647 | -67512 | -36629 | 3,2раза |
Чистая прибыль (убыток) | -12926 | 24615 | -65137 | -31926 | 2,5раза |
Из таблицы видно, что в 2010 году по сравнению с 2007 произошли следующие изменения: выручка от реализации за анализируемый период увеличилась в 1,81 раза, это увеличение произошло за счет увеличения объемов продаж; увеличился убыток (в 2,5 раза) – изменение произошло из-за увеличения себестоимости продукции (в 1,87 раза). Также произошло значительное повышение процентов к уплате (в 31,1 раз), что также негативно влияет на финансовый результат. Из положительных изменений можно отметить рост прочих доходов (в 13,6 раз) это связано с более интенсивным занятием деятельностью, не связанной с производством продукции.
Рассчитаем уровень рентабельности или окупаемость затрат за 2007 – 2010гг.
Таблица 5 – Рентабельность производства
Показатели | 2007г | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2010г. в % к 2007г. |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 346999 | 433897 | 401953 | 631048 | 181,9 |
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. | 353876 | 441308 | 444221 | 661894 | 187,0 |
Прибыль (убыток), тыс. руб. | -6877 | -7411 | -42268 | -30846 | 3,2раза |
Окупаемость затрат, % | 98,1 | 98,3 | 90,5 | 95,3 | -2,8 |
Из данных таблицы видно, что произошло увеличение выручки от реализации продукции на 81,9% - изменение произошло за счет повышения объемов реализации, и себестоимости на 87,0% - себестоимость увеличилась из за роста издержек производства и укрупнения объемов производства продукции. Благодаря такому значению показателей, наблюдается значительный убыток. Окупаемость затрат в отчетном году снизилась на 2,8%. Все изменения указывают на ухудшение финансового положения предприятий.
2.2. Анализ производственно-сбытовой деятельности предприятий Великолукского района
Для того чтобы подробнее рассмотреть формирование продукции в условиях предприятия, необходимо указать ее размеры, чтобы в дальнейшем на их основании рассчитать структуру товарной продукции, коэффициент специализации и определить производственное направление предприятия.
Коэффициент специализации : Кспец.= 100/∑Xi * ( 2 Hi – 1), (1)
где, - удельный вес продукции в общей товарной продукции, %;
–порядковый номер продукции в ранжированном ряду по его удельному весу (начиная с большего).
Значение
коэффициента специализации оценивается
следующим образом: менее 0,2 – слабая
степень специализации, от 0,2 до 0,4 –
средняя, от 0,4 до 0,6 – высокая степень
специализации, свыше 0,6 – очень
высокая или углубленная
Таблица 6 – Размеры и структура товарной продукции
Отрасли и виды продукции | Выручка от реализации, тыс.руб. | Удельный вес, % | Номер по ранжированному ряду | ||||
2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | в среднем за 4 года | |||
Зерновые и зернобобовые культуры | 1121 | 2784 | 6118 | 1104 | 2782 | 0,7 | 6 |
Картофель | 4411 | 17494 | 21387 | 41277 | 21142 | 5,6 | 5 |
Овощи открытого грунта | 3437 | 1655 | 1274 | 1276 | 1911 | 0,5 | 7 |
Овощи закрытого грунта | 66860 | 55393 | 60054 | 57839 | 60050 | 15,8 | 3 |
Скот и птица в живой массе | 69721 | 100201 | 51032 | 41428 | 65596 | 17,3 | 2 |
Молоко | 107588 | 151524 | 133443 | 343140 | 183924 | 48,4 | 1 |
Яйца | 40936 | 36752 | 47794 | 52549 | 44508 | 11,7 | 4 |
Мед | 58 | 34 | 28 | 14 | 34 | 0,009 | 8 |
Итого | 294132 | 365837 | 321130 | 538681 | 379947 | 100 | - |