Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:56, курсовая работа
Итак, целью данной работы является разработка программы маркетинга для сельскохозяйственных предприятий Великолукского района.
Также были выделены следующие задачи:
- обосновать необходимость маркетинговых программ на предприятиях
- проанализировать деятельность Великолукского района
- выяснить экономическую эффективность применения разработанной программы.
Рассчитаем
коэффициент специализации
Кспец.=100 / (0,7 * 11 + 5,6 * 9 + 0,5* 13 + 15,8* 5 + 17,3 * 3 + 48,4 *1 + 11,7*7 + 0,009*15) =100/ (7,7 +50,4+ 6,5 +79 + 51,9 + 48,4 + 81,9 + 0,135) = 100 / 325,935 = 0,3
Из расчетов видно, что коэффициент специализации составляет 0,3. Значит, в Великолукском районе наблюдается средняя степень специализации. Наибольший удельный вес в хозяйствах занимает отрасль производства молока (48,4%).
Рассмотрим организацию производства продукции на примере молока.
Таблица 9 – Основные производственно-экономические показатели отрасли молочного скотоводства
Показатель | Годы | Отклонение отчетного года от базисного, % | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Среднегодовое поголовье коров, гол. | 4706 | 4584 | 4853 | 7156 | 152,1 |
Среднегодовой удой на 1гол., кг | 3280 | 3425 | 3464 | 4732 | 144,3 |
Валовое производство молока, ц | 154339 | 156990 | 168103 | 338647 | 2,2 раза |
Затраты на 1ц молока (трудоемкость), чел.- час. | 6,5 | 5,2 | 4,9 | 2,3 | 35,4 |
Полная себестоимость 1ц молока, руб. | 752,36 | 927,07 | 1005,50 | 1169,47 | 155,4 |
Реализовано молока, ц | 131388 | 130895 | 137750 | 285563 | 2,2 раза |
Уровень товарности, % | 85,1 | 83,4 | 81,9 | 84,3 | -0,8 |
Полная себестоимость реализованного молока, тыс. руб. | 107994 | 134476 | 144977 | 342849 | 3,2 раза |
Цена 1ц молока, руб. | 818,9 | 1157,6 | 968,7 | 1201,6 | 146,7 |
Выручка от реализации молока, тыс. руб. | 107588 | 151524 | 133433 | 343140 | 3,2 раза |
Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. | -406 | 17048 | -11544 | 291 | - |
Рентабельность, % | - | 11,3 | - | 0,08 | |
Окупаемость затрат, | 99,6 | - | 92,0 | - |
Анализируя данные таблицы можно сказать, что увеличению валового производства молока в отчетном году в 2,2 раза послужили рост среднегодового поголовья коров (52,1%) (в связи с приобретением животных и ростом отелов) и среднегодового удоя 1головы на 44,3% (благодаря увеличению продуктивности животных) Однако, затраты труда на 1ц молока снизились на 64,6%, причиной этому послужило усовершенствование механизмов доения и обработки молока, что позволило уменьшить трудовой вклад работников. Также произошло увеличение себестоимости единицы продукции на 52,1% - связи с ростом издержек. Наблюдается значительный рост выручки от реализации молока - в 3,2 раза и полной себестоимости реализованного молока, тоже в 3,2 раза такое изменение объясняется увеличение валового производства молока. Этот факт не позволил получить прибыль, поэтому в 2007 и в 2009 годах наблюдается убыток от реализации продукции. В эти годы предприятия были нерентабельны, их окупаемость затрат составила 99,6% и 92,0% соответственно.
Таблица 10 - Реализация молока
Показатель | Годы | Отклонение отчетного года от базисного, % | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Реализация молока всего, ц | 131338 | 130895 | 137750 | 285563 | 2,2 раза |
В том
числе
молочный комбинат |
111442 | 111112 | 116330 | 212595 | 190,8 |
первым и высшим сортом | 105870 | 105556 | 110514 | 201965 | 190,8 |
вторым сортом | 5572 | 5556 | 5816 | 10630 | 190,8 |
несортовое | - | - | - | - | - |
На рынок | 13162 | 13072 | 13686 | 58541 | 4,4 раза |
Другие каналы | 6558 | 6536 | 6843 | 14270 | 2,2 раза |
Из таблицы видно, что реализация молока в 2010 году увеличилась в 2,2 раза, изменение по большей части связано с ростом производства продукции. Основным каналом реализации молока выступает молочный комбинат, в 2010 году поставки на молочный комбинат увеличились на 90,8%. Большая часть реализуемого молока имеет первый и высший сорт. Это свидетельствует об улучшении качества выпускаемой продукции.
В
отчетном году произошло значительное
увеличение поставки молока на рынок (в
4,4 раза) и в другие каналы (в 2,2 раза).
3.Обоснование и разработка маркетинговых программ
3.1. Обоснование
необходимости разработки
Агропромышленный комплекс- важнейшая составляющая экономики Российской Федерации. В нем создаётся около 30% национального дохода. Потребительский рынок более чем на 70% формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленных из сельскохозяйственного сырья.
Но сельскохозяйственные товаропроизводители испытывают трудное экономическое положение. Последствия финансового кризиса для аграрного сектора проявились в различных направлениях:
1 .Ухудшилось
социальное положение
2. Ухудшилось
материально-техническое
3. Сократился
размер государственных
4. Сократились
объёмы льготного кредитования
сельскохозяйственных
5. Увеличился
разрыв между ценами на
В настоящее время наиболее важными антикризисными мерами в аграрном секторе экономики следует считать:
- снижение
ставок НДС на продукты
- реструктурирование
кредиторской задолженности
- увеличение
размеров специального фонда
льготного кредитования и
- разработка
экстренных мер по закупкам
сельскохозяйственной
- оказание
государственной поддержки
В
частности же для отдельных
Итак, разработаем примерные пункты программы маркетинга для сельскохозяйственных предприятий Великолукского района
Любая система маркетинга включает три основных момента:
— изучение рынков сбыта,
— анализ деятельности предприятия,
— выработка и реализация политики маркетинга.
Изучение рынков сбыта означает прежде всего исследование конъюнктуры рынка, спроса потребителей, условия конкуренции и т. д. Всестороннее знание потребителя, непосредственный контакт с ним — залог успеха предприятия.
Необходимо исследовать деятельность конкурентов. Прежде всего необходимо выявить реальных и возможных конкурентов, их долю на рынке, насколько полно и какую часть потребностей они удовлетворяют.
Проведение
исследования рынков, выявление возможных
тенденций и перспектив дополняется
анализом деятельности предприятия, который
позволяет раскрыть его возможности.
Для этого определяется эффективность
деятельности предприятия по каждому
из направлений производства и сбыта,
оценивается, насколько целесообразно
сохранение того или иного направления,
какие должны проводиться изменения
для повышения его
Особое
значение при этом играет осуществление
нововведения, внедрение новых технологий,
которые создают базу для выхода
предприятия на новые рубежи. Нововведения
не ограничиваются только технологиями,
в широком смысле слова они
характеризуются
Исследования, проведенные на рынке, и анализ деятельности предприятия служат основой для разработки и реализации программы маркетинга предприятия.
Главная задача, которую преследует предприятие на рынке через политику маркетинга, — это обеспечение устойчивого роста дохода на основе поддержания своего конкурентного преимущества. При этом устойчивый рост дохода обеспечивается через увеличение объема продаж, доли на рынке, роста прибыльности от сбытовых операций. Увеличение объема продаж предполагает разработку различных вариантов, учитывающих различные параметры.
Выделяют целую систему стратегических вариантов маркетинга в зависимости от того, используется ли существующая продукция или новая, происходит ее продвижение на неизменном рынке или это связано с выходом на новый рынок. Эта система вариантов выглядит следующим образом (таблица 1).
Таблица 11 - Варианты маркетинга на различных рынках
Стратегические варианты расширения и сбыта на рынке | При неизменном рынке | С выходом на
новые
рынки |
Использование
существующего продукта. |
1. Увеличение
рыночной доли за счет низких
издержек и рекламы.
2. Расширение
областей использования 3. Внедрение комплекса сопутствующих услуг. |
1. Географическое
расширение за счет новых 2. Изыскание
новых сегментов в том же
регионе. |
Использование новых видов продукции. | 1. Усовершенствование
продукта, расширение его свойств.
2. Расширение ассортимента продукции 3. Создание нивой модели продукта. 4. Создание нового продук-та для того же рынка. |
1. Изыскание
рынков в новых регионах, предъявляющих
спрос на новые модели, виды, ассортимент
продукции.
2. Изыскание
новых сегментов рынка в |