Принципы и методы разработки товарной политики фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Товарную политику невозможно отделить от реальных условий деятельности предприятия – изготовителя, специфики его профиля. Вместе с тем, как показывает практика, находящиеся примерно в одинаково тяжелых условиях сложившейся рыночно – экономической обстановки в России промышленные предприятия по – разному решают свои товарные проблемы: одни проявляют полное неумение и беспомощность, а другие, следуя принципам и методам маркетинга, находят перспективные пути.

Оглавление

Введение………………………………………………………………........…..4
Раздел I
Значение товарной политики.……….…………………………..…6
Цели, задачи и основные направления товарной политики……...7
Основные принципы разработки товарной политики…………....9
Товар: понятие товара, классификация товаров…………………11
Товарный ассортимент: понятие, структура, формирование…...17
Составные элементы товарной политики………………………...22
Этапы разработки товарной политики предприятия…………….23
Раздел II Анализ маркетинговой деятельности компании “Nokia”
Краткая история компании «Nokia»………………………………29
Новая структура компании………………………………………...32
2.2.1 Характеристика рынка сотовых телефонов………………………34
2.2.2. Характеристика сотового телефона «Nokia X6»…………………35
2.2.3. Матрица потребностей……………………………………………..37
2.2.4. Описание товара по модели Ф. Котлера………………………….41
2.2.5. Матрица БКГ……………………………………………………….46
2.3.1. Анализ 5 сил конкуренции по Портеру…………………………..50
2.3.2. Анализ элементов микросреды маркетинга……………………...53
2.3.3. Анализ факторов макросреды…………………………………….58
2.4. Проведение маркетингового исследования………………………..59
2.5. Товарная политика компании «Nokia»…………………………….72
Заключение………………………………………………………………………78
Список используемой литературы…………………

Файлы: 1 файл

Cветкин курсач.doc

— 1.39 Мб (Скачать)

9. Применяемость потребности.

-Применяется  в нескольких сферах. Мобильные  телефоны можно использовать для общения, контроля, рекламы и т.д.

10. Комплексность удовлетворения.

-Удовлетворяется  взаимозаменяющими товарами. Потребность  в общении может удовлетворяться при помощи стационарных телефонов, интернета, радио.

11. Отношение общества.

-Нейтральное.  У тех людей, кто не пользуется  сотовой связью.

-Положительное.  У большинства пользователей,  тем кому мобильные телефоны облегчают жизнь.

12. Степень эластичности.

-Слабоэластичная.  С повышением цен спрос будет сдвигаться вниз по ценовым категориям телефонов.

13. Способ удовлетворения потребности.

-Индивидуальный. При помощи одного мобильного  телефона можно удовлетворить потребность одного человека.

14. Глубина проникновения  в общественное  сознание.

- Осознана  значительной частью социальных групп. С развитием НТП мобильная связь получает всё большее распространение в мире.

15. Состояние конкуренции  товаров и услуг  в сфере удовлетворения потребности.

-Конкурируют  только товары данного вида. Конкуренция существует между производителями мобильных телефонов.

 

     2.2.4. Описание товара по модели Ф. Котлера

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. Многоуровневая модель Ф. Котлера.

      Рассмотрим  сотовый телефон «Nokia X6» по трехуровневой модели Котлера:

  1. Товар по замыслу:

     - этот телефон создан специально для активных молодых людей, активно пользующихся интернетом, увлекающихся музыкой , и следящих за новыми тенденциями. У этого телефона  сенсорный экран, ориентированный для управления пальцами.

      2. Товар в реальном исполнении:

      1) Свойства:

     - Это телефон с сенсорным экраном, ориентированный для управления пальцами. Дисплей представляет собой TFT-матрицу диагональю 3.2 дюйма с разрешением 360х640 пикселей и способностью отображать до 17 млн. цветов. Зернистость - минимальна, цветопередача – на очень высоком уровне – все краски насыщенные и яркие. Яркость экрана можно регулировать самостоятельно, а можно положиться на датчик освещенности, который своей работой экономит заряд батареи.

     - Устройство является полноценным  смартфоном.

     -«Nokia Х6» имеет встроенный модуль навигации – GPS.

     -Аппарат  способен воспроизводить практические  все известные музыкальные форматы.

    2) Качество:

     Качество  связи аппарата «Nokia Х6» хорошее. Громкость сигнала вызова достаточно высока. Вибровызов также сложно пропустить. Можно отметить специфическую функцию устройства, когда можно убавить громкость звонка до минимума, перевернув его. Сенсорный смартфон Nokia «Nokia Х6» превзошел все ожидания. При использовании аппарат не вызывает ощущения недоделанного и сырого продукта, а вызывает одни лишь положительные эмоции.

    3) Внешний  вид:

      Как и положено тачфону, основную часть  лицевой панели аппарата занимает большой  широкоформатный 3,2-дюймовый дисплей. Над ним расположены разговорный  динамик, фронтальная камера для видеозвонков и сенсорная клавиша быстрого меню прямо под камерой. Размеры телефона привычны - он комфортно лежит в руке среднего размера. Благодаря небольшой толщине, «Nokia Х6» можно с удобством носить в кармане джинсов. На верхней боковой плоскости аппарата расположены разъемы для подключения наушников и зарядного устройства, а также клавиша включения и разъем microUSB, прикрытый заглушкой. На левой боковой плоскости «Nokia Х6 » прячется отсек, прикрытый пластиковой заглушкой. Первая догадка, приходящая на ум, - отсек для карты памяти. Но в аппарате нет слота для накопителей! Так что под заглушкой находится отсек для SIM-карты. Впрочем, достать ее не так просто - понадобится пинцет. Правда, можно поступить проще - под аккумулятором расположен специальный рычажок, выталкивающий "симку" наружу. Зачем финская компания применила столь сложную конструкцию, понять сложно. Чуть ниже можно увидеть пару динамиков, прикрытых металлической сеткой. На правом боку телефона расположились клавиша активации камеры, ползунок блокировки и клавиша-качели регулировки громкости. Тыльная сторона «Nokia Х6» примечательна лишь окошком 5-Мп камеры с оптикой Carl Zeiss и двойной светодиодной вспышкой. Под тонкой задней крышкой находится аккумулятор емкостью 1320 мАч (4,8 Втч). Под ним, как уже говорилось выше, расположен отсек хранения SIM-карты с рычажком для ее извлечения. В целом, как уже было отмечено выше, внешне аппарат получился весьма удачным, хотя его дизайн ориентирован на молодежную аудиторию.

      4) Упаковка:

     При оценке упаковки нужно помнить, разные виды упаковки участвуют в создании дополнительных конкурентных преимуществ.

     Первичная (тара): прямоугольная синяя картонная коробка, открывается путем снятия верхней части. Этикетка включает в себя:

    • изображение товара
    • название модели телефона
    • название торговой марки
    • также представлены характеристики товара
    • юридический адрес, телефон для получения информации для потребителей, сайт предприятия – изготовителя
    • штрих-код продукта

     Вторичная: состоящая из двух частей, защитная упаковка из пенопласта.

     Внутри, помимо товара и аксессуаров, находятся  вкладыши:

    • инструкция (в том числе на русском языке)
    • гарантийный талон
    • приложения (диски)

        5) Товарная марка.

   

 
 

   Nokia Connecting People являются зарегистрированными товарными знаками Nokia Corporation., защищены юридически, охраняются законом. Так же существует звуковой товарный знак – мелодия телефона «Nokia».

     Помимо  некоторых правовых требований, предъявляемых  к товарным знакам, знак должен быть рекламоспособным, т.е. иметь свойство привлекать внимание потребителя, что характеризуется следующей совокупностью признаков:

    • новизна идеи (оригинальность, отсутствие подражательности);
    • эстетичность;
    • лаконичность;
    • способность к адаптации (возможность использования знака в течение длительного времени, при внесении в него незначительных изменений);
    • удобопроизносимость (труднопроизносимые товарные знаки не создают благоприятного образа);
    • технологичность (товарный знак должен одинаково выигрышно выглядеть на любом носителе);
    • ассоциативность (наличие связей, ассоциаций между товарным знаком и особенностью маркируемого им товара);
    • недвусмысленность.

      3. Товар с подкреплением.

     1). Сервис. Как известно, в сервис-центр можно обратиться в случае проблем с телефоном или, например, для обновления программного обеспечения. В свою очередь, магазины и сервис-центры «Nokia» предоставят вам всю необходимую информацию по интересующему вас продукту, а также будут гарантом того, что Вы купите качественный товар.

     2). Инструкция. Руководство пользователя на русском языке (если товар приобретет в России) прилагается к товару, в ней содержатся все необходимые данные для работы с телефоном:

  • важная информация по технике безопасности
  • обзор функций телефона
  • дополнительные возможности телефона
  • охрана здоровья и техники безопасности
  • приложения
  • информация об уходе и техническом обслуживании

     3). Гарантийное обслуживание. В случае поломки товара изготовитель обеспечивает бесплатное сервисное обслуживание товара в течении 36 месяцев со дня покупки, и несет гарантийные обязательства со дня продажи 12 месяцев, при наличии гарантийного талона. Гарантийный талон прилагается к товару.

     4). Доставка. Приобрести товар можно также в интернет-магазинах, по почте, по телефону.

 

     2.2.5.Матрица  БКГ

     Матрица БКГ (англ. Boston Consulting Group, BCG) — инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Создана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой выбранной для анализа компанией доли на рынке.

     

     Классификация:

  • «Звезды» - высокий рост объёма продаж и высокая доля рынка. Долю рынка необходимо сохранять и увеличивать. Товары «Звезды» приносят очень большую прибыль.
  • «Дойные коровы» («Денежные мешки») - высокая доля на рынке, но низкий рост темпа объёма продаж. «Дойных коров» необходимо беречь и максимально контролировать.
  • «Собаки» («Хромые утки») - темп роста низкий, часть рынка низкая, продукт как правило низкого уровня рентабельности и требует большого внимания со стороны управляющего. От «собак» нужно избавляться.
  • «Дикие кошки» («Трудные дети», «Темные лошадки», «Знаки вопроса», «Мертвый груз») - низкая доля рынка, но высокие темпы роста. В перспективе они могут стать как звездами, так и собаками. Если существует возможность перевода в звезды, то нужно инвестировать, иначе - избавляться.
 
 
Наименование

продукции

Объем реализации (млрд. руб.) Доля  рынка в 2010 г. (%)
2009 2010 Nokia Samsung
1 Слайдер 2,1 1,9 33 47
2 Раскладушка 1,8 1,4 29 53
3 Сенсорный 1,9 2,5 43 37
4 Смартфон 1,7 2,3 38 26
5 с флипом 0,7 0,5 28 26
6 Ротатор 1,2 0,9 52 32
  Емкость рынка 9,4 9,5    
 

      Для построения матрицы БКГ необходимо на основании исходных данных рассчитать относительную долю рынка:

        Также рассчитать темпы роста:

 
Показатель Наименование  товара
1 2 3 4 5 6
Темп  роста рынка 0,9 0,7 1,3 1,3 0,7 0,8
Относительная доля на рынке 0,7 0,5 1,2 1,5 1,1 1,6
Доля  продукции в общем объеме реализации фирмы 20 14,7 26,3 24,2 5,3 9,5
 

 

 
 
 

 

 
 
 
 
 

 
 
 

     Выводы:

     Сенсорные телефоны относятся к группе товаров, называемых «Дикие кошки». Для них характерна низкая доля рынка, но высокие темпы роста.

     Смартфоны относятся к группе товаров, называемых «Звезды». Для них характерен высокий рост объёма продаж и высокая доля рынка.

Информация о работе Принципы и методы разработки товарной политики фирмы