Основные понятия маркетинга и сущность рыночных исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

В современной России маркетинг только еще начинает развиваться. Проведение стратегической инвестиционной политики и стратегического маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния экономики, неопределенности политической ситуации, не осуществления последовательной государственной инвестиционной политики. В связи с этим необходимо разрабатывать больше альтернативных вариантов стратегических планов развития фирмы, чаще корректировать цели и стратегии в зависимости от новой ситуации. Но уже сейчас большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров.

Оглавление

Введение........................................................................................................ 3

1. Категории маркетинга.............................................................................4-8

2. Развитие концепций маркетинга...........................................................9-19

3.Современная реализация концепции маркетинга на предприятии...20-22

Заключение....................................................................................................23

Список использованной литературы............................................................24

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 41.55 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное агентство по образованию

 

ГОУ ВПО «Омский государственный  педагогический университет»

 

Факультет Экономики и  менеджмента

 

Кафедра Экономики и менеджмента  в образовании

 

Дисциплина: Маркетинг

 

 

Допущен к защите                                                   Защищен

 

«____» __________2010 г.                                       «____» __________2010 г.

 

___________________                                            ___________________        

 

(подпись научного руководителя)                                                                                                 (подпись научного руководителя)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На тему: Основные понятия  маркетинга и сущность

 

 рыночных исследований.

 

 

Выполнила студентка В-416 гр.

 

Носкова Ирина Александровна

 

(фамилия, имя, отчество)

 

Научный руководитель

 

старший преподаватель Жилякова С.А.

 

(учетная степень, должность,  фамилия инициалы)

 

 

Омск 2010

 

 

Оглавление.

 

Введение........................................................................................................ 3

 

1. Категории маркетинга.............................................................................4-8

 

2. Развитие концепций маркетинга...........................................................9-19

 

3.Современная реализация  концепции маркетинга на предприятии...20-22

 

Заключение....................................................................................................23

 

Список использованной литературы............................................................24

 

 

Введение.

 

         В  современной России маркетинг  только еще начинает развиваться.  Проведение стратегической инвестиционной  политики и стратегического маркетинга  затруднено из-за общего неустойчивого  состояния экономики, неопределенности  политической ситуации, не осуществления  последовательной государственной  инвестиционной политики. В связи  с этим необходимо разрабатывать  больше альтернативных вариантов  стратегических планов развития  фирмы, чаще корректировать цели  и стратегии в зависимости  от новой ситуации. Но уже сейчас  большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом  зависит от эффективного руководства,  принятия оптимальных решений,  изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью или  частично входит в предметную  область маркетинга.

 

         В  качестве концепции управления (философии  бизнеса) маркетинг требует, чтобы  компания рассматривала потребление  как «демократический» процесс,  при котором потребители имеют  право «голосовать» за нужный  им продукт своими деньгами.

 

Это определяет успех компании и позволяет  оптимально  удовлетворить  потребности потребителя. Поэтому  эта тема актуальна и требует  особого изучения и внимания.

 

Основная цель: изучение основных понятий маркетинга и сущность рыночных исследований

 

Основные задачи:

 

  1.Выявление основных  категорий маркетинга.

 

     2. Анализ развитие  концепций маркетинга

 

     3.  Определение  современной  реализации концепции  маркетинга на предприятии.

 

Заключение.

 

 

 

1. Основные категории маркетинга 

 

        Сущность  системы маркетинга раскрывается  через совокупность социально-экономических  категорий, представленных на  рис. 1.1.

 

Рис. 1.1. Основные категории  маркетинга

 

 

 

         Рассмотрим  краткую характеристику этих  категорий, которые будут постоянно  использоваться в дальнейшем  изложении материала. В основе  маркетинга, лежат нужды людей. 

 

Нужда - это испытываемое индивидуумом чувство нехватки чего-либо, необходимости чего-то. Нужды людей  многообразны и сложны, и заложены в самой природе человека. Они  могут быть классифицированы на:

 

l     физиологические  нужды (пища, одежда, тепло, безопасность);

 

l     социальные  нужды (духовная близость, влияние,  привязанность);

 

l     личные нужды  (знания, самовыражение).

 

         Каждый  из нас неоднократно переживал  подобные чувства и, чем большее  значение имела та или иная  нужда, тем глубже оказывались  переживания. Из подобной ситуации  могут быть только два выхода - либо найти средство удовлетворяющее  нужду, либо подавить ее.

 

         Потребность  - это специфическая форма удовлетворения  нужды, соответствующая культурному  уровню и личности индивида. Испытываемое  многими в жаркую погоду чувство  жажды может быть удовлетворено  жителем России хорошим холодным  квасом, Германии - пивом, экваториальных островов где-нибудь в Индийском океане - молоком кокосовых орехов и т.д.

 

Общественный прогресс способствует развитию потребностей его членов. В свою очередь производители  предпринимают целенаправленные действия по созданию товаров и продуктов, способных удовлетворять эти  потребности, а также стимулированию желания приобретать их. Потребности  людей практически безграничны, а вот возможности для их удовлетворения ограниченны. Часто главным ограничителем  выступают финансы, поэтому индивид  будет выбирать те товары, которые  доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Возможность удовлетворить потребность  подводит нас к следующей базовой  категории запросу.

 

         Запрос  представляет собой потребность,  подкрепленную покупательной способностью. Запросы конкретного общества  или региона в конкретный момент  времени могут определены с  той или иной степенью точности. Для примера можно взять статистический  справочник и посмотреть объемы  потребления тех или иных продуктов  или услуг. Однако запросы населения  являются не вполне надежными  показателями. Людям надоедают вещи, которые сегодня не в моде  или они ищут разнообразия  для того, чтобы отличаться от  основной массы. В памяти лиц  среднего и старшего поколения  Советского Союза еще памятны  времена, когда прилавки обувных  магазинов были завалены кирзовыми  сапогами и валенками разных  размеров, а люди испытывали потребность  в более модных и современных  товарах. Что же такое товар? 

 

         Товар  - все, что может удовлетворить  потребность и предлагается рынку  с целью привлечения внимания, приобретения, использования или  потребления. 

 

         Между  потребностью и товаром могут  быть различные степени соответствия  или между товар может приносить  потенциальному потребителю различную  степень удовлетворения Рис. 1.2.

 

 

 

   Все товары, удовлетворяющие  нужду, называются товарным ассортиментом  выбора. В приведенном выше примере  об удовлетворении жажды - квас, пиво, молоко кокосовых орехов  и будут ассортиментным выбором.  Попадая в супермаркет и испытывая  целый комплекс нужд, связанных  с организацией какого-либо торжественного  мероприятия мы сталкиваемся  самыми различными вариантами  товарного ассортимента выбора.

 

         По  мере развития общества увеличиваются  и расширяются потребности его  членов. Отдельные из потребностей  становятся нас только актуальными,  что

 

побуждают (мотивируют) человека искать пути и способы их удовлетворения. Существует целый ряд теорий мотивации  потребностей. Наиболее известна теория мотивации потребностей Абрахама Маслоу.

 

         Маслоу  считает, что человеческие потребности  располагаются в определенной  иерархической последовательности  в зависимости от их значимости  для человека. Сначала удовлетворяются  физиологические потребности, которые  имеют более высокую степень  значимости (рис. 1.3), а затем появляются  побуждения к удовлетворению  потребностей самосохранения. После  удовлетворения этих потребностей  движущими мотивами в деятельности  человека последовательно являются: социальные потребности, потребности  в уважении и потребности в  самоутверждении. 

 

         Задача  маркетологов создать условия,  обеспечивающие полное удовлетворение  реальных нужд и потребностей. Для этого в каждом конкретном  случае необходимо отыскать потребителей  и установить факторы, влияющие  на формирование соответствующих  потребностей, провести анализ и  определить, как данные потребности  будут развиваться в будущем.  На основе этого следует обосновать  и наладить производство соответствующих  товаров, призванных более полно  удовлетворить выявленные потребности. 

 

Потребность в самопознании

 

(реализация собственного  потенциала личности, таланта, способностей)

 

Социальные потребности 

 

(любовь, общение, принадлежность  к определенной социальной группе)

 

Потребность в самосохранении

 

(одежда, жилище, чистая среда) 

 

Физиологические потребности 

 

(сон, пища)

 

Рис. 1.3. Иерархия потребностей человека

 

         Остановив  свой выбор на конкретных товара  мы совершаем с представителями  супермаркета обмен.

 

         Обмен  - акт получения от кого-либо  желаемого объекта взамен чего-либо. Это наиболее цивилизованный  способ удовлетворения нужды,  хотя история знает и другие  способы удовлетворения нужды  - попрошайничество, воровство,собирательство  или иной способ натурального  самообеспечения. 

 

         Акта  цивилизованного обмена совершается  при наличии следующих необходимых  условий: 

 

         1. Наличие, по меньшей мере, двух  субъектов. 

 

         2. Каждый субъект должен обладать  товаром, представляющим ценность  для другой стороны. 

 

         3. Каждый субъект должен обладать  коммуникационными способностями  (возможностями) и обеспечить  доставку своего товара.

 

         4. Каждый субъект должен быть  свободен в принятии решений  (согласиться или отказаться совершать  обмен).

 

         5. Каждая сторона должна быть  уверена в целесообразности и  желательности отношений с другой  стороной.

 

Если на все 5 условий дан  положительный ответ, то обмен становится реальным действием и приобретает  характер сделки.

 

         Сделка - коммерческий обмен ценностями  между субъектами. Она может классической (денежной) и бартерной (обмен  товарами или услугами в натуральной  форме). Для совершения сделки  также необходимо соблюдение  определенных условий. К ним  относятся: 

 

         1. Наличие минимум двух ценностно  равнозначных объектов.

 

         2. Согласованные условия заключения  сделки (цена, время, место, условия  поставки и т.д. ).

 

         Местом  совершения сделок является рынок,  который прошел длинный исторический  путь эволюционного развития. Исходным  моментом его становления стал  период осознания человеком неэффективности  полного самообеспечения себя  всеми необходимыми продуктами  питания и домашнего обихода.  Начав с децентрализованного  обмена люди в конце концов  пришли к цивилизованному рынку.  Эта эволюция хорошо описана  в курс экономической теории.

 

         Рынок  - это совокупность существующих (реальных) и возможных (потенциальных)  покупателей товаров. 

 

         Рынок  - совокупность социально - экономических  отношений в сфере обмена, посредством  которых осуществляется реализация  товаров и услуг. 

 

Становление и развитие рынка  обусловлено общественным разделением  труда. Рынок в маркетинге должен быть всегда конкретен и иметь  вполне определенные характеристики: географическое положение; покупательские потребности, порождающие соответствующий  спрос; емкость. Именно поэтому, первое определение с точки зрения маркетинга более точно.

 

В зависимости от того, какие  потребности определили спрос на соответствующий товар, могут быть выделены пять основных видов рынка:

 

l     потребительский  рынок; 

 

l     рынок производителей;

 

l     посреднический  рынок; 

 

l     рынок государственных  учреждений;

 

l     международный  рынок. 

 

         Потребительский  рынок (рынок товаров народного  потребления) - совокупность отдельных  лиц и домохозяйств, которые приобретают  товары и услуги для личного  потребления. 

 

         Рынок  производителей (рынок товаров производственного  назначения) -совокупность физических  лиц, организаций и предприятий,  приобретающих товары и услуги  для дальнейшего их использования  в процессе производства других  товаров и услуг. 

 

         Рынок  посредников (промежуточных продавцов) - предприятия, организации и физические  лица, приобретающие товары и  услуги для дальнейшей перепродажи  их с целью получения прибыли. 

 

         Рынок  государственных учреждений - государственные  организации и учреждения, которые  приобретают товары и услуги  для осуществления своих функций. 

 

         Международный  рынок - потребители товаров и  услуг, находящиеся за пределами  данной страны и включают физических  лиц, производителей, промежуточных  продавцов и государственные  учреждения.

Информация о работе Основные понятия маркетинга и сущность рыночных исследований