Основные понятия маркетинга и сущность рыночных исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой в первой главе я расматрю основные категории маркетинга. Во второй развитие концепций маркетинга и в третьей современная реализация концепции маркетинга на предприятии.
Основная цель: изучение основных понятий маркетинга и сущность рыночных исследований
Основные задачи:
1.Выявление основных категорий маркетинга.
2. Анализ развитие концепций маркетинга
3. Определение современной реализации концепции маркетинга на предприятии.
Объектом исследования является маркетинг.
Предметом исследования является основные категории маркетинга , концепций маркетинга и их развитие.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические характеристики сущность системы маркетинга.
1.1 Основные категории маркетинга.
1.2. Теоретическая часть: концепции маркетинга
Глава 2. Развитие концепций маркетинга.
2.1 Эволюция концепций маркетинга
2.2 Виды концепций.
Глава 3. Современная реализация концепции маркетинга на предприятии.
3.1 История предприятия «Форнакс»
3.2 Применение рыночной маркетинговой концепции, или концепции ориентации на потребителя при продвижение продукции.

Файлы: 1 файл

nnnnnДокумент Microsoft Office Word (2).docx

— 90.97 Кб (Скачать)

                                 Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

омский  государственный педагогический университет 
 

Кафедра маркетинга 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине «маркетинг»

На тему «Основные понятия    маркетинга и сущность рыночных исследований» 
 

Выполнила : студентка очной формы обучения М-319,3курса

Факультета  экономики и менеджмента

Тупикина Надежда Александровна 
 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические характеристики сущность системы маркетинга.

1.1 Основные категории  маркетинга.

1.2. Теоретическая часть: концепции маркетинга 

Глава 2. Развитие концепций маркетинга.

2.1 Эволюция концепций маркетинга

2.2 Виды концепций.

Глава 3. Современная реализация концепции маркетинга на предприятии.

3.1 История предприятия «Форнакс»

3.2 Применение рыночной маркетинговой концепции, или концепции ориентации на потребителя при продвижение продукции. 

 

Введения

       В современной России маркетинг только еще начинает развиваться. Проведение стратегической инвестиционной политики и стратегического маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния экономики, неопределенности политической ситуации, не осуществления последовательной государственной инвестиционной политики. В связи с этим необходимо разрабатывать больше альтернативных вариантов стратегических планов развития фирмы, чаще корректировать цели и стратегии в зависимости от новой ситуации. Но уже сейчас большинство руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных решений, изучения рынка, подбора кадров. И все это полностью или частично входит в предметную область маркетинга.

    В качестве концепции управления (философии бизнеса) маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как «демократический» процесс, при котором потребители имеют право «голосовать» за нужный им продукт своими деньгами.

    Это определяет успех компании и позволяет  оптимально  удовлетворить потребности потребителя. Поэтому эта тема актуальна и требует особого изучения и внимания.

В своей  курсовой в первой главе я расматрю  основные категории маркетинга.  Во второй развитие концепций маркетинга и в третьей современная реализация концепции маркетинга на предприятии.

    Основная цель: изучение основных понятий маркетинга и сущность рыночных исследований

    Основные задачи:

   1.Выявление основных категорий маркетинга.

   2. Анализ развитие концепций маркетинга

    3.  Определение современной реализации концепции маркетинга на предприятии.

     Объектом исследования является маркетинг.

     Предметом исследования является основные категории маркетинга , концепций маркетинга и их развитие.

Глава 1.Сущность системы  маркетинга.

1.1 Основные категории  маркетинга.

Сущность  системы маркетинга раскрывается через  совокупность социально-экономических  категорий.

Рис. 1.1. Основные категории маркетинга

     Рассмотрим краткую характеристику этих категорий, которые будут постоянно использоваться в дальнейшем изложении материала. В основе маркетинга, лежат нужды людей.

    Нужда - это испытываемое индивидуумом чувство нехватки чего-либо, необходимости чего-то. Нужды людей многообразны и сложны, и заложены в самой природе человека. Они могут быть классифицированы на:

-  физиологические нужды (пища, одежда, тепло, безопасность);

-  социальные нужды (духовная близость, влияние, привязанность);

-  личные нужды (знания, самовыражение).

     Таким образом, нужды человека проистекают из его природы и не могут быть привнесенными «извне» .Человек, испытывающий нужду в чем-либо, ищет способ удовлетворения нужды или пытается подавить ее. Нужды всех людей сходны, они не зависят от уровня развития личности или общества, национальности, вероисповедания, стереотипов поведения. Чего не скажешь о потребности.

         Потребность - это специфическая форма удовлетворения нужды, соответствующая культурному уровню и личности индивида. Испытываемое многими в жаркую погоду чувство жажды может быть удовлетворено жителем России хорошим холодным квасом, Германии - пивом, экваториальных островов где-нибудь в Индийском океане - молоком кокосовых орехов и т.д.

    Чем более развито общество, тем больше потребностей у его членов, тем разнообразней и сложней эти потребности. Менее актуальные потребности человек может подавлять некоторое время, более насущные побуждают человека искать пути их удовлетворения. Маркетологами создано множество теорий мотивации потребностей, наиболее популярной из которых является теория А. Маслоу.

   Теория состоит в построении своеобразной иерархической лестницы человеческих потребностей. Наиболее значимыми для человека являются физиологические потребности – они в основании лестницы (рисунок 1.2). Удовлетворив их, человек чувствует потребность в самосохранении, т. е. в одежде, крыше над головой, безопасной и чистой среде обитания. Следующими по значимости являются социальные потребности, потребность в самоутверждении. Наиболее развитым индивидам присущи также потребности в самопознании и принесении пользы обществу, венчающие собой пирамиду.

Рисунок 1.2 – Иерархия человеческих потребностей

    Возможность удовлетворить потребность подводит нас к следующей базовой категории запросу.

    Запрос представляет собой потребность, подкрепленную покупательной способностью. Запросы конкретного общества или региона в конкретный момент времени могут определены с той или иной степенью точности. Для примера можно взять статистический справочник и посмотреть объемы потребления тех или иных продуктов или услуг. Однако запросы населения являются не вполне надежными показателями. Людям надоедают вещи, которые сегодня не в моде или они ищут разнообразия для того, чтобы отличаться от основной массы. В памяти лиц среднего и старшего поколения Советского Союза еще памятны времена, когда прилавки обувных магазинов были завалены кирзовыми сапогами и валенками разных размеров, а люди испытывали потребность в более модных и современных товарах. Что же такое товар?

    Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность, и представлено на рынке для демонстрации, покупки, пользования либо потребления. Услуга является специфическим видом товара. Она также призвана удовлетворять потребности, также продается (покупается), но представляет собой не материальный объект, а какой-либо вид деятельности. Товар может соответствовать потребности в различной степени (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 – Степень соответствия товара потребности

    Каждой человеческой нужде на рынке соответствует свой товарный ассортимент выбора, то есть набор товаров, созданных для удовлетворения этой нужды. Делая покупки в супермаркете, покупатель имеет целый ряд нужд, которым соответствует некоторое количество вариантов товарного ассортимента выбора. Выбирая определенные товары, мы подходим к кассе для совершения обмена.

     Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта взамен чего-либо. Это наиболее цивилизованный способ удовлетворения нужды, хотя история знает и другие способы удовлетворения нужды - попрошайничество, воровство, собирательство или иной способ натурального самообеспечения.

    Акта цивилизованного обмена совершается при наличии следующих необходимых условий:

         1. Наличие, по меньшей мере, двух  субъектов. 

        2. Каждый субъект должен обладать товаром, представляющим ценность для другой стороны.

       3. Каждый субъект должен обладать коммуникационными способностями (возможностями) и обеспечить доставку своего товара.

        4. Каждый субъект должен быть свободен в принятии решений (согласиться или отказаться совершать обмен).

        5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности и желательности отношений с другой стороной.

     Если на все 5 условий дан положительный ответ, то обмен становится реальным действием и приобретает характер сделки.

    Сделка - коммерческий обмен ценностями между субъектами. Она может классической (денежной) и бартерной (обмен товарами или услугами в натуральной форме). Для совершения сделки также необходимо соблюдение определенных условий. К ним относятся:

     1. Наличие минимум двух ценностно равнозначных объектов.

     2. Согласованные условия заключения сделки (цена, время, место, условия поставки и т.д. ).

     Местом совершения сделок является рынок, который прошел длинный исторический путь эволюционного развития. Исходным моментом его становления стал период осознания человеком неэффективности полного самообеспечения себя всеми необходимыми продуктами питания и домашнего обихода. Начав с децентрализованного обмена люди в конце концов пришли к цивилизованному рынку. Эта эволюция хорошо описана в курс экономической теории.

     Рынок - это совокупность существующих (реальных) и возможных (потенциальных) покупателей товаров.

     Рынок - совокупность социально - экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг.

     Становление и развитие рынка обусловлено общественным разделением труда. Рынок в маркетинге должен быть всегда конкретен и иметь вполне определенные характеристики: географическое положение; покупательские потребности, порождающие соответствующий спрос; емкость. Именно поэтому, первое определение с точки зрения маркетинга более точно.

     В зависимости от того, какие потребности определили спрос на соответствующий товар, могут быть выделены пять основных видов рынка:

   - потребительский рынок;

   - рынок производителей;

   - посреднический рынок;

   - рынок государственных учреждений;

   - международный рынок.

    Потребительский рынок (рынок товаров народного потребления) - совокупность отдельных лиц и домохозяйств, которые приобретают товары и услуги для личного потребления.

    Рынок производителей (рынок товаров производственного назначения) -совокупность физических лиц, организаций и предприятий, приобретающих товары и услуги для дальнейшего их использования в процессе производства других товаров и услуг.

     Рынок посредников (промежуточных продавцов) - предприятия, организации и физические лица, приобретающие товары и услуги для дальнейшей перепродажи их с целью получения прибыли.

    Рынок государственных учреждений - государственные организации и учреждения, которые приобретают товары и услуги для осуществления своих функций.

    Международный рынок - потребители товаров и услуг, находящиеся за пределами данной страны и включают физических лиц, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.

    С точки зрения географического положения можно выделить:

   - местный рынок - рынок, включающий один или несколько районов страны;

   - региональный рынок - рынок, охватывающий всю территорию данного государства;

Информация о работе Основные понятия маркетинга и сущность рыночных исследований