Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 04:32, курсовая работа
Целью работы является маркетинговый анализ деятельности рынка.
Исходя из целей курсовой работы требуется решить следующие задачи:
-определить понятие маркетинговый анализ и факторы влияющие на ее состояние
-изучить методы оценки маркетингового анализа предприятия
-провести анализ факторов, влияющих на повышение маркетинговой деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЫНКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Теоретические основы маркетинговых исследований…………………….3
1.2 Этапы исследования рынка………………………………………………….7
1.3 Процедура маркетингового исследования рынка……………………….…9
ГЛАВА 2. РЫНОК СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ: ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ
2.1 Основные подходы и методы исследования рынка строительных материалов……………………………………………………………………….17
2.1 Рынок строительных материалов: понятие, субъекты, сегментация….....21
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЫНКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
3.1 Общая характеристика деятельности фирмы …………………………….22
3.2 Маркетинговый анализ деятельности ООО «Регион Строй +»………….24
3.3 SWOT-анализ………………………………………………………………..26
3.4 Рекомендации совершенствования маркетинговой деятельности предприятия…………………………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………38
В качестве признаков
выбранных для сегментации
На рынке строительных материалов по их функциональному назначению выделяются два основных сегмента: материалы для плоских кровель и материалы для скатных кровель. Доли строительных материалов для плоских и для скатных крыш в натуральном выражении примерно равны (52 и 48% соответственно), лишь незначительно по отношению к материалам для скатных крыш преобладают материалы для плоских крыш.
Углубляя сегментацию можно отметить, что в скатных кровлях широко используется шифер, его доля в объеме производства превышает 50%, однако в последние годы характеризуется тенденцией к снижению. Вторую по величине долю в объеме производства занимает кровельное железо — до 20%.
Таким образом, критерии сегментации не могут быть заданы априори и навсегда затвержены. Главное в том, чтобы представители сегмента действительно представляли собой однородное по своим представителями и требования сообщество потребителей и являлись достаточным множеством для выявления закономерных тенденций в их поведении.
Сегментация рынка является основной для следующего этапа исследования рынка – позиционирования, объектом которого может быть как фирма и ее услуги, так и отдельный вид продукции.
Позиционирование – отнесение какого-либо продукта к определенному сегменту рынка, а также определение и «высвечивание» его места в рамках сегмента.
В качестве продукта при этом может выступать и кровельные материалы, и предлагаемая клиентам услуга по установке и монтажу.
Позиционируя продукт, предприниматель должен показать его место на рынке (принадлежность к определенному сегменту) и одновременно его отличие от уже имеющихся на рынке, те его достоинства, которые отсутствуют у аналогичных объектов, его «изюминку».
Как и сегментация, позиционирование имеет двоякое значение. Во-первых, определение места продукта на рынке является основанием для разработки концепции продвижения объекта на рынок – определение каналов продвижения, способов и средств рекламы, разработки ценовой политики. Во-вторых, позиционирование направлено на клиента и призвано сформировать у него определенный образ продукта.
Разумеется, и сегментация рынка, и позиционирование продукта – все это лишь инструменты, которые используются для достижения главной задачи – принятия оптимального экономического решения, приносящего максимальный доход предпринимателю.
Их значение состоит прежде всего в том, чтобы физические характеристики (качество) создаваемых (продаваемых) объектов соответствовали их экономическим характеристикам (цене, доходу) и представлениям потребителей предлагаемых к реализации объектов, что может кратко выражено в виде следующей простейшей формулы: качество=цене=потребителю.
Например, на рынке строительных материалов, выделяя определенный сегмент рынка в качестве сферы своей активности, производитель должен выявить тот уровень требований, который потребители предъявляют к продукту (например, к характеристикам кровли в данном сегменте), исходя из этого принять те или иные технические и инвестиционные решения, определить стоимостные характеристики, сравнить их с возможностями потенциальных потребителей. Реально эта операция может проводится несколько раз для того, чтобы сбалансировать все составляющие приведенной выше формулы.
Использование сегментации
как инструмента при
Рынок, это совокупность субъектов отношений и обмена товарами и услугами (продавцов, покупателей, посредников) и социально-экономических отношений между ними; совокупность существующих и потенциальных покупателей товара; сфера обмена товарами определенного вида на определенной территории. Спрос на строительные материалы, в том числе связано с темпами развития рынка недвижимости, а именно со строительством новых объектов, реконструкцией и ремонтом. Данные рынки являются тесно взаимосвязанными.
Благодаря возрождающимся инвестиционным процессам строительный рынок Якутска заметно активизировался. Конкуренция, в котором приобретает все более острые формы. Уже сейчас можно смело утверждать, что традиционные строительные материалы вытесняются с рынка новыми, более современными их видами. Во многих сегментах рынка все более прочные позиции занимают отечественные производители, зачастую "поднявшиеся" на благодатном грунте торгового капитала, заработанного фирмами-импортерами
В целом, потребление строительных материалов складывается как из потребностей обеспечения нового строительства, так и из потребностей поддержания существующего фонда в рабочем состоянии.
Сегодня на рынке предлагается большое разнообразие отечественных и зарубежных строительных материалов. Это, с одной стороны, открывает перед потребителями и проектировщиками огромные возможности, но с другой - затрудняет проблему выбора.
Еще один важный аспект классификации строительных материалов - их вес.
Основными субъектами ранка строительных материалов наряду являются: строительные организации (подрядчики), заводы-производители, региональные дилеры.
3.1 Общая характеристика деятельности фирмы
ООО «Регион Строй +» зарегистрировано в установленном порядке и осуществляет свою деятельность в соответствии с учредительными документами, в рамках действующего законодательства РФ, по свидетельству № 2472 от 03.12.1996 г. ОКПО 48301124. Согласно уставу общества с ограниченной ответственностью, участниками общества являются:
- Мигалкин Альберт Эдуардович.
- Якутское потребительское общество.
Предметом деятельности общества является:
- производство товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения;
- предоставление услуг предприятиям, организациям, объединениям и гражданам;
- закупка у населения,
производство и реализация
- оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами
- оптовая и розничная
торговля материально-
- рекламная деятельность, информационные услуги;
- иные виды деятельности,
не запрещенные
Торговое предприятие
осуществляет оперативный учет своей
деятельности, ведет бухгалтерскую
и статистическую отчетность в установленном
порядке и несет
Контроль финансово-
ООО «Регион Строй +» заключает договора по поставке товаров с предприятиями местной промышленности, с предприятиями за пределами республики, а также торговые соглашения с физическими лицами.
В состав ООО «Регион Строй +» входит 3 действующих предприятие розничной торговли, их торговая площадь составляет 1508 кв.м., из них в том числе 2 магазина приему заготовительных пунктов, 1 магазин «Хозяйственные товары», 1 «Электротовары».
2.2 Маркетинговый анализ деятельности ООО «Регион Строй +»
На основе статистических данных, данных из бухгалтерского баланса (приложение 5),сведений о торговой деятельности (приложение 6,7), сведений о материально-технической базе (приложение 3,4), сведений о численности работников и заработной плате работников (приложение 8,9) охарактеризуем конкурентоспособность и основные показатели деятельности, используя следующие формы табл. 3 и 4.
Таблица 3 - Информация об участии ООО «Регион Строй +» в розничном товарообороте района деятельности
Показатели |
Годы |
Динамика | |||
2010 |
2011 |
в % |
(+, - ) | ||
1 |
Численность населения, проживающего в районе деятельности ООО «Регион Строй +», тыс. чел. |
215 |
225 |
- |
- |
2 |
Розничный товарооборот района деятельности ООО «Регион Строй +», млн. руб. |
620,8 |
719,2 |
130,7 |
98,4 |
3 |
Розничный товарооборот ООО «Регион Строй +», тыс. руб. |
854557,2 |
945841,6 |
115 |
28284,4 |
3а |
*в том числе продажа |
180415,6 |
186442,5 |
103,3 |
6026,9 |
4 |
Удельный вес товарооборота ООО «Регион Строй +» (%) в розничном товарообороте района деятельности (стр 3 : 2) х 100% |
58,5 |
51,5 |
88 |
-7 |
5 |
Товарооборот на душу населения, тыс.руб. (3 : 1) |
12100 |
13925,3 |
115 |
1825,3 |
5а |
* в том числе продажа |
11640 |
12029 |
103 |
389 |
Таблица 4 - Основные показатели деятельности ООО «Регион Строй +» за 20010 год (суммы в тыс.руб.)
Показатели |
Годы |
Темп изменения, % |
Отклонения (+,-) | |
2010 |
2011 | |||
1. Розничный товарооборот в: а) действующих ценах; б)сопоставимых ценах. |
187557,2 187557,2 |
215841,6 194451,9 |
115 103,6 |
28284,4 6894,7 |
2.Ресурсы всего, в том числе: а) основные фонды; б) оборотные средства; в) фонд заработной платы. |
1425 34988 16706 |
1364 44449 19183,4 |
95 127 114,8 |
-61 9461 2477,4 |
3. Численность работников, чел. |
233 |
215 |
92,3 |
-18 |
4. Издержки обращения: а) в сумме; б) в % к обороту. |
35951 19 |
36746 17 |
102 89 |
795 -2 |
5. Прибыль: а) в сумме; б) в % к обороту. |
2431 1,3 |
2302 1,06 |
94,7 82 |
-129 -0,24 |
6. Среднемесячная заработная |
5975,1 |
8922,5 |
149 |
2947,4 |
7.Товарооборот в расчете на: а) 1 работника; б) 1 кв.м. торговой площади. |
804,9 116,2 |
1003,9 143,1 |
124,7 123 |
199 26,9 |
8. Индекс потребительских цен |
1,11 |
Товарооборот торгового предприятия является составной частью товарооборота г. Якутска, этому свидетельствуют высокие показатели удельного веса товарооборота предприятия в розничном товарообороте района 58,5% в 2010 г., но снизившийся в 2011 г. на 7%. Товарооборот предприятия в отчетном году составил 615841,6 тыс. руб. По сравнению с предшествующим годом он увеличился на 15%, а в сопоставимых ценах на 3,6 %.
В отчетном году произошло снижение стоимости основных фондов по сравнению с предшествующим на 5%. С положительным результатом произошли отклонения по оборотным средствам в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 27%, а так же в фонде заработной платы на 14,8 % в отчетном году по сравнению с предшествующими.
В отчетном году количество торговых площадей снизилось, но при этом не снизилась эффективность использования торговых площадей. Так товарооборот на 1 квадратный метр увеличился на 23% и составил 143,1 тыс. руб.
Прибыль за вычетом материальных
и приравненных к ним затрат, после
выполнения обязательств перед бюджетом,
банками и контрагентами
Балансовая прибыль за отчетный год составила 2302 тыс. руб., что на 94,7% ниже, чем в предыдущем году.
Издержки обращения
в % отношении к обороту
Предприятие самостоятельно устанавливает размер средств, направляемых на оплату труда и ее размер.
Фонд заработной платы
торгового предприятия в
Такова краткая характеристика внешней и внутренней среды обитания исследуемого предприятия. Далее проведём маркетинговый анализ его деятельности за последние годы.
Таблица 5
SWOT |
Внутренняя среда | ||
Сильные стороны компании 1. Наличие помещения для торговли 2. Наличие денежных средств 3. Наличие оборудования 4. Большой ассортимент товара 5. Наличие складских помещений 6. Квалифицированные работники |
Слабые стороны компании 1. Необходимость платить за аренду и зарплату персоналу 2. Зависимость от поставщиков 3.Ограниченность денежных средств | ||
Внешняя среда |
Возможности 1. Развитие сети розничной торговли. 2. Отсутствие конкурентов вблизи магазинов ООО «Регион Строй +». ЗАТО (конкуренция ограничена пределами нашего посёлка) |
Поле сильных сторон и возможностей 1. Строительство собственных розничных магазинов |
Поле слабых сторон и возможностей 1. Отсутствие конкурентов благотворно влияет на предприятие, учитывая даже его слабые стороны |
Угрозы 1. Общий экономический спад (уменьшение
средней покупательской 2. Высокие темпы инфляции |
Поле сильных сторон и угроз 1. Сильная материально-техническая база способствует устойчивости во время экономического спада |
Поле слабых сторон и угроз 1. Неблагоприятное положение в экономике страны и слабые стороны предприятия могут привести к его гибели |