Маркетинговый анализ деятельности рынка строительных материалов (на примере ООО «РЕГИОН СТРОЙ +»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 04:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является маркетинговый анализ деятельности рынка.
Исходя из целей курсовой работы требуется решить следующие задачи:
-определить понятие маркетинговый анализ и факторы влияющие на ее состояние
-изучить методы оценки маркетингового анализа предприятия
-провести анализ факторов, влияющих на повышение маркетинговой деятельности предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЫНКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Теоретические основы маркетинговых исследований…………………….3
1.2 Этапы исследования рынка………………………………………………….7
1.3 Процедура маркетингового исследования рынка……………………….…9
ГЛАВА 2. РЫНОК СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ: ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ
2.1 Основные подходы и методы исследования рынка строительных материалов……………………………………………………………………….17
2.1 Рынок строительных материалов: понятие, субъекты, сегментация….....21
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЫНКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
3.1 Общая характеристика деятельности фирмы …………………………….22
3.2 Маркетинговый анализ деятельности ООО «Регион Строй +»………….24
3.3 SWOT-анализ………………………………………………………………..26
3.4 Рекомендации совершенствования маркетинговой деятельности предприятия…………………………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая маркетинг.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

В качестве признаков  выбранных для сегментации рынка  могут быть взяты физические характеристики продукции, за которыми стоят однородные группы приобретателей, как, например натуральная черепица и элитное жилье.

На рынке строительных материалов по их функциональному назначению выделяются два основных сегмента: материалы для плоских кровель и материалы для скатных кровель. Доли строительных материалов для плоских и для скатных крыш в натуральном выражении примерно равны (52 и 48% соответственно), лишь незначительно по отношению к материалам для скатных крыш преобладают материалы для плоских крыш.

Углубляя сегментацию  можно отметить, что в скатных  кровлях широко используется шифер, его доля в объеме производства превышает 50%, однако в последние годы характеризуется тенденцией к снижению. Вторую по величине долю в объеме производства занимает кровельное железо — до 20%.

Таким образом, критерии сегментации не могут быть заданы априори и навсегда затвержены. Главное в том, чтобы представители сегмента действительно представляли собой однородное по своим представителями и требования сообщество потребителей и являлись достаточным множеством для выявления закономерных тенденций в их поведении.

Сегментация рынка является основной для следующего этапа исследования рынка – позиционирования, объектом которого может быть как фирма  и ее услуги, так и отдельный  вид продукции.

Позиционирование – отнесение  какого-либо продукта к определенному сегменту рынка, а также определение и «высвечивание» его места в рамках сегмента.

В качестве продукта при этом может  выступать и кровельные материалы, и предлагаемая клиентам услуга по установке и монтажу.

Позиционируя продукт, предприниматель должен показать его место на рынке (принадлежность к определенному сегменту) и одновременно его отличие от уже имеющихся на рынке, те его достоинства, которые отсутствуют у аналогичных объектов, его «изюминку».

Как и сегментация, позиционирование имеет двоякое значение. Во-первых, определение места продукта на рынке является основанием для разработки концепции продвижения объекта на рынок – определение каналов продвижения, способов и средств рекламы, разработки ценовой политики. Во-вторых, позиционирование направлено на клиента и призвано сформировать у него определенный образ продукта.

Разумеется, и сегментация рынка, и позиционирование продукта – все  это лишь инструменты, которые используются для достижения главной задачи –  принятия оптимального экономического решения, приносящего максимальный доход предпринимателю.

Их значение состоит  прежде всего в том, чтобы физические характеристики (качество) создаваемых (продаваемых) объектов соответствовали их экономическим характеристикам (цене, доходу) и представлениям потребителей предлагаемых к реализации объектов, что может кратко выражено в виде следующей простейшей формулы: качество=цене=потребителю.

Например, на рынке строительных материалов, выделяя определенный сегмент рынка в качестве сферы своей активности, производитель должен выявить тот уровень требований, который потребители предъявляют к продукту (например, к характеристикам кровли в данном сегменте), исходя из этого принять те или иные технические и инвестиционные решения, определить стоимостные характеристики, сравнить их с возможностями потенциальных потребителей. Реально эта операция может проводится несколько раз для того, чтобы сбалансировать все составляющие приведенной выше формулы.

Использование сегментации  как инструмента при формировании модели поведения предпринимателя  позволяет рационализировать свое экономическое поведение, избежать лишних издержек, правильно избрать способы продвижения своего продукта.

2.2 Рынок строительных материалов: понятие, субъекты, сегментация

 

Рынок, это совокупность субъектов отношений и обмена товарами и услугами (продавцов, покупателей, посредников) и социально-экономических  отношений между ними; совокупность существующих и потенциальных покупателей товара; сфера обмена товарами определенного вида на определенной территории. Спрос на строительные материалы, в том числе связано с темпами развития рынка недвижимости, а именно со строительством новых объектов, реконструкцией и ремонтом. Данные рынки являются тесно взаимосвязанными.

Благодаря возрождающимся инвестиционным процессам строительный рынок Якутска заметно активизировался. Конкуренция, в котором приобретает все более острые формы. Уже сейчас можно смело утверждать, что традиционные строительные материалы вытесняются с рынка новыми, более современными их видами. Во многих сегментах рынка все более прочные позиции занимают отечественные производители, зачастую "поднявшиеся" на благодатном грунте торгового капитала, заработанного фирмами-импортерами

В целом, потребление строительных материалов складывается как из потребностей обеспечения нового строительства, так и из потребностей поддержания существующего фонда в рабочем состоянии.

Сегодня на рынке предлагается большое разнообразие отечественных  и зарубежных строительных материалов. Это, с одной стороны, открывает перед потребителями и проектировщиками огромные возможности, но с другой - затрудняет проблему выбора.

Еще один важный аспект классификации строительных материалов - их вес.

Основными субъектами ранка строительных материалов наряду являются: строительные организации (подрядчики), заводы-производители, региональные дилеры.

 

ГЛАВА 3. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

3.1 Общая характеристика деятельности фирмы

 

ООО «Регион Строй +» зарегистрировано в установленном порядке и осуществляет свою деятельность в соответствии с учредительными документами, в рамках действующего законодательства РФ, по свидетельству № 2472 от 03.12.1996 г. ОКПО 48301124. Согласно уставу общества с ограниченной ответственностью, участниками общества являются:

- Мигалкин Альберт Эдуардович.

- Якутское потребительское общество.

Предметом деятельности общества является:

- производство товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения;

- предоставление услуг  предприятиям, организациям, объединениям  и гражданам;

- закупка у населения,  производство и реализация сельскохозяйственной  продукции;

- оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами

- оптовая и розничная  торговля материально-техническими  ресурсами;

- рекламная деятельность, информационные услуги;

- иные виды деятельности, не запрещенные законодательством  Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)

Торговое предприятие  осуществляет оперативный учет своей  деятельности, ведет бухгалтерскую  и статистическую отчетность в установленном  порядке и несет ответственность  за её достоверность.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляют налоговые, финансовые и другие государственные органы.

ООО «Регион Строй +» заключает договора по поставке товаров с предприятиями местной промышленности, с предприятиями за пределами республики, а также торговые соглашения с физическими лицами.

В состав ООО «Регион Строй +» входит 3 действующих предприятие розничной торговли, их торговая площадь составляет 1508 кв.м., из них в том числе 2 магазина приему заготовительных пунктов, 1 магазин «Хозяйственные товары», 1 «Электротовары».

 

2.2 Маркетинговый анализ деятельности ООО «Регион Строй +»

 

На основе статистических данных, данных из бухгалтерского баланса (приложение 5),сведений о торговой деятельности (приложение 6,7), сведений о материально-технической базе (приложение 3,4), сведений о численности работников и заработной плате работников (приложение 8,9) охарактеризуем конкурентоспособность и основные показатели деятельности, используя следующие формы табл. 3 и 4.

 

Таблица 3 - Информация об участии ООО «Регион Строй +» в розничном товарообороте района деятельности

 

Показатели

Годы

Динамика

2010

2011

в %

(+, - )

1

Численность населения, проживающего в районе деятельности ООО «Регион Строй +», тыс. чел.

215

225

-

-

2

Розничный товарооборот района деятельности ООО «Регион Строй +», млн. руб.

620,8

719,2

130,7

98,4

3

Розничный товарооборот ООО «Регион Строй +», тыс. руб.

854557,2

945841,6

115

28284,4

*в том числе продажа продовольственных  товаров

180415,6

186442,5

103,3

6026,9

4

Удельный вес товарооборота  ООО «Регион Строй +» (%) в розничном товарообороте района деятельности (стр 3 : 2) х 100%

58,5

51,5

88

-7

5

Товарооборот на душу населения, тыс.руб. (3 : 1)

12100

13925,3

115

1825,3

* в том числе продажа продовольственных  товаров на душу населения,  тыс.руб. (стр 3а : 1)

11640

12029

103

389


 

Таблица 4 - Основные показатели деятельности ООО «Регион Строй +» за 20010 год (суммы в тыс.руб.)

Показатели

Годы

Темп изменения, %

Отклонения (+,-)

2010

2011

1. Розничный товарооборот в:

а) действующих ценах;

б)сопоставимых ценах.

 

187557,2

187557,2

 

215841,6

194451,9

 

115

103,6

 

28284,4

6894,7

2.Ресурсы всего, в том числе:

а) основные фонды;

б) оборотные средства;

в) фонд заработной платы.

1425

34988

16706

 

1364

44449

19183,4

 

95

127

114,8

 

-61

9461

2477,4

3. Численность работников, чел.

233

215

92,3

-18

4. Издержки обращения:

а) в сумме;

б) в % к обороту.

 

35951

19

 

36746

17

 

102

89

 

795

-2

5. Прибыль:

а) в сумме;

б) в % к обороту.

 

2431

1,3

 

2302

1,06

 

94,7

82

 

-129

-0,24

6. Среднемесячная заработная плата,  руб.

5975,1

8922,5

149

2947,4

7.Товарооборот в расчете на:

а) 1 работника;

б) 1 кв.м. торговой площади.

 

804,9

116,2

 

1003,9

143,1

 

124,7

123

 

199

26,9

8. Индекс потребительских цен 

 

1,11

   

 

Товарооборот торгового  предприятия является составной частью товарооборота г. Якутска, этому свидетельствуют высокие показатели удельного веса товарооборота предприятия в розничном товарообороте района 58,5% в 2010 г., но снизившийся в 2011 г. на 7%. Товарооборот предприятия в отчетном году составил 615841,6 тыс. руб. По сравнению с предшествующим годом он увеличился на 15%, а в сопоставимых ценах на 3,6 %.

В отчетном году произошло  снижение стоимости основных фондов по сравнению с предшествующим на 5%. С положительным результатом  произошли отклонения по оборотным  средствам в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 27%, а так же в фонде заработной платы на 14,8 % в отчетном году по сравнению с предшествующими.

В отчетном году количество торговых площадей снизилось, но при  этом не снизилась эффективность  использования торговых площадей. Так  товарооборот на 1 квадратный метр увеличился на 23% и составил 143,1 тыс. руб.

Прибыль за вычетом материальных и приравненных к ним затрат, после  выполнения обязательств перед бюджетом, банками и контрагентами остается в расположении предприятия и  используется самостоятельно.

Балансовая прибыль  за отчетный год составила 2302 тыс. руб., что на 94,7% ниже, чем в предыдущем году.

Издержки обращения  в % отношении к обороту сократились  на 2%.

Предприятие самостоятельно устанавливает размер средств, направляемых на оплату труда и ее размер.

Фонд заработной платы  торгового предприятия в отчетном году составил 19183,4 тыс. руб. Среднемесячная зарплата 1 работника 8922,5 руб., она увеличилась  по сравнению с предшествующим годом  на 49%. В то время как товарооборот на одного работника составил 1003,9 тыс. руб. и увеличился 24,7%.

Такова краткая характеристика внешней и внутренней среды обитания исследуемого предприятия. Далее проведём маркетинговый анализ его деятельности за последние годы.

3.3 SWOT-анализ

Проведем SWOT-анализ – анализ сильных и слабых сторон организации в благоприятных и неблагоприятных условиях внешнего окружения и конкурентной среды табл. 5.

 

Таблица 5

SWOT

Внутренняя среда

Сильные стороны компании

1. Наличие помещения для торговли

2. Наличие денежных средств

3. Наличие оборудования

4. Большой ассортимент товара

5. Наличие складских помещений

6. Квалифицированные работники

Слабые стороны компании

1. Необходимость платить за аренду и зарплату персоналу

2. Зависимость от поставщиков

3.Ограниченность  денежных средств

Внешняя среда

Возможности

1. Развитие сети розничной торговли.

2. Отсутствие конкурентов вблизи  магазинов ООО «Регион Строй +».

ЗАТО (конкуренция ограничена пределами  нашего посёлка)

Поле сильных сторон и возможностей

1. Строительство собственных розничных магазинов

Поле слабых сторон и возможностей

1. Отсутствие конкурентов благотворно влияет на предприятие, учитывая даже его слабые стороны

Угрозы

1. Общий экономический спад (уменьшение  средней покупательской способности  у потребителей)

2. Высокие темпы инфляции

Поле сильных сторон и угроз

1. Сильная материально-техническая база способствует устойчивости во время экономического спада

Поле слабых сторон и угроз

1. Неблагоприятное положение в экономике страны и слабые стороны предприятия могут привести к его гибели

Информация о работе Маркетинговый анализ деятельности рынка строительных материалов (на примере ООО «РЕГИОН СТРОЙ +»)