Маркетинговый анализ деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Эффективное функционирование бизнеса как системы определяется качеством управления, способностью своевременно создавать условия для высокой мобильности и развития с требуемыми технико-экономическими показателями, а также обеспечивать выживаемость и конкурентоспособность отрасли в целом и отдельных ее структур в частности.
Маркетинг в рыночных условиях - это деятельность по планированию и разработке товаров и услуг, их продаже и продвижению на рынке, стимулированию на них спроса и ценообразования.

Файлы: 1 файл

Маркетинговый анализ деятельности предприятия ОАО РЖД.doc

— 687.50 Кб (Скачать)

За прошедший год производительность труда белорусских железнодорожников возросла на 18,4 процента, а московских – на 8,2 процента. Выручка от перевозок грузов и пассажиров увеличилась на Белорусской железной дороге на 17,8 процентов, а на Московской – на 14,2 процента. Грузооборот возрос на Белорусской железной дороге – на 4,8 процента, на Московской – на 8,2.

В результате победителями производственного соревнования между трудовыми коллективами Московской и Белорусской железных дорог в 2007 году были признаны следующие коллективы: Смоленское отделение Московской железной дороги, ст. Брянск-Льговский, Оршанская дистанция пути, локомотивное депо Брянск-2, вагонное депо Орша. В результате в производственном соревновании 2007 года победила Московская железная дорога-филиал ОАО «РЖД».

4 марта в управлении Белорусской  железной дороги были подписаны  и условия трудового соперничества  на 2008 год. Причем в этом году  в соревновании будут участвовать уже три дороги – к белорусам и россиянам присоединились железнодорожники Украины — коллектив Юго-Западной железной дороги.

По подписанным условиям со стороны Московской железной дороги в производственном соревновании примет участие сама дорога, а так же следующие ее предприятия: Смоленское и Брянское отделения дороги, станция Смоленск - Сортировочный, станция Брянск - Льговский, Смоленская дистанция пути, Унечская дистанция пути, Брянск - Льговская дистанция пути, локомотивное депо Смоленск, локомотивное депо Брянск-2, эксплутационное вагонное депо Смоленск, эксплуатационное вагонное депо Брянск.

Неоднократное участие в подобных мероприятиях говорит о том, что Смоленское отделение удерживает лидирующее положение среди остальных отделений Московской дороги по основным производственным показателям.

Работа в рыночных условиях заставляет железнодорожников больше внимания уделять срочности перевозок. Для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта всё планирование и регулирование эксплуатационной работы осуществляется с учётом обеспечения необходимого качества транспортного обслуживания.

Разрабатывая график движения и план формирования поездов, устанавливая нормативы состава поезда, регулируя потоки гружёных и порожних вагонов, руководство Московско-Смоленского отделения дороги детально просчитывает, как то или иное решение отразится на качестве перевозок. В существующих условиях, когда общий рост перевозок сочетается с их значительной неравномерностью, обеспечить высокое качество транспортного обслуживания одновременно с экономией эксплуатационных расходов можно лишь на основе комплексного планирования и управления транспортными ресурсами, прежде всего, пропускной и провозной способностью железных дорог.

Также одной из важнейших проблем в железнодорожном транспорте является повышение уровня комфортабельности и качества обслуживания. Россия пока что отстает от европейского уровня, но, тем не менее, делает правильные шаги в этом направлении. Этому есть подтверждение - создание электропоездов 4-го поколения -  электропоезда пригородного сообщения ЭМ2И-001 "Московский" и ЭМ4-001 "Спутник". Начиная с 1 января 2004 года запущено движение по нескольким направлениям: Москва-Шереметьево, Москва -Мытищи и др.

Совокупный эффект от реализации проекта для ОАО «РЖД» состоит в следующем:

- повышение конкурентоспособности пригородных железнодорожных перевозок по сравнению с альтернативными видами транспорта;

- повышение скорости, комфортности, надежности и безопасности перевозок, что положительно воздействует на экономику Москвы и Московской области и обеспечивает решение социального вопроса улучшения транспортного обслуживания и занятости трудоспособного населения;

- снижение эксплуатационных затрат отрасли по пригородным пассажирским перевозкам.

Расчёты, проведенные в МИИТе показали, что срок окупаемости данного проекта составляет 12%, при этом убыточность пригородных перевозок на участке Москва – Мытищи сокращается с -71,2% до -6,5% за счет высокой доходности поездов тактового графика, работающих рентабельно, и системы контроля пропуска пассажиров.

При создании данной серии электропоездов использованы более 200 технических новшеств, которые позволят повысить надежность, безопасность, скорость, комфорт, экономическую эффективность пригородных пассажирских перевозок. В новых поездах увеличена зона обзора в кабине машиниста. Лобовое и боковые стекла снабжены электрообогревом с автоматическим регулированием температуры в зависимости от погодных условий. Кабина оснащена современными приборами безопасности движения, средствами диагностики, системой видеонаблюдения. При создании пассажирского вагона использованы негорючие материалы и стеклопакеты из бронестекла. Вагон оснащен улучшенными системами вентиляции, отопления, оповещения и связи. Салон оборудован эргономичными креслами и биотуалетами. Средняя скорость таких поездов составляет 120 км/ч.

Развитие конкуренции на железнодорожном транспорте является важнейшим фактором снижения транспортных расходов. Между тем специфика российских железных дорог, ограничивающая конкуренцию, заключается в том, что из-за размеров территории и уровня развития транспортной сети для перемещения грузов на значительные расстояния железные дороги, по существу, не конкурируют с другими видами транспорта, практически невозможно и конкуренция при перевозках грузов по параллельным направлениям.

В связи с этим создание конкурентной среды возможно в основном за счёт различий в условиях доставки грузов и пассажиров, предлагаемых разными компаниями на одних и тех же железнодорожных линиях.

Рынок диктует свои условия, подчас довольно жесткие. Компании, в значительной степени контролируемой государством, вдвойне тяжело конкурировать — ведь ей приходится удовлетворять как требованиям государства, так и запросам частных клиентов.

 

2.3 Проблемы и перспективы предприятия в текущем периоде

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортного комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение.

Коренные изменения в общественно-политической и экономической жизни России, произошедшие за последние 15 лет, самым существенным образом отразились на работе железнодорожного транспорта. В процессе адаптации к новым рыночным условиям железнодорожный транспорт перешел в новую организационную форму Открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Разработана и утверждена Концепция стратегической программы развития ОАО «РЖД». Основными направлениями реализации стратегии развития ОАО «РЖД».

Рыночная экономика резко изменила традиционную систему, когда транспорт, в том числе и железнодорожный, работая с низкими тарифами, дотировался из государственною бюджета. Реформы в экономике России привели к развитию кризисных явлений, поставили в тяжелейшие условия функционирование железных дорог страны и, прежде всего, к снижению их доходов от перевозок.

Кроме того, параллельно процесс сопровождался постоянным ростом цен на потребляемую транспортом продукцию и в первую очередь — энергоносители.

Все это, в конечном счете, и привело к значительному снижению экономической и финансовой устойчивости работы железных дорог, сокращению инвестиций, а также темпов обновления технической базы железнодорожного транспорта.

В этих условиях на железных дорогах на первый план выходят проблемы стабилизации и экономичности работы, рационального пропуска вагоно- и поездопотоков по направлениям сети железных дорог с учетом минимального разрыва между тарифными и эксплуатационными тонно-километрами. Фактор экономии эксплуатационных расходов сегодня вышел на первый план.

Стабилизация работы железнодорожного транспорта в условиях рыночных отношений во многом зависит от развития современных методов управления, создания и внедрения экономичных технологий перевозочного процесса, ориентированных на сокращение эксплуатационных затрат и максимальную доходность железных дорог, обеспечивающую их стабильность.

Сложность финансового положения усугубляется опережающими темпами роста цен на потребляемые железнодорожным транспортом ресурсы. Уровень доходной ставки по перевозкам (т.е. реально взимаемая средняя величина провозных платежей на единицу работы) постоянно отстает от роста цен на рельсы, подвижной состав, топливо, электроэнергию и т.д. Резкое отставание обозначилось в 1995 г. и особенно в 1996 г. после принятия правительственных решений по сдерживанию индексации железнодорожных тарифов без распространения аналогичного порядка на базовые отрасли, снабжающие перевозки материально-техническими ресурсами. За этот период на электроэнергию, потребляемую железнодорожным транспортом, доходная ставка возросла в 20032 раза.

При этом следует заметить, что тариф на электроэнергию для железных дорог на 40% выше, чем для промышленных потребителей, т.е. регионы перекладывали бремя расходов по этой статье на предприятия железнодорожного транспорта. Важность этой проблемы вытекает из того, что в настоящее время около 75% объема перевозочной работы выполняется на полигоне электрической тяги.

Значительно возросли цены на рельсы в 18026 раз, на пассажирские вагоны — в 30873 раза, на дизельное топливо -14861 раз и т.д.

Существенное влияние на финансовое положение отрасли оказывала убыточность пассажирских перевозок. В 2003 году убытки составили 14,7 трлн. руб., в то время как до 1990 года эти перевозки были прибыльными. Покрытие убытков от пассажирских перевозок позволило бы снизить на 20% грузовые тарифы при условии дотаций на дальние пассажирские перевозки из федерального бюджета, а на пригородные — из региональных бюджетов.

Существенное осложнение в освоении растущих объёмов перевозок вызывается также плохой организацией путевых работ и регулировочной дисциплиной с порожними вагонами. Поэтому главным для всех дорог становится повышение качества эксплуатационной работы, улучшение технического состояния и использования технических средств, и, прежде всего, вагонного парка.

Экономические трудности вынудили резко сократить закупки грузовых вагонов. Следует особо считаться с тем, что ситуация с закупками подвижного состава определяет перспективы и даже судьбу заводов транспортного машиностроения. Их потеря, консервация или перевод на производство продукции иного профиля скажутся в перспективе не только в части проблем железнодорожного транспорта, но и на экономической безопасности государства в целом.

Железнодорожные перевозки в значительной мере влияют на состояние российской экономики. В связи с географическими условиями страны и особенностями размещения производства основные объёмы перевозок товаров выполняются железнодорожным транспортом, а средняя дальность перевозок в РФ в 3-5 раз выше, чем в Западной Европе. В настоящее время наблюдается подъём работы дороги.

Рост грузовых перевозок в последние годы выявил ряд резервов, способных повысить эффективность работы сети. Прежде всего, это отсутствие мобильных резервов по контингенту локомотивных бригад, работников ПТО и технологии наращивания этого контингента. Практика показала, что резерв по этим профессиям должен держаться в ремонтных цехах и при росте объёмов работы перемещаться в эксплуатацию с их заменой в ремонте за счёт временных работников, нанимаемых по контрактам.

В графике 2007-2008 гг. для перехода на более качественный уровень транспортного обслуживания пассажиров железными дорогами предстоит выполнить большой объём работы и, прежде всего, на приоритетных направлениях по достижению маршрутной скорости пассажирских поездов до 90 км/ч.

В настоящее время, когда объёмы перевозок пассажиров достигли своих максимальных размеров, выявляются резервы роста провозной способности целых направлений. Особое внимание следует обратить на культурное составление поездов и уровень обслуживания в них.

В связи с ростом пассажирских перевозок задействован парк вагонов, который длительное время не использовался. На некоторых дорогах не созданы элементарные удобства, не выполняются санитарные нормы.

Выполнение объёмных показателей погрузки, грузооборота и пассажирооборота служит основой получения экономических и финансовых результатов работы отрасли. В 2006 году без индексации тарифов получен прирост доходов около 30%, а по грузовым перевозкам они возросли на 18 млрд. рублей.

Состояние и уровень развития железных дорог непосредственно влияют на динамику экономической активности в стране. Ведь железнодорожный транспорт является крупнейшим потребителем изделий из металла, различных машин и оборудования, других технических средств, выпускаемых отечественной промышленностью, и она может и должна оказать железнодорожникам помощь в повышении мощностей стальных магистралей.

ОАО «РЖД» является самым большим заказчиком транспортного машиностроения и можно привести много примеров налаживания тесных партнерских отношений с заводами этой отрасли. Так, в июле 2003 г. состоялась встреча с руководителями Республики Татарстан и Камского автомобильного завода. Были обсуждены вопросы производства на «КамАЗе» подвижного состава и запасных частей к нему, принято решение о подготовке соглашения о выпуске 50 тыс. автосцепок и поглощающих аппаратов в год и крупного литья для грузовых вагонов.

Исходя из приведённой выше оценки работы отрасли  и прогнозных показателей развития и экономики, железным дорогам следует сконцентрировать свои усилия на решении следующих задач:

Информация о работе Маркетинговый анализ деятельности предприятия