Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 22:34, курсовая работа
Эффективное функционирование бизнеса как системы определяется качеством управления, способностью своевременно создавать условия для высокой мобильности и развития с требуемыми технико-экономическими показателями, а также обеспечивать выживаемость и конкурентоспособность отрасли в целом и отдельных ее структур в частности.
Маркетинг в рыночных условиях - это деятельность по планированию и разработке товаров и услуг, их продаже и продвижению на рынке, стимулированию на них спроса и ценообразования.
Анализ показателей эффективности продаж поможет менеджерам принять соответствующие меры. Например, если продажи в одном регионе более эффективны, чем в других, менеджер может прибегнуть к следующим мерам: организовать рекламную кампанию, активизировать стимулирование отстающих по показателям регионов к более эффективной деятельности по сбыту.
Сравнение фактических и плановых показателей возможно провести из подробных прогнозов продаж: по территориям; продуктам; покупателям и агентствам. В прогнозах устанавливается норма объема продаж, с которой потом сравниваются фактические результаты. Анализ продаж - один из самых дешевых и самых важных источников маркетинговой информации.
К внешним источникам информации относятся: официально опубликованные отчеты фирм по показателям продаж, ценам (прайс-листы); издания государственных органов; книги и периодические издания (газеты и журналы); официальные статистические материалы, предоставляющие данные о демографических (перепись населения), экономических, социальных и других аспектах; рекламные материалы об услугах коммерческих организаций.
Публикации предоставляют данные о размере рынка, долях рынка различных компаний, предпочтениях потребителей и их поведении, а также буклеты и брошюры по характеристикам предлагаемого товара. Использование государственных статистических данных дает фирме информацию о потенциальных потребителях, их покупательной способности, размере рынка, о социодемографических характеристиках населения (доход на человека).
Вторичные данные служат отправной точкой исследования, Если найдены подходящие вторичные источники информации, то можно сэкономить большое количество денег и времени. Низкая стоимость вторичной информации является бесспорным преимуществом этого источника. Когда доступны вторичные источники, не приходится составлять и печатать анкеты, нанимать интервьюеров, оплачивать транспортные расходы и кодирование информации. Вторичные данные также могут быть собраны намного быстрее, чем первичные.
Вторичные данные имеют и свои недостатки, основной из которых - их устареваемость. Например, перепись населения проводится каждые 10 лет; к концу этого периода данные по населению могут измениться и уже будут не так полезны.
Когда невозможно почерпнуть информацию из имеющихся вторичных источников или когда имеющаяся информация устарела или ее недостаточно для решения изучаемой проблемы, или имеются сомнения в ее достоверности, необходимо обратиться к первичным данным (полученным из первых рук). Если необходимо получить информацию, касающуюся мнений клиентов, то целесообразно обратиться к первоисточнику, т.е. опросить непосредственно потенциальных покупателей. Как уже было отмечено ранее, прибегать к сбору первичных данных необходимо только после того, как была изучена имеющаяся по данной проблеме информация из вторичных источников.
На основе собранной информации формируется маркетинговая стратегия фирмы.
Стратегия бизнеса неразрывно связана с маркетингом, потому что в нем она находит конкретное воплощение в виде товаров и услуг, ориентированных на целевую потребительскую аудиторию. Процесс поиска подобной аудитории, еще называют «таргетированием», и от него во многом зависит успех любого проекта по выводу новой продукции на рынок.10
Однако недостаточно просто понять, для удовлетворения какой части населения создается продукт. При этом также необходимо разработать его модификации для различных потребительских сегментов, с тем, чтобы увеличить присутствие компании на рынке. Это послужит дополнительным стимулом для проведения диверсификации продуктовых линеек конкурентами и расширит ассортимент товаров и услуг в целом, отчего в выигрыше окажутся все участники экономических отношений.
Стратегия поведения фирмы на рынке определяется конкурентоспособностью фирмы и ее товаров, уровнем научно-технического и ресурсного потенциала фирмы на основе анализа сетки развития товара и рынка (рис. 1.1).11
Существующие рынки
Новые рынки
Рис.1.1. Выявление новых рынков с помощью сетки развития товара и рынка
Самой дешевой стратегией является 1-ая, по которой нет необходимости разрабатывать новый товар и искать новые рынки. Эта стратегия может быть реализована только для конкурентоспособного товара, выпускаемого фирмой. Для неконкурентоспособного товара возможны стратегии 3 или 4.
Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую: к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара.12
Указанное превосходство является, таким образом, относительным, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Этот самый опасный конкурент называется приоритетным.
Процесс сегментации имеет для фирмы стратегическое значение, поскольку приводит к определению области ее деятельности и к идентификации факторов, ключевых для достижения успеха на выбранных рынках. Способность сегментировать рынок - одно из самых главных умений, которым должна обладать фирма.
Относительное превосходство конкурента может быть обусловлено различными факторами. В общем виде эти факторы можно сгруппировать в две широкие категории, исходя из создаваемых ими преимуществ, которые могут быть внутренними и внешними.
Конкурентное преимущество называется «внешним», если оно основано на отличительных
качествах товара, которые образуют ценность
для покупателя за счет либо сокращения
издержек, либо повышения эффективности.
Внешнее конкурентное преимущество, следовательно,
увеличивает «рыночную силу» фирмы в том
смысле, что она может заставить рынок
принять цену продаж выше, чем у приоритетного
конкурента, не обеспечивающего соответствующего
отличительного качества. Стратегия, вытекающая
из внешнего конкурентного преимущества,
- это стратегия дифференциации, которая
опирается на маркетинговое ноу-хау фирмы,
ее превосходство в выявлении и удовлетворении
ожиданий покупателей недовольных существующими
товарами.
Конкурентное преимущество является «внутренним», если оно базируется на
превосходстве фирмы в отношении издержек
производства, управления фирмой или товаром,
которое создает «ценность для изготовителя»,
позволяющую добиться себестоимости меньшей,
чем у конкурента.
Внутреннее конкурентное преимущество
- это следствие более высокой «производительности»,
которая обеспечивает фирме большую рентабельность
и большую устойчивость к снижению цены
продаж, навязываемому рынком или конкуренцией.
Стратегия, основанная на внутреннем конкурентном
преимуществе, - это стратегия доминирования
по издержкам, которая базируется главным
образом на организационном и производственном
ноу-хау фирмы.
Эти два типа конкурентного преимущества, имеющие разное происхождение и различную природу часто оказываются несовместимыми, поскольку требуют существенно различающихся навыков и культуры.13
Действия, которые сегодня согласно статистике относятся к классу услуг, довольно разнообразны. Они направлены на разные объекты, имеют различную целевую аудиторию, чувствительность к продвижению, эластичность спроса по цене, различаются по степени осязаемости, возможности транспортировки и хранения. Исполнение одних услуг зависит в большей степени от использования технологических разработок и изобретений, других — от таланта и мастерства того, кто оказывает услугу, и т.п. Существующие классификации фиксируют услуги по мере их появления, но не предлагают возможности разделения их по типам. Например, одним из таких критериев могло бы стать наличие элементов процесса производства при выполнении услуг. Такая типологизация была бы важна при разработке маркетинговой стратегии.
Несмотря на повышенное внимание экономической науки к сфере услуг, до сих пор отсутствует единое мнение относительно маркетинга услуг.
По определению, маркетинг — это концепция производства, в основе которой лежит ориентация производителя товара на потребности пользователя.
Разделение маркетинга вещей и маркетинга услуг нецелесообразно по следующим причинам: 1) различение проводится по исключительно спорному критерию (материальность продукции); 2) большая часть реализуемых на практике сбытовых процессов заранее сориентирована на услуги или характеризуется «типичными» признаками маркетинга услуг, что выражается, например, в сбыте намечаемой к производству, а не готовой продукции, а также в процессах интеграции внешних, то есть предоставляемых клиентом, факторов производства.
Специфика услуг, например их процессный характер, неосязаемость, невозможность хранения и транспортировки, находит свое отражение в системе маркетинга, которую использует предприятие сферы обслуживания.
Действия, которые можно назвать услугами, многочисленны и разнообразны, так же как и объекты, на которые направлены эти действия. Часто приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами, и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами.
На основании различных определений и классификаций можно дать следующее определение: услуга - это экономическое благо в форме деятельности; это действие (или последовательность действий), цель которого - повышение потребительской полезности объекта, на который направлено данное действие, а задача - воздействие на этот объект.14
Данное определение может помочь предприятию, решающему практические задачи, например, задачу разработки и внедрения эффективной маркетинговой стратегии. С точки зрения маркетинга одними из ключевых критериев будут объект услуги, связанность услуги с материально-вещественным продуктом, задействованность персонала и использование технологии при оказании услуги. Те процессы, которые относятся к услугам и подходят под данное определение, имеют различные показатели по данным критериям.
Первая ступень разработки стратегии развития предприятия, осуществляющего деятельность в сфере услуг, заключается в уточнении природы удерживаемого конкурентного преимущества, которое становится базой для дальнейших стратегических и тактических шагов.
Причины создания особой системы маркетинга в сервисной фирме заключаются в том, что, прежде всего, покупатель присутствует (участвует) в процессе оказания услуги, и процесс оказания услуги для него настолько же важен, как и результат. Это обусловливает особые требования к персоналу и системе контроля качества. Невозможность хранения услуг требует точных расчетов возможностей предприятий в сфере предоставляемых услуг и выборе наиболее подходящей стратегии.
Основой проведения исследований рынка является разработка и реализация маркетинговой стратегии. Она представляет собой способ действия по достижению маркетинговых целей, главной из которых является создание потребительского спроса через повышение качества продукции.
Для планирования ее конкурентоспособности используют корпоративные стратегии, определяющие способ взаимодействия с рынком и согласования потенциала предприятия с его требованиями (рис.1.2).15
Корпоративный уровень |
Функциональный уровень |
Инструментальный уровень |
Портфельные стратегии; стратегии роста; конкурентные стратегии |
Стратегии сегментации; стратегии позиционирования; стратегии комплекса маркетинга |
Продуктовые стратегии; ценовые стратегии; стратегии распределения; стратегии продвижения |
Разработка плана действий |
План мероприятий |
Затраты |
Рис.1.2. Система маркетинговых стратегий
На рисунке показаны три направления работ, которые делятся соответственно на:
Существующие на сегодня модели маркетинга услуг содержат уязвимые положения. Безусловно, эти теории играют важную роль при объяснении процесса маркетинга услуг и принятии маркетинговых решений. Они обращают внимание на специфику услуг, демонстрируют задачи, которые необходимо решать, и возможные варианты решения поставленных задач. Однако при существующей практике отнесения к услугам разнообразных действий единую теоретическую модель маркетинга услуг создать невозможно без существования целого ряда ограничений и допущений.
Информация о работе Маркетинговый анализ деятельности предприятия