Маркетинговые исследования на примере ДБ АО « Сбербанк России» в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы посвящена организации маркетинговых исследований, эффективности работы маркетинговой службы, анализу деятельности на примере ДБ АО « Сбербанк России» в Казахстане и разработке предложений по совершенствованию применения маркетинга в банке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы маркетинговых исследований, дать общую характеристику процесса маркетинговых исследований;
- проанализировать экономическое состояние ДБ АО « Сбербанк», Казахстан;
- рассмотреть сегментирование рынка банковских услуг ;
- проанализировать собранную информацию;
- изучить проблемы и перспективы маркетинговой деятельности в ДБ АО « Сбербанк», Казахстан.

Файлы: 1 файл

Первая глава.docx

— 272.69 Кб (Скачать)

 

Сегментацию рынка предприятий (деловых фирм) можно провести по признаку их размера (используя для этого критерий объема продаж, численности работающих и т.д.).

Еще один критерий сегментации банковского рынка, который имеет смысл рассмотреть — пространственный. По этому признаку можно выделить такие сектора:

  • локальный (местный) банковский рынок. Такой рынок может складываться в пределах города, села, региона);
  • национальный (внутренний) банковский рынок. Он складывается в рамках отдельной страны;
  • международный банковский рынок. Здесь можно выделить как бы два подуровня: мировой рынок и рынок межстрановых объединений (например, ЕС).

Следует отметить, что пространственная структура банковского рынка  может не совпадать с административно-территориальным  делением территории тех или иных стран. В некоторых странах (причем не обязательно небольших по территории и населению) локальные рынки  могут по существу отсутствовать  или иметь весьма размытые границы, в то время как в других странах банковская конкуренция по большей части протекает на локальных рынках. Это зависит от уровня развития экономики конкретной страны, степени экономической интеграции ее регионов, возможностей различных групп банковских клиентов и многих других факторов

Другим важным признаком  сегментации является характер предпринимательской деятельности фирмы (промышленность, сельское хозяйство, торговля, сфера услуг и т.д.).

 

Таблица 1.3  Сегментация банковского рынка предприятий по величине торгового оборота и сферам деятельности

Группа клиентов

Характерные черты

Мелкие фирмы

- Семейные предприятия  с ограниченными финансовыми  возможностями. Отсутствие административного  аппарата, минимум планирования.

- Сфера деятельности территориально  ограничена. Коммерческий успех  связан с политикой 1-2 ключевых  лиц. Финансовая экспертиза ограничена  советами банка или дипломированных  бухгалтеров

Средние фирмы:

- сфера услуг

-розничная торговля

-обрабатывающая промышленность

- Большое число работников. Потребность в долгосрочных источниках  финансирования для расширения  операций

- Большое число работников. Большой объем бухгалтерской  и счетной работы, а также операций  с наличными деньгами

- Проблемы финансирования. Потребность в помещениях

Крупные фирмы:

- сфера услуг и розничная  торговля

- обрабатывающая промышленность

- сельское хозяйство

- Ориентация на экспансию  и захват рынков. Наличие широкой  сети филиалов с обширным персоналом  но реализации и административному  контролю

- Большая потребность  в капиталовложениях в здания  и оборудование. Стремление вводить  новые продукты, что порождает  необходимость в научно- исследовательских  работах. Постоянное стремление  к завоеванию новых рынков, особенно  за границей

- Высокий уровень специализации  производства. Сезонные проблемы  с наличностью, относительно низкая  отдача капитала


 

Дело в том, что границы  рынка определяются исходя из экономической  возможности покупателя приобрести товар (в данном случае — банковскую услугу) на соответствующих территориях  и отсутствия этой возможности за их пределами. Высокий уровень развития современных средств телекоммуникации на Западе предоставляет банковским клиентам (прежде всего фирмам) возможность  пользоваться услугами финансовых институтов, отделенных от них порой тысячами километров. Потребность в этом может  возникать в результате интеграционных процессов в экономике страны, пример тому — Западная Европа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ маркетинговой деятельности в банке

 

2.1  Экономическая  характеристика ДБ АО «Сбербанк России», в Казахстане

История Дочернего Банка  Акционерного Общества «Сбербанк России»  в Казахстане начинается в конце  2006 г., когда Сбербанк России, флагман российской финансовой системы, крупнейший финансовый институт Центральной и Восточной Европы, приобретает 99,99% акций Тексака Банка, признанного банком с лучшим уровнем клиентского обслуживания по версии журнала National Business.

ДБ АО «Сбербанк» является Дочерним Банком Сбербанка России и  следует его принципам корпоративного управления, ценностям и миссии. Банк является универсальным Банком и оказывает все банковские услуги, предусмотренные законодательством  Республики Казахстан и лицензией  на проведение банковских операций.

Головной офис ДБ АО "Сбербанк России" находится в Алматы 
Филиальная сеть ДБ АО "Сбербанк России" включает 105 структурных подразделений, 13 филиалов. Целью деятельности ДБ АО «Сбербанк России» является получение доходов в интересах акционеров банка, а также предоставление на казахстанском финансовом рынке банковских услуг международного класса.

Для более четкого понимания  различных изменений в деятельности данного банка рассмотрим изменение  основных финансовых показателей за 2009 – 2011 годы (таблица 2.1).

Таблица 2.1 Основные финансовые показатели АО ДБ «Сбербанк России» за 2009-2011 гг

(млрд.тенге)

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

2010 к 2009 гг

2011 к 2010 гг

+;-

%

+;-

%

Совокупные активы

219,6

283,2

491,3

63,6

129,0

208,1

173,5

Совокупные обязательства

182,9

243,3

440,6

60,4

133,0

197,3

181,1

Собственный капитал

36,7

39,9

50,7

3,2

108,7

10,8

127,1

Чистая прибыль

2,2

2,6

11,0

0,4

118,2

8,4

423,1

ROA, (%)

1,0

0,9

2,24

-0,1

 

1,34

 

ROE, (%)

5,99

6,52

21,69

0,53

 

15,17

 

 

 

ДБ АО "Сбербанк России" является активным участником государственных программ ФРП «Даму», «Дорожная карта бизнеса 2020». В 2010 году инвестиции ДБ АО «Сбербанк» в реальный сектор экономики Казахстана составили 218 миллиардов 475 миллионов тенге, за все время работы - 419 миллиардов 870 миллионов тенге.

По данным приведенным в таблице 2.1, можно сделать следующие выводы. За анализируемый период прослеживается рост совокупных активов банка с 219,6 млрд. тенге до  491,3  млрд. тенге, что составляет 223,7 %, из этого большая доля роста активов проходится на 2011 год.

На конец 2010 года активы увеличились  с 219,6 млн. тенге (в 2009 году) до 283,2 млрд. тенге, что в абсолютном выражении  составляет 63,6 млрд. тенге, а в относительном 129,0%. Это свидетельствует об успешной работе банка и доверии со стороны  населения. В 2010 году активы банка возросли значительнее. На конец отчетного  года активы увеличились на 173,5%, что  в абсолютном выражении составляет 208,1 млрд. тенге к итогу 2010 года. Также  за этот период произошли изменения  в обязательствах банка. Обязательства  банка возросли на 60,4 % с 182,9 млрд. тенге  до 243,3 млрд. тенге в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Совокупные обязательства банка в 2011 году увеличились на 197,3 млрд.тенге (181,1%) и составили 440,6 млрд.тенге. В целом, за анализируемый период совокупные обязательства выросли на 241,9%, что составило 257,7 млрд.тенге.

В период с 2009-2011 гг. собственный  капитал банка увеличился с 36,7 млрд. тенге до 50,7 млрд. тенге, что в  абсолютном выражении составляет 14 млрд.тенге, а в относительном 138,1%. Увеличение собственного капитала свидетельствует, что банк имеет достаточно хорошее  финансовое состояние и довольно стабильное положение на рынке финансовых услуг.

Рост собственного капитала повышает надёжность банка,  позволяет  расширить объём активных операций на финансовом рынке, подтверждает доверие  как внутренних, так и зарубежных инвесторов.

Чистая  прибыль ДБ АО «Сбербанк России» в 2009 году составил 2,2 млрд. тенге. В 2009 году данный показатель вырос на 0,4 млрд.тенге, или 118,2 % и составил 15,9 млрд.тенге. В 2011 году увеличение прибыли составило 8,4 млрд.тенге или в относительном выражении  118,2%. Общее увеличение чистой прибыли банка за 2009-2012 годы составило 8,8 млрд.тенге, что составляет 500,0% к уровню 2009 года. На увеличение данного показателя повлияло улучшение финансового положения после мирового финансового кризиса и, как следствие, увеличение оказываемых  банком услуг.

Коэффициент рентабельности собственного капитала (ROE) банка за анализируемый период увеличился с 5,99% до 21,69%. В 2010 году этот показатель увеличился на 0,53 п.п., а в 2011 году он возрос на 15,17 п.п. к уровню 2010 года. Этот коэффициент  показывает, насколько эффективно использовался  собственный капитал. Он особенно важен  для акционеров, так как может  оказывать влияние на котировки  акций на фондовой бирже. Так как  коэффициент рентабельности собственного капитала имеет тенденцию роста  можно сделать вывод, что эффективность  деятельности банка имеет положительную  направленность. Увеличение его было вызвано получением банком высокой  прибыли в 2011 году. Коэффициент рентабельности активов (ROA) в период с 2009-2011 гг. увеличился на 1,24 п.п.. В 2009 году этот коэффициент составлял 1,0%, в 2010 году показатель снизился до 0,9%, а в 2011 году возрос до 2,24%.  Увеличение рентабельности активов в 2011 году также связано с увеличением полученной прибыли банком. На основе этих данных можно сделать вывод, что наиболее рентабельным, прибыльным оказался в рассматриваемом периоде 2011 год. В 2010 году наблюдается незначительное увеличение показателей эффективности деятельности  после восстановления от финансового кризиса.

Структура активов АО ДБ «Сбербанк России» за 2009-2011 гг. представлена в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 Структура активов АО ДБ «Сбербанк России» за 2009-2011 гг.

Показатели

млн. тенге

Удельный вес %

Изменение

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2009г.

2010г.

2011г.

2010

2009

2011

2010

Денежные средства и их эквиваленты

80030

42273

59314

36,4

14,9

12,1

-21,5

-2,9

Средства в других банках

1496

744

70

0,7

0,3

0,0

-0,4

-0,2

Кредиты и авансы клиентам

91788

168289

345485

41,8

59,4

70,3

17,6

10,9

Ценные бумаги, имеющиеся  в наличии для продажи

27651

52303

59482

12,6

18,5

12,1

5,9

-6,4

Ценные бумаги, удерживаемые до погашения

10622

9715

8580

4,8

3,4

1,7

-1,4

-1,7

Активы, предназначенные  для продажи

1245

1352

-

0,6

0,5

0,0

-0,1

-0,5

Активы по текущему корпоративному налогу

72

63

658

0,0

0,0

0,1

0,0

0,1

Нематериальные активы

218

393

1405

0,1

0,1

0,3

0,0

0,1

Основные средства

6862

6977

14589

3,1

2,5

3,0

-0,7

0,5

Прочее активы

1627

1112

1729

0,7

0,4

0,4

-0,3

0,0

Итого активы

219612

283222

491311

100

100

100

0,0

0,0


 

Анализируя структуру  активов АО ДБ «Сбербанк России» необходимо отметить, что наибольший удельный вес за весь анализируемый период занимают кредиты и авансы клиентам, т.е. они составляют основу активов коммерческого банка. Так в 2009 году их величина составила  91788 млн. тенге или 41,8 %, в 2010 году –168289 млн. тенге или 59,4 % и в 2011  году – 345485 млн. тенге или 70,5 %. Кредиты клиентов растут в связи с низкой процентной ставкой и широкой линейкой кредитных продуктов.

 Доля денежных средств в структуре активов банка за период с 2009 года по 2010 год уменьшилась  на 21,5 % с 80030 млн. тенге (доля 36,4 %) до 42273 млн. тенге (доля 14,9 %).

Однако денежные средства и их эквиваленты в общей  структуре активов на конец анализируемого периода занимают 12,1 %.   Наличие  денежных средств в структуре  активов банка свидетельствует  о том, что расчеты производятся преимущественно наличными денежными  средствами.

Доля инвестиционных ценных бумаг, имеющихся  в наличии для  продажи, увеличивалась с 12,6 % в 2009 году до 18,5 % в 2010 году,  и в 2011 году составила 12,1 %..  Увеличение за 2010 год произошло за счет покупки Казначейских векселей Министерства финансов, а также облигаций казахстанских кредитных учреждений.

В совокупных активах банка  доля основных средств и нематериальных активов на конец анализируемого периода  составила  3 %. Такое обстоятельство является положительным моментом, так как данные вложения в банке являются непроизводительным активом, также это свидетельствует о том, что банк имеет «легкую» структуру активов и достаточно высокий уровень мобильности имущества.

За 2010 год наблюдается  уменьшение доли основных средств в  активах, так в 2009 году доля основных средств составила – 3,1 %, в 2010 году – 2,5 % и в 2011 году -3%. Данное обстоятельство связано с приобретением банком зданий, компьютерного и банковского  оборудования.

Статья «Прочие активы»  объединяет в себе средства на активных счетах для расчетов, лизинг, требования к дебиторам и т.д.  За анализируемый  период наблюдается незначительный  удельный  вес данной статьи.

Изменения активов АО ДБ «Сбербанк России» можно рассмотреть, используя горизонтальный анализ роста активов за три последних года, что наглядно продемонстрировано в таблице 2.3.

 Денежные средства банка в 2011 году сократились к показателю 2010 года и составили 42273 млн.тенге, или 74,1%, в 2011 году сумма денежных средств банка немного увеличилась по сравнению с 2010 годом и составила 59314 млн.тенге, или 140,3%

Следующая статья активов  – средства в других банках в 2009 году составляла сумму 1496 млн.тенге, в 2010 году данные средства сократились  до 744 млн.тенге, что составило 49,7% к  уровню 2009 года.

Информация о работе Маркетинговые исследования на примере ДБ АО « Сбербанк России» в Казахстане