Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:13, курсовая работа
Цель курсовой работы посвящена организации маркетинговых исследований, эффективности работы маркетинговой службы, анализу деятельности на примере ДБ АО « Сбербанк России» в Казахстане и разработке предложений по совершенствованию применения маркетинга в банке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы маркетинговых исследований, дать общую характеристику процесса маркетинговых исследований;
- проанализировать экономическое состояние ДБ АО « Сбербанк», Казахстан;
- рассмотреть сегментирование рынка банковских услуг ;
- проанализировать собранную информацию;
- изучить проблемы и перспективы маркетинговой деятельности в ДБ АО « Сбербанк», Казахстан.
Рассмотрим процесс
Выявление проблем и формулирование целей исследования. Постановка проблемы, которая затем уточняется в целях или задачах исследования, имеет ключевое значение для результативности маркетинговых исследований и определяет используемые методы. Главная сложность связана с тем, что зачастую трудно определить реальную проблему, т.к. она может быть только симптомом или частью более глобальной проблемы. Именно поэтому бывает полезно широко взглянуть на возможные причины и факторы, связанные с данной проблемой.
Важнейшим методическим аспектом данного этапа является наличие альтернативных управленческих решений, т.к. при их отсутствии нет особого смысла в проведении исследования. [5, стр. 76]
Цели исследования могут быть поисковыми, т.е. предусматривать сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно, и помогающих выработать гипотезы, могут быть также описательными, т.е. предусматривать описание определенных явлений, например, выяснить численность пользующихся услугами банка или тех, кто слышал о банке. Бывают и экспериментальные цели, т.е. предусматривающие проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например о том, вызовет ли повышение процентной ставки на вклады на 15% соответственное увеличение количества клиентов по крайней мере на 10%.
Целевые задачи исследования, например, могут быть такими:
— определить направления
улучшения банковского
— определить, почему клиенты мало покупают те или иные банковские продукты и какова перспектива их выпуска при существующей экономической ситуации;
— на основе анализа состояния конкуренции на рынке финансовых услуг определить конкурентные преимущества банка;
— выявить возможные потребности в новых видах банковских услуг и т.д.
Затем согласованные с руководством банка цели маркетинговых исследований преобразуются в конкретные задачи путем формулирования исследовательских вопросов в терминах требуемой информации.
На этом же этапе определяются границы и масштабы исследований, например, определяется необходимость рассматривать только реальных клиентов или всех возможных.
Определение методов сбора и источников информации (план исследования). На этапе планирования маркетинговых исследований главным является отбор источников информации, из которых можно получить наиболее полную, достоверную и актуальную информацию исходя из поставленных целей и задач. Большинство маркетинговых исследований представляют собой комбинацию двух базовых методов: вторичных и первичных исследований. (Рис.1)
Рис. 1 Источники маркетинговой информации.
Первичные, или полевые, исследования призваны обеспечить получение первичных данных, не имеющихся в наличии и специально собираемых для решения конкретной проблемы. Такие исследования важны при изучении клиентов, исследовании эффективности рекламы, качества обслуживания, оценки имиджа банка. Они представляют собой разновидность социальных исследований.
Вторичные, или кабинетные, исследования — это систематический сбор и анализ всей возможной информации, собранной и опубликованной другими. Такие исследования целесообразны при изучении емкости рынка, состояния цен, видов предлагаемых банковских продуктов, объема продаж.
В зависимости от поставленных задач в маркетинге применяются разные подходы к исследованиям: поисковый, описательный или причинный, которые различаются по целям, вопросам, гипотезам и методам сбора данных.
Главной задачей поискового подхода является изучение ситуации на рынке, поиск идей и гипотез, а основными методами— качественные, неструктурированные, типа групповых дискуссий (работа с фокус-группой клиентов), опросы экспертов, анализ опубликованных материалов. Он используется при анализе конкуренции, установлении приоритета проблем и сегментов рынка.
Наибольшее распространение в маркетинге получил описательный подход, который используется для описания характеристик определенных групп клиентов (сегментация клиентов), их мнений, пожеланий и предпочтений относительно конкретных видов услуг или банка в целом, описания общей ситуации на рынке или в его определенном сегменте и в конечном счете для прогнозирования. Основные исследовательские вопросы описательного подхода: кто клиенты и что мы хотим узнать о них, т.е. какие характеристики клиентов важны для банка, когда и где следует проводить анализ клиентов, зачем он нужен и где будут использоваться полученные результаты.
Причинные исследования или эксперименты практически не используются в казахстанской практике маркетинговых исследований. Главной задачей таких исследований является установление зависимостей между факторами и оценка эффективности маркетинговых мероприятий, например, влияние рекламы на объем продаж услуг, а основными методами — лабораторные и полевые эксперименты. [11, стр. 178]
Все три подхода
к исследованиям взаимосвязаны,
Если планируется проведение опросов, то важным аспектом в плане исследований является определение выборки (ее размер и способ формирования) и способов связи с аудиторией (личный опрос, по почте, телефону или через средства массовой информации). Отметим, что специфика банковских услуг территориально сужает границы исследования: поскольку услуги нельзя хранить и транспортировать, то имеет смысл проводить опросы клиентов только там, где работает или собирается работать банк.
Таким образом, существует три
способа сбора первичных
Наблюдение — один из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой.
Другой способ сбора данных — эксперимент. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля за переменными составляющими и установления значимости наблюдаемых различий. Цель подобного исследования — вскрыть причинно-следственные отношения путем отсева противоречивых объяснений результатов исследования.
Опрос стоит где-то на полпути между наблюдением и экспериментом. Наблюдение лучше всего подходит для поисковых исследований, эксперимент — для выявления причинно-следственных связей, тогда как опрос наиболее удобен при проведении описательных исследований. Банки проводят опросы, чтобы получить информацию о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности и т.п.
Орудия сбора данных для исследования. При сборе первичных данных у маркетологов банка есть выбор из двух основных орудий исследования, которыми являются анкеты и механические устройства.
Анкета — самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле слова анкета — это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. В разработке анкеты маркетолог вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировку и последовательность.
Самые обычные ошибки
при составлении анкеты –
Открытые вопросы можно задавать в самых разных формах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают о банке, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы.
План составления выборки. Выборка — сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом. Исследователь маркетинга в банке должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность опрашиваемых отвечала бы задачам, поставленным перед исследованием. Для этого необходимо принять три решения. Первое: кого опрашивать? Ответ на этот вопрос не всегда очевиден. Второе: какое количество людей необходимо опросить? Большие выборки надежнее небольших, но для получения точных ответов исследователю вовсе не обязательно опрашивать более 1% населения. Третье: каким образом следует отбирать членов выборки? Для этого можно воспользоваться методом случайного отбора. Можно отбирать по признаку принадлежности к определенной группе или категории, такой, как возрастная группа или факт проживания в определенном районе. [5, стр. 88]
Итогом данного этапа является план исследований — детальный документ, который используется как руководство при проведении маркетинговых исследований и который направлен на достижение поставленных целей.
Пример плана проведения
банком маркетинговых
1. Выяснить степень
2. Оценить конкурентоспособность
банка по сравнению с наиболее
известными банками города (реальные
позиции банка на местном
3. Определить основные источники информации о банке.
4. Получить информацию о банках-конкурентах.
5. На основе анализа
собранной информации
Сбор маркетинговой информации (реализация). Сбор маркетинговой информации осуществляется после разработки плана исследований, который облегчает процесс накопления необходимой информации, придает этому процессу целенаправленность и освобождает от сбора ненужных сведений. Это самый трудный этап, он определяет общую результативность исследований. На этом этапе не только собираются запланированные первичные документы, но и осуществляется поиск вторичных данных. Источниками интересующих банк сведений о финансовой среде страны, о возможностях и положении на рынке других банков и финансовых организаций могут быть публикации в средствах массовой информации, отраслевая литература, рекламные проспекты, открытые годовые отчеты банков, покупка информации.
Разовое исследование рынка банк может заказать специализированной организации, особенно если это исследование связано со сбором первичной информации: опрос клиентов, выявление мотиваций и целевых установок, предпочтений, неудовлетворенных нужд и т.д. В сборе первичной информации, как правило, должны участвовать специалисты — социологи, экономисты, желательно психологи. Кроме того, взгляд со стороны на рынок банковских услуг позволяет непредвзято оценить реальную ситуацию и истинное положение банка, заказавшего такое исследование. [9, стр. 133]
Работа по наблюдению за внешней средой должна быть постоянной, поскольку ситуация на рынке быстро меняется. Это одна из функций службы маркетинга, которая направлена на разработку системы сбора и анализа информации о внешней среде с целью выявления конъюнктурных изменений, рыночных тенденций и т.д. В частности, постоянно должна собираться и анализироваться вторичная информация: годовые отчеты, аналитические обзоры и прогнозы, рекламные материалы и пр. На основе этой информации должна пополняться и пересматриваться картотека конкурентов.
Система маркетинговой информации представляет собой важнейший компонент маркетинговых исследований, который позволяет обеспечить успешное функционирование банка на всех этапах его маркетинговой деятельности. Она включает системы внутренней отчетности и сбора внешней информации.
1. Система внутренней отчетности возникает в результате деятельности банка и постоянно изменяется, характеризуя внутреннее состояние банка. Она направлена на полное отражение текущей деловой информации, а также выдачу оперативных сведений. Источниками внутренней отчетности являются статистическая отчетность, бухгалтерская отчетность, оценочные отчеты по кредитованию, отчеты отраслевых или региональных управляющих, результаты внутренних исследований, акты ревизии и проверок, а также различного рода справки.
2. Система сбора внешней информации предназначена для снабжения руководства банка необходимой информацией о состоянии макросреды и микросреды, в которой действует банк. Внешняя информация предполагает накопление разнообразных данных о ситуации на всех рынках, а также о состоянии факторов макросреды. Источниками внешней информации являются газеты, журналы, телевидение, радио, публикуемые годовые отчеты, производственная статистика, правительственная статистика потребления, отраслевые журналы, газеты компаний, литература компаний о произведенной продукции, личные контакты с клиентурой, обмен информацией с дирекцией и служащими других банков, приобретение необходимых сведений у специализированных организаций.
Информация о работе Маркетинговые исследования на примере ДБ АО « Сбербанк России» в Казахстане