Маркетинговое исследование туристского потенциала г. Коломна

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Туризм в XXI веке рассматривается как сектор экономики, играющий значительную роль, в создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, что существенно влияет на экономику многих стран и регионов. Однако в России развитие туризма заметно отстает от реальных возможностей, определяемых природно-географическими условиями, наличием большого количества исторических и культурных памятников. В полной мере это касается и Северо-Западного региона (СЗР) России и, прежде всего, его крупнейшего туристского центра – города Санкт-Петербурга.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и особенности исследования туристического потенциала 5
1.1. Проблема оценки туристической привлекательности 5
1.2. Формирование туристического потенциала 8
1.3. Формирование маркетинговой политики в области туризма 14
2. Анализ туристического потенциала г. Коломна 17
2.1. Краткая характеристика г. Коломна 17
2.2. Туристический потенциал г. Коломна 20
2.3. Виды туризма в г. Коломна и района 23
2.4. Творческий потенциал Коломны и социокультурный портрет коломенского жителя 26
Заключение 34
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Маркетинговое исследование туристского потенциала г. Коломна.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

Чуть севернее Коломны в селе Старое Бобренево интересен Богородице-Рождественский Бобренев монастырь. Он был основан в 1381 году как сторожевой пункт на подступах к Коломне. В конце 18 века его полностью перестроили. Из построек монастыря сохранились Собор Рождества Богородицы с шатровой колокольней, Федоровская церковь, настоятельский корпус, келейные корпуса, стены и башни.

2.2. Туристический потенциал г. Коломна

Туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны.

В настоящее время туризм влияет на развитие сферы экономической деятельности, на услуги туристских компаний, коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, экология, строительство и другие отрасли. Туризм позволяет обеспечить эффективное использование ресурсов историко-культурного и природного наследия.

Город Коломна и Коломенский район обладает большим туристским потенциалом.

Территория, называемая ныне Коломенским районом, была заселена много столетий назад. Когда-то здесь жили финно-угорские племена. Во II-VIII веках пришли сюда с юга славяне - вятичи.

Первые сведения о «волостях коломенских», составивших территорию Коломенского уезда, а впоследствии и района, восходят к 1339 году и встречаются в духовной грамоте великого князя Московского Ивана Калиты, в которой великий князь завещал Коломну вместе с великокняжеским престолом своему старшему сыну.

По землям уезда проходило несколько оживленных торговых путей, имевших общероссийское значение.

Через селения Маливо, Зарудня, Макшево, Сельниково, Тимирево, проходил Касимовский тракт, который составлял одну из важнейших транспортных артерий, пересекающих Коломенский край.

В середине XVIII века на территории Коломенского уезда возникают первые мануфактуры: в 1741 году – брезентовая и полотняная фабрика Григория Шустова, в 1754 году – суконная фабрика Ивана Мещанинова. Вся продукция этих фабрик шла на нужды армии и флота. В XIX столетия на территории Коломенского уезда продолжается рост фабричной промышленности. Самой распространенной отраслью оставалось хлопчато-бумажное производство. Наряду с ткацким производством были и другие предприятия, фарфоровый завод Н. Кудинова в Лысцеве.

г. Коломна является преемником Коломенского уезда, в который полностью или частично входили 11 современных районов Московской области. Наиболее древними населёнными пунктами Коломенского района являются сёла Большое Колычево (1406), Черкизово (XIII век), Пруссы (XVI в.), Непецино (1577—1578 годы).

Город Коломна расположен в юго-восточной части Московской области и является одним из крупнейших в этом регионе. Коломна имеет статус городского округа, и находиться на расстоянии 110 км. от Москвы на пересечении трех рек: Москвы-реки, Оки и Коломенки.

Территория города расположена на северо-восточном склоне Средне-Русской возвышенности в пределах Москворецко-Окской равнины и частично Мещерской низменности и охватывает окраинные земли равнины.

Коломна обладает большими потенциальными туристическими ресурсами, глубоким культурным и историческим наследием, социокультурными и научно-промышленными объектами, которые способны в отдельности и в целом генерировать активный туристский интерес не только у отечественных, но и у иностранных туристов.

Уникальные туристские ресурсы города способны составить высокоэффективный туристский продукт, который практически не используется по причинам отсутствия системы продвижения продукта на внутреннем и внешнем туристских рынках.

Городской округ Коломна является одним из подмосковных городов, входящих в туристический маршрут "Губернское кольцо Подмосковья", и является одним из привлекательных маршрутов в Московской области, что обусловлено следующими основными факторами:

    • наличие ближайших городов с высоким платежным потенциалом;
    • реконструкция исторического центра и территории Коломенского кремля, а также значительное количество памятников историко-культурного наследия (более 420, из них 25 имеют статус федерального значения);
    • наличие железнодорожных магистралей, автомобильных дорог и водных путей;
    • наличие современных спортивных сооружений (Конькобежный центр "Коломна"), позволяющих проводить спортивные соревнования различного уровня;
    • - популярность событийного туризма.

Анализ современного состояния внутреннего туризма города указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам, что не соответствует его туристическому потенциалу.

Основными факторами, влияющими на развитие въездного туризма, в настоящее время являются:

    • туристическая инфраструктура;
    • наличие гостиничных средств размещения различного туристского класса с современным уровнем комфорта;
    • качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии;
    • уровень подготовки кадров и наличие образовательных стандартов для их переподготовки;
    • способность предприятий общественного питания мобильно обслуживать клиентов различного туристического класса;
    • наличие крупных массовых объектов в современной индустрии развлечений;
    • ассортимент сувенирной продукции.

Все эти факторы влияют на эффективность туризма в городе. Только комплексный подход к решению указанных проблем даст возможность создать индустрию туризма, охватывающую своей деятельностью не отдельные объекты, а большую часть туристического комплекса в целом, что позволит увеличить потоки туристов.

2.3. Виды туризма в г. Коломна и района

Активный туризм.

На территории сельского поселения Пестриковое находится Авиационно-технический спортивный клуб «Аэроград Коломна», который является центром экстремального туризма не только регионального, но и всероссийского и международного значения (организация чемпионатов России и кубков мира по парашютной акробатике, пилотированию куполов и построению больших формаций). Клуб предоставляет следующие виды услуг: прыжки с парашютом, авиационные экскурсии, лётная школа, корпоративный отдых.

Частный аэродром «Северка» расположен в селе Мячково, организует соревнования по авиаралли, ознакомительные, прогулочные и экскурсионные полеты, летное обучение, корпоративный отдых.

Автономная некоммерческая организация «Аэроклуб «Аист-М» расположен в деревне Сельниково, предлагает демонстрационные и ознакомительные полеты на самолете, подготовку для получения удостоверения пилота любителя.

Конный туризм.

Племенное фермерское хозяйство «Сергиевское» предоставляет следующие услуги: катание на лошадях, экскурсии, шоу-программы по конному спорту.

Конноспортивный клуб «Алабай» расположен в деревне Солосцово: экскурсии, катание на лошадях, обучение верховой езде, организация и проведение праздников. Событийный туризм, питание.

Экотуризм.

Экоферма находится в селе Парфентьево. Туристы смогут отдохнуть от шума городов, своими руками поработаете на ферме, окунутся в деревенский быт, купить экологически чистую продукцию.

Экоферма «Мадагаскар» находится в селе Черкизово, организует экскурсии для туристов и продажу экологически чистых продуктов.

Действующая туристско-рекреационная сеть представлена уже сформировавшимися организациями, рекреационными и развлекательными объектами, которые в настоящее время интенсивно развиваются.

Количество работающих коллективных средств размещения на территории Коломенского района по данным муниципального реестра Коломенского муниципального района за 2012 год составило 6 единиц, около 1308 гостиничных мест:

    • парк-отель «Олимп» (д. Малое Уварово)
    • гостиничный комплекс «Аэроград отель» (с.Коробчеево)
    • база отдыха «Русилово-дача» (д. Комлево)
    • ресторанный гостиничный комплекс «Старый замок» (автодорога Урал, 104 км)
    • детский дом отдыха «Непецино» (с. Непецино).
    • загородный комплекс отдыха «Осенка» (п.Осенка)

Большинство объектов располагает внутренней сервисной инфраструктурой: рестораны, гостиницы, автостоянки, банкетные залы, бани, бассейн.

Количество работающих на территории Коломенского муниципального района туристических объектов общественного питания по данным муниципального реестра Коломенского муниципального района за 2012 год составило 6 единиц:

    • ресторан «Старый замок» (автодорога Урал, 104 км)
    • ресторан «Глиссада» (с.Коробчеево, Аэроград)
    • кафе «Подсолнух» (с.Пирочи)
    • кафе «Ностальжи» (пос. Пески)
    • кафе «Камелия» (с/х Сергиевский)
    • кафе «У Виктора» (с.Амерево)

г. Коломна и Коломенский район в 2013 году посетило 4337 туристов, что свидетельствует о значимости сферы туризма в создании положительной динамики социально-экономического развития территории.

Основные показатели деятельности субъектов туристской индустрии в г. Коломна и Коломенском районе за период 2011-2013 годы приведены ниже в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели деятельности субъектов туристской индустрии в Коломенском районе за период 2011-2013 годы

Наименование показателя

2011 год

2012 год

2013 год

1

2

3

4

1. Турфирмы

0

0

0

2. Туристские объекты общественного  питания

4

5

6

3. Коллективные средства размещения

гостиницы и другие КСР

4

6

6

номерной фонд (количество мест единовременного размещения)

1160

1266

1308

среднесписочная численность работников в КСР (человек)

296

280

276

численность размещенных лиц в КСР

10801

12864

14886

4. Количество туристов посетивших  туристические объекты (человек)

«Черкизовский центр досуга и культуры» им. В.Д. Шервинского (с.Черкизово)

1298

1399

1467

Интерактивный зал «Гридница Коломенского воеводы» (с. Никульское)

0

744

2870

Суммарное количество туристов

1298

2108

4337

5. Доход от платных услуг (рубли)

«Черкизовский центр досуга и культуры» экскурсионное обслуживание туристских групп

9000

10000

13750

Интерактивный музей «Гридница Коломенского воеводы» экскурсионное обслуживание туристских групп

0

14400

46200

Суммарные доходы от обслуживания туристов (рубли)

9000

24400

59950


 

По результатам анализа деятельности туристской индустрии за 2011-2013 годы можно заметить успешное развитие и положительную динамику роста.

К основным проблемам в сфере туризма относят:

    • недостаточная деятельность по продвижению г. Коломна как территории, благоприятной для туризма, отдыха и инвестирования;
    • недостаточно развитая туристская инфраструктура;
    • недостаточное количество и качество туристских услуг, предлагаемых на туристском рынке;
    • высокая стоимость проживания, питания, транспортного и иного туристского обслуживания, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
    • невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок;
    • дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;
    • недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей, как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны;
    • неразвитость транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания и т. д.).
    • затруднено использование объектов культурного наследия в связи с высокой степенью физической изношенности объектов.

Указанные проблемы определяют необходимость разработки и реализации программы «Развитие туризма в г. Коломна и Коломенском муниципальном районе», направленной на создание благоприятных условий для развития внутреннего и въездного туризма, в том числе создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышения ее конкурентоспособности на международном рынке.

2.4. Творческий потенциал Коломны и социокультурный портрет коломенского жителя

Потенциал культуры сегодня не ограничивается функциями просвещения или украшения жизни, культура больше не может быть замкнута на традиционные культурные институты – музеи, театры или библиотеки. Творческие индустрии (исполнительские и изобразительные искусства, медиа и дизайн, реклама и издательское дело) и креативные кластеры, объединяющие творческие компании, становятся ключевым сектором инновационной экономики. В России отрасль культуры фатально отстает от реалий современной жизни, а современные независимые проекты развиваются далеко не везде. В этих условиях наиболее остро стоят вопросы методологии включения гуманитарных и творческих ресурсов в программы городского развития, практической реализации проектов, способных «запустить» механизм инноваций в городской жизни и продвижения новых градообразующих смыслов, актуальных для городского сообщества.

Информация о работе Маркетинговое исследование туристского потенциала г. Коломна