Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 15:01, курсовая работа
Туризм в XXI веке рассматривается как сектор экономики, играющий значительную роль, в создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, что существенно влияет на экономику многих стран и регионов. Однако в России развитие туризма заметно отстает от реальных возможностей, определяемых природно-географическими условиями, наличием большого количества исторических и культурных памятников. В полной мере это касается и Северо-Западного региона (СЗР) России и, прежде всего, его крупнейшего туристского центра – города Санкт-Петербурга.
Введение 3
1. Сущность и особенности исследования туристического потенциала 5
1.1. Проблема оценки туристической привлекательности 5
1.2. Формирование туристического потенциала 8
1.3. Формирование маркетинговой политики в области туризма 14
2. Анализ туристического потенциала г. Коломна 17
2.1. Краткая характеристика г. Коломна 17
2.2. Туристический потенциал г. Коломна 20
2.3. Виды туризма в г. Коломна и района 23
2.4. Творческий потенциал Коломны и социокультурный портрет коломенского жителя 26
Заключение 34
Список использованной литературы 40
Можно сделать предположение, что способ идентификации туристических ареалов и их величина обуславливает будущее развитие туризма. Как правило, при определении характеристик туристических ареалов обращается внимание на четыре базовых элемента: природные ресурсы, культурные ресурсы, туристическая инфраструктура и общая инфраструктура региона, имеющие некоторую балловую систему оценки. Следует также упростить базу индикаторов для более легкого анализа. Эта методология оценки туристического потенциала имеет много плюсов. Среди них можно назвать возможность использования единой оценочной системы для всей территории страны или региона, а также высокий уровень их детализации и в том числе большое количество привлекаемых показателей, в соответствии с предложением М. Мазилу. Тем не менее существуют и критические возражения, особенно с учетом определенных показателей новых туристических достопримечательностей и объектов[8 c.127 ].
Злоупотребление определенными условиями, как, например доступность, потенциал и т. д. тоже является большим минусом. Хотя, так или иначе, критика может иметь место, но каждая система или метод в целом поднимает дискуссию. Второе направление анализа направлено на выявление территориальной "проблемы" в этих областях туризма, понимаемые как отсутствие корреляции между ресурсами и туристической инфраструктурой, а также между ресурсами и общей инфраструктурой[8 c.128 ].
Тем не менее и здесь есть возражения. Например, такие туристические объекты как, например, горные ущелья или охраняемые природные территории не всегда нуждаются в туристической инфраструктуре. Речь идет, например, о жилых помещениях на той же территориальной единицы, так как огромное значение для туризма зачастую определяется относительной изоляцией или даже дикостью территории.
Поэтому целью использования таких показателей являются не только агрегированные показатели для каждой территориальной единицы, но сравнение территориальных значений каждого индекса[8 c.128].
В самое последнее время обозначились новые подходы в изучении туристического потенциала через призму туристической привлекательности. Методы, разработанные Смитом С.и переработанные П. Е. Ловингвудом и Л. Е. Митчеллом используют широкий ряд данных по туризму, таких как комнаты в отелях, рестораны, кемпинги, количество природных объектов и т. д. Данный эмпирический материал был введен в оборот при анализе туристического потенциала канадской провинции Онтарио и штата Южная Каролина в США. Их метод изучения основан на рассмотрении серии индексов описывающих базовую структуру туристических ресурсов посредством анализа ее принципиальных компонентов[8 c.129].
Затем производится подсчет для каждого территориального образования, идентификация региональной сущности, после чего осуществляется группирование территориальных образований со сходными ресурсными характеристиками в определенные кластеры. Наконец, региональные особенности территориальных кластеров сравниваются с данными по туристическому спросу, в порядке иллюстрации экономической важности туризма в каждом регионе (стране).
Исследование предлагает новую перспективу в интерпретации данных по так называемому туристическому потенциалу. Основное внимание в Нижегородской области, как части нашего предмета исследования заключается в попытке идентифицировать пространственные структуры туризма, а также определить роль каждой ресурсной категории в формировании туристического спроса и неявно туристического потребления (как общего подхода к туристической привлекательности). Предлагаемый подход может выглядеть в самом общем виде следующим образом[8 c.130].
На первом этапе производится анализ внутреннего предложения. Посредством корреляционного анализа принципиальных основных компонентов составляется матрица корреляции, которая показывает сильную или слабую зависимость между культурной инфраструктурой, туристической инфраструктурой, а также между природными ресурсами и общей инфраструктурой. Это еще раз позволяет выявить роль инфраструктуры туризма в дисперсии общего туристического предложения, также как роль, которую играют культурные ресурсы в противоположность их меньшему удельному весу в регионе в качестве оценок пространственного планирования[8 c.132].
Далее формируется кластерные группировки, позволяющие нам определить региональные центры туризма, а также оценить их туристическую привлекательность. В этой связи проводятся сравнения между действительными туристическими центрами и признанными государством туристическими местами. К сожалению, централизованный взгляд продолжает доминировать в политике в области туризма, что наглядно иллюстрируют проводимые сопоставления.
Наконец, определяется корреляция между спросом и предложением. Вклад каждой переменной в показатель спроса. Классификация кластеров позволяет идентифицировать смежные и рассеянные туристические районы, а также основные узлы сосредоточения ресурсов. Это также позволяет предсказать основные туристские тренды в регионе. Наконец, данная методика позволяет четко определить, какая часть туристского предложения, потенциальная или существующая, существенно способствует туристскому спросу с целью получения привлекательности[8 c.133 ].
К сожалению, региональная и национальная статистика не дает многих показателей кроме прибытий туристов и ночевок. Такие же показатели как социальные характеристики, расходы, основные мотивы приезда и т. д., которые могли бы принести большую пользу, практически отсутствуют. Здесь применяется простая регрессия, как процедура выявляющая связь и определяющая количественную зависимость между зависимой переменной и одной или несколькими независимыми переменными.
В современных рыночных условиях усилия туристических предприятий и туроператоров сосредоточено в более полном удовлетворении спроса отдыхающих и обеспечении эффективной деятельности, которая в значительной степени зависит от правильного, научно обоснованного формирования ассортиментной политики. [15,c.54]
Товарная политика играет важную роль в осуществлении коммерческой и маркетинговой деятельности предприятия на рынке. Она определяет действия, направленные на обеспечение потребностей клиентов в услугах, а также на достижение экономической эффективности предприятия при осуществлении закупок и сбыта продукции. От того, насколько правильно и своевременно предприятие отреагирует на изменения рынка, зависит эффективность его маркетинговой деятельности.
Маркетинговая товарная политика влияет на особенности других составляющих комплекса маркетинга предприятия и требует решения особых проблем[15,c.54].
Большую проблему на сегодняшний день составляет то, что преимущественно отечественные предприятия даже еще не чувствуют необходимость анализа цены потребления. Это происходит вследствие нежелания производителей нести дополнительные расходы на исследования проблемы, а также привлекать внимание потребителей.
Данная ситуация не способствует развитию отечественного рынка туристических услуг. Руководители компаний должны обращать внимание на расширение ассортиментной политики для желающих провести отдых за рубежом, например предлагать более выгодные туры на Кипр или в известные туристические комплексы Европы. Еще есть большая потребность в формировании отечественных туристско-рекреационных комплексов, которые будут привлекать зарубежных отдыхающих[15,c.54].
Влияние ассортиментной политики на потребительские предпочтения в туристической сфере и конечные финансовые результаты деятельности предприятий постоянно удерживают проблемы, связанные с формированием товарного ассортимента. Но глобализация экономических отношений упростила процесс трансфера технологий и обучения отечественного персонала за рубежом для того, чтобы они могли использовать полученный опыт для развития отечественной туристической сферы.
Также туроператорам стоит использовать информационные технологии и Интернет для продажи своих услуг, автоматизации отдельных заданий и безграничного общения с партнерами.
В стратегическом плане товарная политика предприятия должна исходить из концепции жизненного цикла товара, т.е. из того факта, что каждый товар имеет определенный период рыночной устойчивости, характеризуется объемами его продажи во времени[15,c.54].
Основная цель совершенствования товаров - предотвращение миграции покупателей сторону более ценных, дорогих товаров.
Продуктовая стратегия туристического предприятия Для осуществления успешной деятельности на рынке туристических услуг нужна хорошо продуманная и сформированная продуктовая стратегия. Стратегические решения по продукту являются основными в рамках общей маркетинговой стратегии туристического предприятия. Это связано с тем, что туристический продукт является эффективным средством воздействия на рынок, основной проблемой предприятия и вместе с тем, источником прибыли. Кроме того, продукт всегда является центральным элементом комплекса маркетинга. Как отметил известный американский маркетолог С. Маджаро: "Если товар не в состоянии удовлетворить покупателя и его потребности, то никакие дополнительные затраты и усилия, связанные с использованием других элементов маркетинга, не смогут улучшить позиции предприятия на рынке ". Работа с туристическим продуктом и разработка продуктовой стратегии имеют большое значение в деятельности туристического предприятия. Новые или улучшенные турпродукты, положительно восприняты клиентами, способны на некоторое время обеспечить фирме преимущества перед конкурентами. Продуктовая стратегия - это разработка направлений оптимизации продуктового ряда и определение такого ассортимента продуктов, наиболее подходить для успешной работы на туристическом рынке и сможет обеспечить эффективность деятельности туристической фирмы в целом. Отсутствие сформированной продуктовой стратегии приводит к неустойчивости структуры предложения, сильного влияния случайных факторов и потери конкурентных позиций. С другой стороны, качественная и хорошо продуманная продуктовая стратегия позволит оптимизировать процесс обновления туристического предложения и послужит ориентиром руководству фирмы для дальнейшей деятельности[15,c.54].
Продуктовая стратегия разрабатывается на перспективу и предусматривает решение принципиальных задач, связанных с:
Таким образом, маркетинговая продуктовая стратегия туристического предприятия играет важную роль в деятельности туристической фирмы, позволяя контролировать процессы разработки туристических продуктов и их внедрения на рынок.
Коломна расположилась в 114 км южнее Москвы у впадения реки Москвы в реку Ока.
Впервые город упоминается в 1177 году, этот год и считается годом основания города. В то время Коломна была пограничным постом Рязанского княжества. Ее выгодное положение - на месте слияния рек Москва и Ока, откуда можно было добраться до Волги, - способствовало развитию торговли. В 1301 году город был присоединен к Московскому княжеству и чуть позже здесь учредили коломенскую епархию. В период татаро-монгольского нашествия Коломна не раз разорялась, однако это не помешало ей к рубежу 14-15 веков стать одним из самых богатых городов Московского государства. В начале 16 века в городе был сооружен мощный каменный Кремль, который на протяжении всей истории города враги не смогли взять. Кремль защитил город, да и государство в целом, от нападений восставших крестьян и польских интервентов в начале 17 века. К середине 17 века границы Московского государства расширились, и Коломна перестала быть важным пограничным постом. С тех пор полным ходом шло развитие ремесел и торговли. В 1781 году Коломна стала уездным городом Московской губернии. В 1862 году от города до Москвы было проложено железнодорожное полотно, что способствовало развитию промышленности. В наши дни Коломна - крупный промышленный центр и один из самых старых городов России, который хранит в себе массу исторических памятников.
Главная архитектурная достопримечательность города - остатки каменного Кремля. Это одна из самых мощных древних фортификационных построек, сохранившихся на территории России, и прекрасный пример древнерусского зодчества. Коломенский Кремль строился в период с 1525 года по 1531 год. Его возводили в камне взамен старых деревянных защитных построек для укрепления южных границ Московского княжества от набегов крымских и казанских татар. По некоторым данным строительство Кремля шло под руководством итальянских архитекторов, которые принимали участие в строительстве Московского Кремля. Коломенский Кремль имел 17 башен, из которых до наших дней сохранилось 7. Это Пятницкая башня с остатками парадных ворот, Алексеевская, Спасская, Симеоновская, Ямская, Грановитая и Коломенская башни. Большинство башен четырехугольные, их высота достигает 24 м., а толщина стен колеблется от 2 до 3 м. Пятницкая башня напоминает Спасскую башню Московского Кремля, в ее стенах некогда красовалась икона Донской Богоматери, которая была перевезена в Москву. От стен Кремля до наших дней сохранились и Михайловские ворота.
На обширной Соборной площади Кремля стоит несколько соборов. Успенский собор был заложен в 1379 году князем Дмитрием Донским после победы над Золотой Ордой на реке Воже. Нынешний собор появился в 1682 году. Он был возведен из кирпича с использованием материала от разборки старого собора. В его интерьере сохранился резной барочный иконостас второй половины 18 века, а также иконы и настенные росписи 19 века. Святыней храма являются копии иконы Донской Богоматери, написанные с оригинала. Рядом с Успенским собором стоит Тихвинская церковь. Она была построена в 1858-1861 годах на месте разобранной церкви 1776 года. С западной стороны к Тихвинской церкви примыкает шатровая колокольня 17 века, где в 20 веке были установлены новые колокола. Самый большой из них весит более двух тонн. В Кремле недалеко от Пятницких ворот находится Крестовоздвиженская церковь. Она была возведена в 1764 году. В период с 1790 по 1825 годы в церкви хранилась снятая с Пятницких ворот икона Донской Богоматери.
Немало религиозных сооружений и вне стен Коломенского Кремля. Храм Николы на Посаде - одна из старейших церквей в Коломне. Он упоминается в писцовых книгах еще с конца 16 века. Нынешний каменный храм строили в начале 18 века в стиле "московского барокко". Отличительной особенностью его являются пять ярусов кокошников (случай для русской архитектуры уникальный). Кирпичная церковь Михаила Архангела была построена в конце 18 века. Сейчас здесь работает городской Краеведческий музей, где собраны предметы крестьянского быта, мебель, произведения изобразительного искусства, фото- и документальные материалы по истории края.
На окраине Коломны находится Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Время основания монастыря относят к 14 веку и приписывают преподобному Сергию Радонежскому.
Существующий архитектурный ансамбль создан в 18-19 веках и включает в себя Богоявленский собор, Церковь Сергия, Колокольню над Святыми воротами, настоятельский корпус, келейный корпус и кирпичную ограду с псевдоготическими башнями. Также стоит посмотреть на церковь Богоявления в Гончарах (конец 17 века), Вознесенскую церковь (1799 год) и церковь Иоанна Предтечи на Городище (начало 16 века).
В Коломне работает культурный центр "Дом Озерова" с выставочными залами. Само здание культурного центра, выполненное в духе классицизма, представляет собой памятник архитектуры конца 18 - начала 19 веков. Ранее этот особняк принадлежал купцу А.С. Озерову, который занимался благотворительностью.
Выставочная работа в залах особняка началась в 1980 году. Основой выставочный зал, обладающий прекрасной акустикой, является одновременно и концертным.
В центральной части Коломны раскинулся Мемориальный парк. Вдоль него тянется аллея боевой славы Коломенцев, на которой стоят памятники героям-коломенцам, павшим в годы Великой Отечественной войны. В парке был установлен "вечный огонь" и памятники матери погибшего солдата и мужеству артиллеристов в Великой Отечественной войне.
Информация о работе Маркетинговое исследование туристского потенциала г. Коломна