Маркетинговое исследование туристского потенциала г. Коломна

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Туризм в XXI веке рассматривается как сектор экономики, играющий значительную роль, в создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, что существенно влияет на экономику многих стран и регионов. Однако в России развитие туризма заметно отстает от реальных возможностей, определяемых природно-географическими условиями, наличием большого количества исторических и культурных памятников. В полной мере это касается и Северо-Западного региона (СЗР) России и, прежде всего, его крупнейшего туристского центра – города Санкт-Петербурга.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и особенности исследования туристического потенциала 5
1.1. Проблема оценки туристической привлекательности 5
1.2. Формирование туристического потенциала 8
1.3. Формирование маркетинговой политики в области туризма 14
2. Анализ туристического потенциала г. Коломна 17
2.1. Краткая характеристика г. Коломна 17
2.2. Туристический потенциал г. Коломна 20
2.3. Виды туризма в г. Коломна и района 23
2.4. Творческий потенциал Коломны и социокультурный портрет коломенского жителя 26
Заключение 34
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Маркетинговое исследование туристского потенциала г. Коломна.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

 

Введение

Бурное развитие туризма практически во всех странах мира во второй половине XX - начале XXI века превратило эту специфичную сферу предпринимательства в важную отрасль, оказывающую существенное влияние на социально-экономическое развитие.

К 2020 году, согласно прогнозу ВТО, число прибывающих в Россию туристов должно составить 471 млн. человек. По ключевым показателям, в том числе по эффективности инвестиционных вложений, туриндустрию сравнивают с нефтегазодобывающей промышленностью, автомобилестроением.

Туризм в XXI веке рассматривается как сектор экономики, играющий значительную роль, в создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, что существенно влияет на экономику многих стран и регионов. Однако в России развитие туризма заметно отстает от реальных возможностей, определяемых природно-географическими условиями, наличием большого количества исторических и культурных памятников. В полной мере это касается и Северо-Западного региона (СЗР) России и, прежде всего, его крупнейшего туристского центра – города Санкт-Петербурга.

Несмотря на фактическое положение «окна», соединяющего Россию с Европой и наличием высочайшего интереса мирового сообщества к многочисленным памятникам истории и культуры, механизм управления туризмом в СЗР не обеспечивает полное использование туристского потенциала. Это обусловлено противоречиями между условиями использования, нечеткостью концептуальных положений о сущности и структуре туристского потенциала, методов оценки и анализа резервов туристского потенциала.

Методологические аспекты управления любой отраслью, в том числе туризмом, в настоящее время базируются на общетеоретических результатах исследования основ управления хозяйством, которые формировались в работах таких выдающихся исследователей как, Давид Юм, Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Стюарт Миль, Томас Ман, нобелевские лауреаты Пол Самуэльсон, Василий Леонтьев, Джеймс Мид, Бертил Олин и т.д., которые разрабатывали экономические закономерности, используемые до настоящего времени..

Целью данной работы является маркетинговое изучение туристического потенциала города Коломна.

Задачами, исходя из поставленной цели, являются:

    • изучение проблем оценки туристической привлекательности района;
    • изучение формирования туристического потенциала;
    • анализ туристического потенциала г. Коломна;
    • анализ видов туризма в г. Коломна и Коломенском районе;
    • изучение творческого потенциала г. Коломны и социокультурного портрета коломенского жителя.

Теоретической базой данной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов по туризму, а так же интернет-ресурсы.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы.

 

 

1. Сущность и особенности исследования туристического потенциала

1.1. Проблема оценки туристической  привлекательности

Проблема оценки туристической привлекательности и определения туристического потенциала той или иной территории всегда является очень сложной исследовательской задачей. В данном разделе работы мы уделяем внимание обоим показателям, находящимся в тесной взаимосвязи друг с другом. Многие исследователи даже находят ее довольно спонтанной, а иногда и непредсказуемой. Ее изучение началось еще в середине XX века. Естественно, что в этой связи возникает вопрос о том, что же такое туристический потенциал региона. Стоит отметить, что предшествующие научные исследования существенно расширили предметную сторону данной научной области. В частности существенно расширилось само понятие туристического потенциала территории. Речь идет о переходе от ставшего традиционным выявления чего-то “существующего”, например, с точки зрения спроса и предложения, к чему-то “возможному”, прежде всего с точки зрения наличия на данной территории туристических ресурсов или привлекательных туристических объектов. Изменение данной парадигмы было необходимо, прежде всего, для получения возможности спрогнозировать развитие сферы туризма или предусмотреть его будущую эволюцию[6 c. 52].

До начала 1990-х гг. изучение рассматриваемой проблематики развивалось в рамках экономической географии. Так, И. Сандру, размышляя над проблемой развития туристической инфраструктуры, обращал внимание только на развитие материальных условий для туризма: жилья, ресторанного обслуживания, средств обслуживания клиентов, а также средств организации свободного досуга. Позднее К. Свизевски и ряд других исследователей предложили в качестве базового понятия так называемую базу туризма (tourism base), которая правда на сегодняшний день уже стала устаревшей концепцией. Сюда же можно отнести и концепции И. Мунтеле и К. Яту, которые рассматривают туристический потенциал как сумму природных, социальных, культурных и исторических ресурсов, поддерживающих потенциальное туристическое предложение территории. Напротив, О. Снэйк взамен этого, делает упор на основное туристическое предложение, как главное условие в планировании и функционировании некоторых форм туризма. Например, если речь идет о ставшем особенно популярным сегодня бизнес-туризме[6 c.53 ].

Впоследствии начиная с 1990 года, проблема определения и расчета туристического потенциала буквально наводнила географическую и экономическую литературу без всякой констектуализации ее значения и целей. Хорошо известное выражение - “регион имеет значительный туристический потенциал, но он не используется” – стало почти бессмысленным, представляя собой некий безвкусный самовосхваляющий подход[6 c.53 ]..

На сегодняшний момент существуют две основные тенденции в определении понятия туристического потенциала. Первая из них связана с включением в данное понятие нематериальных факторов. Так, Глэван В. определяет его как «сумму возможностей, которые природная и социальная среда предоставляют в распоряжение туристической деятельности”. В соответствии с К. М. Халлом, под туристическим потенциалом понимаются “базовые условия развития”, а И. Мунтеле и К. Яцу определяют его как “сумму объективных или субъективных условий”. Тем самым данный подход акцентирует внимание на нематериальной природе самого понятия туристический потенциал, а также на обусловленности и необходимости активизации его роли. Этот условно «нематериалистический подход» делает акцент на том факте, что туристический потенциал носит некий предварительный характер и предшествует определенности, как “потенциальный” или “возможный” и выражает только способность или возможность происходящего[6 c.54]..

Существует также и материалистический подход, который рассматривает туристический потенциал как «сумму природных и человеческих ресурсов”. Такую трактовку можно встретить у М. Еленица. Этот автор также предложил математическое выражение туристического потенциала[6 c.55].:

TP = Ta + Ai + Ni + Di + Si,

где Ta является суммой привлекательных туристических объектов (достопримечательностей),

Ai - индексом туристической привлекательности,

Ni - индексом качества сети,

Di - индексом дистанции  до больших агломерационных центров  и 

Si - индексом качества сервиса.

Эта формула является внутренне противоречивой, так как рассматривает туристический потенциал преимущественно, как природные или культурные ресурсы, противопоставляя их материальным структурам, то есть инфраструктуре.

Данный подход осуществляется на практике с конца 1990-х гг., когда в ряде стран Европейского союза начались работы по обобщению опыта по территориальному планированию (spatial planning). При этом в его основе используется также математическое выражение применительно к оценке туристического потенциала, а также рассматриваются ресурсы, как туристической сферы, так и общей инфраструктуры. Это также очень близко к видению П. Кокеана, который рассматривает само по себе пространственное размещение туристических объектов как ценный экономический ресурс.

К сожалению, в приведенном словаре индексов не совсем внятно определяется само понятие туристический потенциал. Следует обратить внимание, что также вполне уместно исключаются услуги, поскольку они являются в большей степени выражением «существующего», а не «возможного». Тем не менее, включается оценка туристической инфраструктуры: жилище, различные инфраструктурные средства, такие как лыжные склоны и конгресс-холлы, которые также более вероятно являются частью «существующего» и непосредственным выражением предложения.

Данный методологический подход вызывает несколько вопросов: Что есть в точности туристический потенциал и в чем необходимость этого ответа? Как взаимодействует «существующее» и «возможное» и где проходит эта разграничительная линия? Что есть наиболее верный путь к оценке ресурсов и инфраструктуры территории? Европейская наблюдательная программа LEADER, при проведении своей Оценки туристического потенциала, будучи адресованной к европейским мелким локальным предпринимателям, определяет потенциал в терминах означающих соотношение между туристическим предложением, туристическим спросом, рыночными тенденциями и конкуренцией [4 c.73].

1.2. Формирование туристического потенциала

Существует более расширенное определение туристического предложения, которое может включать природные, культурные или социо-экономические факторы и затем инфраструктуру и сервис. Так К. Гулднера, Д. Р.Б Ритчи разделяют туристическое предложение на четыре главных компонента: природные ресурсы, антропогенная среда, деятельность сектора туриндустрии, а также культурные ресурсы[4 c.82 ]..

Изображая отношения внутри устойчивой туристической системы Б. Бурс и С. Коттрелл отделяют, правда, природные и культурные ресурсы от достопримечательностей, транспортного и сервисного предложения. Поэтому на повестку дня следует поставить вопрос, является ли туристическая ресурсная база некой совокупностью возможностей в большей степени, чем предложением в экономическом смысле этого понятия. Ответ находится у К. М. Хала и С. Д. Пэйджа, которые замечают факт, что традиционно существует “тенденция применения концепций и моделей из экономической географии” к изучению туристического предложения и “менее обеспокоенность распределением рекреационных и туристических ресурсов, которые формируют сущность действий и спектр возможностей для свободного времяпрепровождения”[4 c.82 ]... В прочем с середины 1990-х гг., отмечают авторы, наблюдается появление “более сложной культурной географии досуга” более интересного в плане включения ресурсов в число объяснительных элементов туристического предложения и спроса. С этой точки зрения туристический потенциал предполагает с большей вероятностью, что природный или человеческий фактор признается субъективной оценкой общества», как ресурс для удовлетворения человеческих желаний и потребностей"[4 c.82]...

Таким образом, туристический потенциал является качественной, нематериальной мерой определенных субъективных возможностей и условий, в то время как туристическое предложение может включать в равной степени и существующие и возможные компоненты, зависящие от исследовательского подхода или территориального оценочного проекта. Туристическое предложение единственно, не объясняет развитие туризма амплитудой спроса. Поэтому С. Формика определяет взаимодействие между спросом и предложением как туристическую привлекательность, которая “зависит от отношений между доступностью существующих привлекательных объектов и воспринятой важностью таких объектов”. В отличие от потенциала, являющегося частью предложения, туристическая привлекательность подразумевает подход, основанный на зависимости между возможными и существующими элементами и туристическим спросом. Другими словами, туристическая привлекательность в отличие от потенциала это функция взаимодействия предложения и спроса. Привлекательность на самом деле позволяет оценить влияние территориальных внутренних сил (поставки предложения) на внешние силы (спрос), и наоборот, поскольку есть последовательная обратная связь. Представляется, что туристической привлекательностью в качестве измерительного прибора системы туризма, возможно лучше выразить отношения между «возможным» и «существующим», так же как и между «существующим» и «потребляемым» [4 c.83]...

Значительное место в изучении данной проблематики имеет так называемое пространственное планирование территории. Существуют многочисленные определения самого понятия пространственное планирование. Одним из наиболее ранних является определение, данное Европейской хартией регионального (пространственного) планирования, часто называемой Хартией Торремолинос, принятой в 1983 г. Европейской конференцией министров ответственных за региональное планирование: "Региональное (пространственное) планирование определяет географическое выражение экономической, социальной, культурной и экологической политике общества. Пространственное планирование это одновременно и научная дисциплина, и административная техника и политика развития, а также междисциплинарный и всесторонний подход, направленный на сбалансированное региональное развитие и физическую организацию пространства в соответствии с общей стратегией" [8 c.124 ]

Современные исследования, посвященные туристическому потенциалу отдельных территорий, осуществляются в рамках географической проблематики и в большей степени содержат рассмотрение данных по наличию ресурсов, инфраструктуры, а также услуг, нежели анализируют степень их корреляции или значимости. Это злоупотребление и невнимание к туристическому потенциалу как к инструменту анализа ограничивает знание об истинном воздействии всех этих статических показателей и территориальных элементов туристической сферы на региональную экономику. При этом наблюдается недостаток в использовании таких показателей туристического спроса, которые выражаются посредством определения количества прибывающих туристов, количества ночевок, средней продолжительности пребывания, налоговых и бюджетных поступлений, мотивации туристических поездок и т. д. Поэтому есть потребность в новых исследованиях, которые дадут новый подход в отношении между существующими и возможными элементами предложения, с одной стороны и туристическим спросом, с другой стороны[8 c.124 ].

Данное исследование исходит из того, что российская региональная политика в области стратегии и развития туризма пока не принимает во внимание важность различных, возможных или существующих, элементов, связанных с туризмом. Так в ряде стран, где осуществляется пространственное планирование (spatial planning) национальной территории, есть официальные определения туристических районов. К слову сказать, система пространственного планирования, существующая в России не оперирует самим таким понятием как туристическая зона, заменяя его более ёмким, но в то же время отличным понятием рекреационной зоны. Так в большинстве западноевропейских стран туристические ареалы представляют собой те территориальные единицы, например, коммуны или муниципалитеты имеющие "высокую концентрацию природных и культурных ресурсов, которые могли бы генерировать туристическую деятельность". В тех районах, которые с “высокой“ или “очень высокой” степенью идентифицируются как потенциальные туристические ареалы, “туристическая деятельность должна иметь приоритет среди другой экономической деятельности и будущее инвестирование в туризм будет здесь приоритетным”.

Информация о работе Маркетинговое исследование туристского потенциала г. Коломна