Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:19, курсовая работа
В данной работе рассматривается состояние, динамика и перспек-тивы развития рынка туроператоров Санкт-Петербурга. Также в данной работе рассматриваются основные тенденции развития рынка туропера-торских услуг, типы туризма, масштабы рынка услуг, уровень цен тур-операторов на туристские услуги и степень государственного регулиро-вания рынка туроператорских услуг. Кроме того, дается характеристика нескольким компаниям, работающим на рынке туроператоров Санкт-Петербурга.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА УСЛУГ ТУРОПЕРАТОРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА……………………5
ГЛАВА 2. КОНЪЮНКТУРА РЫНКА УСЛУГ ТУРОПЕРАТОРОВ….8
2.1. МАСШТАБ РЫНКА………………………………………..………….8
2.2. ТИП РЫНКА……………………………………………..………….10
2.3. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РЫНКА…………………...………………10
2.4. СТЕПЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА…………11
2.5. КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА……………………………………………14
2.6. УРОВЕНЬ ЦЕН ……………………………………………..………20
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА УСЛУГ ТУРОПЕРАТОРОВ….24
3.1. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ……………………………………24
3.2. МОТИВАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ…………………………….……….25
3.3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ……………..…..……..26
3.4. СЕГМЕНТАЦИЯ ВИДОВ ТРАНСПОРТА………………………..……..27
ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРОПЕРАТОРОВ...28
4.1. ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ………………….……………………………31
4.2. ВЪЕЗДНОЙ ТРУИЗМ………………………………………………32
4.3. ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ……………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………38
4.1. Выездной туризм
Выездной туризм на данный момент - самое развитое направление деятельности туроператоров. Компании города способны обеспечить туры в любой регион мира, предлагаемый продукт достаточно дифференциро-ван.
Туроператоры Санкт-Петербурга предлагают широкий ассортимент и разные ценовые предложения. В результате, потребитель со средним уровнем дохода может позволить себе недорогие путешествия, что ведет к увеличению объема рынка. В то же время, турфирмы удовлетворяют да-же самые высокие запросы потребителей.
Наименее развитым сегментом является молодежный познаватель-ный туризм, так как на данный момент является менее ликвидным по срав-нению с другими направлением деятельности. Неблагоприятным факто-ром развития выездного туризма является отсутствие поддержки со сто-роны государства, несовершенная правовая база. Так, например, согласно п.2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав потребителей», турфир-мы обязаны указывать цены на услуги в рублях. Но, поскольку большин-ство иностранных партнеров используют для расчетов и выставляют счета в долларах США, евро и других валютах, предоставление цен в рублях представляется проблематичным, и фирмы вынуждены нарушать закон. В противном случае компании вынуждены были бы заведомо завышать цены на услуги во избежание убытков, связанных с изменением курса валют.
Еще одним не менее развитым видом туризма, является въездной туризм, однако наиболее перспективное направление, также является од-ним из наиболее проблемных.
Одна из главных проблем – неблагоприятный образ России как стра-ны, где нет гарантий безопасности туристов, процветает терроризм, идет война, постоянно холодно и др. Во многом такой образ на протяжении многих лет создается российскими телеканалами, вещающими за рубежом, а также местными СМИ.
Не лучшим образом сказывается на въездном потоке туристов визо-вая политика страны. По моему мнению, необходимо упростить и ускорить выдачу российских виз, сделать ее более дешевой для экономически разви-тых стран.
Несмотря на все это, туроператоры не унывают и, мало того, ожида-ют существенного роста числа туристов в ближайшие годы. «Перспективы у въездного туризма очень большие. Но все будет зависеть от того, на ско-лько грамотно на государственном уровне будет создана инфраструктура (гостиницы, дороги, транспорт, предприятия питания и развлечений и т. д.) и использован тот неудовлетворенный спрос на поездки в нашу страну, который существует в мире».
Но не только усилиями туроператоров будет развиваться въездной туризм. Ростуризм разработал стратегию развития отрасли до 2015 года – на развитие туризма планируется выделить 3 трлн рублей, при этом 30% этих средств будет направлено из федерального бюджета, а около 60% – из внебюджетных источников. По словам главы Ростуризма Владимира Стржалковского, стратегия должна к 2015 году увеличить въезд иностран-ных граждан в РФ с 23 млн до 32 млн человек в год при одновременном росте числа внутренних туристов (т. е. отдыхающих внутри России граж-дан) с 29 млн до 46 млн человек. Кроме того, планируется увеличение ко-личества сертифицированных отелей – с 6 тыс. до 13 тыс. Все это приведет к росту объема платных услуг в сфере туризма в четыре раза – с 89 млрд до 370 млрд рублей. Однако, отмечают эксперты, пути достижения заяв-ленных целей в стратегии прописаны довольно слабо. Но хорошо уже хотя бы то, что государство озаботилось проблемой въездного туризма в стране.
Внутренний туризм – это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, за-нятий спортом и в других туристских целях.
Достаточно взглянуть на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показы-вают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не до-гадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома. В луч-шем случае знания сограждан о туристских возможностях страны ограни-чиваются представлениями о Черноморском побережье Кавказа, городах Золотого кольца и домах отдыха в пределах области, края, в которых они живут.
По мнению большинства руководителей туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в последнее время наблюдается тенденция посте-пенного роста популярности внутреннего туризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург (16,1% количества обслуженных туристскими фирмами внутренних туристов), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего туризма характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью досуга и отдыха (70,8% количества обслуженных туристов). Россияне отдают пред-почтение круизам на теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выез-жают на лечение в республиканские курорты и здравницы (6%). Только 11% россиян могут позволить себе более продолжительный организован-ный отдых (15-28 дней). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6 и 23,1% туристов соответственно).
Развитие
российского внутреннего
Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти. Поэтому в настоящее время к первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом относится создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предпо-лагает: формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы; развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего; укрепление материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций; развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособ-ности страны на мировом туристском рынке; разработка и внедрение прог-рессивных методов и стандартов туристского обслуживания; возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды; проведение активной рекламно-информационной деятельности, направ-ленной на продвижение и формирование образа России как страны, благо-приятной для туризма.
Российский рынок туризма составляет пока около 2-3% мирового, но развивается и будет развиваться в 3-4 раза большими темпами с прирос-том оборота около 2-3 млрд. долл. в год.
Максим
Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»
в пресс-релизе инвестиционного
холдинга «Финам» от 8 февраял 2010 года
прогнози-ровал, что в 2010 году внутренний
туризм может опередить выездной, но для
развития долгосрочной тенденции пока
не хватает инфраструктуры: «Очевидно,
что негативные последствия кризиса, прежде
всего, в части девальвации национальной
валюты, ведут к росту стоимости выездного
туризма, и на данном фоне вполне возможно
смещение потребительского спроса в пользу
туризма внутреннего, что, естественно,
можно трактовать как формирование благоприятных
для данной отрасли условий. Рост кон-курентоспособности
внутренних туров теоретически может
положительно сказаться на темпах развития
этой индустрии. Однако, на наш взгляд,
су-щественным негативным фактором в данном
случае остаётся низкий уров-ень развития
соответствующей инфраструктуры — дефицит
в стране кА-чественных курортов различного
типа, гостиничного фонда, невысокий в
большинстве случаев уровень сервиса».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшим элементом в процессе разработки маркетинговой страте-гии являются знания о рынке. В маркетинге под рынком понимается сово-купность всех покупателей определенного вида товара или услуги, как ре-ально существующих, так и потенциальных. Для формирования стратеги-ческого видения перспектив развития рынка предполагается, прежде всего, осмыслить рынок, определить и оценить факторы, способствующие изме-нению границ отрасли, а также спрогнозировать общую экономическую ситуацию. Знание собственных рынков и представлений об изменениях и тенденциях, характере и масштабов рынков и границ территорий конку-рентного противостояния позволяют видеть перспективы развития рынка, позволяют руководству компании формировать концепцию видения ры-нка. Для анализа рынка необходимо определиться с границами своего ры-нка, с факторами, влияющими на рыночную ситуацию. Цель анализа рын-ка — определение потребителей, описание их характеристик и выяснение их предпочтений относительно товара, емкости и темпов развития рынка и установление компаний и товаров конкурирующих на данном рынке.
В первую очередь компаниям следует уделить должное внимание аннализу факторов, определяющих будущее отрасли и способных в буду-щем изменять структуру существующих рынков.
Важной составляющей анализа рыночных возможностей является оценка существующей и потенциальной емкости рынка, доли рынка, а так-же анализ конъюнктуры рынка.
В
данной курсовой работе рассмотрены
основные аспекты рынка туроператоров
Санкт-Петербурга. По результатам исследования
можно сделать следующие
1. Рынок
туроператоров Санкт-
2. Значительная
часть рынка принадлежит
3. Значительное
влияние на рынок оказывает
ярко выраженный сезонный
4. Туроператоры
не могут полностью
5. Наиболее
перспективным направлением
6. Для успешного развития въездного туризма необходимо создать и про-двигать положительный имидж России и Санкт-Петербурга, увеличивать номерной фонд средств размещения, улучшать инфраструктуру.
6. Государство,
в лице правительства Санкт-
7. Нормативно-правовая
база, регулирующая деятельность индустрии
ту-ризма, нуждается в совершенствовании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка Туроператоров. Туроператоры Санкт-Петербурга