Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:19, курсовая работа
В данной работе рассматривается состояние, динамика и перспек-тивы развития рынка туроператоров Санкт-Петербурга. Также в данной работе рассматриваются основные тенденции развития рынка туропера-торских услуг, типы туризма, масштабы рынка услуг, уровень цен тур-операторов на туристские услуги и степень государственного регулиро-вания рынка туроператорских услуг. Кроме того, дается характеристика нескольким компаниям, работающим на рынке туроператоров Санкт-Петербурга.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА УСЛУГ ТУРОПЕРАТОРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА……………………5
ГЛАВА 2. КОНЪЮНКТУРА РЫНКА УСЛУГ ТУРОПЕРАТОРОВ….8
2.1. МАСШТАБ РЫНКА………………………………………..………….8
2.2. ТИП РЫНКА……………………………………………..………….10
2.3. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РЫНКА…………………...………………10
2.4. СТЕПЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА…………11
2.5. КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА……………………………………………14
2.6. УРОВЕНЬ ЦЕН ……………………………………………..………20
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА УСЛУГ ТУРОПЕРАТОРОВ….24
3.1. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ……………………………………24
3.2. МОТИВАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ…………………………….……….25
3.3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ……………..…..……..26
3.4. СЕГМЕНТАЦИЯ ВИДОВ ТРАНСПОРТА………………………..……..27
ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРОПЕРАТОРОВ...28
4.1. ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ………………….……………………………31
4.2. ВЪЕЗДНОЙ ТРУИЗМ………………………………………………32
4.3. ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ……………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………38
3) Метод с ориентацией на спрос основан на изучении желаний потреби-телей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка. Он приме-няется в случае, если цена является решающим фактором в приобретении продукта клиентами. При этом выявляется максимальная сумма, которую потребитель будет готов уплатить за данную услугу.
Таким
образом при разработке ценовой политики
турфирмы и тур-операторы используют три
перечисленных метода во взаимосвязи,
т.к. ориентация только на один из них не
способствует проведению гибкой ценовой
стратегии и может привести к косвенным
или прямым убыткам.
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА УСЛУГ ТУРОПЕРАТОРОВ
Сегментация рынка является одной из функций в системе марке-тинговой деятельности и связана с осуществлением работы по класси-фикации покупателей или потребителей товаров, находящихся или выво-димых на рынок. Главная цель сегментации "оживить", путем ориентации на потребителя, проектируемый, и реализуемый поток товаров и услуг.
Таким
образом сегментация рынка
В
зависимости от типа потребителя
товара или услуг различают сег-
В
данной работе говорится о рынке
товаров и услуг потребитель-
Сегментация на потребительском рынке включает в себя:
- сегментацию по демографическим критериям;
- сегментацию по мотивационным критериям;
- сегментацию по социально-экономическим критериям.
Так же в изучении спроса на туристские поездки очень важна сег-ментация спроса на различные виды транспорта.
3.1. Демографические критерии
По демографическим критериям рынок делится на несколько сегментов. Наиболее важными для маркетинговых исследований являются половые и возрастные характеристики потенциальных туристов.
Порядка 60% туристов, прибывающих в Петербург из западных стран – женщины, что должно находить отражение в маркетинговых стра-тегиях рецептивных фирм.
По возрасту путешествующих выделяют следующие сегменты:
- молодежный туризм (до 30 лет) – предпочитает дешевые поездки, менее комфортабельные средства размещения, активное общение с местным на-селением, посещение баров, дискотек, клубов.
- туризм среднего возраста (30-50 лет) – претендует на комфорт и удоб-ства, содержательные экскурсионные программы, широкая география пу-тешествий.
- туризм «третьего возраста» (старше 50) – требует не только комфорта, но и личного внимания со стороны обслуживающего персонала, наличия блюд диетического питания в ресторанах, размещение в гостиницах, рас-положенных в тихих местах.
- туризм «четвертого возраста» - программы для физически немощных лю-дей, которые не могут совершать поездки без сопровождающих. Потен-циал данного сегмента огромен, однако существуют ограничения, в пер-вую очередь, по здоровью. На развитие данного направления положитель-но влияет наличие у людей «четвертого» возраста практически не ограни-ченного свободного времени.
3.2. Мотивационные критерии
Основная масса туристов совершает путешествия со следующими целями: развлечение, ознакомление с туристскими достопримечательнос-тями другой страны, отдых. Общая доля таких туристов в международном туризме составляет около 50 %. Мотивация туристских путешествий в со-ответствии с методикой ЮНВТО представлена на рисунке 3.1
Рис. 3.2.1 Мотивация туристских путешествий.
Мотивационные
факторы эластичны и изменчивы.
Следует также учитывать
3.3. Социально-экономические критерии
Зависимость между доходами населения и интенсивностью путеше-ствия за границу является определяющим фактором международного ту-ризма в любом регионе, в т.ч. Санкт-Петербурге. Поставщиками туристов в Санкт-Петербург долгое время являются страны с высоким уровнем до-ходов населения, но и в них спрос на поездки имеет дифференциацию. С одной стороны, это сегмент дорогостоящих путешествий (VIP-туризм), с другой – массовый туризм по средним и низким ценам.
Таким образом, социально-экономические критерии определяют ры-ночный спрос по уровню доходов, покупательной способности населения, наличию свободного времени и другим подобным признакам.
3.4. Сегментация видов транспорта
Большинство туристов, прибывающих в Санкт-Петербург из даль-него зарубежья используют авиационный транспорт. Рынок авиационных перевозок состоит из двух сегментов – регулярных и чартерных рейсов.
Чартерные авиаперевозки играют огромную роль в развитии масс-сового туризма. Они имеют преимущества в силу более низких тарифов и возможности обеспечения доставки непосредственно из ближайшего к месту жительства аэропорта к месту, максимально приближенному к пун-кту назначения, что ведет к экономии времени.
В связи с появлением в России большого количества частных авиа-компаний, использование чартерных рейсов становится перспективным направлением деятельности российских рецептивных туроператоров.
Морской и речной транспорт также весьма перспективны в качестве направлений деятельности фирм, работающих на отправку и прием турис-тов. По своему социальному составу в круиз туристы направляются 50-55% с семьей, 30% со знакомыми, остальные в одиночку. Возрастной сос-тав до 25 лет - 30%, 25-40 лет 27%, старше 40 лет 43%. Следует отметить большой процентный состав замужних женщин – до 35%.
Таким
образом, основной процент сегментации
туристов по возраст-ному показателю приходится
на лиц старше 40 лет.
ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРОПЕРАТОРОВ
Туризм на сегодняшний день является показателем развития циви-лизации, методом познания окружающей действительности, способом по-вышения культурного уровня и восстановления здоровья людей.
В конце XX в. туризм становится массовым явлением, а туристский бизнес переживает настоящий бум. Поскольку туризм выгодная сфера инвестирования, с начала реформ в России этим бизнесом стали занимать-ся люди, очень далекие от предпринимательской деятельности, так как сфера туризма привлекала и привлекает многих предпринимателей своей кажущейся легкостью.
В настоящее время развитие туризма в России сдерживается комп-лексом факторов: низким профессионализмом, высоким налогообло-жением, экономической нестабильностью и т.д. Однако по прогнозам спе-циалистов наша страна в состоянии войти в число регионов наиболее по-пулярных среди туристов. Для успешной работы туристского бизнеса тре-буется осуществить значительные инвестиции в инфраструктуру отрасли, подготовить квалифицированные кадры, научить предпринимателей ус-пешно конкурировать на этом рынке, организовать более эффективную по-мощь государства.
Туристский бизнес предполагает сложную систему отношений меж-ду поставщиками и потребителями соответствующих услуг, между тур-фирмами и их конкурентами, а также между партнерами по бизнесу. Дея-тельность турфирмы на рынке включает: выбор рыночной ниши; разра-ботку туристского продукта; определение объема оказываемых услуг; со-вершенствование ценообразований; расширение рекламной деятельности; научных исследований; привлечение инвестиций; взаимодействие с други-ми компаниями; взаимоотношения с государственными органами.
Изучение основных показателей рынка туризма показывает, что не-смотря на определенный рост финансовых показателей туристских пред-приятий, уровень развития туризма в РФ в настоящее время невысок. По сравнению с другими странами активность российских граждан остается на низком уровне в связи с недостаточной платежеспособностью населе-ния. Лишь 21% населения России совершают путешествия. Для сравнения в Германии и Японии путешествуют 80% населения, в Великобритании – 70%. При этом услугами турфирм для организации своего путешествия пользуются только 5,5% россиян.
В России начинает складываться сеть организаций, предоставляю-щих туристские услуги в виде создания и продвижения турпродукта. Од-нако участие турфирм пока ограничивается лишь незначительной долей в организации туристских потоков. Важной проблемой турфирм являются низкий профессионализм персонала и отсутствие законодательно прора-ботанной государственной политики поддержки индустрии туризма.
Основная проблема на современном этапе развития российского ту-ристического рынка заключается в сложности своевременного и опера-тивного информационного сопровождения туристического продукта. Это создает трудности не только туристам при выборе места отдыха, но и агентствам, туроператорам и самим средствам размещения. Компании вынуждены набирать большое количество менеджеров по разным направ-лениям, туроператоры не имеют возможности разрабатывать адекватный турпродукт, не имея в своем распоряжении полной и объективной инфор-мации, базы размещения не могут сообщить о себе, поскольку их информа-ция просто теряется в массиве общих данных.
Некоторые участники туристского рынка пытаются упорядочить вза-имоотношения между средствами размещения, операторами и агентства-ми, создавая различные ресурсы, объединяющие в себе данные от многих участников. Создаются порталы, системы online-бронирования и пр. При всем их разнообразии, все они построены по одному принципу: средства размещения – оператор – агентство – турист.
Необходимо так же рассказать о международном туризме. Между-народный туризм, являясь одним из видов туризма, обладает всеми при-сущими этому понятию признаками, а также имеет некоторые особеннос-ти, обусловленные его международным характером.
В 2005 году доход от международного туризма составил 680 млрд. долларов. Эта сумма выводит туристические услуги на третье место в рей-тинге международной торговли, после экспорта нефти и транспортных средств. Туризм сегодня составляет четверть от мирового экспорта услуг, а если включить в него и авиаперевозки, то это значение возрастет до 40%. Как показывают расчеты, обычно в долгосрочном плане темпы роста спро-са на туристические услуги несколько опережают темпы экономического роста. Так, если для мировой индустрии туризма и путешествий ежегодные темпы роста лежат в пределах 3 – 4%, то мировая экономическая актив-ность возрастает за то же время на 1 – 2%.
Но в последние несколько лет эта закономерность дает сбои: рост спроса на туристическом рынке не превышает рост экономической актив-ности. Это особенно заметно в Европе, и прежде всего на родине массо-вого туризма – в Великобритании. Эксперты единодушны: одной из самых очевидных тенденций на современном рынке европейского международ-ного туризма является снижение объема организованных туров, приобре-таемых через крупных туроператоров (которые полностью берут на себя всю логистику поездки), и увеличивается число независимых путешествий, а также специализированных поездок, организуемых небольшими туристи-ческими компаниями.
Растущую
конкуренцию крупным
Если же говорить о перспективах самого туризма, то повода для бес-покойства нет. Интерес людей к ближним и дальним соседям, желание приобщиться к иной культуре, сменить обстановку, расширить кругозор или просто погреть косточки не иссякнет еще долго. А потому туризм бу-дет оставаться одним из самых популярных видов досуга.
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка Туроператоров. Туроператоры Санкт-Петербурга