Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:19, курсовая работа
В данной работе рассматривается состояние, динамика и перспек-тивы развития рынка туроператоров Санкт-Петербурга. Также в данной работе рассматриваются основные тенденции развития рынка туропера-торских услуг, типы туризма, масштабы рынка услуг, уровень цен тур-операторов на туристские услуги и степень государственного регулиро-вания рынка туроператорских услуг. Кроме того, дается характеристика нескольким компаниям, работающим на рынке туроператоров Санкт-Петербурга.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА УСЛУГ ТУРОПЕРАТОРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА……………………5
ГЛАВА 2. КОНЪЮНКТУРА РЫНКА УСЛУГ ТУРОПЕРАТОРОВ….8
2.1. МАСШТАБ РЫНКА………………………………………..………….8
2.2. ТИП РЫНКА……………………………………………..………….10
2.3. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РЫНКА…………………...………………10
2.4. СТЕПЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА…………11
2.5. КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА……………………………………………14
2.6. УРОВЕНЬ ЦЕН ……………………………………………..………20
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА УСЛУГ ТУРОПЕРАТОРОВ….24
3.1. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ……………………………………24
3.2. МОТИВАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ…………………………….……….25
3.3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ……………..…..……..26
3.4. СЕГМЕНТАЦИЯ ВИДОВ ТРАНСПОРТА………………………..……..27
ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРОПЕРАТОРОВ...28
4.1. ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ………………….……………………………31
4.2. ВЪЕЗДНОЙ ТРУИЗМ………………………………………………32
4.3. ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ……………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………38
Таким образом, можно сделать вывод, что по итогам первого квар-тала 2010 года туристический рынок увеличил свои показатели более чем на 40% относительно прошлого года, что подтверждается не только дан-ными Росстата, но и показателями статистики международных вылетов ро-ссиян в 2010 году, предоставленных Росавиацией.
Что касается Санкт-Петербурга, то в период с января по ноябрь 2010 года в этот город въехали примерно 2 млн. 900 тыс. иностранных граждан.
В 2010 году гостиницы Санкт-Петербурга приняли около 1 млн. гос-тей, в том числе более 0,6 млн. из-за рубежа.
В Петербурге функционирует около 4000 предприятий индустрии ту-ризма, однако количество туроператоров не превышает 300.
Численность населения
Таким образом, рынок туристских услуг, в частности, услуг туропе-раторов, можно характеризовать как рынок относительно крупный, с ДОС-таточно широкими возможностями как для продавцов, так и для покупа-телей.
Рынок туроператоров Санкт-Петербурга характеризуется большим количеством фирм (около 300 фирм). В основном это малые туристские фирмы, осваивающие небольшие туристские потоки, не имеющие значи-тельных исходных капиталов и основных средств. Однако существуют и более крупные и успешные туроператоры.
Наиболее крупные и популярные компании в Петербурге - «Инту-рист», «TEZ Tour», «Пегас-Туристик», «Натали Турс», «Нева», «S7 Tour», «Mostravel», и др. чей годовой оборот от реализации туристских услуг составляет более 15 млн. долл. США в рублёвом эквиваленте.
Таким
образом, рынок туроператоров Санкт-
Сильнейшее влияние на туристическую отрасль оказывает сезон-ность спроса. Сезоны бывают высокий и низкий. Пик спроса, как на въезд-ной, так и на выездной туризм приходится на период с мая по сентябрь – это высокий сезон. В этот период спрос на услуги туроператоров значи-тельно превышает предложение. В период низкого сезона наблюдается об-ратная ситуация.
Крупные туроператоры, такие как «Tez Tour», «Pegas туристик», «Нева» и др. менее болезненно переживают сезонное падение спроса за счет разработки специальных «зимних» туров в Египет, Таиланд, Сканди-навские страны и др. Небольшие фирмы – туроператоры, не имеющие финансовых возможностей для разработки широкого спектра предложе-ний, вынуждены существенно понижать цены. Для низкого сезона так же характерна ситуация, при которой туры продаются по цене приблизитель-но равной или ниже себестоимости.
Судя по статистическим данным, разрыв цен в высоком и низком се-зонах может составлять до 37%.
Туристическая деятельность как отрасль экономики страны требует надежного правового регулирования, то есть создания благоприятных ус-ловий для ее развития.
Туризм в полной мере воспринимает регулирующее воздействие норм различных отраслей права: таможенного, страхового, администра-тивного, экологического, о защите прав потребителей и др. В этом ряду особое значение отводится гражданскому праву.
Гражданский кодекс дал толчок для обновления и развития законно-дательства России, прежде всего в сфере предпринимательства и рыноч-ных отношений, в том числе и в предпринимательской деятельности ту-ристских организаций.
4 октября 1996 года Государственная Дума приняла Федеральный за-кон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». И впервые туристскую деятельность начал регулировать правовой акт, об-ладающий высшей юридической силой - закон, который образует стержень правовой системы сферы туризма.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» дал определение ряда понятий, используемых в сфере туризма: туризм, турист-ская деятельность, туризм внутренний, туризм выездной и въездной, ту-ризм социальный, туризм самостоятельный, турист, туристские ресурсы, туристская индустрия, тур, туристский продукт, продвижение туристского продукта, туроператорская деятельность, турагентская деятельность.
В главе закона, именуемой «Государственное регулирование турист-ской деятельности», заявлены наиболее важные законодательные установ-ления:
- о месте туризма в экономике России;
- о принципах государственного регулирования туристской деятельности;
- о целях, приоритетных направлениях и способах государственного ре-гулирования сферы туризма.
Среди основных целей государственного регулирования туристской деятельности в статье 4 вышеуказанного Закона указаны: обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествия; охрана окружающей природной среды; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличения доходов государства и граждан России, развитие междуна-родных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
В статье 4 Федерального закона «Об основах туристской деятель-ности в РФ» определены также способы государственного регулирования туристской деятельности. К ним можно отнести:
- создание нормативно-правовых актов, направленных на совершенство-вание отношений в сфере туристской деятельности;
- содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и ми-ровом туристских рынках, защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности, лицензирование, стандартизация в туристической индус-трии, сертификация турпродукта, установление правил въезда на террито-рию Российской Федерации и пребывания на ее территории с учетом инте-ресов развития туризма.
Важнейшими способами государственного регулирования сферы ту-ризма являются: лицензирование, стандартизация, сертификация туристи-ческой деятельности, которые осуществляются в целях защиты прав и ин-тересов туристов.
Гражданская ответственность туроператоров перед туристами
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (да-лее ГК РФ) продавец отвечает за неисполнение, либо ненадлежащее испол-нение обязательства, возникшего из договора, в виде возмещения убытков, причиненных таким неисполнением, либо ненадлежащим исполнением. Причем ответственность наступает в случае виновного неисполнения либо ненадлежащего исполнения, за исключением случаев, когда в соответствии с законом или договором ответственность наступает независимо от вины лица, нарушившего обязательство.
По общему правилу, установленному статьей 476 ГК РФ, продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Уголовная ответственность работников туроператора
Так же сфера туризма регулируется Уголовным кодексом Россий-ской Федерации (далее в работе УК РФ). В отличие от гражданской или административной, субъектами уголовной ответственности могут быть только физические лица (дееспособные граждане). Следовательно, ответ-ственность за преступления, совершенные в туроперейтинге, будет нала-гаться либо на директора турфирмы, соучредителей турфирмы, главного бухгалтера, либо ответственного менеджера туроператора.
Преступные деяния в туроперейтинге можно расценивать по нес-кольким статьям УК РФ:
- ст. 182 — «Заведомо ложная реклама» - использование в рекламных сооб-щениях заведомо ложной информации относительно туристических услуг, а также их изготовителей, совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб обществу;
- ст. 200 — «Обман потребителей» - введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества услуги;
- ст. 159 — «Мошенничество» - хищение чужого имущества или приобре-тение прав на чужое имущество путем обмана или злоупотребления дове-рием;
- ст. 160 — «Присвоение и растрата» - хищение чужого имущества, вверен-ного виновному;
- ст. 171 — «Незаконное предпринимательство» - осуществление предпри-нимательской деятельности без государственной регистрации или лицен-зии;
- ст. 180 — «Незаконное пользование зарегистрированным товарным зна-ком или торговой маркой».
Это лишь часть статей кодекса, нарушения которых работниками ту-ристического бизнеса наиболее распространены. Однако работники туро-ператора, являясь дееспособными гражданами Российской Федерации, не-сомненно несут ответственность в случае нарушения любой статьи Уго-ловного кодекса, вне зависимости, произошло это во время исполнения должностных обязанностей или нет.
Таким образом, туристская деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральными законами «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «О защите прав пот-ребителей», «Гражданским кодексом РФ», «Уголовным кодексом РФ» и другими нормативными актами.
Компании действуют на рынке в постоянном соперничестве с конку-рентами. Состояние конкурентной среды и действия конкурентов влияют на маркетинговые решения компании, ее планы и политику.
Выделяют три основных вида конкуренции:
- Функциональная. Такая конкуренция возникает между разными товарами (услугами), удовлетворяющими одну и ту же потребность (например, авто-мобильные и железнодорожные перевозки);
- Видовая. Этот вид конкуренции возникает между товарами (услугами) одного вида, но имеющими, по крайней мере, одно существенное отличие (например, мотоциклы с различной мощностью двигателя);
- Предметная. Конкуренция между товарами разных производителей, име-ющими практически одинаковые свойства.
Сбор информации о конкурентной среде обычно проводится с целью получения исходных данных для ответа на следующие вопросы:
- какие
организации, действующие на рынке, являются
конкурентными компаниями;
- какую долю рынка занимает каждый из
конкурентов;
- на какой стадии жизненного цикла находятся товары конкурентов;
- каково финансовое состояние конкурентов, их организационная струк-тура и уровень менеджмента;
- какие методы используют компании в борьбе за рынок.
В данной работе речь идет о рынке услуг туроператоров, соответст-венно, конкуренция – предметная, т.к. все компании различны, однако, предоставляют подобные услуги.
Изучение конкурентов не только дает компании представление о том, на каком рынке она работает, но и позволяет ей сравнить собственные показатели с показателями конкурентов. Такое сравнение весьма полезно, поскольку дает компании возможность определить, на каких направлениях она должна сосредоточить свои усилия и средства, чтобы добиться преи-муществ перед конкурентами или ликвидировать свое отставание от них.
Анализ характеристик конкурентов и сравнение их с соответствую-щими характеристиками компании обычно проводят по четырем основным группам параметров:
1) товары и услуги (качество, престиж торговой марки, упаковка, срок службы, гарантийный срок, уровень послепродажного обслуживания, тех-нические характеристики, стиль, надежность, удобство в эксплуатации, универсальность, размеры и др.);
2) цена (прейскурантная цена, условия предоставления скидок, размер ски-док, условия расчетов, сроки платежей и др);
3) каналы распределения (наличие доставки товара, сети региональных складов, посредники, охват рынка каналами распределения и др.);
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка Туроператоров. Туроператоры Санкт-Петербурга