Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:37, курсовая работа
Целью работы является анализ сущности комплекса маркетинга и его специфики в ООО «Технолайт».
Введение.....................................................................................................................3
1. Теоретические аспекты маркетинга на предприятиях розничной торговли.....................................................................................................................5
1.1 Эволюция содержания и форм маркетинга......................................................5
1.2 Основные элементы комплекса маркетинга на предприятиях розничной торговли......................................................................................................................8
2. Анализ комплекса маркетинга в ООО «Технолайт».................................12
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия.........................................12
2.2 Анализ элементов комплекса маркетинга в ООО «Технолайт».....................15
2.3 Недостатки маркетинговой деятельности предприятия..................................22
Заключение...............................................................................................................25
Список используемых источников......................................................................27
4. Потенциальные участники сделки никогда не смогут узнать друг о друге в том случае, если между ними не будет существовать коммуникаций, - соответственно, последний элемент комплекса маркетинга составляет коммуникационная политика. Стороны сделки должны быть в достаточной степени проинформированы о сущности имеющихся предложений, каждая из сторон должна, используя средства коммуникации, убедить противоположную сторону в привлекательности собственного предложения.
2. Анализ комплекса маркетинга в ООО «Технолайт»
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия
ООО «Технолайт» это торговое предприятие, специализирующееся на розничной продаже офисной техники.
ООО «Технолайт» для достижения целей своей деятельности вправе нести обязанности, приобретать и осуществлять любые имущественные и личные неимущественные права, предоставляемые законодательством, от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Технолайт» осуществляет свою деятельность на основе выданной Лицензии №2377 от 10 июня 2005 г.
Основной целью деятельности является извлечение прибыли от торговых операций.
ООО «Технолайт» занимается розничной торговлей продукции. ООО «Технолайт» является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.
Участниками ООО «Технолайт» могут быть юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Российской Федерации.
Среднесписочная численность на предприятии составляет 100 человек.
В соответствии с Генеральной лицензией ООО «Технолайт» имеет право осуществлять следующие операции:
-торговая деятельность;
-открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
-осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц
Организационная структура системы управления ООО «Технолайт» представлена на рисунке 1. Данная структура является линейно - функциональной, т.е. структура органов управления состоит из линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу и обслуживаемых функциональными подразделениями.
При линейно-функциональном управлении линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю вырабатывать и принимать конкретные решения.
Преимущества линейно - функциональной структуры:
-высокая компетентность функциональных руководителей;
-улучшение координации в функциональных областях;
-формализация и
-высокий уровень
-высокая эффективность
при небольшом разнообразии
Рисунок 1. «Организационная структура системы управления организации ООО «Технолайт»
Недостатки линейно – функциональной структуры:
-проблемы межфункциональной координации;
-чрезмерная централизация;
-увеличение времени принятия решений из-за необходимости согласований;
-реакция на изменения рынка чрезвычайно замедлена;
-ограничены масштабы
предпринимательства и
Проанализируем основные статистические показатели деятельности предприятия (Таблица 1).
Таблица 1. - Анализ основных показателей деятельности ООО «Технолайт»5
Наименование показателя |
Значение показателя |
Изменение, (+,–) |
Цепной темп роста, % | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 | |
1) Выручка от реализации, тыс. руб. |
750,7 |
877,1 |
1041,3 |
126,4 |
164,2 |
116,8 |
118,7 |
2) Численность работников, чел. |
120 |
110 |
100 |
10 |
20 |
91,7 |
83,0 |
а) Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
367,65 |
433,35 |
625,5 |
65,7 |
192,15 |
117,9 |
144,3 |
б) Среднемесячная заработная плата, руб. |
2850 |
3210 |
4500 |
360 |
1290 |
112,6 |
140,2 |
3) Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
20135 |
10115 |
10258 |
-10020 |
143 |
50,2 |
101,4 |
4) Среднегодовые остатки |
9854 |
14515 |
12340 |
4661 |
-2175 |
147,3 |
85,0 |
5) Производительность труда, тыс. |
5,82 |
6,50 |
7,49 |
0,68 |
0,99 |
111,6 |
115,3 |
6) Фондоотдача, руб./руб. |
26,82 |
11,53 |
9,85 |
-15,29 |
-1,68 |
43,0 |
85,4 |
7) Фондоемкость, руб./руб. |
0,04 |
0,09 |
0,10 |
0,05 |
0,01 |
232,6 |
117,1 |
8) Коэффициент оборачиваемости |
0,08 |
0,06 |
0,08 |
-0,02 |
0,02 |
79,3 |
139,6 |
8) Себестоимость продукции, тыс. руб. |
3297,2 |
3917,7 |
4029 |
620,5 |
111,3 |
118,8 |
102,8 |
9) Прибыль от реализации, тыс. руб. |
-2546,5 |
-3040,6 |
-2987,7 |
-494,1 |
52,9 |
119,4 |
98,3 |
10) Рентабельность продаж, % |
-339,217 |
-346,665 |
-286,92 |
-7,45 |
59,74 |
102,2 |
82,8 |
Для наглядности представим данные в виде рисунка. (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Динамика показателей деятельности ООО «Технолайт»
Выручка увеличилась на 18,7%. В 2011 г. основные средства снизились на 49,76%, а в 2010 г. стоимость основных средств увеличилась на 1,41% и составила 10258 тыс. руб., против 10115 тыс. руб. в 2009 г. Это обусловлено закупкой нового компьютерного оборудования.
2.2 Анализ элементов комплекса маркетинга в ООО «Технолайт»
Изучение маркетинговой среды ООО «Технолайт» направлено на анализ тех составляющих, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз её дальнейшему существованию.
Для того, чтобы оценить
маркетинговую среду ООО «Техно
Первый фактор маркетинговой микросреды предприятия – это сама фирма. На изучаемом предприятии отдел маркетинга отсутствует. Маркетинговую деятельность в ООО «Технолайт» осуществляет маркетолог. Его основными задачами является исследование особенностей рынков сбыта и реализации продукции, анализ конкурентов компании, анализ поставщиков и потребителей ООО «Технолайт», своевременная реализация намеченных мероприятий и промоакций и создание благоприятных для их осуществления условий. Подавляющее большинство исследований на изучаемом предприятии являются кабинетными, а в частности - классический анализ документов. То есть, маркетолог изучает документы отчетности с целью выявления товаров, пользующихся наибольшей популярностью, а также проблемных товаров.
Следующий фактор микросреды,
оказывающий влияние на деятельность
предприятия – это его
В таблице 2 представлен перечень основных поставщиков ООО «Технолайт»
Таблица 2. – Объемы поставок ресурсов ООО «Технолайт» за 2011 год, шт
Принтеры |
ПК |
Офисная мебель | |
ЗАО «Техник» |
500 |
- |
- |
ЗАО «Спарк» |
780 |
- |
- |
ОАО «Волна» |
920 |
120 |
100 |
Из таблицы видно, ООО «Технолайт» имеет трех поставщиков, основным из которых является ОАО «Волна», поставляющее все виды товаров.
Следующий фактор микросреды предприятия – конкуренты. При анализе конкурентов компании, необходимо заметить, что на рынке продажи офисной техники нет явно выраженного рыночного лидера – вследствие этого все конкуренты представляют собой рыночных претендентов в той или иной степени опережая или отставая друг от друга. Таким образом, можно сделать заключение, что конкуренция на этом рынке достаточно острая. Появление на рынке товаров-заменителей не может кардинальным образом повлиять на положение дел на рынке, так как все предприятия-конкуренты торгуют примерно одинаковыми товарами, и появление товара-заменителя может изменить ситуацию лишь на какое - то время, пока этим же товаром не начнут торговать другие предприятия. Появление новых конкурентов может вызвать изменение в сложившейся ситуации на рынке, но только если появление нового конкурента будет правильно продуманным и реализованным. В противном же случае на благоприятный исход дела надеяться не приходится.
Рассмотрим конкурирующие компании, работающие на рынке Ярославской области в таблице 3. Среди них ООО «Паритет», ООО «Саланг», ООО СК «Техник». Знак (+) означает, что данный показатель у конкурирующих предприятий выше, чем у ООО «Технолайт», знак (–) означает, что показатель ниже.
Таблица 3. - Конкурентоспособность предприятия
Сравниваемые показатели |
ООО «Технолайт» |
ООО «Паритет» |
ООО «Саланг» |
ООО СК «Техник» |
Цена |
- |
+ |
++ |
++ |
Себестоимость |
- |
+ |
++ |
+ |
Экологичность |
+ |
- |
+ |
+ |
Продукция ООО «Технолайт» является конкурентоспособной, т.к. себестоимость продукции ниже, чем у остальных и цена самая низкая. Также немаловажную роль играет экологически чистые материалы, используемые на предприятии.
Следующим фактором маркетинговой микросреды организации является клиентура. По данным, полученным в ходе непосредственного наблюдения и опроса покупателей и информации полученной от работников исследуемого предприятия, мы можем составить заключение об основных категориях покупателей, данные о которых представлены на рисунке 3.
Основной категорией потребителей являются люди в возрасте от 20 до 25, за ней группа в возрасте от 25 до 30 лет. Две эти группы в общей сумме дают 51%, то есть можно утверждать, что основной группой покупателей исследуемого предприятия являются молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет.
Потребители реализуемого товара на рынке ведут себя адекватно сложившейся ситуации. В связи с тем, что на рынке розничной продажи продуктов товаров конкуренция очень напряженная, покупатели могут сделать покупку в том или ином понравившемся им магазине. Поэтому можно заключить, что рынок, на котором функционирует изучаемое предприятие представляет собой рынок покупателя.
Рисунок 3. Возрастная структуры потребителей ООО «Технолайт»
И последний фактор маркетинговой микросреды фирмы – это контактные аудитории.
К контактным аудиториям ООО «Технолайт» относятся:
1. Аудитории государственных учреждений: организации местной власти, надзорные органы регионального и федерального уровня.
2. Финансовые круги: банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, акционеры.
3. Местные аудитории: окрестные жители и местные общественные организации.
4. Гражданские группы действий: общества потребителей, охраны природы, организации национальных меньшинств.
5. Аудитории средств информации - организации, распространяющие новости и комментарии: газеты, журналы, радиостанции, телецентры.
6. Внутренние аудитории: рабочие и служащие организации производителя.
7. Широкая публика: различные слои населения в целом.
В ходе анализа элементов комплекса маркетинга нами был изучен товарный ассортимент, ценовая политика, каналы реализации и меры по стимулированию сбыта ООО «Технолайт». Рассматривая первый элемент комплекса маркетинга – товарную политику, можно сказать, что ООО «Технолайт» постепенно расширяет свой ассортимент, стремится удовлетворить требования самых разных слоев населения.