Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 14:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение комплексного исследования рынка в системе маркетинга.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• определить цели, задачи и назначение комплексных исследований рынка;
• рассмотреть направления комплексных рыночных исследований;
• выделить этапы комплексного исследования рынка;
• обобщить методы комплексного исследования рынка;
• исследовать товарный рынок на примере ЗАО «Эрис мануфактура».
6. Представление полученных результатов.
На заключительном этапе исследования подготавливаются выходные документы (отчеты, рекомендации, заключения, справки), содержащие основные результаты исследования и их интерпретацию, необходимые для принятия маркетинговых решений. Подготовленные документы передаются лицам, ответственным за маркетинговую политику предприятия.
Результаты и выводы маркетингового исследования оформляются в виде аналитического отчета, который включает следующую информацию:
Тщательно проведенное комплексное изучение рынка услуг дает возможность разработать рациональную политику поведения на рынке, укрепить свою и ослабить позиции конкурентов, выйти на наиболее благоприятные сегменты рынка, разработать план развития компании на перспективу, создать благоприятный имидж фирмы и всей ее деятельности в глазах общественности.
Первой задачей выбора способов проведения комплексных рыночных исследований является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться при сборе и анализе маркетинговой информации. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее подходящий набор этих методов.
В основе методов изучения рынка лежат различные источники информации. В зависимости от них различают следующие основные методы:
Способами проведения кабинетных исследований являются:
1). контент-анализ – анализ тестового массива, при котором выявляются наиболее часто встречающиеся в нем понятия, процессы. Метод позволяет оценить приоритет того или иного явления (результативность деятельности конкурентов, развитие потребностей населения);
2). регрессионный и корреляционный анализы – выявление в математической форме зависимости значения какого-то результативного показателя от некоторых переменных величин (влияния цен на объем продаж, роста доходов на изменение численности потенциальных покупателей).
2. Метод полевых исследований рынка – дополнение результатов кабинетных исследований первичной информацией о рынке.
Способами проведения полевых исследований являются:
1). наблюдение – наиболее простой метод фиксации происходящих процессов, когда наблюдатель не вступает в непосредственный контакт с наблюдаемым объектом. Оно планомерно и систематично, соответствует определенной цели исследования, является основой для обобщения суждений. Наблюдение часто объективнее и точнее, чем опрос.
Преимуществами данного метода являются:
Недостатками данного метода будут высокие расходы, субъективность наблюдающего, эффект наблюдения (при открытом наблюдении поведение объекта может отличаться от естественного). Кроме того, многие факты не поддаются наблюдению;
2). опрос – выяснение позиций потребителя или получение от него информации по определенному вопросу. Проводится устно или письменно. Респондентами выступают участники рынка или специально приглашенные эксперты. Возможно влияние интервьюера на респондента.
3). эксперименты – осуществление какого-либо процесса с замером полученных результатов на основе предварительно созданной ситуации. Используется при изучении причинно-следственных связей конкретных случаев разового характера. При этом одни величины варьируются исследователем, другие постоянны. Исследователь может активно вмешиваться в процесс изменения данных. Полученные данные не всегда можно обобщить, требуется постоянный контроль ситуации;
4). панель – повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени, специальная процедура, позволяющая получать достаточно широкий диапазон данных и проводимая по специально разработанной программе действий. Используется для получения зависимостей и выяснения взаимосвязей некоторых показателей.
С помощью данного метода можно:
Выбор того или иного вида панельного метода определяется поставленными задачами и объемом выделенных средств.
Способами проведения аналитико-прогностических исследований являются:
1). линейное программирование - представляет собой математический подход при выборе из ряда альтернативных вариантов наиболее благоприятного решения по затратам, прибыли (при рационализации грузовых транспортных маршрутов, оптимизации товарных запасов, улучшении товарного ассортимента);
2). экономико-математические модели - позволяют с учетом действующих факторов внешней и внутренней среды оценивать развитие конкретного участка рынка , конкурентоспособность товара и его производителя, определять стратегию и тактику маркетинговой деятельности;
3). экономико-статистические приемы - используются для выборки, ранжирования закономерностей, определения тесноты корреляционной связи;
4). теория массового обслуживания - применяется при выборке очередности обслуживания заказчиков, составлении графиков товарных поставок. Позволяет изучить складывающиеся закономерности поступления массовых заявок на обслуживание, правильно определить оптимальную очередность их выполнения;
5). теория связи - помогает совершенствовать связь (механизм обратных связей) субъектов рынка с конкретным рынком, повышать эффективность использования получаемых информационных данных, позволяет своевременно получить сигнальную информацию о процессах, а также управлять процессами производства и сбыта (увязка производственных мощностей с возможностями сбыта), товарными запасами (регулирование поступлениями и отгрузками);
6). сетевое планирование - обеспечивает регулирование последовательности выполнения, взаимозависимости деяний, работ, отдельных операций в рамках конкретного проекта, а также определение основных этапов, сроков их осуществления, затрат, ответственности исполнителей, предусматривая возможные отклонения.
7). деловые игры - позволяют моделировать и имитировать (проигрывать задачи и действия как абстрактных, так и конкретных субъектов рынка, стремящихся находить оптимальные коммерческо-хозяйственные решения.
3. Качественные методы. Цель качественных исследований – получение данных, объясняющих наблюдаемое явление, например поведение потребителей. К таким исследованиям относятся:
1). глубинные интервью – индивидуальное или групповое интервьюирование с целью выявления мнений опрашиваемых;
2). групповые дискуссии – обсуждение некоторой проблемы в фокус-группах, состоящих из 10 – 12 специально подобранных респондентов;
3). экспертные оценки. Метод позволяет быстро получать данные о развитии некоторых явлений на рынке.
4. Количественные методы. Цель количественных исследований – получение и анализ достоверных статистических данных для проверки достоверности мнений потребителей, выявленных при качественных исследованиях. Количественные методы предполагают:
1). выделение генеральной совокупности. Исследование должно быть ограниченным – полное исследование дорого, а иногда и невозможно;
2). определение выборочной совокупности – репрезентативной иллюстрации генеральной совокупности, которая должна быть представительной и надежной;
3). определение объема выборки с целью уменьшения случайных и систематических ошибок.
Маркетинговые исследования могут проводиться:
3.1 Краткая характеристика предприятия ЗАО «Эрис Мануфактура»
ЗАО «Эрис Мануфактура» - современная, динамично развивающаяся российская фабрика, производство межкомнатных дверей – это основная специализация предприятия. Одним из основополагающих принципов работы ЗАО «Эрис Мануфактура» является использование высокотехнологичного оборудования, высококачественных импортных материалов и постоянное применение технологических инноваций в своей работе. Отличительными особенностями дверей фабрики являются их качество и долговечность.
Основным видом деятельности ЗАО «Эрис Мануфактура» является производство и продажа межкомнатных дверей в городе Тверь и Тверской области.
ЗАО «Эрис Мануфактура» является закрытым акционерным обществом. В ЗАО «Эрис Мануфактура» создан уставный капитал, имущество общества формируется за счет вкладов акционеров, полученных доходов и других законных источников.
Высшим органом управления ЗАО «Эрис Мануфактура» является собрание акционеров. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков.
Исполнительным органом ЗАО «Эрис Мануфактура» является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.
На рассматриваемом предприятии ЗАО «Эрис Мануфактура» регулярно проводится внутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты, так и некоторые исходные данные этого анализа не разглашаются, так как руководство ЗАО «Эрис Мануфактура» относит эту информацию к коммерческий тайне. Свою деятельность фирма рекламируют в СМИ. Заинтересовавшихся клиентов фирма консультирует как по телефону, так и лично.
Производственная компания ЗАО «Эрис Мануфактура» начала свою работу еще в 1998 году. В то время рынок межкомнатных дверей был не настолько развит, как сегодня, поэтому деятельность, в основном, сводилась к обслуживанию заказов различных ЖКО и строительных организаций, поставляя двери строительные, двери МДФ, двери оргалитовые, крашеные двери.
В 2005 году был заключен договор с очень крупным поставщиком шпона разных пород. Буквально тут же компания взорвала рынок, удивив его разнообразием выбора разных цветовых и дизайнерских решений межкомнатных дверей. На сегодняшний день насчитывается более 100 вариантов шпона, из которых возможно изготовление любой модели. При этом в том же материале, на тех же площадях компании производится и погонаж.