Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов и принципов государственного регулирования предпринимательства в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
. дать правовую характеристику предпринимательской деятельности: понятие, признаки;
. раскрыть понятие, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.
Введение 4
1. Правовая характеристика предпринимательской деятельности 7
1.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности 7
1.2 Формы предпринимательской деятельности 11
2. Общие положения о предпринимательской деятельности в республике Беларусь 17
2.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности 17
2.2 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь 21
3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в республике Беларусь на современном этапе 25
3.1 Приоритетные сферы государственного регулирования 25
3.2 Государственная поддержка предпринимательства в Республики Беларусь 31
Заключение 39
Список использованных источников 42
Существуют три основные системы прогрессивного налогообложения (отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода):
- пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
- регрессивный налог (налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
- прогрессивный налог (чем выше доход, тем выше налог). [13, ст.53]
Фундаментальная задача государства
в этой сфере заключатся в том,
чтобы посредством налогов
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Неподвижных" систем налогообложения нет и быть не может.
Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.
Систему налогообложения
можно считать стабильной и, соответственно,
благоприятной для
Стабильность налогов
означает относительную неизменность
в течение ряда лет основных принципов
системы налогообложения, а также
наиболее значимых налогов и ставок,
определяющих взаимоотношения
Валютные ограничения
и сфера их применения на основе
Закона Республики Беларусь от 29.06.2006 N
137-З "О валютном регулировании
и валютном контроле". Валютные ограничения
- это система государственных
мероприятий (законодательных, административных,
экономических и
Государство, применяя валютные ограничения в зависимости от сложившейся на данный момент экономической ситуации, ставит перед собой достижение следующих целей:
- выравнивание и оптимизация структуры платежного баланса страны;
- стабилизация или поддержание валютного курса;
- концентрация валютных ценностей у государства.
Для выполнения обозначенных
целей государство ограничивает
резидентов вправе использовать, владеть
и распоряжаться валютными
- регулирование текущих валютных операций, отражающихся по текущему счету платежного баланса;
- регулирование валютных операций, связанных с движением капитала, отражающихся по счету операций с капиталом и финансовых операций платежного баланса (далее - капитальный счет);
- регулирование внутреннего оборота валютных ценностей. По счету текущих операций применяются следующие основные валютные ограничения:
- частичная или в полном объеме обязательная продажа валютной выручки экспортеров центральному банку страны и/или уполномоченным банкам, обладающим лицензией, позволяющей осуществлять данные операции;
- ограничения, касающиеся сроков обязательной продажи иностранной валюты, поступающей в качестве экспортной выручки на транзитные счета резидентов;
- ограничения на приобретение иностранной валюты импортерами на внутреннем валютном рынке (только при наличии специальных разрешений (лицензий), выдаваемых органами валютного контроля);
- запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;
- ограничения суммы покупки иностранной валюты для резидентов, выезжающих за границу в качестве туристов;
- ограничения по суммам при осуществлении импортерами авансовых платежей;
- ограничения на форвардные продажи национальной валюты нерезидентам. [13, ст.61]
Основные валютные ограничения по капитальному счету:
- запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на предоставление резидентами нерезидентам займов и кредитов в иностранной валюте;
- запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на открытие юридическим и физическим лицам текущих и других счетов за границей;
- запрет или ограничения на инвестиции нерезидентов (как правило, портфельных) во внутреннюю экономику;
- запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на осуществление резидентами прямых и (или) портфельных инвестиций за пределами страны;
- запрет или установление лимита на продажу национальных ценных бумаг нерезидентам;
- запрет или лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг;
- запрет или ограничение ввоза иностранной валюты в страну;
- уведомительный или регистрационный порядок при привлечении нефинансовым сектором займов и кредитов в иностранной валюте от нерезидентов. [13, ст.65]
По внутреннему обороту валютных ценностей финансовые власти устанавливают валютные ограничения, касающиеся:
- установления количественных ограничений при покупке-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты;
- установления списка товаров, услуг, реализуемых за иностранную валюту на внутреннем валютном рынке страны. [13, ст.68]
Основными принципами валютных ограничений являются: централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках; лицензирование валютных операций - требование получения предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения импортерами и должниками иностранной валюты; полное или частичное блокирование валютных счетов; ограничение обратимости валют путем установления дифференцированного ее режима для резидентов и нерезидентов.
Валютные ограничения являются составной частью валютного контроля, как мероприятия государства по надзору, регистрации, статистическому учету валютных операций.
Валютные ограничения нарушают единство мирового хозяйства, препятствуют свободному развитию внешней торговли, раздробляют мировой валютный рынок на более или менее изолированные валютные сферы. Искусственные ограничения платежей иностранной валютой по внешнеторговым операциям, вводимые одними странами, препятствуют вывозу товаров из других стран и побуждают их к ответным мерам.
3.2 Государственная поддержка предпринимательства в Республики Беларусь
Целью государственной поддержки
предпринимательства является формирование
благоприятных условий для
На основе статьи 1 Закона
от 01.07.2010 г. № 148-З "О поддержке
малого и среднего предпринимательства"
(далее Закон) поддержка малого и
среднего предпринимательства - это
реализация государственными органами
и иными организациями
Всего в сфере малого и среднего бизнеса по итогам 2011 года работает около 1,5 млн. человек, почти треть экономически активного населения республики. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных рабочих возросла с 28,6 процента от общего количества занятых в экономике в 2007 году до 31,4 процента в 2011 году. К 2015 году численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса в Беларуси, по прогнозам, достигнет не менее 1800 тыс. человек.
Рис. 3.1. –Число людей работающих в
сфере предпринимательства за 2007-2011 г.
Источник – разработка
автора на основании данных Совета
Министров Республики Беларусь - новости
от 02.08.2012
Впервые в законодательном акте дано чёткое определение того, какие субъекты могут относиться к субъектам малого предпринимательства, а какие - к субъектам среднего предпринимательства.
К субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом относятся: индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно; малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно. [15]
В соответствии с ч. 2 статьи 3 Закона к субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Проанализировав нормы Закона, конкретные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно разделить на несколько главных блоков:
♦ финансовая поддержка
♦ имущественная поддержка
♦ информационная поддержка
♦ иные формы поддержки, к которым относятся:
- содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);
- содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения, квалификации и переподготовки кадров. [15]
Финансовая поддержка
Статьёй 11 Закона предусмотрено, что государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе, за исключением случаев, определяемых Президентом Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством. [15]
В свою очередь, меры финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства оказываются следующими структурами.
Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления:
- финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
- имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);
- гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь. [15]
Областными и Минским
городским исполнительными
- финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
- субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;
- субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам - лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;
- субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией.
Банками Республики Беларусь
путем предоставления льготных кредитов
за счет средств местных бюджетов,
предусмотренных программами
Имущественная поддержка
Конкретный механизм оказания
имущественной поддержки
- передача в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, в том числе с правом приобретения их в собственность после окончания срока безвозмездного пользования;
- применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей;
- отчуждение находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей субъектам малого или среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и арендующим данное имущество не менее пяти лет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. [15]
Информационная поддержка
Согласно Закону, основными видами информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
- освещение в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;